СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ ===SOCIAL SCIENCES==
УДК378:159.9.072 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ
СТРАХОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2019 Г.В. Акопов, Л.С. Акопян, С.Н. Тимошкин
Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии. E-mail: [email protected] Акопян Любовь Суреновна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии.
E-mail: akolubov@mail. ru Тимошкин Сергей Иванович, студент магистратуры по кафедре общей и социальной психологии.
E-mail: [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
В статье представлены результаты исследования эмоционального профиля и содержательные характеристики страхов студентов в процессе обучения. Большая часть студентов испытывает различные затруднения, связанные с переживанием тревоги и страхов. Тем не менее, следует признать, что эмоциональные состояния и, в частности, переживания тревоги и страхов студентами нечасто являются предметом научного исследования, а если и являются, то, в основном, исследуются учебные страхи студентов. Поэтому изучение тех или иных эмоциональных состояний студентов и причин их возникновения становится важной социальной и психологической проблемой. В статье анализируются социальные страхи как отдельная группа в классификациях страхов различных исследователей. Целью исследования являлось изучение динамики эмоциональных состояний студентов-психологов и проявлений социальных страхов студенческой молодежи. В исследовании использовались: методика Л.С. Акопян «Эмоциональный профиль», опросник Ч.Д. Спилбергера (адаптированный в русском переводе Ю.Л. Ханиным) по определению самооценки уровня (личностной) тревожности у студентов; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой. Высокий показатель в группе позитивных эмоциональных состояний имеет состояние интереса: в период до сессии и после сессии показатель интереса равен 45,2 и 52,3, соответственно, а в период сессии показатель интереса падает до 9,5. Преобладанием негативных состояний характеризуется период сессии, а именно: страх и боязнь - 28,6; вина и недовольство - 11,9; злость, страдание и грусть - 9,5; обида - 7,1. Лидирующую позицию в иерархии страхов студентов занимает страх перед экзаменами (61,3% студентов от общей выборки). Полученные результаты могут быть использованы в учебных программах различных дисциплин и их психологического сопровождения, а также для совершенствования фондов оценочных средств и бально-рейтинговой системы в целях превенции негативных эмоциональных состояний, в частности, тревоги и страхов. Уровень личностной тревожности и социальные страхи могут служить предикторами проблемности социальных отношений студентов в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенческая молодежь, эмоциональный профиль, социальные страхи, тревожность.
Введение. Эмоциональное благополучие студентов является важным фактором учебной активности и профессиональной подготовки в ВУЗе. Современное образование, как среднее общеобразовательные звено, так и высшая школа, считается стрессогенным и психотравмирующим фактором для большинства студентов. Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам студентов. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобра-
зованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами свои эмоциональные состояния. В связи с этим перед психологическими службами школ и вузов стоит важная задача -обеспечить эмоциональное благополучие личности в процессе профессионального обучения и воспитания.
Проблема формирования комфортных условий в образовательном процессе и регуляция эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях, например, в период сессии, целенаправленно исследуются педагогами, психологами, клиническими психологами. В.К. Вилюнас пишет, что «какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней» [1, с. 13].
Как отмечает Р.С. Немов, в экзаменационной ситуации у студентов отмечается снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, ночного сна, аппетита. Появляется страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям [2].
Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связан ряд отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. Отечественные психологи рассматривают страх как одну из фундаментальных эмоций, возникающую в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида. Страх является одновременно психическим состоянием и свойством личности, которые характеризуют отношение человека к различным стрессогенным воздействиям социума. В одних случаях они мобилизуют индивида на активные действия и развитие, в других случаях - способны парализовать, вызывая тревожность высокой интенсивности. Поэтому не случайно проблема страхов является предметом научного интереса различных исследователей (А.И. Захаров, А. Кемпински, С.Ю. Мамонтов, Ф. Риман, Ю.В. Щербатых и др.).
Анализ психологической литературы по проблеме страхов показал, что большая часть научных исследований в настоящее время посвящена изучению детских страхов, способов саморегуляции эмоциональных состояний у детей, тревожности как фактора негативного воздействия на последующее развитие ребенка (Л.С. Акопян, М.И. Буянова, В.И. Гарбузов, Н.С. Жуковская, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.).
При этом страхи взрослых людей и, в частности, студентов, недостаточно изучены в отечественной психологии. В студенческие годы сущест-
вует большое количество различных страхов, однако, изучены в большей степени те, которые связаны с учебной деятельностью (М.А. Замкова, Е.И. Ивлева, Е.П. Ильин, А.О. Прохоров, Ю.В. Щербатых и др.). Поэтому особый научный интерес вызывает изучение эмоционального профиля студентов и частоты проявлений социальных страхов студенческой молодежи в современном обществе.
В нашей работе исследовалась динамика эмоциональных состояний студентов-психологов в процессе обучения: в предсессионный, сессионный и постсессионный периоды. Для выявления эмоциональных состояний студентов использовалась методика Л.С. Акопян «Эмоциональный профиль» [3, с.81]. На данном этапе эмпирического исследования принимали участие студенты 3-го и 4-го курсов факультета психологии (22 и 20 человек соответственно). Количество испытуемых составило 42 студента: 5 юношей и 37 девушек в возрастном диапазоне от 20 до 22 лет.
В первой части эмпирического исследования были выявлены эмоциональные состояния студентов на различных этапах учебного процесса (до сессии, в период сдачи сессии и после сдачи сессии). Анализ полученных результатов выявил различия в спектре наиболее значимых эмоциональных переживаний студентов.
Из позитивных эмоциональных состояний наиболее «подвижным» в данной выборке является состояние интереса: в период до сессии и после сессии количество студентов, часто испытывающих состояние интереса, равно 45,2 и 52,3, соответственно, а в период сессии показатель интереса падает до 9,5 (данные приводятся в % от числа студентов, обследование сплошное - 42 человека). Состояние радости не имеет существенных различий в предсессионный (9,52) и сессионный периоды (7,1), однако после сдачи сессии этот показатель возрастает до 19,0.
Из негативных эмоциональных состояний следует отметить состояние тревоги, где наивысший показатель зафиксирован в момент сессии у 40,5 испытуемых. В период перед сессией тревога диагностируется у 26,2 респондентов, после сессии показатель снижается до 7,1. В целом, период сессии характеризуется преобладанием негативных состояний, а именно: страха и боязни - 28,6; вина и недовольство - 11,9; злость, страдание и грусть - 9,5; обида - 7,1. Как мы видим, статистически наиболее выражены эмоции страха и боязни.
На втором этапе целью нашего исследования являлось определение наиболее распространенных социальных страхов среди молодых людей в студенческие годы. Как говорилось выше, иссле-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №69, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 69, 2019
дования в этом направлении проводились и раньше многими исследователями. Социальные страхи как отдельная группа выделены в классификациях А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, А. Кемпински, С.Ю. Мамонтова, Ю.В. Щербатых и др. Во всех анализируемых классификациях выделена социальная группа страхов, однако внутреннее содержание данной группы страхов у разных авторов различно. Так, С.Ю. Мамонтов [4] включает в социальную группу страхов страх обеднеть, в то же время страх перед нищетой, что, по сути, является тем же, уже относится к группе экзистенциальных страхов; страх перед одиночеством и изоляцией, отмеченный в группе экзистенциальных страхов, может быть также отнесен к группе социальных страхов. Легко предположить, что один и тот же страх может иметь различное происхождение.
В предложенной Л.С. Акопян классификации [5] вся совокупность страхов разделяется на обусловленные, индуцированные и внутренне генерированные страхи, а также их спецификацию по признакам этничности и ментальности. К обусловленным страхам отнесены такие страхи, которые вызваны внешними по отношению к субъекту факторами, которые выступают в качестве условий возникновения соответствующих эмоциональных состояний. Это, в частности, биологически обусловленные страхи (те или иные животные, природа, иные явления и т.д.). В этой же группе аналогично выделяются социально-обусловленные страхи и техногенно-обуслов-ленные страхи. К индуцированным страхам относятся страхи, возникающие вследствие прямого или косвенного социального воздействия на эмоциональное состояние субъекта, вызывающее переживание страха (внушение, заражение и др.). В этой группе вся совокупность страхов может быть: 1) социально-биологически индуцированной (социальное воздействие по формированию страха тех или иных биологических объектов); 2) социально-социально индуцированной (социальное воздействие по формированию социального страха); 3) социально-техногенно индуцированной (социальное воздействие по формированию страха реального или виртуального техногенного объекта). Внутренне-генерированные страхи, существующие в информационно-имажи-нитивных формах, зависящие от индивидуально-личностных особенностей субъекта и реализуемые в 1) природно-биологическом, 2) техногенном, 3) социальном материале.
Принимая во внимание данную классификацию, можно заключить, что отмечаемые студентами страхи, скорее всего, являются социально-социально индуцированными, не исключая фактора индивидуально-психологических особенностей личности студентов.
Так, по данным исследования Е.В. Крутых, Е.М. Власенко, наиболее распространенным в молодежной студенческой среде является страх ошибки, который проявляется у человека с повышенной установкой на успех и боязнью санкций как следствия ошибки [6, с. 258 - 259].
В результате эмпирического исследования М.А. Кузнецова, В.С. Шаповаловой было определено 10 страхов, которые наблюдались у студентов на протяжении всего обучения в высшем учебном заведении: страх экзаменов, страх публичных выступлений, страх отчисления, страхи, связанные с будущим, страх стать плохим специалистом, страх получить недопуск к экзамену, страх совершить какую-либо ошибку, страх быть вызванным к доске, страх неудовлетворительно окончить вуз, страх ответственности [7, с. 58 - 68].
По мнению В.А. Минияровой, наиболее выраженным у студенческой молодежи оказывается социальный страх - страх перед экзаменами. Переживание данного страха связано с актуальной для студентов учебной деятельностью, значимость которой вызвана тем, что итоги экзамена могут повлиять на социальный статус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипендия), на дальнейшие перспективы в вузе и, возможную профессиональную карьеру. В свою очередь, такие факторы как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета и жесткий лимит времени на подготовку, усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений у большинства студентов [8]. В своем исследовании В.А. Миния-рова выделяет следующие страхи студентов:
1) страх перед экзаменами;
2) страх изменений в личной жизни, который связан с тем, что ряд молодых людей уже имеют постоянные интимно-личностные отношения с противоположным полом, и это накладывает определенную ответственность за близкого человека;
3) страх перед публичными выступлениями связан с индивидуально-психологическими особенностями личности человека и выражается в неуверенности в своих возможностях, застенчивости, в боязни произвести плохое впечатление на публику и страхе несоответствия ожиданиям аудитории;
4) страх ответственности перед принятием важного решения, когда необходимо взять на себя ответственность за его последствия; а в случае неудачи ему не только грозит осуждение и наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь [8, с. 56 - 59].
Итак, проведённый теоретический анализ позволил констатировать переживания различных страхов у современных молодых людей. Условно данные страхи были сгруппированы в пять блоков (по объекту, вызывающему страх): экзистенциальные страхи; социальные страхи; страхи за свое здоровье; страхи, связанные с другими людьми; природные страхи.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Самарского государственного социально-педагогического университета на факультете психологии и специального образования со студентами 2 курса очной формы обучения. Общая выборка составила 48 студентов.
Для выявления особенностей социальных страхов был подобран комплекс методов исследования: опросник Ч.Д. Спилберга (адаптированный в русском переводе Ю.Л. Ханиным) определения самооценки уровня (личностной) тревожности у студентов; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой.
В ходе количественного анализа уровня личностной тревожности Спилбергера-Ханина было установлено, что у 23 % студентов от общей выборки выявлен высокий уровень личностной тревожности. Такие студенты склонны воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность. При этом высокий показатель личностной тревожности позволяет предположить, что у данных студентов появляется состояние тревожности в различных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа студента.
У 26 % студентов от общей выборки наблюдается средний уровень личностной тревожности. Это указывает на то, что личностная тревожность у этих студентов - это их естественная и обязательная личностная особенность, которая играет активизирующую, мобилизующую и мотивирующую роль в их деятельности. Она, как правило, проявляется в виде беспокойства за исход дела и усиливает их чувство ответственности.
У 51% студентов от общей выборки определен низкий уровень личностной тревожности. Такие студенты способны рационально оценивать различные ситуации и действовать соответственно
им. У них может наблюдаться пониженное чувство ответственности и активное вытеснение высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
В нашем исследовании важное значение имеет выявление не только личностной тревожности, как механизма, который может запускать или способствовать возникновению и проявлению страха, но и выявление определенных видов социальных страхов у студентов. Для этого был использован «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой [9].
Анализ полученных результатов с помощью «Опросника иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой свидетельствует о том, что наиболее актуальными социальными страхами у студентов являются следующие социальные страхи:
■ страх перед экзаменами (61,3% студентов от общей выборки);
■ страх преступности (41% студентов от общей выборки);
■ страх начальства (40,8% студентов от общей выборки);
■ страх бедности (38,7% студентов от общей выборки);
■ страх изменений в личной жизни (37,9% студентов от общей выборки);
■ страх перед публичным выступлением (30% студентов от общей выборки);
■ страх ответственности (26,6% студентов от общей выборки).
Как мы видим, страх перед экзаменами занимает лидирующую позицию. Данный страх может проявляться в различных формах: тревоги, боязни, и, даже в форме панического страха, который проявляется у некоторой части учащихся на экзамене. Зададимся вопросом: всегда ли страх перед экзаменами играет отрицательную роль? В психологическом словаре Петровского помимо определения страха обучаемого, мы находим ответ, что -
«...не все формы страха отрицательно сказываются на поведении учащихся. Чувство обоснованного опасения, тревоги, боязни нередко заставляют учащегося направлять свои силы на преодоление трудностей учебной деятельности, делают его более бдительным, осмотрительным. Все это не подавляет сознательной деятельности, а, наоборот, заставляет искать лучший способ действий» [10, с.386].
Важно было определить особенности социальных страхов студентов, у которых наблюдается высокий уровень личностной тревожности, и сту-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №69, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 69, 2019
дентов, у которых был выявлен низкий уровень личностной тревожности.
У студентов с высоким уровнем личностной тревожности наиболее выраженными социальными страхами являются: страх перед экзаменами - 61,3%. Установлена значимая корреляционная взаимосвязь между высоким уровнем личностной тревожности и страхом перед экзаменами у студентов (г = 0,498 при р < 0,01). Далее иерархия социальных страхов у студентов с высоким уровнем личностной тревожности распределилась следующим образом:
■ страх начальства (48,4% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх преступности (45,2% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх бедности (38,7% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх изменений в личной жизни (35,5 % студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх перед публичными выступлениями (35,5 % студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх ответственности (32,26% (35,5% студентов с высоким уровнем тревожности).
У студентов с низким уровнем личностной тревожности наиболее выраженным страхом является страх перед экзаменами 61,4 %. Установлена значимая корреляционная взаимосвязь между низким уровнем личностной тревожности и страхом перед экзаменами у студентов (г = 0,387 при р < 0,01). Далее иерархия социальных страхов
у студентов с низким уровнем личностной тревожности распределилась следующим образом:
■ страх изменений в личной жизни (40,35% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх преступности (36,84% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх начальства (33,3% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх перед публичными выступлениями (24,56% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх бедности (22,8% студентов с высоким уровнем тревожности);
■ страх ответственности (21,05% студентов с высоким уровнем тревожности).
Полученные результаты показывают, что в целом, уровень личностной тревожности студентов влияет на интенсивность проявления у них социальных страхов, о чем свидетельствует значимая корреляционная связь (г = 0,594 при р = < 0,01), а наиболее выраженным страхом у студентов является страх перед экзаменами.
Вывод. Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили определить эмоциональный профиль и наиболее выраженные социальные страхи у современной студенческой молодежи. Было определено, что возникновение социальных страхов зависит не только от личностных особенностей молодых людей, но и от социальной ситуации развития, определенных условий, в которых находится студенческая молодежь в данный период времени.
1. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб., Питер, 2008. 496 с.
2. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. 4-е изд. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
3. Акопян Л.С. Страхи современных детей, их регуляция и саморегуляция: монография. Saarbrucken, Издатель: Palmarium Academic Publishing, Deutschland, 2013. С.81. 356 с.
4. Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. СПб., Питер, 2002. 128 с.
5. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11, № 4 (6). 2009. С. 1472 - 1475.
6. Крутых Е.В., Власенко Е.М. Социальные страхи студентов: страх ошибки // Международный журнал «Инновационная наука». № 1. 2016. С. 258 - 259.
7. Кузнецов М.А., Шаповалова В.С. Виды студенческих страхов и особенности их динамики // Вестник Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды. 2014. Вып. 49. С.58 - 68.
8. Миниярова В.А. Особенности проявления страхов у студентов с различным социально-психологическим типом личности: диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2006. 147 с.: http://nauka-pedagogika.com/psihologiva-19-00-05/dissertaciva-osobennosti-provavleniva-strahov-u-studentov-s-razlichnvm-sotsialno-psihologicheskim-tipom-lichnosti
9. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. Изд. 2-е, испр. и доп. М., Эксмо, 2007. С. 68. 512 с.
10. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1990. 494 с.
FEATURES OF EMOTIONAL PROFILE AND CONTENT OF SOCIAL FEARS
OF STUDENT YOUTH
© 2019 G.V. Akopov, L.S. Akopian, S.N. Timoshkin
Garnik V.Akopov, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General and Social Psychology.
Email: [email protected]
Liubov S. Akopian, Doctor of Psychology, Professor, Department of Pedagogy and Psychology. E-mail: akolubov@mail. ru Sergey I. Timoshkin, graduate student in the department of general and social psychology. E-mail: [email protected]
Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia
The article presents the results of a study of the emotional profile and meaningful characteristics of students' fears in the learning process. Most students experience various difficulties associated with experiencing anxiety and fear. Nevertheless, it should be recognized that emotional states and, in particular, feelings of anxiety and fear by students are not often the subject of scientific research, and if they are, they are mainly used to study students' educational fears. Therefore, the study of various emotional states of students and their causes becomes an important social and psychological problem. The article analyzes social fears as a separate group in the classifications of fears of various researchers. The aim of the study was to study the dynamics of the emotional states of psychology students and the manifestations of social fears of students. The study used: the method of L.S. Hakobyan "Emotional Profile", a questionnaire by Ch.D. Spielberger (adapted in the Russian translation by Yu.L. Khanin) to determine the self-esteem of the level of (personal) anxiety among students; "Questionnaire of the hierarchical structure of actual fears" Yu.V. Shcherbatykh and E.I. Ivleva. A high rate in the group of positive emotional states has a state of interest: in the period before the session and after the session, the rate of interest is 45.2 and 52.3, respectively, and during the session, the rate of interest drops to 9.5. The predominance of negative states is characterized by the period of the session, namely: fear and fear - 28.6; guilt and discontent - 11.9; anger, suffering and sadness - 9.5; resentment - 7.1. The leading position in the hierarchy of students' fears is occupied by fear of exams (61.3% of students from the total sample). The results can be used in the curricula of various disciplines and their psychological support, as well as to improve the funds of assessment tools and the rating system in order to prevent negative emotional states, in particular anxiety and fears. The level of personal anxiety and social fears can serve as predictors of the problematic nature of students' social relations in their future professional activities. Keywords: students, emotional profile, social fears, anxiety.
1. Vilyunas V.K. Psihologiya emocij (Psychology of emotions). SPb.: Piter, 2008.
2. Nemov R.S. Psihologiya (Psychology): v 3-h kn. 4-e izd. M., Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003. 688 s.
3. Akopyan L.S. Strahi sovremennyh detej, ih regulyaciya i samoregulyaciya (Fears of modern children, their regulation and self-regulation): monografiya. Saarbrucken, Izdatel': Palmarium Academic Publishing, Deutschland, 2013. S.81.
4. Mamontov S.YU. Strah. Praktika preodoleniya (Fear. Overcoming practice). SPb., Piter, 2002. 128 s.
5. Akopyan L.S. Novyj podhod k klassifikacii strahov (A new approach to the classification of fears). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. T. 11, № 4 (6). 2009. S. 1472-1475.
6. Krutyh E.V., Vlasenko E.M. Social'nye strahi studentov: strah oshibki (Students ' social fears: fear of error). Mezhdunarodnyj zhurnal «Innovacionnaya nauka». № 1. 2016. S. 258 - 259.
7. Kuznecov M.A., SHapovalova V.S. Vidy studencheskih strahov i osobennosti ih dinamiki (Types of student fears and peculiarities of their dynamics). Vestnik Har'kovskogo nacionalnogo pedagogicheskogo universiteta im. G.S.Skovorody. 2014. Vypusk 49. S.58 - 68.
8. Miniyarova V.A. Osobennosti proyavleniya strahov u studentov s razlichnym social'no-psihologicheskim tipom lichnosti (Features of manifestation of fears in students with different socio-psychological personality type): diss.... kand. psihol. nauk: 19.00.05.Samara, 2006. 147 s.: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-osobennosti-proyavleniya-strahov-u-studentov-s-razlichnym-sotsialno-psihologicheskim-tipom-lichnosti
9. Shcherbatyh YU.V. Psihologiya straha: populyarnaya enciklopediya (The psychology of fear: a popular encyclopedia). Izd. 2-e, ispr. i dop. M., Eksmo, 2007. S. 68.
10. Psihologiya. Slovar' (Psychology. Dictionary) / Pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. YAroshevskogo, M., 1990. 494 s.