Научная статья на тему 'Элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет'

Элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOLOGICAL / INVESTIGATIONS / TO ENLIGHTEN / TO TESTIFY / TO CHARACTERIZE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меняйлова И.Н., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Короткова Ю.С.

В статье представлены результаты социологического опроса родителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые свидетельствуют о наличии элементов полового диморфизма в эмоционально-личностной сфере детей 2-3 лет, как правило, выражающиеся в проявлении упрямства и негативизма, в частых вспышках агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Меняйлова И.Н., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Короткова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX DIMORPHISM ELEMENTS OF CRISIS STAININGS IN PERSONAL EMOTIONAL SPHERE OF 2-3 YEARS OLD CHILDREN

The results of sociological investigations done by parents and pre-school specialists are enlightened in this article. The results obtained testify to the presence of sex dimorphism elements in personal emotional sphere of children aged 2-3. The early ontogenesis period is characterized by the demonstration of obstinacy, negativism and frequent aggression fits.

Текст научной работы на тему «Элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет»

8. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Тюмень, 2004. -24 с.

9. Фомина Н. А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой рит-

мической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 53-55.

10. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 52 с.

THE DEGREE OF INTERCONNECTION IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL, PSYCHICAL AND INTELLECTUAL ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

O. Trofimova, Post - graduate Student N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The degree of correlation between indices of intellect, physical qualities and psychical processes of children of preschool age of a preparational group was estimated in the course of observations. Sexual dimorphysm of these

connections was displayed. It showed higher level in girls if compared with boys.

Key words: indices of physical possibilities, Veksler's tests, grade of correlation

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА В КРИЗИСНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Учитель-дефектолог, директор МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» И. Н. Меняйлова,

доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин,

врач-психотерапевт, психолог МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» Ю. С. Короткова, г. Краснодар

в статье представлены результаты социологического опроса родителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые свидетельствуют о наличии элементов полового диморфизма в эмоционально-личностной сфере детей 2-3 лет, как правило, выражающиеся в проявлении упрямства и негативизма, в частых вспышках агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

ВВЕДЕНИЕ

В научно-методической литературе имеются сведения о том, что для возрастного периода 2-3 лет характерны кризисные негативные особенности эмоционально-личностной сферы [1-4]. Не вызывает сомнения, что дети данного возраста нуждаются в занятиях по специальным программам. Однако при решении этой проблемы не уделяется должного внимания половым особенностям

дошкольников раннего возраста. Очевидно, данный факт свидетельствует о том, что в период раннего детства элементы полового диморфизма не ярко выражены и их учет не является обязательным. Вместе с тем в исследованиях Ю. К. Чернышенко [5] и А. А. Ругиной [6] отмечается, что достоверные половые различия в психической и эмоционально-половой сфере детей начинают проявляться с трехлетнего возраста.

Цель исследования - выявить элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет как фактора, определяющего содержание и организацию процесса их нивелирования.

Методы и организация исследования. Социологический опрос родителей и педагогических работников ДОУ проводился на базе МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» города Краснодара. Для решения поставленной цели был использован метод экспертных оценок, в котором приняли

Таблица 1

Среднегрупповые показатели экспертных оценок родителей и педагогов эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет

№№ п/п Эмоционально-личностные свойства (балл) п о л Дети 2-х лет п: м=12; д=15 Дети 3-х лет п: м=14; д=17

Родители Педагоги Родители Педагоги

М + т М + т М + т М + т

1 Отсутствие навыков общения м 2,33 0,21 3,17 0,24 2,57 0,19 3,30 0,22

д 2,27 0,17 3,04 0,21 2,47 0,18 3,21 0,20

2 Завышенное мнение о себе м 2,67 0,20 2,74 0,18 3,29 0,23 3,38 0,21

д 2,60 0,19 2,86 0,20 3,35 0,24 3,42 0,23

3 Драчливость м 3,50 0,21 3,68 0,23 2,86 0,21 3,52 0,20

д 2,83 0,19 2,97 0,20 2,21 0,20 2,96 0,19

4 Застенчивость м 3,17 0,20 2,52 0,19 2,57 0,19 1,92 0,17

д 3,87 0,22 3,19 0,21 3,18 0,21 2,50 0,22

5 Неуверенность в себе м 2,41 0,19 3,14 0,22 2,43 0,20 3,08 0,21

д 2,53 0,17 3,37 0,23 2,59 0,21 3,28 0,20

6 Обидчивость м 3,00 0,21 2,36 0,18 3,64 0,22 3,02 0,20

д 3,07 0,18 2,41 0,19 3,71 0,22 3,10 0,19

7 Плаксивость м 3,25 0,19 2,52 0,19 2,64 0,20 2,01 0,18

д 3,87 0,18 3,19 0,20 3,24 0,19 2,62 0,19

8 Замкнутость м 2,75 0,20 2,84 0,19 2,07 0,18 2,17 0,17

д 3,53 0,23 3,67 0,21 2,53 0,21 2,78 0,20

9 Возбудимость м 2,50 0,21 1,84 0,16 3,21 0,23 2,53 0,19

д 2,67 0,19 2,03 0,18 3,29 0,20 2,65 0,19

10 Медлительность м 3,33 0,22 3,51 0,23 2,64 0,21 2,73 0,20

д 2,60 0,19 2,77 0,19 3,24 0,20 3,42 0,21

11 Упрямство м 2,83 0,23 2,18 0,20 3,64 0,22 2,91 0,20

д 2,13 0,19 1,51 0,16 3,00 0,21 2,23 0,19

12 Пассивность м 3,25 0,21 3,94 0,21 2,57 0,21 3,24 0,21

д 2,60 0,20 3,23 0,18 2,00 0,18 2,63 0,20

Таблица 2

Достоверность различий среднегрупповых показателей эмоционально-личностных свойств между мальчиками и девочками 2-3 лет (по экспертным оценкам родителей и педагогов)

№№ Эмоционально-личностные свойства (балл) Родители Педагоги

Возраст детей (лет)

2 3 2 3

Т Р 1 Р 1 Р 1 Р

1 Отсутствие навыков общения

2 Завышенное мнение о себе

3 Драчливость 2,37 <0,05 2,62 <0,05 2,33 <0,05 2,05 <0,05

4 Застенчивость -2,36 <0,05 -2,16 <0,05 - 2,37 <0,05 - 2,09 <0,05

5 Неуверенность в себе

6 Обидчивость

7 Плаксивость - 2,37 <0,05 - 2,17 <0,05 - 2,43 <0,05 - 2,33 <0,05

8 Замкнутость - 2,60 <0,05 - 2,93 <0,05 - 2,33 <0,05

9 Возбудимость

10 Медлительность 2,51 <0,05 - 2,07 <0,05 2,47 <0,05 - 2,38 <0,05

11 Упрямство 2,35 <0,05 2,13 2,62 <0,05 2,46 <0,05

12 Пассивность 2,24 <0,05 2,56 <0,05 2,10 <0,05

Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.

2. Знак « - » характеризует более выраженные эмоционально-личностные свойства у девочек.

16

№3 • 2008

участие 27 родителей двухлетних детей (15 девочек и 12 мальчиков) и 31 родитель трехлетних детей (17 девочек и 14 мальчиков).

Экспертная оценка негативных особенностей поведения детей 2-3 лет проводилась специалистами ДОУ - воспитателем, психологом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и учителем-логопедом. Родители и педагоги оценивали следующие качества личности ребенка: отсутствие навыков общения, завышенное мнение о себе, драчливость, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, замкнутость, возбудимость, медлительность, упрямство, пассивность.

Шкала оценки исследуемых качеств (в баллах): 1 - не проявляется вообще; 2 - проявляется иногда; 3 - проявляется часто; 4 - проявляется почти всегда; 5 - проявляется всегда [3].

Результаты и их обсуждение. Среднегрупповые показатели эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет представлены в таблице 1.

Результаты статистической обработки мнений родителей и педагогов, характеризующие различия изучаемых признаков между мальчиками и девочками 2-3 лет, представлены в таблице 2.

Полученные результаты позволяют сделать следующие обобщения:

- по большинству эмоционально-личностных параметров различия между мальчиками и девочками выявлены на достоверном уровне;

- родители и педагоги указывают на отсутствие элементов диморфизма по таким показателям, как завышенное мнение о себе, неуверенность, обидчивость, возбудимость, отсутствие навыков общения;

- во многих случаях изучаемые характеристики более выражены у девочек, чем у мальчиков.

Заключение. В ходе проведенной многолетней экспериментальной работы предполагалась разработка программы комплексного формирования личности детей ясельного возраста средствами физического воспитания, обусловливающая необходимость организации целого ряда предварительных исследований психической, эмоционально-личностной, физической сфер ребенка. Представленные в данной статье результаты позволяют определить приоритеты в воспитательно-образовательной развивающей работе с детьми 2-3 лет с целью возможного нивелирования кризисных проявлений в их поведении в ходе организованной физкультурно-оздоровительной деятельности, учитывающей половые различия эмоционально-личностной сферы детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко М. К., Камышникова О. Е. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. - СПб., 2002.

2. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - СПб., 1999.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Проблемы маленького ребенка. - СПб., 2003.

4. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. - СПб., 2003.

5. Ругина А. А. Возрастная методика развития физических качеств и формирование основных движений у детей 3-6 лет: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 25 с.

6. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Краснодар, 1998. - 50 с.

SEX DIMORPHISM ELEMENTS OF CRISIS STAININGS IN PERSONAL EMOTIONAL SPHERE OF 2-3 YEARS OLD CHILDREN

I.N. Menyailova, Defectology Teacher, Head of the Primary №87 School-kindergarden. Y.K.Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor; Methodical and Educatoinal Work Prorector of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. V.A.Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. Yu.S.Korotkova, Psychotherapist, Psychologist of the Primary №87 School-kindergarden

The results of sociological investigations done by parents and pre-school specialists are enlightened in this article. The results obtained testify to the presence of sex dimorphism elements in personal emotional sphere of children aged 2-3. The early

ontogenesis period is characterized by the demonstration of obstinacy, negativism and frequent aggression fits.

Key words: sociological, investigations, to enlighten, to testify, to characterize.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.