ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Рублева Н. В., Шляпникова М. Н. Особенности эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 74-81.
Rubleva N. V., Shlyapnikova M. N. Features of emotionally-personal sphere of sickly children. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 74-81. (In Russ.)
УДК 159.9.072.43
Н. В. Рублева, М. Н. Шляпникова
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Рублева Надежда Викторовна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
E-mail: [email protected]
Шляпникова Марина Николаевна - выпускница факультета психологии; психолог; участковая медицинская сестра педиатрического отделения Городской детской клинической больницы № 3.
E-mail: shlapnikmar@mail. ru
Междисциплинарное исследование, посвященное проблеме изучения и сравнения особенностей эмоционально-личностной сферы детей, часто болеющих респираторной вирусной инфекцией, и соматически здоровых детей с первой группой здоровья. Статья представляет собой общие выводы из ретроспективного и сравнительного анализа литературы по теме и краткий обзор результатов и выводов эмпирического исследования, проведенного на базе детской больницы г. Перми, с участием экспериментальной и контрольной группы детей шести -семи лет (по 25 человек в каждой) и их родителей. В работе применялся пакет следующих диагностик: тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методика «Лесенка» В. Г. Щур; опросник детского поведения Ш. Эйберг; тест руки Э. Вагнера; методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеевой.
Ключевые слова: часто болеющий ребенок старшего дошкольного возраста, эмоционально-личностная сфера, психологическая профилактика и реабилитация, детское поведение.
N. V. Rubleva, M. N. Shlyapnikova
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia
FEATURES OF EMOTIONALLY-PERSONAL SPHERE OF SICKLY CHILDREN
Rubleva Nadezhda V. - Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy.
Shlyapnikova Marina N. - a graduate of the Faculty of Psychology; a psychologist; Public health nurses in pediatric ward, City Children's Clinical Hospital № 3.
An interdisciplinary study on the problem of studying and comparing the features of emotionally-personal sphere of children with frequent episodes of respiratory viral infection, and somatically healthy children, the first health group. The article represents the overall conclusions of the retrospective and comparative analysis of the literature on the topic and a brief overview of the results and findings of the empirical research carried out on the basis of the children's hospital in Perm, with the participation of
© Рублева Н. В., Шляпникова М. Н., 2016
Н. В. РУБЛЕВА , М. Н. ШЛЯПНИКОВА
75
the experimental and control groups of children 6-7 years of age (25 people each) and their parents. The paper used the following diagnostics package: test of anxiety (R. Temml, V. Amen, M. Dorki); "Ladder" technique by V. G. Schur; child behavior checklist by Sh. Eyberg; hand test by E. Wagner; technique to study the emotional state by E. T. Dorofeeva.
Key words: often ill child of the senior preschool age, emotionally-personal sphere, prevention and psychological rehabilitation, children's behavior.
Актуальность темы исследования связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране. Часто болеющие дети являются возрастным феноменом. По данным А. А. Баранова, В. К. Таточенко, В. Ю. Альбицкого, острые респираторные инфекции занимают первое место в структуре заболеваемости детей дошкольного возраста, причем 49,5 % приходится на длительно и часто болеющих детей в основном дошкольного возраста [1; 2; 11].
По прогнозам исследователей в области педиатрии и клинической психологии, эта категория детей имеет наиболее высокий риск в плане развития аллергических заболеваний, в частности, бронхиальной астмы, ведь большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний [8; 10; 11].
Несмотря на большое количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, разработанных традиционной медициной, проблема помощи часто болеющим детям остается актуальной и в практической психологии.
В литературе встречаются ссылки на необходимость участия психологов в рассмотрении феномена многочисленных, повторяющихся эпизодов острых респираторных вирусных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ) у детей, ведь часто болеющие дети (ЧБД) - это самая большая группа детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке [3; 7; 8]. Тем не менее имеющиеся в теоретических источниках данные освещают в основном медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД, а проблема психологической профилактики и реабилитации эмоционально-личностной сферы такого ребенка остается в стороне. В настоящее время еще недостаточно системных междисциплинарных исследований, посвященных изучению эмоционально-личностных особенностей ребенка, часто болеющего респираторными вирусными инфекциями.
Поэтому проблема настоящего исследования заключается в изучении и сравнении особенностей эмоционально-личностной сферы у соматически здоровых детей и детей, часто болеющих респираторной вирусной инфекцией. Авторы ставили цель изучить особенности эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей. Объектом исследования стала эмоционально-личностная сфера детей шести-семи лет; предметом - особенности эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей. Была выдвинута гипотеза исследования: существуют различия в эмоционально-личностной сфере часто болеющих детей и детей первой группы здоровья.
На основании ретроспективного и сравнительного анализа имеющейся психологической и медицинской литературы по теме исследования можно говорить о том, что особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и проблемы развития личности часто болеющих и соматически ослабленных детей давно признаны отечественными и зарубежными психологами и медицинскими работниками как важная проблема. Опубликованные результаты исследований позволили нам сделать следующие предварительные выводы:
1. В последние годы возросло число детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами и хроническими болезнями. В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего
лишь 16,2 %; второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма, т. е. ЧБД) - 82,2 %; третью группу здоровья (хро -нические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей [4]. Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной.
2. По данным Всемирной организации здравоохранения, «часто болеющие дети» -это термин, обозначающий группу детей, для которых характерен более высокий, чем для их сверстников, уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за нарушений в функционировании иммунной системы.
3. В медицине часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста считаются дети, болеющие ОРЗ четыре и более раз в год [9; 10] или болеющие одним ОРЗ не только часто, но и длительно - более 10-14 дней [4; 5; 7].
4. Термин «часто болеющий ребенок» - это не диагноз, а принадлежность к группе риска не столько по «простудным», сколько по хроническим заболеваниям. В тоже время термин «часто болеющий ребенок» требует уточнения и дополнения с точки зрения психологии как междисциплинарное понятие.
5. В психологической литературе приводятся некоторые данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, согласно исследованиям О. В. Волковой, В. А. Ковалевского, Д. Н. Исаева, этим детям свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих и прежде всего от мнения матери [3; 4; 5].
6. Для часто, но не тяжело болеющих детей характерно амбивалентное отношение к болезни. На сознательном уровне они понимают, что болеть плохо, но на неосознаваемом эмоциональном болезнь для них иногда даже более привлекательна, чем здоровье. Так, по данным А. А. Михеевой, 84 % часто болеющих детей полагают, что во время болезни их будут жалеть, больше обращать на них внимания и заботиться о них [7].
7. Проблема изучения эмоционально-личностной сферы часто болеющего ребенка -это не только научная, но и в первую очередь практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.
8. Для социальной адаптации часто болеющего ребенка и реабилитации его эмоционально-личностной сферы необходима не только поддержка близких родственников, но и профессиональная помощь психологов, построенная с учетом его индивидуально -психологических особенностей.
После изучения литературы мы определили исследовательские задачи: выявить и описать различия в эмоционально-личностной сфере часто болеющих и здоровых детей; провести сравнительный анализ взаимосвязей характеристик эмоционально-личностной сферы часто болеющих и здоровых детей, а главное - на основе полученных результатов сформулировать рекомендации для родителей часто болеющих детей.
Для достижения задач эмпирического исследования на базе Городской детской клинической поликлиники № 2 Ленинского района (г. Пермь) были сформированы две группы детей в возрасте шести-семи лет по 25 человек в каждой. В первую группу (далее - экспериментальную) вошли дети, часто болеющие респираторной вирусной инфекцией. Вторую группу (далее - контрольную) составили ребята с первой группой здоровья. В диагностике принимали участие родители всех пятидесяти детей. Выбор детей для экспериментальной и контрольной групп осуществлялся по списку диспансерного наблюдения и с согласия детей и родителей. Пол детей в данной работе не учитывался.
Мы подобрали достаточно оригинальный пакет методик, диагностирующих особенности эмоционально-личностной сферы детей с первой группой здоровья и часто болеющих детей в возрасте шести-семи лет. Рассмотрим их кратко.
1. Тест тревожности Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки, с помощью которого вычисляется индекс тревожности ребенка.
2. Методика «Лесенка» В. Г. Щур используется для того, чтобы определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представления ребенка о том, как его оценивают другие люди.
3. Опросник детского поведения Ш. Эйберг применяется в работе с родителями и является основным диагностическим инструментом для оценки выраженности нарушений детского поведения, мониторинга изменений поведения ребенка.
4. Тест руки Э. Вагнера предназначен для диагностики агрессивности, страха, коммуникативности.
5. Методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеевой используется для оценки общего эмоционального состояния ребенка. В ней выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам и анализируется устойчивость выявленного эмоционального состояния ребенка.
Для определения различий в эмоционально-личностной сфере часто болеющих детей и детей с первой группой здоровья на основе первичных результатов диагностики был использован ^критериальный анализ Стьюдента. Его результаты показали:
1. Часто болеющие дети, по сравнению со здоровыми сверстниками, в большей степени испытывают тревогу, беспокойство, стремятся к тому, чтобы их защитили, что может говорить о социальной робости и слабой степени адаптированности в социальном взаимодействии.
2. В группе часто болеющих детей отмечается в большей мере выраженное отклоняющееся поведение, что может объясняться тревогой и беспокойством детей, которые они могут маскировать агрессивным поведением, импульсивностью, капризами, негативизмом.
3. Детей контрольной группы, по сравнению с их часто болеющими сверстниками, в большей мере характеризует адекватная самооценка своих особенностей, качеств. Это может быть обусловлено тем, что эти дети уверены в том, что они значимы, любимы, в связи с чем они испытывают удовлетворенность и спокойствие, уверенность в своих силах. Они жизнерадостны, оптимистичны, любознательны, у них высокий уровень энергии в течение дня.
4. У часто болеющих детей отмечается более низкая самооценка, что говорит о наличии каких-то важных неудовлетворенных потребностей детей, вследствие чего они испытывают тревогу и неуверенность в себе.
5. У часто болеющих детей выявлены более высокие показатели по большинству критериев (коммуникация, агрессия, страх, активная безличность, эмоциональность, пассивная безличность). Это говорит о том, что для детей важны социальные контакты, но во взаимодействии с другими людьми они часто испытывают страх, который может прикрываться агрессией.
Для описания и сравнения взаимосвязей характеристик и показателей эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей и детей с первой группой здоровья применялся корреляционный анализ Пирсона.
В ходе корреляционного анализа в группе часто болеющих детей выявлены взаимосвязи, свидетельствующие о том, что повышенная тревожность детей вызывает нестабильность их эмоционального состояния, это влияет на особенности их взаимодействия
с окружением. При этом чем выше уровень эмоционального напряжения у детей, тем в большей степени детям свойственно проявлять признаки отклоняющегося поведения (агрессия, негативизм, упрямство, раздражительность). Таким образом, у часто болеющих детей присутствуют отклонения в поведении, которые отмечают родители. Это может быть обусловлено тем, что тревожность детей маскируется агрессивным поведением, непослушанием.
В группе здоровых детей в ходе корреляционного анализа выявлены взаимосвязи, свидетельствующие о том, что более высокая оценка детьми своих особенностей, характеристик позволяет им вести себя в социальном взаимодействии адекватно ситуации. Это может быть обусловлено тем, что здоровые дети чувствуют себя уверенно в социальном взаимодействии, занимают устойчивое положение в детском коллективе (сверстники тянутся к ним, хотят общаться, взаимодействовать), у них хорошо сформирована коммуникативная активность (эти дети обладают лидерскими качествами, могут организовывать вокруг себя других, предлагать игры, разнообразить общение).
Для анализа выраженности нарушений поведения у ребенка и проблемности его поведения для родителей была использована описательная статистика, анализирующая итоги диагностики стандартизированной методики Ш. Эйберг. Она предназначена для родителей и включает две шкалы: уровень отклоняющего поведения ребенка и шкалу проб-лемности его поведения. Степень проблемности связана непосредственно с уровнем переживания родителями психологического стресса.
Отвечая на вопросы методики, родители оценивали, как часто в поведении ребенка наблюдаются те или иные конкретные отклонения, например, «Отказывается есть предложенную еду», «Бьет родителей», «Небрежно обращается с игрушками и другими вещами», «Крадет», «Кричит или визжит», «Лжет», «Дразнит или провоцирует других детей», «Спорит с братьями и сестрами», «Постоянно стремится привлечь к себе внимание» и др.
Для оценки степени выраженности проблемы использовалась семибалльная шкала с полюсами «Никогда» и «Всегда». Баллы по отдельным пунктам суммировались. Оценки по этой шкале могут варьировать в диапазоне от 36 до 252. Кроме того, каждый раз, оценив степень выраженности отклонений в поведении, родитель должен был ответить на вопрос: «Является ли описанное в вопросе поведение проблемой для Вас?» Сумма ответов «да» на эти вопросы по всем пунктам методики составляет оценку по шкале проблемности. Стандартизация, как считает В. Н. Колесников, требуется здесь для того, чтобы принимать научно обоснованные решения, при каких баллах по шкалам методики поведение ребенка можно считать нормой, а при каких - отклонением от нормы [6].
Результаты степени выраженности неконструктивных форм поведения часто болеющих детей и детей с первой группой здоровья (с точки зрения их родителей) представлены на рисунке 1.
Сравнение нормативных данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах, выявило существенные различия между средними показателями по обеим шкалам. В частности, в экспериментальной группе более выражены следующие показатели: хнычет, легко плачет, постоянно стремится привлечь к себе внимание, демонстрирует плохое поведение.
Что касается сравнения характеристик поведения, являющихся проблемой для родителей, то более высокие баллы получены в выборке родителей экспериментальной группы. Возможно, это означает, что поведенческие проблемы у часто болеющих детей выражены в большей степени, чем у детей с первой группой здоровья.
100% 90% 80%% 70°% 60%% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
4%
89%
87%
76%
71%
76%
61%
^455%/ ^ ч55% \56% 52%% уТ \/ 50% о 50% 50% 51%50% 50%
44% 44%46% 46% 44%45% 44% 44%43% 44%
60%
64%
55%
46%
50%
38%37%
у 7Д|%/*\3у__\ ' » '__^_\/
25% 24% 24% У 24% 24% 24% 24%
15%
15%
* 6%
-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17 19 20 21 22 23 24 25
Экспериментальная группа
— - - Контрольная группа
Рис. 1. Степень выраженности неконструктивных форм поведения детей по результатам заполнения родителями опросника Ш. Эйберг
В экспериментальной группе средний балл выраженности неконструктивных форм поведения ребенка составил 96,4 (56 %), в контрольной группе - 78,12 (36 %). По количеству проблем средний балл в экспериментальной группе составил 17,4 (48 % степени выраженности), в контрольной группе - 4,32 (14 % степени выраженности).
Средние значения в сравнении представлены на рисунке 2.
56 %
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Выраженность Проблемы поведения
неконструктивных форм поведения
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рис. 2. Средние значения по опроснику детского поведения Ш. Эйберг
Подводя итоги исследования, можно сказать, что получены высокие показатели выраженности неконструктивных форм поведения ребенка в экспериментальной группе, которое родители оценивают как проблемное.
Родители детей контрольной группы менее склоны воспринимать поведение ребенка как проблемное или считают проблемными только отдельные конкретные формы отклоняющего от нормы поведения.
Очевидно, что выявленные в ходе обработки данных закономерности нуждаются в более детальном рассмотрении, и попытки их объяснить в рамках данного исследования являются предварительными.
Анализ полученных статистических данных позволяет сделать вывод, что для часто болеющих испытуемых характерными являются следующие черты поведения: неадекватное эмоциональное реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; сниженная социальная адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, которая может прикрываться агрессией.
Кроме того, дети экспериментальной группы очень эмоциональны. Как показывают результаты исследования эмоционального состояния (в частности тест Э. Т. Дорофеевой), высокий уровень эмоционального состояния у часто болеющих детей на 20 % выше, чем у здоровых дошкольников. Средний и низкий уровень эмоционального состояния преобладает у здоровых детей, он на 12 % ниже, чем у часто болеющих дошколь-ников.
Полученные данные показывают, что основным направлением психокоррекционной работы с часто болеющими детьми должно стать комплексное клинико-психолого-педа-гогическое сопровождение с включением специальных занятий, направленных на формирование регуляции и самоконтроля поведения, тонизацию эмоциональной сферы.
Помимо этого, с родителями часто болеющих детей должна проводиться работа, направленная на коррекцию семейных отношений и стилей воспитания ребенка, с использованием групповых и индивидуальных форм терапии, ролевых игр и направленных бесед с родителями, фокусирующих внимание на личностном потенциале ребенка.
По результатам исследования можно предложить следующие рекомендации родителям часто болеющих детей:
1. Стараться устранять психотравмирующие ситуации в семье.
2. Давать ребенку больше позитивных эмоций.
3. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постараться предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящему событию. Если предстоит визит к врачу, надо отрепетировать его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
4. Необходимо «программировать» ребенка на полное выздоровление и настраивать его на здоровый образ жизни.
5. Нужно не жалеть ребенка, а помогать ему справляться с проблемами, в том числе с проблемами здоровья.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что эмоционально-личностная сфера часто болеющих детей отличается по своим свойствам и структуре от эмоционально-личностной сферы детей первой группы здоровья, существуют различия и во взаимосвязях характеристик эмоционально-личностной сферы у детей с разным уровнем здоровья, а значит, гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Библиографический список
1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 183 с.
2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Пуртов И. И. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах // Вопросы охраны материнства и детства. 1986. № 8. С. 65-67.
3. Волкова О. В. Особенности волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2009. 276 с.
4. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка. СПб., 1993. 75 с.
5. Ковалевский В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.
6. Колесников В. Н. Стандартизация опросника детского поведения Ш. Эйберг // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 5-21.
7. Михеева А. А. Психологические особенности часто болеющих детей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 168 с.
8. Пезешкиан Н. В. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996. 463 с.
9. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н. Г. Веселов, Е. Ю. Кузнецова, Г. К. Ермакова, Н. Н. Яременко и др. Л., 1990. 55 с.
10. Румянцев А. Г., Касаткин А. Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. 1996. № 2. С. 41-47.
11. Таточенко В. К., Рачинский С. В., Споров О. А. Острые заболевания органов дыхания у детей. М., 1981. 207 с.