Научная статья на тему 'Часто болеющие дети: не только медицинская, но и психолого-педагогическая проблема'

Часто болеющие дети: не только медицинская, но и психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
749
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / SICKLY CHILDREN / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВТОРНУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ / NEUROLOGICAL / ВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / VEGETATIVE DISORDERS / ОГРАНИЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIMIT GAMING ACTIVITIES / СНИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / ВНИМАНИЯ / ATTENTION / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / FACTORS AFFECTING THE INCIDENCE OF RE / DECREASED PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Мельникова Ирина Юрьевна

Представлена медицинская и социальная значимость проблемы. Описаны характеристика группы, аномалии конституции, неврологические и вегетативные нарушения, факторы, влияющие на повторную заболеваемость часто болеющих детей. Психологические изменения у часто болеющих детей проявляются эмоциональной беспокойностью, тревожностью, наличием депрессивных реакций, снижением познавательной деятельности, умственной работоспособности, внимания, изменением межличностного взаимодействия. Внедрение корреляционных реабилитационных программ в образовательные учреждения способствует повышению адаптации часто и длительно болеющих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Мельникова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Часто болеющие дети: не только медицинская, но и психолого-педагогическая проблема»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Часто болеющие дети: не только медицинская,

но и психолого-педагогическая проблема 1 2 Романцов М. Г. , Мельникова И. Ю.

1Романцов Михаил Григорьевич /Romantsov Mihail Grigorevich - доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, кафедра естественно-научных дисциплин и физической культуры,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Калининградской области Педагогический институт, г. Черняховск; 2Мельникова Ирина Юрьевна /Melnikova Irina Yuryevna - доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: представлена медицинская и социальная значимость проблемы. Описаны характеристика группы, аномалии конституции, неврологические и вегетативные нарушения, факторы, влияющие на повторную заболеваемость часто болеющих детей. Психологические изменения у часто болеющих детей проявляются эмоциональной беспокойностью, тревожностью, наличием депрессивных реакций, снижением познавательной деятельности, умственной работоспособности, внимания, изменением межличностного взаимодействия. Внедрение корреляционных реабилитационных программ в образовательные учреждения способствует повышению адаптации часто и длительно болеющих детей.

Abstract: submitted by medical and social significance of the problem. It describes the characteristics of the group, the constitution abnormalities, neurological and autonomic disorders, the factors affecting the incidence of re-sickly children. Psychological changes in sickly children show emotional restlessness, anxiety, the presence of depressive reactions, a decrease in cognitive activity, mental performance, attention, changes in interpersonal interactions. Implementation correlation rehabilitation programs in educational institutions contributes to the adaptation frequently and chronically ill children.

Ключевые слова: часто болеющие дети, факторы, влияющие на повторную заболеваемость; неврологические, вегетативные нарушения, ограничение игровой деятельности, снижение работоспособности, внимания, агрессия, тревожность, адаптация.

Keywords: sickly children, factors affecting the incidence of re-; neurological, vegetative disorders; limit gaming activities, decreased performance, attention, aggression, anxiety, adaptation.

УДК 616-053.2

Одним из наиболее важных вопросов педиатрии является профилактика заболеваний у часто болеющих детей (ЧБД) и их оздоровление, так как ЧБД имеют высокий удельный вес среди детского населения, отличаются отклонениями в показателях функционального состояния организма, отставанием в физическом развитии и возникновением высокого риска «хронизации» патологического процесса.

5

Проблема сохраняет и социальную значимость, снижает качество жизни ребенка за счет социальной дезадаптации, ограничения общения со сверстниками, за счет формирования педагогических проблем (снижение успеваемости, отставание от учебной программы), появления психологических изменений с нарушением психологического климата в семье [1, 2].

Ребенка правомерно отнести в группу часто болеющих детей в тех случаях, когда повышенная заболеваемость вирусными и вирусно-бактериальными респираторными инфекциями не связана с врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями [3].

Доля ЧБД колеблется от 6 до 34% среди всех детей. Частота ЧБД в детской популяции большинства стран мира находится на уровне 6-25%. Важно, что она не меняется на протяжении 30 лет наблюдения [4].

Детей, перенесших от 4-х до 12 заболеваний в год, с периодическими повторными острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), относят к группе часто и длительно болеющих. С группой часто и длительно болеющих детей связывают детей 11-й группы (71-74%) здоровья. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, имеющие транзиторные нарушения в защитных системах организма и высокий риск их формирования, в т.ч. и развития осложнений. Значительно реже - Ш-й группы (23-28%) здоровья. Дети болеют ОРЗ, в среднем 6 раз в год чаще, чем их сверстники, которые находятся в тех же экологических условиях, посещают те же образовательные учреждения, имеют тот же режим дня и т.д. Частая заболеваемость регистрируется с 6 месяцев до 18 лет. Эпизоды ОРЗ, у детей старшего возраста, встречаются гораздо реже [5 -6].

Анализ конституциональной принадлежности ЧБД выявил 52.8% детей с лимфатико-гипопластической аномалией конституции. Это малоподвижные, апатичные, с большой массой тела, выражена бледность кожных покровов, снижен мышечный тонус, увеличены лимфатические узлы, наблюдается гипертрофия небных миндалин и аденоидные вегетации. 34.2% ЧБД -аллергической и эксудативно-катаральной аномалией конституции. У этих детей частые аллергические проявления, сухость кожных покровов, эозинофилия. Лишь 13% детей - это дети с нервно-артритической аномалией. Они астенического телосложения с эмоциональной лабильностью, частой сменой настроения, раздражительностью, нарушением сна. Для ЧБД характерно неблагоприятное течение беременности и родов у матери; перинатальная ишемия и раннее искусственное вскармливание (50-67%); у 50% ЧБД - лимфатико-гипопластическя аномалия конституции; осложненное течение ОРИ - у 84.3% ЧБД [7].

При рассмотрении причин и условий развития частых ОРЗ выделяют исследователи комплекс факторов, достоверно способствующих развитию частых заболеваний. При анализе группы ЧБД выделено 15 экзо- и эндогенных факторов риска частых заболеваний, которые объединены в 3 основные группы: перинатальные, социально-гигиенические и факторы, характеризующие условия жизни ребенка. Н. Никитина выявила 19 наиболее информативных факторов риска, влияющих на формирование группы ЧБД. В. Ю. Альбицкий и А. А. Баранов выделили 27 факторов, объединив их медико-биологические факторы, характеризующие образ жизни ребенка. В факторы, характеризующие условия жизни ребенка и его семьи. Углубленные исследования состояния здоровья детей свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения и выраженном влиянии на эти процессы условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях [8]. Нами определены 3 группы факторов (31 признак) риска повторной респираторной заболеваемости: социально-экономические и гигиенические признаки, медико-биологические и аллергические признаки [9].

ОРЗ в группе часто болеющих детей в 15 раз чаще, чем у детей группы сравнения, осложнялись поражением нижних отделов органов дыхания, синуситами, отитами,

6

аденоидитами. Заболеваемость ЧБД в 2.5 - 5.5 раза выше, чем у редко (эпизодически) болеющих детей, в 8-11 раз чаще выявляется бронхиты, а осложненное течение ОРИ у часто болеющих детей, встречается в 2-4 раза чаще, в 2-4 раза - и заболевания желудочно-кишечного тракта, и инфекционные болезни [10].

Герпесвирусные инфекции, по данным одних авторов, редко обнаруживаются у ЧБД, а по данным другим - оказывают негативное воздействие на течение заболевания органов респираторного тракта и его исход. Существует патогенетическое различие между понятиями «герпесвирусная инфекция и заболевание», вызванное тем или иным вирусом герпеса человека. В первом случае имеется в виду латентное персистирование вируса в тропных тканях макроорганизма (эпителий слизистых оболочек ротоглотки, гениталий, слюнных желез, клетках крови и т. д.) без признаков его активной репликации и при отсутствии любых клинических проявлений заболевания. В этой ситуации ребенок не нуждается в специфическом активном лечении, а только в контроле иммунитета, для принятия решения о необходимости укрепления последнего [11-13].

Изменения в иммунном статусе детей, выявленные в группе часто и длительно болеющих детей, могут привести к реактивации семейства вирусов Herpesviridae. В структуре острых респираторных инфекций (ОРИ) у часто болеющих детей обнаружена высокая частота герпесвирусных инфекций, вызванных цитомегаловирусом (ЦМВ), вирусом герпеса человека 6 типа (ВГЧ-6), вирусом Эпштейн-Барра (ВЭБ). Моноинфекция наблюдается в 31,4% случаев, а сочетанные (микст-инфекции) - у 62,8% наблюдаемых детей. У большинства (94,3%) ЧБД с ОРИ отмечена реактивация герпесвируса и более чем у половины детей выявляются маркеры острой (активной) герпесвирусной инфекции. У часто болеющих детей с хронической инфекцией, вызванной вирусом Эпштейн -Барра отмечен интоксикационный, лимфопролиферативный (у 100%), церебральный (у 60,2%), гастроинтестинальный (у 47,7%), кардиальный (у 42%) и артралгический (у 31% больных) синдромы. Патология нижних отделов дыхательного тракта встречалась у 92% детей с наличием микст-инфекции, с участием вируса Эпштейн-Барра. Маркеры оппортунистических инфекций у больных повторными ОРИ, с высокой (70,2%) частотой обнаружены, а у часто и длительно болеющих детей в 53,8% случаев [13-14].

В последние годы возросло число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями. В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма - ЧБД) - 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей, В структуре заболеваний ЧБД наиболее значительными являются: заболевания ЛОР-органов (от 32% до 87,3%), органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до 28,7%) и болезни нервной системы (неврозы - 23%, астенический синдром - 16,4%, малая мозговая дисфункция - 9,8%, невротические реакции - 6,5%). Заболеваемость во всех возрастных группах выше у мальчиков. Самой большой группой является группа заболеваний, связанных с органами дыхания. За последние 10 лет они составили 60 - 80% всей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет [15-16].

У 60% часто болеющих детей выявлены нарушения исходного вегетативного тонуса, изменение вегетативной реактивности - у 79,1%, дисрегуляция вегетативных процессов - у 57,3%, а изменения активности подкорковых центров у 85% наблюдаемых детей. Среди них выделены дети, с преобладанием неврологических и вегетативных нарушений. Для детей с неврологическими изменения характерны повышенная агрессия, носящая защитный характер, преобладание ваготонической активации вегетативной нервной системы, усиление активности подкорковых нервных центров и дисрегуляция вегетативных процессов. Изменения вегетативной

7

нервной системы характеризовались ваготонической активацией, выраженными нарушениями регуляции вегетативных процессов, активацией подкорковых нервных центров. У детей с преобладанием вегетативных нарушений наблюдали низкую самооценку, повышенную тревожность и защиту. Предложенные методики коррекции (магнитное поле, электростимуляция и цветоритмотерапия), с учетом выявленных вариантов клинических проявлений ЧБД, улучшают их адаптационные реакции детей, эффективность применения методик колеблется от 78,6 до 9,2% [16].

Качество развития и здоровья ребёнка является следствием адекватности используемых воспитательно-развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 28 вменяет системе образования охраняющие здоровье детей санитарно-гигиенические требования. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

Анализ медицинских и психо лого-педагогических характеристик часто болеющих детей подтвердил базовые положения психосоматического подхода к модели развития человека о том, что в развитии часто болеющего ребенка важно учитывать степень и характер влияние всех факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка [17].

Опубликованы исследования [18-22], указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду психологических характеристик. Так, ЧБД свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгу быть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг. Плохое самочувствие, ограничение движений, длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, депрессивным и регрессивным реакциям.

Для ЧБД старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни. Если говорить о поведении, то оно изменяется, часто становится «трудным» для окружающих его взрослых, формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности - инфантилизму [19].

Существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности ЧБД, такие как: ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь. Особое влияние оказывает преобладание симбиотического, симбиотически - авторитарного, привязывающее-подавляющего стилей родительского отношения к ребенку. Родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения; наблюдается скованность, замкнутость детей; они менее контактны и общительны; утрачивается

8

непосредственность общения с взрослыми и детьми, нет радости от совместных игр и развлечений; нередки случаи отказа от выполнения режима дня, неподчинения старшим, упрямства; ограничена игровая деятельность (ее возможности и проявления) и как следствие - двигательная потребность ребенка [19].

Неразработанность проблемы формирования тревожности часто болеющих детей в связи с особенностями семейной среды определяет проблемное поле зрения для психологов. Повышенная тревожность оказывает негативное влияние на поведение и деятельность ребенка, препятствуя его гармоничному развитию. Неэффективное родительское отношение рассматривается как один из факторов формирования тревожности. Отсутствие у родителей эмоционального контакта с детьми или чрезмерная его интенсивность, неверие в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным, чрезмерная тревога и забота о ребенке, предъявление ребенку завышенных требований без учета реальных его возможностей. Семьи с часто болеющим ребенком имеют особую структуру, в которой тесная симбиотическая связь матери и ребенка сочетается с психологической отстраненностью отца. Болезнь ребенка может являться пусковым механизмом, вызывающим неэффективное родительское отношение, которое способствует высокой тревожности у ребенка. Для снижения тревожности ребенок часто использует неадаптивные механизмы защиты - соматизацию тревоги, бегство в болезнь. Возникает психосоматический замкнутый круг, выбраться из которого можно изменив неэффективное родительское отношение к ребенку на эффективное.

Часто болеющие мальчики имеют более высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности. В семьях с часто болеющими детьми симбиоз сочетается с инфальтилизацией ребенка, что ставит его в позицию слабого, независимо от пола. Существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и неэффективным родительским отношением, а также и обратная связь между тревожностью и эффективным отношением. Несмотря на предпринимаемые со стороны медицины меры по укреплению и сохранению здоровья часто болеющих детей, проблемы, связанные с развитием и социализацией их личности остаются достаточно острыми. Вопрос адаптации часто болеющих детей к условиям дошкольного образовательного учреждения является достаточно острым, поскольку поступление ребенка в детский сад и адаптация к нему являются факторами риска в возникновении заболеваний. Это обуславливает необходимость грамотного психолого-педагогического и медицинского сопровождения адаптации часто болеющих детей. Предпринята попытка выявления специфики адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению в связи с особенностями их психосоматического статуса и родительского отношения к ним и обеспечения благоприятной адаптации часто болеющих детей [15, 23, 24]. Внедрены коррекционно-развивающие программы, основные направления которых включают оптимизацию родительского отношения к часто болеющему ребенку посредством информационно-просветительской работы и тренинговых занятий с родителями; подготовку ребенка к посещению образовательного учреждения через совместную с родителем деятельность в новой среде, посредством игровых занятий с детско-родительскими парами. В рамках занятий происходит принятие ребенком правил новых условий жизни, условия разлуки с близкими взрослыми, установление ритуалов прощания с ребенком через трансляцию их родителем, снятие эмоционального напряжения, развитие игровых и коммуникативных навыков, становление доверия к новому социальному окружению. Результаты контрольного среза выявили положительные изменения специфики адаптации часто болеющих детей экспериментальной группы и родительского отношения к ним: повысились показатели аппетита, сна, настроения, инициативности в общении со сверстниками и взрослыми, уверенности в себе, при этом снизилась аффективная привязанность к взрослому; отмечено повышение показателей адаптации: аппетит; сон;

9

эмоциональное состояние; социальные контакты и их стабилизация. Уменьшилась длительность адаптационного периода, снизилась частота заболеваемости (46% детей в течение года не болели совсем; 34% детей болели значительно реже); наблюдали укорочение длительности периода выздоровления (длительность заболеваний составляла от 3-5 дней); отсутствие осложнений после перенесенного заболевания. В контрольной выборке положительные изменения менее существенны.

Снижению самооценочной и межличностной тревожности, изменению родительского отношения и гармонизации детско-родительских отношений способствует внедрение корреляционных программ в образовательные учреждения, предложенные Ж. К. Дусказиевой Ж. К. [25-27].

Для часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни [23].

К особенностям познавательной деятельности часто болеющих старших дошкольников можно отнести: истощаемость психической деятельности, которая проявляется в значительном снижении показателей умственной работоспособности; трудности переключения внимания; снижение продуктивности воспроизведения; снижение продуктивности внимания; уменьшение уровней развития творческого воображения; уменьшение объема произвольной зрительной памяти; большую эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшую самостоятельность, полноту и логическую последовательность [19, 20, 21].

Таким образом, среди особенностей развития личности часто болеющего ребенка выделить приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины, выраженную тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения. Формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми [28].

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом образования, необходимого для решения понимания ценности жизни каждого человека.

Литература

1. Романцов М. Г., Силаев А. А., Мельникова И. Ю. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 12 (54). С. 137-143.

2. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Особенности личностного и психического развития часто болеющих детей // Педагогика и психология: теория и практика, 2016. № 2 (4). С. 68-71.

3. Коровина Н. А., Заплатников А. Л., Чебуркин А. Л. и др. Часто и длительно-болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: Руководство для врачей. М. Контимед, 2001.

4. Самсыгина Г. А. Проблема часто болеющих детей в педиатрии // Педиатрия, 2015. № 1. С. 167-169.

5. Jesenak M. et al. Recurent Respiratory infections in Children - Defenition, Diagnostic, Approach, Treatment and Prevention, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. intechopen. com.

6. Зайцева О. В. Рекуррентные респираторные инфекции: можно ли их предупредить? // Педиатрия, 2015. № 2. С. 185-193.

7. Владимирова Е. В. Часто болеющие дети: клинико-психологические особенности, механизмы адаптации, реабилитация // Автореф. дисс. .. .к. м. н. Саратов, 2012.

8. Кучма В. Р. Современное популяционное здоровье детского населения России и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Постановление № 8 (протокол № 6). Бюро секции профилактической медицины отделения медицинских наук РАН. 1 октября 2015 года.

9. Романцов М. Г. Реабилитационное лечение детей, часто болеющих респираторными заболеваниями // Автореф. дисс. .д. м. н. Москва, 1992. 41 с.

10. Тишкина И. С. Профилактические программы у часто болеющих детей в учреждениях первичного звена // Автореф. дисс.....к. м. н. Москва, 2015.

11. Кан Н. Ю. Значение персистирующей герпесвирусной инфекции в формировании вторичного иммунодефицита у часто болеющих детей // Детские инфекции, 2008. № 2.

12. Боковой А. Г. Герпесвирусные инфекции у детей Москва. МАКС Пресс, 2008.

13. Савицкая Н. А. Диагностика и характеристика оппортунистических инфекций у часто болеющих детей при острых респираторных вирусных инфекциях и в периоде ремиссии // Автореф. дисс...к. м. н. Москва, 2008.

14. Климова Р. Р., Околышева Н. В., Чичиев Е. В. Частота обнаружения маркеров герпесвирусных инфекций у часто болеющих детей с острой респираторной инфекцией // Педиатрия, 2014. № 1. С. 45-49.

15. Веселов Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н. Г. Веселов, Е. Ю. Кузнецова, Г. К. Ермакова, Н. Н. Яременко с соавт. Л., 1990. 55 с.

16. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка / Д. Н. Исаев. СПб., 1993. 75 с.

17. Ковалевский В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В. А. Ковалевский. Красноярск, 1997. 122 с.

18.Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. 320 с.

19. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http:// medpsy.ru.

20. Тихонович Т. Ю. Психосоматический статус часто болеющих детей как фактор их успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн., 2015. № 3 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.

21. Михеева А. А. Психические особенности часто болеющих детей // Автореф. дисс..канд. психол. наук. Москва, 1999. 19 с.

22. Великанова Л. П. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект // Автореф. дисс.....д.м.н. Москва, 2008.

23. Кравцова Н. А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами // Автореф. дисс......д. п. н. Томск, 2009.

24. Сидоркина Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2013. № 3 (20). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.

25.Дусказиева Ж. К. Специфика психологического сопровождения тревожных детей в ДОУ: Материалы научной конференции Красноярского государственного педагогического университета. Красноярск, 2008.

26. Особенности родительского отношения отцов и матерей к ЧБД // Омский научный вестник. Омск, 2008. № 6.

27. Дусказиева Ж. К. Тендерные особенности тревожности и часто болеющих детей и возможности ее коррекции // Автореф. дисс.....к. п. н. Красноярск, 2009.

28.Малиновская Н. Д. Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников Российской Федерации. Психиатрия. Т. 6, 2005. [Электронный ресурс]. URL: www.medline.ru.

К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста Серый А. В.1, Паршинцева А. С.2

1Серый Андрей Викторович /Seryj Andrej Viktorovich - доктор психологических наук, профессор, заместитель декана по научно-исследовательской работе и научно-исследовательской работе студентов, кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий; 2Паршинцева Анна Сергеевна /Parshinceva Anna Sergeevna - студент, кафедра общей психологии и психологии развития, социально-психологический факультет, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования зависимости от социальных сетей школьников подросткового возраста. Проанализированы характерные особенности общения подростков в социальных сетях. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить особенности социальных сетей с точки зрения их привлекательности для подростков и причин формирования аддиктивного поведения. Выявлена и обоснована необходимость профилактики зависимости от социальных сетей школьников подросткового возраста.

Abstract: this article deals with the problems of dependence on social networks of adolescent students. We analyzed the characteristics of adolescents to communicate in social networks. On the basis of research by the author proposed to allocate features of social networks in terms of their attractiveness for young people and the causes of the formation of addictive behavior. The necessity of prevention, depending on the social networks of adolescent students is identified and justified.

Ключевые слова: социальные сети, подростки, зависимость, организация, профилактика.

Keywords: social networking, teens, relationship, organization, prevention.

Интернет - это большое технологическое достижение современного мира. Всемирная сеть - это современный механизм распространения информации, объединения и взаимодействия людей независимо от расстояния, временных, государственных и многих других границ. Все большее распространение в сети имеет объединение людей посредством социальных сетей приобретает среди подростков. Пользуясь социальной платформой, школьник вступает в различные сообщества, ищет новые знакомства, имеет открытый доступ к новостям, просматривает фото- и видеоматериалы, участвует в обсуждениях. Общение в социальных сетях обладает рядом особенностей, которые создают условия для разнообразия проявления себя в сети. Создание «личности в сети» дает возможность подростку уйти от реальности, убежать из собственного тела, именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных причин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.