Научная статья на тему 'Особенности экспрессии кисспептина и его рецептора у больных наружным генитальным эндометриозом'

Особенности экспрессии кисспептина и его рецептора у больных наружным генитальным эндометриозом Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
88
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ганбарли Н.Ф., Толибова Г.Х., Ярмолинская М.И., Траль Т.Г., Цыпурдеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экспрессии кисспептина и его рецептора у больных наружным генитальным эндометриозом»

8-й Международный научный конгресс «Оперативная гинекология — новые технологии» 8-th International Scientific Congress "Operative Gynecology-Advanced Technologies" 20-22 October 2016, Saint Petersburg

особенности экспрессии кисспептина и его рецептора у больных наружным генитальным эндометриозом

© н.Ф. ганбарли, г.Х. толибова, М.И. ярмолинская, т.г. траль, A.A. цыпурдеева, в.в. Рулев

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург

Актуальность

В последние годы активно изучается роль белка кисспептина (KISS) и его рецептора (KISS1R) при нарушении репродуктивной функции. Установлено, что кисспептин служит триггером активации нейронов головного мозга, высвобождающих гонадолиберин, синхронизирующий секрецию лютеинизирующего (ЛГ) и фолликулостимулиру-ющего (ФСГ) гормонов, участвующих в овуляции (De Bond J.A. et. al., 2013; Katagiri F. et. al., 2015). Дисбаланс взаимодействия кисспептина и его рецептора в эндометрии приводит к нарушению репродуктивной функции. В связи с чем представляет интерес изучения экспрессии данного белка и его рецептора у пациенток с бесплодием, ассоциированным с наружным генитальным эндоме-триозом (НГЭ).

Материал и методы

В исследование включены 15 женщин репродуктивного возраста от 25 до 40 лет. Средний возраст пациенток составил 32,5 ± 7,5 года. Первую (основную) группу составили 10 пациенток с нГЭ I—II степени в соответствии с классификацией R-AFS. I ст. НГЭ наблюдалась у 40 % больных, II ст. — у 60 %. Диагноз у всех пациенток был установлен на основании лапароскопии и подтвержден результатами гистологического исследования. У всех пациенток из первой группы наблюдалось бесплодие, соотношение первичного бесплодия ко вторичному составило 1 : 1. Во вторую (контрольную) группу вошли 5 женщин, у которых на основании проведения лапароскопии перед протоколом ЭКО по мужскому фактору не было выявлено гинекологической патологии. Биопсия брюшины и эндометрия во время проведения лапаро- и гистероскопического исследований осуществлялась на 18-23-й день цикла.

Гистологическое и иммуногистохимическое исследования эндометрия и эндометриоидных гетеротопий на брюшине, а также интактной брюшине в контрольной группе выполнены по стандартной методике с обзорной окраской гематоксилином и эозином. Для исследования рецепторов кисспептина использовали первичные мо-ноклональные мышиные антитела к KISS [клон ab 55384] производства Abcam в стандартном разведении 1 : 100; для изучения его рецептора KISS1R [клон ab 140839] использовали поликло-

нальные кроличьи антитела производства Abcam в стандартном разведении 1 : 200. Оценку результатов иммуногистохимического окрашивания проводили методом морфометрии с использованием системы компьютерного анализа микроскопических изображений, состоящей из микроскопа Olympus, цифровой камеры Olympus-BX46 и программного обеспечения CellSens Entry. Дальнейшее количественное исследование проводили с помощью программы компьютерного анализа изображений «Морфология 5.0» (ВидеоТест, Россия).

Результаты исследования

Гистологическое исследование биоптатов эндометрия основной группы выявило раннюю стадию фазы секреции у 3 пациенток, среднюю стадию фазы секреции у 6 пациенток и в 1 случае была констатирована гиперплазия эндометрия. В контрольной группе у 3 пациенток была выявлена ранняя стадия фазы секреции, средняя стадия фазы секреции и слабая секреторная трансформация эндометрия отмечалась у 2 пациенток.

результаты иммуногистохимического исследования биоптатов эндометрия показали, что у пациенток с НГЭ площадь экспрессии KISS была достоверно ниже при сопоставлении с группой контроля: 28,5 ± 2,79 и 41,7 ± 4,0 соответственно (*р < 0,05). Оптическая плотность экспрессии исследуемого маркера статистически значимо не отличалась (0,15 ± 0,01 и 0,14 ± 0,001 соответственно). Аналогичная картина отмечалась при оценке экспрессии рецептора KISS1R в эндометрии — 30,7 ± 1,6 и 36,7 ± 2,2 (*р < 0,05), оптическая плотность — 0,13 ± 0,005 и 0,13 ± 0,001 соответственно. В очагах эндометриоидных гетеротопий на брюшине экспрессия белка KISS и рецептора KISS1R составила 33,6 ± 5,21 и 43,7 ± 2,5 соответственно. Оптическая плотность экспрессии составила 0,16 ± 0,01 и 0,15 ± 0,04 соответственно. При сравнении площади экспрессии белка KISS1 в эндоме-триоидных гетеротопиях в секреторную фазу менструального цикла была отмечена тенденция к его повышению по сравнению с экспрессией в эндометрии у больных НГЭ 33,6 ± 5,21 и 28,5 ± 2,79 соответственно, а также в очагах эндометриоидных гетеротопий на брюшине отмечалось достоверное повышение экспрессии белка KISS1 по сравнению с фрагментами интактной брюшины 33,6 ± 5,21

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

ISSN 1684-0461

ТЕЗИСЫ

и 9,5 ± 3,24 соответственно (**р < 0,01). Экспрессия рецептора KISS1R также была достоверно повышена в эндометриоидных гетеротопиях по сравнению с интактной брюшиной и составила 43,7 ± 2,5 и 33,2 ± 8,2 соответственно (*р < 0,05). Оптическая плотность экспрессии в обеих группах была одинакова и составила 0,16 ± 0,01 и 0,15 ± 0,04.

43

выводы

Полученные данные об особенностях экспрессии КISS и KISS1R у пациенток с наружным генитальным эндометриозом свидетельствуют о роли белка и его рецептора в патогенезе заболевания, однако необходимо продолжение исследований.

преимущества низкопоточнои анестезии с автоматизированным поддержанием концентрации анестетиков и кислорода

© в.И. горбань1, А.в. щеголев2

1 Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Санкт-Петербург;

2 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Актуальность

Современная концепция индукции и поддержания общей анестезии базируется на принципе создания максимально эффективной модели, одновременно безопасной для пациента. В настоящее время спрос на повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении привел к возобновлению интереса к совершенствованию методики низкопоточной анестезии (НПА), позволяющей существенно сократить расход используемых ингаляционных анестетиков. Следует полагать, что увеличению частоты применения ингаляционной анестезии, включая НПА, может способствовать наличие в наркозно-дыхательных аппаратах инструментов точного дозирования и контроля концентрации анестетиков в дыхательной смеси, а также появление систем автоматизированного управления, способствующих повышению безопасности пациента при проведении ингаляционной анестезии.

Вместе с тем результаты исследований, посвященных изучению и клиническому внедрению НПА по целевой концентрации анестетика при оперативных вмешательствах, в основном опубликованы зарубежными авторами.

Нами представляется опыт проведения НПА с применением автоматизированного поддержания целевой концентрации анестетика и фракции кислорода в выдыхаемой смеси за период 20142015 гг. Исследование проводилось в отделении анестезиологии-реанимации ВЦЭРМ МЧС России.

В исследование по сравнению автоматизированного и ручного управления концентрацией анестетика и кислорода было включено 80 пациентов, которые случайным образом распределены в две группы по 40 человек, отличающиеся по методике проведения НПА на основе севофлурана. Группы пациентов были сопоставимы по полу, возрасту, тяжести состояния, продолжительности оперативного вмешательства.

Было выявлено, что автоконтроль позволил значительно снизить расход анестетика, в первую очередь за счет более быстрого автоматического перехода системой на поддержание минимального потока (0,5 литра), а также за счет точного дозирования анестетика при достижении необходимой концентрации. Отмечено сокращение времени достижения целевых значений анестетика и кислорода, но не снижение качества анестезии. Показатели гемодинамики характеризуются стабильностью и меньшим диапазоном колебаний как на этапе насыщения анестетиком, так и на этапе поддержания анестезии.

Применение автоконтроля обеспечивает постоянное поддержание целевой концентрации ингаляционного анестетика и кислорода с момента начала работы и до ее окончания, тем самым предотвращает как передозировку ингаляционного анестетика, так и недостаточный уровень анестезии, осуществляя точную регулировку концентрации анестетика и соответственно его расхода.

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

КЫ 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.