Научная статья на тему 'Особенности эмоционально-личностной сферы детей 2-3 лет'

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 2-3 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕТИ 2-3 ЛЕТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / SOCIOLOGICAL RESEARCH / CHILDREN OF 2-3 YEARS / IS EMOTIONAL-PERSONAL PROPERTIES / AN EXPERT ESTIMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меняйлова Ирина Николаевна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

В статье представлены результаты социологических исследований эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что оценка указанных свойств детей их родителями завышена, по сравнению с экспертной оценкой специалистов. Также установлено наличие элементов полового диморфизма в эмоционально-личностной сфере мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Меняйлова Ирина Николаевна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-EMOTIONAL SPHERE PECULIARITIES OF 2-3 YEARS OLD CHILDREN

The results of the sociological investigations of 2-3 years old children personal and emotional characteristics are enlighten in this article. The obtained results testify that the estimation of mentioned virtues of children given by their parents is overestimated in comparison with the expert appraisal of specialists. Besides, the availability of sexual dimorphism in personal emotional sphere of boys and girls is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционально-личностной сферы детей 2-3 лет»

технических структурах при выполнении боевого маневрирования : дис. ... канд. пед. наук / Эпов О.Г. - М., 2000. - 131 с.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Ирина Николаевна Меняйлова, соискатель,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты социологических исследований эмоциональноличностных свойств детей 2-3 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что оценка указанных свойств детей их родителями завышена, по сравнению с экспертной оценкой специалистов. Также установлено наличие элементов полового диморфизма в эмоциональноличностной сфере мальчиков и девочек.

Ключевые слова: социологическое исследование, дети 2-3 лет, эмоциональноличностные свойства, экспертная оценка.

PERSONAL-EMOTIONAL SPHERE PECULIARITIES OF 2-3 YEARS OLD

CHILDREN

Irina Nikolaevna Menjajlova, the competitor,

Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Jury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor, The Kuban state university of physical training, sports and tourism,

Krasnodar

Abstract

The results of the sociological investigations of 2-3 years old children personal and emotional characteristics are enlighten in this article. The obtained results testify that the estimation of mentioned virtues of children given by their parents is overestimated in comparison with the expert appraisal of specialists. Besides, the availability of sexual dimorphism in personal emotional sphere of boys and girls is determined.

Keywords: sociological research, children of 2-3 years, is emotional-personal properties, an expert estimation.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время создано достаточно много программ развития и воспитания детей дошкольного возраста. Все они носят воспитательно-образовательный и развивающий характер. Однако возрастной минимум детей, заявленный в большинстве программно-нормативных документов - с 3 до 7 лет. Подобные программы для детей ясельного возраста имеются, но на сегодняшний день их недостаточно. Дети третьего года жизни характеризуются:

- началом возрастного кризиса (проявлением упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности);

- проявлением форм речевого общения;

- ситуационно-деловой формой общения со взрослым (центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность);

- эмоционально-практической формой общения со сверстниками;

- изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре;

- слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью правильно оценить свое поведение;

- характерными психофизиологическими особенностями, к основным из которых относится быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.

Вышеперечисленные особенности требуют особого внимания со стороны родителей и педагогов именно в данном возрастном периоде развития ребенка, определяют содержание и организацию процесса нивелирования кризисных проявлений, в том числе и средствами физического воспитания.

Цель исследования - выявить динамику выраженности негативных особенностей поведения детей 2-3 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» города Краснодара. Для решения поставленной проблемы был использован метод экспертных оценок, в котором приняли участие 27 родителей двухлетних детей (15 девочек и 12 мальчиков) и 31 родитель трехлетних детей (17 девочек и 14 мальчиков). Со стороны педагогов экспертная оценка негативных особенностей поведения детей 2-3 лет проводилась воспитателем, психологом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и учителем-логопедом.

Родители и педагоги оценивали следующие качества личности ребенка: отсутствие навыков общения, завышенное мнение о себе, драчливость, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, замкнутость, возбудимость, медлительность, упрямство, пассивность.

Шкала оценки исследуемых качеств (в баллах): 1 - не проявляется вообще; 2 -проявляется иногда; 3 - проявляется часто; 4 - проявляется почти всегда; 5 - проявляется всегда.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среднегрупповые показатели эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет представлены в таблице 1.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что между экспертными оценками изучаемых признаков родителей и педагогов в 66,7% случаях выявлены достоверные отличия в двухлетнем возрасте и в 75,0% - в трехлетнем.

При этом установлены следующие научные факты:

1. По абсолютному большинству изучаемых показателей выявлены достоверные различия во мнениях родителей и специалистов ДОУ. Данный факт, по нашему мнению, можно объяснить:

- недостаточностью педагогических знаний эмоционально-личностных качеств своего ребенка в определенный возрастной период у родителей или лиц, их заменяющих;

- отсутствием у родителей ребенка понимания эталона детского поведения в данный возрастной период;

- незнанием нормативных данных о развитии и поведении ребенка в соответствующий возрастной период;

- завышением оценки родителями возможностей и способностей ребенка.

2. Отсутствуют существенные различия между мнениями родителей и сотрудников ДОУ по следующим показателям:

- в группах двухлетних детей: завышенное мнение о себе; драчливость; замкнутость; медлительность;

- в группах трехлетних детей: завышенное мнение о себе; замкнутость; медлительность.

Таблица 1

Достоверность различий экспертных оценок родителей и педагогов ________эмоционально-личностных свойств детей 2 и 3 лет______________

Эмоционально- Родители Педагоги

личностные свойства (балл) Пол М + m М + m t Р

дети 2-х лет

Отсутствие навыков М 2.33 0.21 3.17 0.24 - 2.64 <0.05

общения Д 2.27 0.17 3.04 0.21 - 2.85 <0.01

Завышенное мнение о М 2.67 0.20 2.74 0.18

себе Д 2.60 0.19 2.86 0.20

Драчливость М 3.50 0.21 3.68 0.23

Д 2.83 0.19 2.97 0.20

Застенчивость М 3.17 0.20 2.52 0.19 2.32 <0.05

Д 3.87 0.22 3.19 0.21 2.27 <0.05

Неуверенность в себе М 2.41 0.19 3.14 0.22 - 2.52 <0.05

Д 2.53 0.17 3.37 0.23 - 2.90 <0.01

Обидчивость М 3.00 0.21 2.36 0.18 2.64 <0.05

Д 3.07 0.18 2.41 0.19 2.54 <0.05

Плаксивость М 3.25 0.19 2.52 0.19 2.70 <0.05

Д 3.87 0.18 3.19 0.20 2.53 <0.05

Замкнутость М 2.75 0.20 2.84 0.19

Д 3.53 0.23 3.67 0.21

Возбудимость М 2.50 0.21 1.84 0.16 2.50 <0.05

Д 2.67 0.19 2.03 0.18 2.44 <0.05

Медлительность М 3.33 0.22 3.51 0.23

Д 2.60 0.19 2.77 0.19

Упрямство М 2.83 0.23 2.18 0.20 2.13 <0.05

Д 2.13 0.19 1.51 0.16 2.50 <0.05

Пассивность М 3.25 0.21 3.94 0.21 - 2.32 <0.05

Д 2.60 0.20 3.23 0.18 - 2.34 <0.05

дети 3-х лет

Отсутствие навыков М 2.57 0.19 3.30 0.22 - 2.52 <0.05

общения Д 2.47 0.18 3.21 0.20 - 2.75 <0.05

Завышенное мнение о М 3.29 0.23 3.38 0.21

себе Д 3.35 0.24 3.42 0.23

Драчливость М 2.86 0.21 3.52 0.20 - 2.28 <0.05

Д 2.21 0.20 2.96 0.19 - 2.72 <0.05

Застенчивость М 2.57 0.19 1.92 0.17 2.55 <0.05

Д 3.18 0.21 2.50 0.22 2.27 <0.05

Неуверенность в себе М 2.43 0.20 3.08 0.21 - 2.24 <0.05

Д 2.59 0.21 3.28 0.20 - 2.38 <0.05

Обидчивость М 3.64 0.22 3.02 0.20 2.09 <0.05

Д 3.71 0.22 3.10 0.19 2.10 <0.05

Плаксивость М 2.64 0.20 2.01 0.18 2.34 <0.05

Д 3.24 0.19 2.62 0.19 2.30 <0.05

Замкнутость М 2.07 0.18 2.17 0.17

Д 2.53 0.21 2.78 0.20

Возбудимость М 3.21 0.23 2.53 0.19 2.28 <0.05

Д 3.29 0.20 2.65 0.19 2.32 <0.05

Медлительность М 2.64 0.21 2.73 0.20

Д 3.24 0.20 3.42 0.21

Упрямство М 3.64 0.22 2.91 0.20 2.46 <0.05

Д 3.00 0.21 2.23 0.19 2.72 <0.05

Пассивность М 2.57 0.21 3.24 0.21 - 2.26 <0.05

Д 2.00 0.18 2.63 0.20 - 2.34 <0.05

Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.

2. Знак « - » характеризует более выраженные эмоциональноличностные свойства у девочек.

Обращает на себя внимание, хоть и незначительная по количеству признаков, тенденция сокращения числа показателей по мере взросления детей, по которым мнения родителей и педагогов различны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по большинству изучаемых личностных характеристик детей оценка родителей менее объективна, чем у специалистов ДОУ;

- как родители, так и педагоги по существу едины во мнениях о наличии негативных проявлений в поведении у детей обеих возрастных групп;

- для детей 2-3 лет характерны различные поведенческие особенности в кругу семьи и в ДОУ, что предопределяет необходимость дальнейшего изучения данного феномена с позиций согласования воспитательной деятельности родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений. Данные, характеризующие результаты анализа мнений родителей и специалистов ДОУ о сравнительном уровне проявления негативных свойств личности между детьми 2 и 3 лет, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоверность различий среднегрупповых показателей эмоциональноличностных свойств между детьми 2 и 3 лет __________(по экспертным оценкам родителей и педагогов)__________

á; .и Эмоционально-личностные свойства пол Родители Педагоги

t Р t Р

1 Отсутствие навыков общения М

Д

2 Завышенное мнение о себе М - 2.07 <0.05 - 2.31 <0.05

Д - 2.45 <0.05

3 Драчливость М 2.15 <0.05

Д 2.25 <0.05

4 Застенчивость М 2.17 <0.05 2.35 <0.05

Д 2.27 <0.05 2.27 <0.05

5 Неуверенность в себе М

Д

6 Обидчивость М - 2.11 <0.05 - 2.45 <0.05

Д - 2.25 <0.05 - 2.57 <0.05

7 Плаксивость М 2.21 <0.05

Д 2.40 <0.05 2.07 <0.05

8 Замкнутость М 2.53 <0.05 3.02 <0.05

Д 3.22 <0.05 3.07 <0.05

9 Возбудимость М - 2.28 <0.05 - 2.78 <0.05

Д - 2.25 <0.05 - 2.37 <0.05

10 Медлительность М 2.27 <0.05 2.60 <0.05

Д - 2.32 <0.05 - 2.30 <0.05

11 Упрямство М - 2.55 <0.05 - 2.58 <0.05

Д - 3.15 <0.05 - 2.90 <0.05

12 Пассивность М 2.29 <0.05 2.36 <0.05

Д 2.23 <0.05 2.23 <0.05

Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.

2. Знак « - » характеризует более выраженные эмоционально-личностные свойства у детей 3-х лет.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие заключения:

1. Как родители, так и педагоги едины во мнениях о наличии достоверных различий по абсолютному большинству изучаемых признаков между детьми 2 и 3 лет как девочек, так и мальчиков. Исключение составляют, по мнению педагогов, показа-

тели отсутствия навыков общения, неуверенности в себе во всех возрастах и в обеих половых группах, завышенного мнения о себе, драчливости, плаксивости (в группах мальчиков).

2. Обе группы респондентов считают, что у детей 3 лет более выражены такие свойства личности, как завышенное мнение о себе, обидчивость, возбудимость, упрямство.

3. Существуют особенности проявлений эмоционально-личностных свойств у детей, которые проявляются, как правило, в увеличении уровня достоверности различий в эмоционально-личностном поведении дошкольников 2-3 лет по мере их взросления.

Для теории и практики дошкольного воспитания большое значение имеют данные сравнительного анализа суждений родителей и специалистов муниципальных образовательных учреждений:

а) в различиях в проявлениях эмоционально-личностного поведения дошкольников по мере их взросления;

б) в наличии элементов полового диморфизма в эмоционально-личностных характеристиках мальчиков и девочек.

Таблица 3

Достоверность различий среднегрупповых показателей эмоционально-личностных свойств между мальчиками и девочками 2-3 лет _______________(по экспертным оценкам родителей и педагогов)_____________

№ № Эмоционально-личностные свойства (балл) Родители | Педагоги

Возраст детей (лет)

2 3 2 3

t Р t Р t Р t Р

Отсутствие навыков общения

Завышенное мнение о себе

Драчливость 2.37 <0.05 2.62 <0.05 2.33 <0.05 2.05 <0.05

Застенчивость - 2.36 <0.05 -.2.16 <0.05 - 2.37 <0.05 - 2.09 <0.05

Неуверенность в себе

Обидчивость

Плаксивость - 2.37 <0.05 - 2.17 <0.05 - 2.43 <0.05 - 2.33 <0.05

Замкнутость - 2.60 <0.05 - 2.93 <0.05 - 2.33 <0.05

Возбудимость

Медлительность 2.51 <0.05 - 2.07 <0.05 2.47 <0.05 - 2.38 <0.05

Упрямство 2.35 <0.05 2.13 2.62 <0.05 2.46 <0.05

Пассивность 2.24 <0.05 2.56 <0.05 2.10 <0.05

Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.

2. Знак « - » характеризует более выраженные эмоциональноличностные свойства у девочек.

Результаты статистической обработки мнений родителей и педагогов по вопросу различий по изучаемым характеристикам между мальчиками и девочками 2-3 лет, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие обобщения:

- по большинству эмоционально-личностных параметров различия между детьми существенны;

- обе группы указывают на отсутствие элементов диморфизма по таким показателям, как завышенное мнение о себе, неуверенность, обидчивость, возбудимость, отсутствие навыков общения;

- во многих случаях изучаемые характеристики более выражены у девочек, чем у мальчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс воспитания и образования детей имеет перманентный характер и в МОУ регламентирован целым рядом содержательно-нормативных документов, в том

числе и значительным количество государственных и авторских программ.

Изучение их содержания свидетельствует о том, что разработчики большое внимание уделяют различным аспектам воспитательной, образовательной и развивающей работы с дошкольниками. Вместе с тем, очевидны недостатки данных программ, к основным из которых в контексте данного исследования относятся:

- недостаточная разработанность рекомендаций по содержанию и технологическим особенностям воспитания в ДОУ детей ясельного возраста;

- недостаточное количество методических материалов, аргументированно обосновывающих возможность использования средств физического воспитания для формирования личности детей 2-3 лет в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

В ходе экспериментальной многолетней работы предполагается разработка программы комплексного формирования личности детей ясельного возраста средствами физического воспитания, обусловливающая необходимость проведения целого ряда предварительных исследований психической, эмоционально-личностной, физической сфер ребенка. Представленные в данной статье результаты позволяют определить приоритеты в воспитательно-образовательной развивающей работе с детьми 2-3 лет с целью возможного нивелирования кризисных проявлений в их поведении в ходе организованной физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовская, В.Г. Программа «Здоровье» / В.Г. Алямовская //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 11-12. - С. 4-8.

2. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» для подготовительной группы детского сада (седьмой год жизни) / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1992. - 183 с.

3. Змановский, Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 11-18.

4. Кравцов, Г.Г. Программа «Золотой ключик» / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. -М. : Просвещение, 1992. - 186 с.

5. Логинова, В.И. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова [и др.] ; под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлиной, Л.М. Гурович. - Изд. 2-е, перераб. - СПб. : Акцидент, 1996. - 224 с.

6. Программа обучения и воспитания в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - Изд. 2-е, дораб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с.

7. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). - М. : Новая школа, 1995. - 64 с.

8. Программа «Радуга» : (программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду) / сост. Т.Н. Доронова. -М. : Просвещение, 1997. - 224 с.

9. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / М-во просвещения СССР, Упр. по дошк. воспитанию, НИИ дошк. воспитания АПН СССР ; под ред. Р. А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 1984. - 175 с.

10. Эльконин, Б. Д. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Б. Д. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Ремдштейна. - М. : Международная академическая программа, 1994. - С. 169-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.