Научная статья на тему 'Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект'

Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1169
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ / POSITIVE AND NEGATIVE EMOTIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗНАК / EMOTIONAL SIGN / ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ / ВОСПРИЯТИЕ МОДАЛЬНОСТИ / MODALITY PERCEPTION / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC / EMOTIONAL TREND / DYNAMIC OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC / GENDER-AGE ASPECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субота М.В.

В статье рассматриваются половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки с их общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что половые отличия в основном согласовываются с содержанием традиционных полоролевых стереотипов и соответствуют особенностям социализации мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC: EXPERIMENTAL ASPECTS

This article presents the gender-age peculiarities of the emotional perception of music by the schoolchildren based on their personal establishment. The following is discovered: initial aspects of the emotional perception of music are compared with common pattern of the personal enhancement of the schoolchildren. It is shown by experiments that gender differences are generally conformed to the basis traditional gender stereotypes and fit the socialization peculiarity of boys and girls.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект»

УДК 159.922.6 159.942

М.В. Су бота

канд. психол. наук, ст. науч. сотрудник, Институт психологии им. Г. С. Костюка Национальной академии педагогических

наук Украины

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки с их общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что половые отличия в основном согласовываются с содержанием традиционных полоро-левых стереотипов и соответствуют особенностям социализации мальчиков и девочек.

Ключевые слова: эмоциональное восприятие музыки, позитивные и негативные эмоции, эмоциональная направленность, эмоциональный знак, динамика эмоционального восприятия музыки, восприятие модальности, половозрастные особенности, рефлексия, самовыражение, младшие школьники.

M.V. Subota, Psychology institute G.S. Kostiuk National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC: EXPERIMENTAL ASPECTS

Abstract. This article presents the gender-age peculiarities of the emotional perception of music by the schoolchildren based on their personal establishment. The following is discovered: initial aspects of the emotional perception of music are compared with common pattern of the personal enhancement of the schoolchildren. It is shown by experiments that gender differences are generally conformed to the basis traditional gender stereotypes and fit the socialization peculiarity of boys and girls.

Keywords: emotional perception of music, positive and negative emotions, emotional trend, emotional sign, dynamic of the emotional perception of music, modality perception, gender-age aspects, reflection, self-expression, schoolchildren.

Постановка проблемы. Формирование духовно богатой, социально активной личности поднимает значение музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Анализ исследований дает основание утверждать, что особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками не были объектом отдельного последовательного научно-психологического изучения.

Проведенное нами исследование выявило существенные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с широкими закономерностями психического развития детей младшего школьного возраста и позволило обосновать его значение в контексте общего процесса становления детской личности. Половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками определялись путем сравнения между собой результатов мальчиков и девочек, а именно: учащихся 2-3-х, 3-4-х, 2 и 4-х классов.

Для оценки ориентированности рисунка на объект были использованы виды ориента-ций: на себя, на деятельность, на природу, на других людей, на общество и на явления культуры. Кроме того, соответственно теме нашего исследования с ориентации на явления культуры была выделена отдельно ориентация и на музыку. Каждому рисунку приписывался соответственно его содержанию один или два объекта ориентации.

Эмоциональная направленность оценивалась на основе классификации эмоций Б.И. Додонова [2]: альтруистичные, коммуникативные, самоутверждения, борьбы, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, накопления коллекционирования. Эмоциональная направленность отмечалась одним либо двумя видами эмоций. На следующем этапе осуществлялась статистическая обработка полученных экспертных оценок и сравнение с ее помощью результатов разных групп младших школьников. Всего на разных основаниях были выделены 22 группы учащихся. Вывод о наличии или об отсутствии статистически значимых различий между результатами двух групп школьников делался на основании сравнения сред-

них арифметических по ^критерию Стьюдента для первых восьми показателей (эмоциональный знак, динамика, модальность и др.) и на основании сравнения частиц в совокупности по z-критерию для двух последних показателей (ориентация на объект и эмоциональная направленность) [4].

Цель статьи заключается в выявлении существенных полововозрастных особенностей эмоционального восприятия музыки младшими школьниками и сопоставлении их с общими закономерностями личностного развития учащихся. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. исследовать половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками;

2. проследить возрастную динамику формирования этих особенностей.

Результаты эмпирических исследований. В основу примененного нами методического приема было положено индивидуальное прослушивание учащимся музыкального произведения. Из общего количества исследуемых учащихся 45 было таких, которые учились в музыкальной школе, а 269 - не учились.

Половые отличия эмоционального восприятия музыки младшими школьниками оказались не такими ощутимыми, как этого можно было ожидать. Зафиксированные нами отличия, в основном, легко вписываются в традиционное содержание полоролевых стереотипов (табл. 1). Так, в рисунках проявилась наиболее ярко большая у мальчиков, нежели у девочек, ориентация на деятельность - среди всех видов ориентаций на объект. Значимые отличия зафиксированы в трех произведениях: «Осенняя песня», «Неаполитанская песенка» и «Осенний дождик». Вместо этого, у девочек сильнее проявилась ориентация на явления культуры («Гроза», «Адажио») и на себя («Неаполитанская песенка»).

Направленность у мальчиков на эмоции самоутверждения («Вальс петушков»), борьбы («Гроза»), праксические эмоции («Осенний дождик»), у девочек - на альтруистические («Гроза», «Баба Яга») и коммуникативные эмоции («Осенний дождик»). Определенное исключение тут составляет немного большая направленность мальчиков на романтические эмоции в рисунках по произведению «Осенний дождик» и направленность девочек на гедонистические эмоции в рисунках по произведению «Первая утрата». Большинство же других показателей, оцененных экспертами, не дали значимых отличий между мальчиками и девочками. Обнаружены более низкий (негативный) эмоциональный знак в рисунках мальчиков по произведению «Первая утрата», но более высокий показатель динамики и уровня обобщения у мальчиков по произведению «Вальс петушков», а также большее соответствие рисунков характеру произведения «Клоуны» - у девочек. Большинство других показателей, оцененных экспертами, не дали значимых отличий между мальчиками и девочками.

Таким образом, выявленные особенности эмоционального восприятия музыки мальчиками и девочками младшего школьного возраста в основных чертах отвечают особенностям социализации детей обоих полов, обобщенными И.С. Коном. Очевидно, что ориентация на объект и эмоциональная направленность сделанных мальчиками и девочками рисунков подтверждает более инструментальный характер мужской и более экспрессивный характер женской социализации. Как отмечает И.С. Кон, в младшем школьном возрасте девочки более заботливы, а мальчики - более доминантны и агрессивны [3].

Оценка рисунков мальчиков и девочек не дает оснований утверждать, что в когнитивном (познавательном) плане восприятия музыки тот или иной пол имеет какие-то преимущества. Анализ рисунков, прежде всего, показал преобладание общих, присущих детям обоих полов, особенностей: соотношение позитивных и негативных эмоций, динамика эмоционального восприятия музыки, восприятие модальности (эмоционально-образного содержания) произведения, уровень обобщения и степень оригинальности воссоздания, степень соответствия воссоз-

дания характеру и идее музыкального произведения.

Таблица 1 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков мальчиков и девочек

Произведение Показатель Экспертная оценка Статистическая значимость z)

мальчики девочки

1 2 3 4 5

ПВ Эмоциональный знак -0,70 -0,10 2,38*

ВП Динамика 1,15 0,74 3,05**

КЛ Соответствие характеру произведения 1,52 1,80 2,77**

ВП Уровень обобщения 0,99 0,78 1,98*

НП Ориентация на себя 0,05 0,13 2,47*

ОП Ориентация на деятельность 0,21 0,11 2,17*

НП Ориентация на деятельность 0,23 0,12 2,45*

ОД Ориентация на деятельность 0,26 0,14 2,40*

ГР Ориентация на явления культуры 0,01 0,04 2,22*

АД Ориентация на явления культуры 0,01 0,07 2,19*

ГР Направленность на альтруистические эмоции 0,19 0,29 2,40*

БА Направленность на альтруистические эмоции 0,10 0,24 2,57*

ОС Направленность на коммуникативные эмоции 0,01 0,09 2,64**

ВП Направленность на эмоции самоутверждения 0,08 0,01 2,04*

ГР Направленность на эмоции борьбы 0,22 0,09 3,40***

ОД Направленность на романтические эмоции 0,13 0,05 2,04*

ПВ Направленность на гедонистические эмоции 0,03 0,13 2,64**

Условные обозначения:

ПВ - Р. Шуман «Первая утрата»;

ВП - И. Стрибогг «Вальс петушков»;

КЛ - Д. Кабалевский «Клоуны»;

НП - П. Чайковский «Неаполитанская песенка»;

ГО - М. Мусоргский «Гопак»;

ОД - С. Пархаладзе «Осенний дождик»;

ГР - К. Караев «Гроза» из балета «Тропой грома»;

ОС - П. Чайковский «Осенняя песня»;

БА - М. Мусоргский «Баба Яга»;

АД - Д. Штейбельт «Адажио».

Примечания: * - отличия, значимые при Р меньше 0,05; ** - отличия, значимые при Р меньше 0,01; *** - отличия, значимые при Р меньше 0,001.

Основные отличия мальчиков и девочек проявились в разной ориентированности на объект и в эмоциональной направленности их рисунков. Мальчики чаще отражают технические объекты и деятельность, включенную в широкий социальный контекст. Девочки же больше внимания уделяют изображению людей, сказочных персонажей и раскрытию содержания межличностных отношений.

Таким образом, исследование показало, что в эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками в значительной степени проявляются как общие, так и специфические полово-ролевые закономерности мальчиков и девочек. Учащиеся выступают как носители некоторых особенностей, присущих их полу, которые придают процессам восприятия музыки и воссоздания ее образов своеобразную окраску. По сравнению со всеми остальными наиболее выразительно в нашем исследовании проявились возрастные отличия в эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков учащихся 2, 3 и 4-х классов

Показатель Произ- Экспертная оценка ^ z (значимые)

ведение 2 кл. 3 кл. 4 кл. 2 и 3 кл. 2 и 4 кл. 3 и 4 кл.

1 2 3 4 5 6 7 8

Эмоциональный знак БА ПВ ОС АД НП КЛ ОД -0,09 -0,37 0,83 0,70 -0,64 1,33 0,85 0,28 0,55 -0,59 -0,30 1,52 -0,23 1,61 -1,57 -1,69 -1,62 -1,45 1,74 1,50 1,83 3,16** 4 07*** 3,82 *** 9,79*** 6,16*** 4,85*** 6,16*** 6 22*** 9,28*** 9,39*** 13,39** 6,60*** 7 87*** 9,31*** 4 11*** 5,11*** 671 *** 2,38***

Динамика БА АД КЛ ОД ВП 1,19 1,10 0,66 1,38 0,63 1,33 1,33 1,00 0,96 1,11 1,60 1,21 1,38 1,21 1,24 2,18* 2,62* 3,56*** 3,09** 3,58*** 4 92*** 3,83*** 2,40* 2,46*

Модальность БА ВП 1,13 1,05 1,29 1,26 1,21 1,21 2,23* 2,87** - -

Соответствие содержанию произведения БА ПВ АД КЛ ГО ОД ВП 0,57 0,36 0,13 0,02 0,32 0,31 0,02 0,62 0,45 0,41 0,25 0,18 0,02 0,09 0,14 0,11 0,15 0,41 0,74 0,27 0,30 2,94** 2,95** 3,95*** 3,54*** 2,57* 3,07** 3,34** 2,75** 4 07*** 3 44*** 2,25* 4 19*** 3,08**

Соответствие характеру произведения ГР ПВ АД НП КЛ ОД ВП 1,78 1,62 1,86 1,70 1.45 1.46 1,63 1,56 1,87 1,51 1,86 1,87 1,91 1,80 1,52 1,80 1,61 1,92 1,71 1,90 1,18 2,60* 2,92*** 4,00*** 3,30*** 5,30*** 2,81** 2,19* 3,13** 4,85*** 3,11** 4,56***

Уровень обобщения БА НП КЛ ГО ОД ВП 0,98 1,17 0,76 0,94 1,34 0,68 1,20 1,43 0,85 0,96 1,05 0,96 1,29 1,07 1,03 1,17 1,15 1,12 2,35 2,12* 271** 2,38* 2,61 2,13* 2,12* 3 62*** 3,67**

Оригинальность ГР АД НП ГО ОД ВП 0,68 0,58 0,82 0,57 1,03 0,32 0,80 0,84 1,17 0,53 0,59 0,54 0,93 0,55 0,60 0,85 0,85 0,70 2,34* 2,30* 3,25** 2,29* 2,21* 2,31* 3,00** 1,99* 3,89*** 2,30*

Ориентация на себя ГР БА ПВ ОС АД НП ОД 0,16 0,07 0,18 0,08 0,12 0,09 0,02 0,09 0,18 0,12 0,12 0,02 0,03 0,18 0,02 0,06 0,33 0,04 0,13 0,12 0,10 2,36* 2,83** 3,60*** 3,68*** 2,59** 2,21* 2,27* 2,36* 3,23** 2,12* 2,78** 2,14*

Ориентация на деятельность ГР ПВ ОС АД КЛ ОД ВП 0,12 0,19 0,17 0,10 0,08 0,30 0,11 0,19 0,20 0,21 0,24 0,07 0,09 0,09 0,24 0,06 0,11 0,09 0,35 0,13 0,36 271** 3,31*** 2,47* 2,45* 4,15*** 2,80** 3,46*** 2,49* 2,04* 2,45** 4,27*** 3,64***

БА 0,27 0,19 0,38 - - 2,83**

Ориентация на ПВ 0,23 0,07 0,24 3,10** - 3,03**

ОС 0,30 0,32 0,48 - 2,40* 2,35*

природу НП 0,24 0,29 0,09 - 3,12** 3,48***

КЛ 0,28 0,28 0,07 - 3,11** 3,12**

ПВ 0,06 0,10 0,0 - 2,24* 2,92**

Ориентация на ОС 0,04 0,03 0,0 - 2,18* -

НП 0,04 0,10 0,11 - 1,97* -

культуру КЛ 0,06 0,07 0,19 - 2,32** 2,22*

ВП 0,12 0,02 0,07 2 42** - -

Ориентация на ОС 0,23 0,10 0,11 2,12* 2,18* -

музыку

ПВ 0,0 0,02 0,05 - 2,10* -

Направленность АД 0,0 0,05 0,0 2,26* - -

на праксические НП 0,04 0,03 0,0 - 1,98* -

эмоции ОД 0,09 0,0 0,03 2,19* - -

ВП 0,0 0,0 0,12 - 2,78** 2,72*

БА 0,27 0,08 0,22 3,20** - 2,50*

Направленность ПВ 0,19 0,31 0,39 - 2,96** -

ОС 0,18 0,26 0,36 - 2 24** -

на альтруисти- КЛ 0,04 0,32 0,02 3,94*** - 4 17***

ческие эмоции ГО 0,21 0,04 0,08 2,88** 2,61** -

ВП 0,01 0,22 0,02 3,51** - 3,16**

ГР 0,05 0,0 0,0 2,18* - -

БА 0,05 0,06 0,0 - 2,00* 2,21*

Направленность ПВ 0,01 0,10 0,0 2,72*8 - 2,74**

на эмоции са- АД 0,06 0,09 0,0 - - 2,06*

моутверждения НП 0,0 0,03 0,12 2,08* 3,91*** -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЛ 0,0 0,0 0,10 - 2,53* 2,67*8

ВП 0,0 0,03 0,12 - 2,78 -

Направленность

на коммуника- ОС 0,11 0,05 0,01 - 2,62** -

тивные эмоции ОД 0,11 0,06 0,28 - 2,79** 3,03**

ГР 0,08 0,15 0.23 3.21** -

Направленность БА 0,05 0,09 0.17 - 2,19* -

на эмоции НП 0,17 0,0 0.01 3,20** - -

борьбы КЛ 0,0 0,10 0.10 2,58** 2,53* -

ВП 0,0 0,12 0.06 2,27* - -

ГР 0,22 0,17 0,12 - 2,02* -

Направленность БА 0,44 0,33 0,14 - 3,80*** 2,65**

ОС 0,43 0,62 0,56 2,08* - -

на эстетические АД 0,22 0,37 0,47 2,24* 291 *** -

эмоции НП 0,24 0,47 0,40 2,98** 2,39* -

КЛ 0,39 0,19 0,32 2,53* - -

БА 0,12 0,21 0,0 - 3,06** 4 11**

ПВ 0,14 0,03 0,04 2,30* 2,06* -

Направленность ОС 0,20 0,04 0,0 2,84** 4,36*** -

на гедонистиче- НП 0,03 0,03 0,10 - 1,96* -

ские эмоции КЛ 0,16 0,02 0,20 2,64** - 3,04**

ГО 0,06 0,23 0,20 2,98** 2,56* -

ВП 0,33 0,08 0,18 3,23** - -

Примечание:

* - отличия, значимые при Р менее 0,05; ** - при Р менее 0,01; *** - при Р менее 0,001

На первый взгляд, трудно установить какую-то закономерность в том, как изменяется с возрастом эмоциональный знак ученических рисунков: его соотношение у учащихся 2, 3 и 4-х классов разное в разных произведениях. Если же для анализа использовать разделение музыкальных произведений на две группы - «грустные» и «веселые», то закономерность выявляется сразу довольно четко. Так, выяснилось, что в рисунках, выполненных по «грустным» произве-

дениям, у четвероклассников эмоциональный знак был значимо ниже по сравнению с результатами учащихся 2 и 3-х классов («Баба Яга», «Первая утрата», «Осенняя песня», «Адажио»). По результатам второ- и третьеклассников это отличие проявилось, но не так ярко: в двух случаях эмоциональный знак был значимо ниже в рисунках учащихся 3 класса («Осенняя песня», «Адажио») и в одном рисунке - из второго класса («Клоуны»). В рисунках по «веселым» произведениям эмоциональный знак у четвероклассников оказался значимо выше, чем у второклассников («Неаполитанская песенка», «Осенний дождик») и у третьеклассников («Клоуны», «Осенний дождик»). В рисунках третьеклассников эмоциональный знак был вдвое выше, чем в рисунках второклассников («Неаполитанская песенка», «Осенний дождик»), и лишь один раз он оказался выше в результатах учащихся из второго класса («Клоуны») (табл. 2).

Таким образом, оценка эмоционального знака рисунков младших школьников показала, что с возрастом - от 2 до 4-го классов - возрастает способность учащихся адекватно воспринимать и отражать эмоциональное настроение музыкального произведения. Они тоньше чувствуют эмоциональные нюансы мелодии, глубже проникаются ее звучанием и полнее адаптируются к процессу восприятия музыки.

Отмечается, хоть и не так выразительно, увеличение с возрастом способности к отражению в рисунках динамики музыкального произведения. Такая способность оказывается значимо выше в результатах учащихся 4-го класса в сравнении с учащимися 3-го («Баба Яга», «Клоуны») и 2-го («Баба Яга», «Клоуны» и «Вальс петушков») классов, а также в результатах третьеклассников по сравнению с второклассниками («Адажио», «Клоуны», «Вальс петушков»). И в одном случае динамика была четче отражена в рисунках учащихся второго класса, чем третьего («Осенний дождик»).

Незначительными оказались возрастные отличия в модальности ученических рисунков. Возрастание способности к отображению музыкального произведения наблюдалось только в двух случаях, причем в обоих она сильнее оказалась в рисунках учащихся 3-го класса по сравнению с учащимися 2-го класса («Баба Яга», «Клоуны»).

В оценке экспертами рисунков учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов на соответствие содержанию и характеру музыкального произведения, как и в оценке эмоционального знака, проявилась зависимость от разделения произведений на «грустные» и «веселые». Причем, тут отмечается определенная парадоксальность: в рисунках по «веселым» произведениям такое соответствие с возрастом усиливается, тогда как в рисунках по произведениям «грустным» - ослабляется.

Так, соответствие рисунка содержанию произведения у учащихся четвертого класса по сравнению с учащимися второго класса усилилось по одним произведениям («Клоуны», «Гопак», «Вальс петушков») и ослабилось по другим («Баба Яга», «Первая утрата»). Соответствие рисунка содержанию произведения в сравнении их с учащимися третьего класса так же возросло в рисунках по «веселым» произведениям («Гопак», «Осенний дождик») и снизилось по «грустным» («Баба Яга», «Первая утрата», «Адажио»). Отличия между учащимися второго и третьего классов по этому показателю проявились менее выразительно.

В рисунках по «веселым» произведениям отмечается тенденция к увеличению соответствия с возрастом («Клоуны», «Гопак», «Осенний дождик»), а в рисунках по «грустным» произведениям - к ее уменьшению («Гроза», «Адажио»). Обнаруженную закономерность, очевидно, можно объяснить тем, что при восприятии «веселых» музыкальных произведений дети легче поддаются непосредственному влиянию характера и настроения произведения и оказывают повышенную склонность к стандартному, стереотипному отражению музыки. Причем, такое отражение оказывается точнее в восприятии учащихся более старшего возраста, то есть соответствие рисунков содержанию и характеру «веселых» музыкальных произведений с возрастом усиливается.

Восприятие «грустных» музыкальных произведений создает больше возможностей для самоуглубления, рефлексии и самовыражения. Поэтому с возрастным ростом способности к самоанализу и с увеличением личного жизненного опыта могут усиливаться тенденции к индивидуализации эмоционального восприятия музыки, а также к отходу от стереотипов. Такое объяснение, в частности, подтверждается нашими наблюдениями, осуществленными в ходе исследования: учащиеся 4-го класса при прослушивании «грустных» произведений особенно часто пытались воплотить в рисунках свои личные переживания.

Следующий показатель - уровень обобщения - с возрастом так же усиливается, что вполне закономерно. Он выше в результатах четвероклассников по сравнению с второклассниками («Баба Яга», «Неаполитанская песенка», «Вальс петушков», «Гопак», «Клоуны)» и в результатах третьеклассников по сравнению с второклассниками («Баба Яга», «Неаполитанская песенка», «Вальс петушков»). Отличия же между учащимися 3 и 4 классов практически не проявились.

Не обнаружена закономерность в смене степени оригинальности в зависимости от возраста учащихся: в рисунках по разным произведениям этот показатель преобладал в результатах школьников разного возраста. Следует полагать, что оригинальность восприятия и отображения музыки в пределах младшего школьного возраста так же более индивидуальна, нежели возрастной признак.

Анализ рисунков с точки зрения ориентации на объект эмоциональной направленности показывает, что возрастные отличия по этим показателям проявляются не так ярко, как половые. При этом количество полученных значимых результатов указывает на то, что по ориентации на объект более близкими одни к другим оказались рисунки второ- и третьеклассников. Рисунки же четвероклассников сильнее от них отличались, тогда как по эмоциональной направленности больше всего отличались рисунки учащихся 2-го класса от рисунков третье- и четвероклассников. Таким образом, эмоциональная направленность восприятия музыки выразительнее меняется при переходе от 2-го к 3-му классу, а ориентация на объект - от 3-го к 4-му.

С возрастом отмечается тенденция к усилению ориентации эмоционального восприятия музыки младшими школьниками на себя и на деятельность, тогда как ориентация на природу, на явления культуры и музыку несколько уменьшается. Значимых же возрастных изменений в ориентации рисунков на других людей и на общество не обнаружено. Таким образом, возрастные изменения в ориентации эмоционального восприятия музыки на объект свидетельствуют о возрастании значения образа «я», самовосприятия и рефлексии в этом процессе и об уменьшении удельного веса ориентированности их на внешние объекты и обстоятельства.

В возрастных изменениях эмоциональной направленности восприятия музыки у младшего школьного возраста отмечаются три тенденции. Первая из них состоит в увеличении доли эмоций одних видов, а именно: коммуникативных, самоутверждения, праксических и борьбы. Вторая тенденция состоит в ослаблении с возрастом проявлений гедонистических эмоций. Третья же тенденция, характерная для альтруистических, романтических и эстетических эмоций, выражается в некотором их усилении от 2 до 3 классов и в последующем их уменьшении от 3 до 4 классов.

Такое соотношение возрастных изменений эмоциональной направленности восприятия музыки младшими школьниками отражает, на наш взгляд, начало перехода личности к следующему - подростковому этапу ее развития. Если наибольшая выраженность альтруистических, романтических и эстетических эмоций приходится на середину младшего школьного возраста, то потом они уступают место эмоциям коммуникативным, праксическим, самоутверждения и борьбы. Усиление этих эмоций должно сыграть свою важную роль в создании эмоциональных основ для процессов подросткового самоутверждения и саморегуляции.

Выявленные изменения эмоционального восприятия музыки на протяжении младшего

школьного возраста - от начала до его завершения и перехода в подростковый возраст - однозначно вписываются в характеристики первого (низкого) уровня саморегуляции поведения школьников, выделенного М.И. Боришевским. Саморегуляция младших школьников меньше, чем у подростков зависит от их отношений с группой ровесников [1]. Важно также отметить, что альтруистические, романтические и эстетические эмоции, после завершения подросткового этапа формирования личности и с переходом к ранней юности, снова выходят на одно из ведущих мест в ее эмоциональной сфере [2].

Выводы. Зафиксированные нами половые различия эмоционального восприятия музыки младшими школьниками вписываются в традиционное содержание поло-ролевых стереотипов и соответствуют особенностям социализации мальчиков и девочек. Ориентация на объект и эмоциональная направленность отражения музыкальных произведений детьми обоих полов подтверждают более инструментальный характер мужской и более экспрессивный характер женской социализации. Однако половые различия в восприятии музыки оказались не столь значительными, как это первоначально можно было ожидать. Преобладают прежде всего общие особенности, свойственные детям обоих полов.

Результаты исследования показали, что общевозрастные закономерности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками (их подавляющим большинством) наиболее приближены к особенностям восприятия музыки их ровесников, поведение которых отличается доброжелательностью, экстравертированностью и неагрессивностью. Указанную зависимость мы рассматриваем как проявление общих закономерностей личностного и деятельностного развития детей в их младшем школьном возрасте.

Список литературы:

1. Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников: дис. ... д-ра пси-хол. наук: 19.00.07 / Боришевский Мирослав Иосифович. - К., 1992. - 77 с.

2. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1975. - № 6. - С. 21-32.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива / Игорь Семенович Кон. - М.: Наука, 1988. - 270 с.

4. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В.И. Па-ниотто, B.C. Максименко. - К.: Наук. думка, 1982. - 272 с.

5. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики / Владимир Григорьевич Ражников. -М.: Знание, 1980. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.