Научная статья на тему 'Характерологические особенности восприятия музыки: экспериментальный аспект'

Характерологические особенности восприятия музыки: экспериментальный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ / EMOTIONAL BALANCE / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ / EMOTIONAL IMBALANCE / АКТИВНОСТЬ / ACTIVE / ПАССИВНОСТЬ / ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ / ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION / PASSIVE / EXTROVERSION / INTROVERSION / FRIENDLINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субота М.В.

В статье рассматриваются характерологические особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки и сопоставлено их с общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что на эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками сказывается влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся: экстравертированности интровертированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTEROLOGICAL PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC: EXPERIMENTAL ASPECT

This article presents the characterological peculiarities of the emotional perception of music by the junior schoolchildren based on their personal establishment. The following is discovered: initial aspects of the emotional perception of music are compared with common pattern of the personal enhancement of the schoolchildren. It is shown by experiments, that on the emotional perception of music by the junior schoolchildren influence individually-personal pecularities of pupils:extroversion introversion.

Текст научной работы на тему «Характерологические особенности восприятия музыки: экспериментальный аспект»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.6 159.942

М.В. Су бота

канд. психол. наук, ст. науч. сотрудник, Институт психологии им. Г. С. Костюка Национальная академия педагогических наук

Украины, г. Киев

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются характерологические особенности эмоционального воспри-

ятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки и сопоставлено их с общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что на эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками сказывается влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся: экстравертированно-сти - интровертированности.

Ключевые слова: эмоциональная уравновешенность, эмоциональная неуравновешенность, актив-

ность, пассивность, экстравертированность, интровертированность, агрессивность, доброжелательность, самовыражение.

M.V. Subota, Institute of Psychology Kostiuk National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine,

Kiev

THE CHARACTEROLOGICAL PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC:

EXPERIMENTAL ASPECT

Abstract. This article presents the characterological peculiarities of the emotional perception of music by the junior schoolchildren based on their personal establishment. The following is discovered: initial aspects of the emotional perception of music are compared with common pattern of the personal enhancement of the schoolchildren. It is shown by experiments, that on the emotional perception of music by the junior schoolchildren influence individually-personal pecularities of pupils:extroversion - introversion.

Keywords: emotional balance, emotional imbalance, active, passive, extroversion, introversion, aggressiveness, friendliness, self-expression.

Постановка проблемы. Для выяснения возможных зависимостей эмоционального восприятия музыки от характерологических особенностей младших школьников классным руководителям предлагалось оценить учащихся по показателям «экстравертированность - интровертированность», «активность - пассивность», «эмоциональная неуравновешенность - эмоциональная уравновешенность» и «агрессивность - доброжелательность». Выбор этих качеств обусловлен их значением для психологической характеристики учащихся младшего школьного возраста и относительно значительной степенью их выраженности в поведении младших школьников.

К участию в эксперименте привлекли 314 учащихся 2-4-х классов (по четыре параллельных класса), в том числе 89 учащихся второго класса, 102 учащихся третьего и 123 учащихся четвертого класса. Среди испытуемых было 148 мальчиков и 166 девочек.

Из общего количества исследуемых учащихся было 45 таких, которые учились в музыкальной школе, а 269 - не учились.

Классный руководитель выделил тех учащихся (около четверти общего количества в классе), которым более всего присуще каждое из названных выше качеств. В результате образовались две группы, которые заняли противоположные позиции по определенной шкале (например, по экст-равертированности - интровертированности). Остальные учащиеся, которые не были отнесены ни к одной из этих групп, были включены в так называемую «промежуточную» группу.

Всего к группе экстравертов были отнесены 79 учащихся, к интровертам - 61 учащийся, к «промежуточной» по указанному признаку группе - 174 учащихся; к группе активных - 70 учащихся,

к пассивным - 55 учащихся, к «промежуточной» группе - 189 учащихся; к группе эмоционально неуравновешенных - 63 учащихся, к «промежуточной» группе - 208 учащихся; к группе агрессивных -34 учащихся, к доброжелательным - 72 учащихся, к «промежуточной» группе - 208 учащихся.

В основу примененного нами методического приема было положено индивидуальное прослушивание учащимся музыкального произведения.

До начала прослушивания ученику предлагали сделать рисунок, в котором следовало отразить свои впечатления, переживания, возникшие под влиянием музыкального произведения. Конкретно такое предложение делали в форме задания «нарисовать то, что хочется». Никаких ограничений по поводу темы или содержания рисунка не было. Не ограничивали и время выполнения рисунка (реально оно длилось от 15 до 40 минут).

После этого с каждым учеником проводили индивидуальную беседу, в ходе которой ребенок давал название своему рисунку, рассказывал о своих впечатлениях от музыки, об образах, возникающих под ее влиянием. Такой прием был необходим для выявления тех образов, которые школьники не сумели выразить в рисунках.

Для прослушивания учащимся предлагали десять рекомендованных учебной программой произведений отечественных и зарубежных композиторов (длительностью 2-3 мин.), каждое из которых мы охарактеризовали по словарю эстетических эмоций (признаков, модальностей):

К. Караев «Гроза» (в таблицах ГР) из балета «Тропой грома» - сильно, твердо, напористо, тяжело, напряженно, хмуро, резко, бурно, стремительно, люто, неистово, гневно, сума-сшедше, безумно, таинственно;

М. Мусоргский «Баба Яга» (БА) - размашисто, фантастично, зловеще, буйно, рассерженно, резко, грубо, сердито, злостно, страшно, ужасно, вызывающе, хмуро, причудливо;

Р. Шуман «Первая утрата» (ПУ) - проникновенно, невинно, мягко, ласково, трогательно, доверчиво, нежно, растерянно, боязливо, стыдливо, смирно, задумчиво, жалобно, горько, обидчиво;

П. Чайковский «Осенняя песня» (ОС) - взволнованно, обеспокоенно, страстно, тревожно, тоскливо, сосредоточенно, тягуче, поэтично, мечтательно, напевно, интимно, чутко, грустно, скорбно;

Д. Штейбельт «Адажио» (АД) - степенно, важно, солидно, серьезно, тягуче, сердечно, ласково, деликатно, благородно, спокойно, чувственно, встревоженно, смущенно, щемяще, трепетно;

П. Чайковский «Неаполитанская песенка» (НП) - радостно, звонко, блестяще, ярко, пылко, оптимистично, возвышенно, энергично, гордо, утонченно, изысканно, элегантно, грациозно, бодро, зажигательно;

Д. Кабалевский «Клоуны» (КЛ) - ловко, весело, живо, проворно, лихо, упорно, шаловливо, шутливо, юмористично, игриво, забавно, энергично;

М. Мусоргский «Гопак» (ГО) - из оперы «Сорочинская ярмарка» - возвышенно, празднично, торжественно, радостно, звучно, бодро, живо, упорно, зажигательно, величественно, пышно, восторженно, мужественно, решительно, достойно, отчаянно;

С. Пархаладзе «Осенний дождик» (ОД) - легко, весело, смело, воздушно, уверенно, лучисто, шутливо, гротескно, забавно, приятно, приветливо, нежно, живо;

И. Стрибогг «Вальс петушков» (ВП) - игриво, значимо, бесшабашно, задиристо, загони-сто, манерно, напыщенно, забавно, пикантно, весело, возвышенно, напевно.

Всего было получено 1719 рисунков со словесными отчетами (далее - рисунки), в том числе по произведениям: «Гроза» - 241 рисунок; «Баба Яга» - 165; «Первая утрата» - 186; «Осенняя песня» - 149; «Адажио» - 167; «Неаполитанская песня» -192; «Клоуны» - 144; «Гопак» - 174; «Осенний дождик» - 166; «Вальс петушков» - 135 рисунков.

Цель статьи заключается в выявлении существенных характерологических особенностей эмоционального восприятия музыки младшими школьниками.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие

задачи:

1. Исследовать характерологические особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением.

2. Проследить возрастную динамику формирования этих особенностей.

Результаты эмпирических исследований. Учитывая органическую связь эмоций личности с другими элементами ее структуры, следует считать, что значительный интерес представляет выяснение зависимостей между особенностями эмоционального восприятия музыки младшими школьниками и качествами, характеризующими их как субъектов общения, носителей определенных отношений к окружающим, к самим себе.

Специального внимания заслуживает, в частности, соотношение особенностей эмоционального восприятия музыки младшими школьниками и такими характеристиками их личности как экстравертированность и интровертированность.

Всех испытуемых разделили на три группы: экстравертов, интровертов и группу «промежуточных» по признаку «экстравертированность - интровертированность». Это обусловило сравнение между собой результатов экстравертов и интровертов, а также результатов двух крайних групп с результатами «промежуточной» группы (табл. 1).

Не обнаружены значимые различия между результатами экстравертов и интровертов по показателям эмоционального знака и модальности. Показатель динамики в одном случае оказался выше у интровертов («Клоуны»), в другом - у экстравертов («Осенний дождик»).

Более четкое различие зафиксировано в таких показателях, как соответствие содержанию и характеру произведения, уровень обобщения и оригинальность. При этом только в первом из названных показателей - соответствия содержанию произведения - отмечается значимое преимущество экстравертов («Осенний дождик», «Вальс петушков»), тогда как рисунки интровертов оценены выше по соответствию характеру произведения («Клоуны»), уровню обобщения («Клоуны», «Гопак»), оригинальности («Первая утрата», «Клоуны»).

Такое соотношение показателей достаточно логично согласуется с особенностями экст-равертированного и интровертированного поведения: восприятие, отражение музыки экстравертами более ориентировано на свойства объекта - музыкального произведения, а восприятие интровертов сильнее зависит от их собственных эмоций и интеллектуальных процессов.

Этот вывод косвенно подтверждается различиями в эмоциональной направленности музыки: в случаях, когда эти различия вопиющего уровня, направленность на определенный вид эмоций оказалась сильнее у интровертов: на эмоции самоутверждения («Первая утрата»), борьбы («Клоуны»), романтические («Адажио»), гедонистические («Неаполитанская песенка»).

При сравнении результатов самой многочисленной «промежуточной» группы с результатами экстравертов и интровертов значимые отличия установлены в 22 случаях. В большинстве из них (15) результаты «промежуточной» группы отличаются от результатов интровертов, что позволяет предположить, что закономерности восприятия музыки младшими школьниками несколько ближе к закономерностям восприятия музыки младшими школьниками-экстравертами и более отдалены от закономерностей ее восприятия интровертами.

Данная зависимость, очевидно, может рассматриваться как проявление более широких особенностей личностного и деятельностного развития в младшем школьном возрасте. В этот период, как известно, на первый план развития ребенка выходит формирование его операци-онно-технических возможностей, тогда как установление внутреннего плана действий и рефлексии собственного поведения происходит более скрыто [1; 2]. Поэтому неудивительно, что большинство младших школьников в процессе восприятия музыки обнаруживают большую склонность действовать согласно особенностям экстравертированной психики с ее открытостью и направленностью на объект.

Таблица 1 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков учащихся, отнесенных к группам экстравертов, интровертов и группе «промежуточной» по данному признаку

Про -из-веде-ние Показатель Экспертная оценка ^ z (значимые)

экстраверты «промежуточные интроверты экстраверты и «промежуточные экстраверты и интроверты «прме-жуточ-ные» и интроверты

1 2 3 4 5 6 7 8

ПВ Эмоциональный знак - 0,76 0,08 0,23 2,76** - -

ОД Динамика 1,31 1,27 0,98 - 2,70** -

БА Соответствие содержанию произведения 0,59 0,31 0,46 2,20* - -

БА Соответствие содержанию произведения 0,59 0,31 0,46 2,20* - -

КЛ Соответствие характеру произведения 1,59 1,65 1,84 - 2,58* -

КЛ Уровень обобщения 0,80 0,79 1,06 - 2,41* 2,10*

ГО Уровень обобщения 1,12 1,00 1,84 - 2,57* -

ПВ Оригинальность 0,64 0,78 0,92 - 2,16* -

НП Оригинальность 0,87 0,65 0,87 2,10* - -

КЛ Оригинальность 0,35 0,44 0,63 - 2,26* -

ГР Ориентация на себя 0,09 0,15 0,06 - - 2,05*

ГР Ориентация на общество 0,06 0,08 0,01 - - 2,09*

АД Ориентация на музыку 0,14 0,18 0,06 - - 2,09

АД Ориентация на культуру 0,02 0,13 0,02 3,00** - 2,30*

ГР Направленность на эмоции самоутверждения 0,02 0,04 0,0 - - 2,12*

ПВ Направленность на эмоции самоутверждения 0,0 0,04 0,08 - 2,74** -

ГО Направленность на эмоции самоутверждения 0,02 0,10 0,03 2,00* - -

ОД Направленность на пракси-ческие эмоции 0,05 0,09 0,0 - - 2,19*

ПВ Направленность на эмоции борьбы 0,04 0,08 0,01 - - 1,99*

АД Направленность на эмоции борьбы 0,09 0,02 0,19 - - 2,58**

КЛ Направленность на эмоции борьбы 0,03 0,07 0,14 - 2,41* -

ОД Направленность на эмоции борьбы 0,04 0,01 0,12 - - 2,07*

АД Направленность на романтические эмоции 0,04 0,02 0,15 - 2,68** 2,54*

КЛ Направленность на эстетические эмоции 0,29 0,40 0,19 - - 2,16

ОС Направленность на гедонистические эмоции 0,11 0,01 0,03 2,08* - -

НП Направленность на гедонистические эмоции 0,03 0,06 0,11 - 2,28* -

Примечание: * - отличия, значимые при Р меньше 0,05;

** - при Р меньше 0,01.

Выявлен ряд значимых отличий эмоционального восприятия музыки между учащимися активными, пассивными и отнесенными к группе «промежуточной» по признаку «активность -пассивность» (см. табл. 2).

Таблица 2 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков учащихся, отнесенных к группам активных, пассивных и к группе «промежуточных» по данному признаку

Про -из- Показатель Экспертная оценка ^ z (значимые)

актив- «про- пассив- актив- актив- «проме-

ные межу- ные ные и ные и жуточ-

де-ние точные» «про-межу-точные» пассив-ные ные» и пассивные

1 2 3 4 5 6 7 8

ОС Эмоциональный знак -0,28 -1,10 -0,61 2,87** - -

ГО Эмоциональный знак 1,67 1,81 1,88 - 2.61* -

КЛ Динамика 0,80 0,97 1,44 - 2,35* -

ОС Модальность 1,27 1,18 1,10 - 2,20* -

КЛ Модальность 1,15 1,06 1,36 - - 2,60*

БА Соответствие содержанию произведения 0,56 0,28 0,53 2,41* - -

ВП Соответствие содержанию произведения 0,17 0,03 0,06 2,29* - -

КЛ Соответствие характеру произведения 0,59 0,67 0,88 - 2,91* -

КЛ Уровень обобщения 0,79 0,85 1,08 - 2,34* -

АД Оригинальность 0,61 0,55 0,92 - 2,59* 2,60*

НП Оригинальность 0,88 0,63 0,95 2,38* - 2,17*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЛ Оригинальность 0,33 0,49 0,72 - 2,92**

АД Ориентация на деятельность 0,10 0,19 0,23 - 2,35* -

АД Ориентация на людей 0,22 0,14 0,31 - - 2,22*

ГР Ориентация на музыку 0,09 0,12 0,03 - - 2,19*

ВП Направленность на альтруистические эмоции 0,04 0,11 0,17 - 2,32* -

ОС Направленность на коммуникативные эмоции 0,09 0,02 0,0 - 2.07* -

ГО Направленность на эмоции самоутверждения 0,01 0,10 0,04 2,52* - -

ПВ Направленность на эмоции самоутверждения 0,0 0,02 0,13 - 3,87*** 2,42*

АД Направленность на эмоции борьбы 0,07 0,12 0,18 - 2,10* -

КЛ Направленность на эмоции борьбы 0,02 0,11 0,12 2,08* 2,14* -

АД Направленность на романтические эмоции 0,04 0,08 0,14 - 2,36** -

ГО Направленность на романтические эмоции 0,06 0,01 0,14 - - 2,29*

ГР Направленность на гедонистические эмоции 0,03 0,0 0,04 - - 2,29*

Примечание: * - отличия, значимые при Р меньше 0,05; ** - при Р меньше 0,01; *** - при Р меньше 0,001.

Так, при восприятии некоторых «веселых» динамических произведений в рисунках пассивных учащихся выше по сравнению с активными оказались показатели эмоционального знака («Гопак») и динамики («Клоуны»), хотя, казалось бы, именно активные учащиеся должны были бы сильнее среагировать на эти показатели.

Этот парадокс следует, очевидно, объяснить тем, что высокие показатели эмоционального знака и динамики музыкального произведения сильнее контрастируют с эмоциональным состоянием пассивных школьников и поэтому приобретают большее значение в их субъективном отражении. Такой вывод частично подтверждается тем, что в рисунках пассивных учащихся по одному из названных произведений наблюдается немного высшее соответствие характеру произведения на уровень обобщения («Клоуны»).

Достаточно отчетливо проявилась такая закономерность: рисунки пассивных учащихся отличались более высокой степенью оригинальности («Адажио», «Неаполитанская песенка», «Клоуны»). Возможно, деятельность, которая не требует от детей значительной социальной активности (как при выполнении заданий в данном исследовании), может выступать для школьников средством своеобразной компенсаторной экспрессии, обеспечивать им условия свободного самовыражения и, вследствие этого, побуждать их к выходу за пределы стереотипов отображения. Для активных детей, которые легче самовыражаются в других сферах, такая деятельность оказывается менее значимой.

О компенсаторном характере эмоционального восприятия музыки пассивными может свидетельствовать и их несколько более высокая ориентация на деятельность («Адажио»), которая также, следуя обычной логике, должна была бы быть более присущей активным детям.

В рисунках пассивных учащихся четко появляется и эмоциональная направленность: на альтруистические («Вальс петушков»), самоутверждения («Первая утрата»), борьбы («Адажио», «Клоуны») и романтические («Адажио») эмоции. Лишь в одном случае в рисунках активных учащихся сильнее оказалась направленность на коммуникативные эмоции («Осенняя песня»).

Таким образом, сравнение активных и пассивных детей указывает на то, что для последних эмоциональное восприятие музыки может создавать значительные компенсаторные возможности, которые следует использовать в воспитательной работе с учащимися.

Сравнение результатов «промежуточной» (наиболее многочисленной по количеству учащихся) группы с результатами активных и пассивных учащихся не дало оснований для вывода об ощутимой приближенности закономерностей эмоционального восприятия музыки большинством младших школьников к закономерностям ее восприятия активными или пассивными учащимися.

Среди всех выделенных нами характерологических особенностей личности наименее значимых отличий оказалось между группами эмоционально неуравновешенных, эмоционально уравновешенных и «промежуточных» по признаку «эмоциональная уравновешенность - эмоциональная неуравновешенность» учащихся (см. табл. 3).

Наиболее ярко здесь проявились отличия в эмоциональной направленности на коммуникативные («Адажио», «Вальс петушков») и гедонистические («Осенняя песня») эмоции, у уравновешенных - на эмоции самоутверждения («Первая утрата»).

Такая эмоциональная направленность, надо полагать, фиксирует некоторую озабоченность и уравновешенных, и неуравновешенных младших школьников своим положением в социальном окружении. Но если неуравновешенные учащиеся более склонны решать свои проблемы за счет окружающих, в процессе общения с ними, то уравновешенные пытаются делать это путем достижения большей автономности, независимости от окружения.

Значительно больше значимых отличий вытекает из сравнения агрессивных и доброжелательных учащихся и учащихся, отнесенных к «промежуточной» по данному признаку группе (табл. 4).

Таблица 3 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков учащихся, отнесенных к группам эмоционально неуравновешенных, эмоционально уравновешенных и к группе «промежуточных» по данному признаку

Про-изве де-ние Показатель Экспертная оценка ^ z (значимые)

неурав-нове-шен-ные «про-межу-точные» уравно-вешенные неурав-нове-шенные и «про-межу-точные» неурав- нове- шенные и урав- нове- шенные «про-межуточные» и урав-нове-шен-ные

1 2 3 4 5 6 7 8

ПВ Динамика 1,44 1,41 1,33 - - 2,06*

ПВ Модальность 1,17 1,41 1,27 2,31* - -

АД Соответствие содержанию произведения 0,46 0,16 0,23 2,31* - -

ВП Соответствие содержанию произведения 0,20 0,13 0,0 - 2,00* 3,03**

БА Уровень обобщения 1,00 1,23 1,08 2,31* - -

НП Уровень обобщения 1,14 1,14 1,34 - - 2,04*

ГО Уровень обобщения 1,22 0,95 1,02 2,34* - -

АД Ориентация на общество 0,03 0,0 0,05 - - 2,32*

ГР Ориентация на музыку 0,10 0,10 0,03 - - 2,10*

АД Направленность на коммуникативные эмоции 0,08 0,06 0,0 - 2,05* -

ВП Направленность на коммуникативные эмоции 0,30 0,23 0,07 — 2,57* 2,27*

ПВ Направленность на эмоции самоутверждения 0,0 0,02 0,10 - 2,47* 2,54*

ГО Направленность на прак-сические эмоции 0,0 0,0 0,03 - - 2,07*

ОС Направленность на гедонистические эмоции 0,11 0,07 0,0 - 2,36* -

Примечание: * - отличия, значимые при Р меньше 0,05; ** - при Р меньше 0,01 *** - при Р меньше 0,001.

Такое сравнение показало, что в рисунках доброжелательных детей наблюдается заметное преимущество в точности, адекватности и полноте отражения характеристик музыкального произведения. В то же время в рисунках агрессивных детей более сильной является ориентация на собственные переживания и эмоциональные состояния.

Результаты доброжелательных детей оказались значимо выше в восприятии и отражении динамики музыкального произведения («Вальс петушков»), в соответствии его характеру («Гроза») и уровне обобщения («Баба Яга»). Но особенно частым было преимущество доброжелательных учащихся над агрессивными в соответствии рисунков содержанию произведения («Баба Яга», «Осенняя песня», «Осенний дождик») и степени оригинальности («Баба Яга», «Осенняя песня», «Вальс петушков»).

Меньшее соответствие содержанию произведения и более низкая степень оригинальности в рисунках агрессивных учащихся, возможно, отражают несколько более сильную их зацентриро-ванность на личных качествах и проблемах и вообще характерную для агрессивных лиц стереотипность реакций и поведения.

Таблица 4 - Результаты, в которых обнаружены значимые отличия между экспертными оценками рисунков учащихся, отнесенных к группам агрессивных, доброжелательных и к группе «промежуточных» по данному признаку

Про-из-ведение Показатель Экспертная оценка ^ z (значимые)

агрессивные «про-межу-точные» доб-роже-ла-тельные агрессивные и «про-межу-точные» агрессивные и добро-жела-тельные «про-межу-точные» и добро-жела-тельные

1 2 3 4 5 6 7 8

НП Эмоциональный знак 0,11 0,98 0,52 2,10* - -

КЛ Эмоциональный знак 0,69 0,62 1,12 - - 2,16*

КЛ Динамика 1,23 0,86 1,01 2,01* - -

ГО Динамика 1,12 0,99 1,25 - - 2,39*

ВП Динамика 0,50 0,87 1,14 - 2,54* -

БА Соответствие содержанию произведения 0,17 0,55 0,45 3,14* 2,01* -

ОС Соответствие содержанию произведения 0,27 0,57 0,68 - 2,24* -

ОД Соответствие содержанию произведения 0,10 0,19 0,32 - 2,01* -

ВП Соответствие содержанию произведения 0,0 0,10 0,14 2,97** - -

ГР Соответствие характеру произведения 1,29 1,65 1,62 2,89** 2,53* -

КЛ Соответствие характеру произведения 1,84 1,59 1,71 1,97* - -

БА Уровень обобщения 0,82 1,14 1,26 2,98** 3,43** -

КЛ Уровень обобщения 1,07 0,75 0,94 2,12* - -

БА Оригинальность 0,41 0,72 0,79 2,21* 2,37* -

ОС Оригинальность 0,18 0,54 0,60 2,67** 2,75** -

ВП Оригинальность 0,16 0,48 0,57 2,38* 2,89* -

БА Ориентация на себя 0,28 0,19 0,12 2,08* - -

ВП Ориентация на себя 0.35 0,06 0,09 3,69*** 2,83** -

ГО Ориентация на деятельность 0,25 0,18 0,22 2,28* - -

ВП Ориентация на деятельность 0,11 0,13 0,24 - - 1,98*

НП Ориентация на природу 0,25 0,15 0,25 - 2,08*

ВП Ориентация на природу 0,23 0,32 0,15 - - 2,56*

ПВ Ориентация на людей 0,20 0,15 0,26 - - 2,15*

ГР Ориентация на общество 0,14 0,05 0,05 1,96* - -

АД Ориентация на культуру 0,03 0,02 0,08 - - 2,20*

НП Направленность на эмоции самоутверждения 0,0 0,08 0,01 - - 2,31*

ГР Направленность на праксические эмоции 0,10 0,01 0,02 2 72** - -

БА Направленность на эмоции борьбы 0,31 0,08 0.08 3,19** 2.79** -

НП Направленность на эмоции борьбы 0,18 0,05 0,09 2,24* - -

ОС Направленность на гедонистические эмоции 0,11 0,01 0,03 2,08* - -

Примечание: * - отличия, значимые при Р меньше 0,05; ** - при Р меньше 0,01 *** - при Р меньше 0,001.

В рисунках агрессивных детей более отчетливо проявились, что вполне логично, ориентация на себя («Вальс петушков»), направленность на эмоции борьбы («Баба Яга») и гедонистические эмоции («Осенний дождик»), а также, менее ожидаемо, на романтические эмоции («Клоуны»).

Достаточно показательным оказалось соотношение значимых отличий между результатами учащихся «промежуточной» группы и результатами агрессивных и доброжелательных. В 19 случаях из 27, где были зафиксированы значимые отличия, они касались разницы между результатами «промежуточной» (самой многочисленной) группы и группы агрессивных. Это должно означать, что в процессе эмоционального восприятия музыки большинство младших школьников выявляет особенности, которые ближе особенностям их доброжелательных, а не агрессивных сверстников.

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в зависимости от их личностных качеств.

Так, установлено, что восприятие музыки детьми-экстравертами в большей степени сориентировано на отображение объективных свойств музыкального произведения, тогда как восприятие музыки интровертами сильнее определяется их собственным эмоциональным состоянием.

Возможности свободного самовыражения в процессе эмоционального восприятия музыки имеют большее значение для пассивных учащихся. Активные дети легче самовыражаются в других сферах, поэтому данная деятельность оказывается для них менее значимой.

Эмоциональное восприятие музыки младшими школьниками продемонстрировало большую склонность эмоционально неуравновешенных учащихся решать свои эмоциональные проблемы за счет окружающих в процессе общения с ними, тогда как эмоционально уравновешенные дети пытаются делать это путем достижения большей автономности, независимости от окружения.

Проявилась несколько более сильная зацентрированность агрессивных детей на своих личных качествах и проблемах и повышенная стереотипность их реакций и поведения.

Результаты исследования показали, что общевозрастные закономерности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками (подавляющим их большинством) наиболее приближены к особенностям восприятия музыки их ровесниками, поведение которых отличается экстравертированностью и доброжелательностью, неагрессивностью.

Указанную зависимость мы рассматриваем как проявление более общих закономерностей личностного и деятельностного развития в младшем школьном возрасте.

Таким образом, на эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками сказывается влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся: экстравертированности -интровертированности, активности - пассивности, эмоциональной уравновешенности - неуравновешенности, агрессивности - доброжелательности. Общевозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками наиболее приближены к ее восприятию неагрессивными экстравертами.

Список литературы:

1. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М., 1995. - 277 с.

2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.