Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОВАРЫ / УСЛУГИ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович, Попова Светлана Александровна

В статье анализируются особенности потребительского рынка через активность граждан старшего поколения. Констатируется, что снижение суммарного коэффициента рождаемости в сочетании с ростом продолжительности жизни ведёт к увеличению доли лиц старшего возраста в населении страны, соответственно, увеличиваются все виды затрат на поддержание долголетия и достойного качества жизни старшего поколения. Приводятся данные по превышению численности людей старшего возраста в некоторых субъектах Российской Федерации. В связи с этим авторами проведен анализ потребительского рынка товаров и услуг для людей, возраст которых превысил шестьдесят лет. Данный анализ позволил выявить динамику и структуру присутствующего у данной возрастной группы населения потребления за десятилетний период. Выявлено, что в структуре доходов граждан старшего поколения существенно увеличивается доля потребления. Сделан вывод, что основным направлением потребительских расходов граждан старшего поколения является покупка продуктов питания и оплата коммунальных услуг. Выявлена тенденция роста удельного веса представленных категорий потребительских расходов в их общей структуре для лиц исследуемой возрастной категории. Сокращаются расходы граждан старшего поколения для реализации политики социальной активности и расширения коммуникационных возможностей. Приведены данные по субъектам Российской Федерации, имеющих наибольшую долю малоимущих пенсионеров. Выявлено, что отсутствие значительных платежных возможностей требует от граждан старшего поколения использования в своей потребительской корзине менее калорийных и питательных, но финансово доступных продуктов питания. Отмечается, что в связи с пандемией коронавируса произошли изменения структуры потребительских расходов на продукты питания, товары и услуги для граждан старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович, Попова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECONOMIC ACTIVITY OF OLDER CITIZENS: CONSUMER MARKET OF GOODS AND SERVICES

The article analyzes the features of the consumer market through the activity of citizens of the older generation. It is stated that a decrease in the total fertility rate combined with an increase in life expectancy leads to an increase in the proportion of older people in the population of the country, respectively, all types of costs for maintaining longevity and a decent quality of life of the older generation increase. The data on the excess of the number of older people in some subjects of the Russian Federation are given. In this regard, the authors analyzed the consumer market of goods and services for people over the age of sixty years. This analysis revealed the dynamics and structure of consumption present in this age group of the population over a ten-year period. It is revealed that the share of consumption in the income structure of older citizens is significantly increasing. It is concluded that the main direction of consumer spending of older citizens is the purchase of food and payment of utilities. The tendency of growth of the specific weight of the presented categories of consumer spending in their general structure for persons of the studied age category is revealed. The expenses of the older generation of citizens for the implementation of the policy of social activity and the expansion of communication opportunities are being reduced. The data on the subjects of the Russian Federation with the largest share of low-income pensioners are presented. It was revealed that the lack of significant payment opportunities requires older citizens to use less high-calorie and nutritious, but financially affordable food products in their consumer basket. It is noted that in connection with the coronavirus pandemic, there have been changes in the structure of consumer spending on food, goods and services for older citizens.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.todav/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.todav/PDF/30ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кошлаков-Крестовский, Д. В. Особенности экономической активности граждан старшего поколения: потребительский рынок товаров и услуг / Д. В. Кошлаков-Крестовский, С. А. Попова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https://esi .todav/PDF/30ECVN322.pdf

For citation:

Koshlakov-Krestovsky D.V., Popova S.A. Features of economic activity of older Citizens: consumer market of goods and services. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 30ECVN322. Available at: https://esi.todav/PDF/30ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия Руководитель Научного центра исследования истории и развития города Москвы «Цивилизация Москва»

E-mail: dkoshlakov72@gmail.com

Попова Светлана Александровна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия

Ведущий научный сотрудник Кандидат экономических наук, доцент E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrarv.ru/author profile.asp?id=637870

Особенности экономической активности граждан старшего поколения:

рынок товаров и услуг

Аннотация. В статье анализируются особенности потребительского рынка через активность граждан старшего поколения. Констатируется, что снижение суммарного коэффициента рождаемости в сочетании с ростом продолжительности жизни ведёт к увеличению доли лиц старшего возраста в населении страны, соответственно, увеличиваются все виды затрат на поддержание долголетия и достойного качества жизни старшего поколения. Приводятся данные по превышению численности людей старшего возраста в некоторых субъектах Российской Федерации. В связи с этим авторами проведен анализ потребительского рынка товаров и услуг для людей, возраст которых превысил шестьдесят лет. Данный анализ позволил выявить динамику и структуру присутствующего у данной возрастной группы населения потребления за десятилетний период. Выявлено, что в структуре доходов граждан старшего поколения существенно увеличивается доля потребления. Сделан вывод, что основным направлением потребительских расходов граждан старшего поколения является покупка продуктов питания и оплата коммунальных услуг. Выявлена тенденция роста удельного веса представленных категорий потребительских расходов в их общей структуре для лиц исследуемой возрастной категории. Сокращаются расходы граждан старшего поколения для реализации политики социальной активности и расширения коммуникационных возможностей. Приведены данные по субъектам Российской Федерации, имеющих наибольшую долю малоимущих пенсионеров. Выявлено, что отсутствие значительных платежных возможностей требует от граждан старшего поколения использования в своей потребительской корзине менее калорийных и питательных, но финансово доступных продуктов питания. Отмечается, что в связи с пандемией коронавируса произошли изменения

потребительский

структуры потребительских расходов на продукты питания, товары и услуги для граждан старшего поколения.

Ключевые слова: граждане старшего поколения; старение населения; потребительский рынок; товары; услуги; доходы; расходы

В настоящее время социальная и экономическая поддержка граждан старших возрастных групп является одним из приоритетов в области социально-экономической политики государства1. В этой связи оценка состояния потребительского рынка для граждан старшего поколения позволяет выявить как динамику, так и структуру присутствующего у данной возрастной группы населения потребления. Потребительский рынок представляется собой систему хозяйственно-экономических взаимоотношений между его участниками в процессе организации механизма купли-продажи товаров и услуг потребительского свойства с целью удовлетворения разнообразных потребностей человека [1]. Проблемы старшего поколения в контексте социально-экономической политики представлены в работах Д.А. Иванченко и др. [2], З.Х. Саралиева и др. [3], Владимиров В.Г. [4], И.М. Айзинова [5]. Значение современного потребительского рынка в развитии социально-экономических систем исследовано многими авторами, например, А.А. Лабутиным [6], О.А. Шаховой [7], Л.М. Марченкова [8] и другими. В связи с чем, следует сделать вывод о том, что потребительский рынок является достаточно многогранным понятием, исследование которого требует использования структурированного подхода. Необходимо отметить, что исследований потребительского рынка через изменение структуры расходов граждан старшего недостаточно.

Основная цель данной работы заключается в выявлении особенностей экономической активности граждан старшего поколения посредством анализа потребительского рынка товаров и услуг.

Использование в работе метода статистического анализа позволяет достаточно достоверно судить о состоянии структуры потребительских расходов граждан старшего поколения, прогнозировать и регулировать возникающие проблемы в данной области и на основе этого вырабатывать оптимальные по регулированию социально-экономических проблем. В работе также используется экономико-аналитический метод, который направлен на проведение расчетов, являющихся базовыми при исследовании состояния потребительского рынка для граждан старшего поколения. Ключевые выводы сделаны на основе метода научного обобщения.

Снижение суммарного коэффициента рождаемости в сочетании с ростом продолжительности жизни ведёт к увеличению доли лиц старшего возраста в населении страны. Общая численность населения в РФ на 1 января 2021 г. составила 146,17 млн чел.;

1 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 24.11.2008, ст. 5489.

Введение

Материал и методика исследования

Результаты исследования

численность пенсионеров (каждый четвертый житель) — 36,9 млн чел.; старше трудоспособного возраста — 36,765 млн чел.)2.

Согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, 3 с учётом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:

• граждане от 60 до 64 лет — это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;

• граждане от 65 до 75 лет — это, как правило, люди менее активные, многим из них требуются медицинская помощь и социальные услуги;

• граждане старше 75 лет — это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.

Необходимо отметить, что после 65 лет увеличиваются все виды затрат на поддержание здоровья и достойного качества жизни старшего поколения [1; 5].

Проблема старения населения и ухудшения общего здоровья сегодня одни из главных проблем современности. Превышение численности людей старшего возраста имеет место в 71 субъекте Российской Федерации. На рисунке 1 представлено 20 регионов России с наибольшей долей пожилых людей.

Согласно данным рисунка 1, наибольшая доля пожилых людей фиксируется в основном в субъектах РФ Центрального Федерального округа. При этом лидером является Тамбовская область: на 994,4 тыс. чел, проживающих в данном регионе, приходится примерно 538,8 тысяч (54,2 %) работоспособных граждан, 149,9 тысяч (15,1 %) детей до 16 лет и 305,7 тысяч человек (30,7 %) пожилых людей. На 2022 год прожиточный минимум для пенсионеров в Тамбовской области установлен в размере 10 204 руб. По сравнению с 2021 годом его величина выросла на 1 464 руб.4

Необходимо отметить, что особенности потребительского рынка во многом проявляются через активность трудовых ресурсов [8; 9].

В этой связи представляется целесообразным провести анализ потребительского рынка товаров и услуг для людей, возраст которых превысил 60 лет.

Такой анализ позволяет выявить как динамику, так структуру присутствующего у данной возрастной группы населения потребления.

Согласно рисунку 2 следует сделать вывод о том, что за последние десять лет в структуре доходов граждан старшего поколения Российской Федерации соотношение «потребление / сбережение» устойчиво изменяется в сторону роста доли потребления и сокращения удельного веса сбережения.

2 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 года (Статистический бюллетень) — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul chislen nasel-pv 01-01-2021.pdf.

3 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 15.02.2016, ст. 1017.

4 Постановление администрации Тамбовской области от 13.12.2021 № 913 "О внесении изменений в постановление администрации области от 06.09.2021 № 675 "Об установлении величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области на 2022 год на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения". — URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/6800202112150002.

Нижегородская обл. Республика Крым Брянская обл. Ярославская обл. Костромская обл. республика Мордовия Липецкая обл. Смоленская обл. Ивановская обл. Воронежская обл.

Курская обл. Владимирская обл. Крганская обл. Ульяновская обл. Орловская обл. Кировская обл. Пензенская обл. Рязанская обл. Тульская обл. Тамбовская обл.

27, 7 7 ,8 2 ,3 7 29 2 ,3 7 29,9 30,

27,

27

28,

28

28,6

28,6

28,6

28,

29,

29

29,

26 26,5

27 27,5 28 28,5 29 29,5 30 30,5

31

Рисунок 1. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения в % на 01.01.2021 г. (составлено авторами на основе данных Росстата)2

Рисунок 2. Соотношение «потребление/сбережение» в структуре доходов граждан старшего поколения в Российской Федерации (составлено авторами на основе данных ВЦИОМ)5

Увеличение доли потребления в структуре доходов граждан старшего поколения страны обусловлено воздействием множества факторов, большинство из которых носят макроэкономический и конъюнктурный характер. В контексте сказанного в первую очередь

5 Официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). — URL: https://wciom.ru.

7

обращает на себя внимание влияние роста «стоимости жизни» для граждан старшего поколения, что проявляется в увеличении объемов платежей по услугам жилищно-коммунального хозяйства, а также повышении цен на основные продукты питания и традиционные лекарственные средства. Отмеченные обстоятельства однозначно подтверждаются динамикой статистических показателей. Если в 2011 году доля потребления в структуре доходов жителей старшего поколения составила 85,73 %, то к 2020 году значение данного показателя увеличилось до 91,12 %. Таким образом, к 2020 году удельный вес сбережения в общей структуре доходов граждан старшего поколения сократился до рекордного за последние годы уровня в 8,88 %.

Согласно анализу данных, представленных в таблице 1, за последние десять лет структура потребительских расходов граждан старшего поколения в стране имеет определенную тенденцию к изменению, в основном в результате увеличения удельного веса расходов на продукты питания и обязательные платежи (оплату жилищно-коммунальных услуг), а также сокращение доли расходов на непродовольственные товары и приобретение лекарственных средств.

Таблица 1

Изменение структуры потребительских расходов граждан старшего поколения Российской Федерации за период 2011-2020 гг.

Показатель (доля в итоге, %) Годы Абсолютный прирост, базисный

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Покупка продуктов питания 34,83 35,11 36,02 36,87 37,13 37,98 38,57 39,07 40,15 40,88 6,05

Абсолютный прирост, цепной - 0,28 0,91 0,85 0,26 0,85 0,59 0,5 1,08 0,73 -

Покупка непродовольственных товаров 20,67 19,78 18,11 18,17 17,57 16,67 16,05 15,83 15,13 13,87 -6,8

Абсолютный прирост, цепной - -0,89 -1,67 0,06 -0,6 -0,9 -0,62 -0,22 -0,7 -1,26 -

Обязательные платежи (ЖКХ, налоги, штрафы) 19,32 20,18 21,33 21,91 22,58 23,07 23,98 24,53 25,73 26,19 6,87

Абсолютный прирост, цепной - 0,86 1,15 0,58 0,67 0,49 0,91 0,55 1,2 0,46 -

Оплата услуг сторонних организаций 7,07 7,71 7,97 7,05 6,97 7,05 6,62 6,42 5,47 6,39 -0,68

Абсолютный прирост, цепной - 0,64 0,26 -0,92 -0,08 0,08 -0,43 -0,2 -0,95 0,92 -

Покупка лекарств и оплата медицинских услуг 15,81 15,02 14,37 13,9 13,75 13,23 12,88 12,45 12,02 11,37 -4,44

Абсолютный прирост, цепной - -0,79 -0,65 -0,47 -0,15 -0,52 -0,35 -0,43 -0,43 -0,65 -

Расходы капитального характера (приобретение недвижимости и прочее) 2,3 2,2 2,2 2,1 2 2 1,9 1,7 1,5 1,3 -1

Абсолютный прирост, цепной - -0,1 0 -0,1 -0,1 0 -0,1 -0,2 -0,2 -0,2 -

Составлено авторами на базе данных ВЦИОМ5

Выполненные расчеты позволяют сделать вывод о том, что доля расходов на приобретение продуктов питания в общем объеме потребительских расходов граждан старшего поколения увеличивается с 34,83 % в 2011 году до 40,88 % в 2020 году. Таким образом, в целом за последние десять лет величина данного показателя выросла на 6,05 %.

Увеличение структурного значения представленной категории расходов обусловлено в первую очередь значительными темпами роста цен на основные продукты питания в стране.

Удельный вес обязательных платежей, основной составляющей которых является оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, в общем объеме потребительских расходов граждан старшего поколения в России также увеличивается за период 2011-2020 годов на 6,87 %. Максимальный прирост данного показателя был зафиксирован в 2019 году по

сравнению с 2018 годом на 1,2 %, а минимальное увеличение в 2020 году относительно 2019 года — на 0,46 %. Основанием для существования выявленной тенденции является увеличение стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства5.

Значительному сокращению за период исследования подверглись потребительские расходы граждан старшего поколения на приобретение непродовольственных товаров. Причина данного явления кроется в первую очередь в недостаточном уровне финансовой обеспеченности большей части лиц данной возрастной категории. В бюджете расходов граждан старшего поколения приобретение непродовольственных товаров не относится к первоочередным и жизненно необходимым покупка. В этой связи финансирование данного направления потребительских расходов происходит по остаточному принципу. Повышение цен на продукты питания и увеличение размера платежей при оплате жилищно-коммунальных услуг требует от граждан старшего поколения экономии при формировании расходов на непродовольственные товары. По итогам проведенных расчетов следует сделать вывод о том, что доля расходов на приобретение непродовольственных товаров в общем объеме потребительских расходов граждан старшего поколения устойчиво сокращается и в 2020 году уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 6,8 %. Наибольшее снижение данного показателя происходит в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,67 %, а за период 2019-2020 гг. его величина снизилась на 1,26 %.

Удельный вес расходов граждан старшего поколения на приобретение лекарственных средств и оплату медицинских услуг в общем объеме потребительских расходов за последние десять лет сокращается. Уменьшение данного показателя вызвано ростом стоимости медицинских препаратов, и особенно платных медицинских услуг, которые зачастую не соответствуют платежным возможностям лиц представленной возрастной категории. Данный факт заставляет их переходить на использование более дешевых медицинских препаратов или вовсе отказать от медикаментозного лечения и использовать средства народной медицины. На основе выполненных расчетов можно сделать вывод о том, что доля расходов граждан старшего поколения на приобретение лекарственных средств и оплату медицинских услуг в общем объеме потребительских расходов сокращается с 15,81 % в 2011 году до 11,37 % в 2020 году, то есть за исследуемые десять лет данный показатель уменьшился на 4,44 %.

Так называемые расходы капитального характера, которые связаны с крупными покупками граждан старшего поколения, имеют минимальную долю в общем объеме потребительских расходов. Значение данного показателя сокращается в 2020 году по сравнению с 2011 годом на 1 %, а само их присутствие в общей структуре потребительских расходов вызвано деловой активностью жителей крупных мегаполисов, в первую очередь Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Именно граждане старшего поколения представленных территориальных образований совершают определенные крупные покупки за счет своих прошлых накоплений.

Удельный вес расходов по оплате услуг сторонних организаций в общем объеме потребительских расходов граждан старшего поколения на протяжении 2011-2020 годов в целом остается стабильным. За указанный период величина данного показателя незначительно сократилась на 0,68 %. Существенных вариативных колебаний в его динамике не отмечается, что обусловлено относительно маленькой долей в общем объеме потребительских расходов граждан старшего поколения и финансированием по так называемому остаточному принципу.

В результате существования выявленных тенденций в структуре потребительских расходов граждан старшего поколения Российской Федерации на конец 2020 года сформировались следующие долевые значения, которые представлены на рисунке 3.

2011 год

A 2 2.30%

15,81% 0

¡■ills

/ 7,07%

34,83%

20,67%

2020 год

11,37%

1,30%

□Покупка продуктов питания, %

□Покупка непродо-вольственных товаров, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательные платежи (ЖКХ, налоги, штрафы), %

Оплата услуг сторонних организаций, %

Покупка лекарства и оплата медицинских услуг, %

Расходы капитального характера (приобретение недвижимости и прочее), %

Покупка продуктов питания, %

Покупка непродо-вольственных товаров, %

Обязательные платежи (ЖКХ, налоги, штрафы), %

Оплата услуг сторонних организаций, %

Покупка лекарства и оплата медицинских услуг, %

Расходы капитального характера (приобретение недвижимости и прочее), %

Рисунок 3. Изменение структуры потребительских расходов граждан старшего поколения в Российской Федерации за 2011 и 2020 годы (составлено авторам на основе данных ВЦИОМ)5

На основе выполненных расчетов следует сделать вывод о том, что в 2020 году наибольший удельный вес в структуре потребительских расходов граждан старшего поколения принадлежит расходам на приобретение продуктов питания (40,88 %), на втором месте находятся расходы по осуществлению обязательных платежей (26,19 %), на третьем месте располагаются расходы на приобретение непродовольственных товаров (13,87 %).

Наибольший удельный вес в структуре потребительских расходов граждан старшего поколения занимают расходы на покупку продуктов питания. В контексте сказанного определенным уровнем актуальности является исследование изменения структуры потребительских расходов граждан старшего поколения на приобретение продуктов питания, результаты которого представлены в таблице 2.

Выполненные расчеты позволяют сделать вывод о том, что в структуре потребительской пищевой корзины граждан старшего поколения наблюдаются определенные сдвиги, обусловленные целым рядом факторов. Ключевым структурным сдвигом в данном аспекте является сокращение доли потребления лицами изучаемой возрастной категории мяса, рыбы и колбасных изделий. Значение отмеченного показателя уменьшается с 24,45 % в 2011 году до 20,10 % в 2020 году. Основным фактором снижения долевого значения мяса, рыбы и колбасных изделий в структуре пищевой потребительской корзины граждан старшего поколения является рост цен на данную категорию продукции, который не соответствует имеющимся платежным

возможностям. Таким образом, за десять исследуемых лет происходит уменьшение показателя на 4,35 %.

Вторым существенным структурным сдвигом является рост доли круп и макаронных изделий в структуре пищевой потребительской корзины граждан старшего поколения. Из расчетов можно сделать вывод о том, что удельный вес круп и макаронных изделий в структуре пищевой потребительской корзины лиц исследуемой возрастной категории увеличивается с 13,88 % в 2011 году до 17,13 % в 2020 году.

Удельный вес расходов на хлебобулочные изделия в структуре пищевой потребительской корзины граждан старшего поколения увеличивается в 2020 году по сравнению с 2011 годом на 1,95 %.

Таблица 2

Структура расходов потребительской пищевой корзины граждан старшего поколения

Показатель (доля в итоге, %) Годы Абсолютный прирост, базисный

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Хлебобулочные изделия 6,17 6,25 6,28 6,32 6,57 6,61 6,88 7,21 7,89 8,12 1,95

Абсолютный прирост, цепной - 0,08 0,03 0,04 0,25 0,04 0,27 0,33 0,68 0,23 -

Молочная продукция, сыры 20,11 21,21 21,05 20,57 20,23 19,89 20,13 19,78 19,57 19,73 -0,38

Абсолютный прирост, цепной - 1,1 -0,16 -0,48 -0,34 -0,34 0,24 -0,35 -0,21 0,16 -

Мясо, рыба и колбасные изделия 24,45 23,12 22,65 22,32 21,87 21,58 21,01 20,75 20,32 20,1 -4,35

Абсолютный прирост, цепной - -1,33 -0,47 -0,33 -0,45 -0,29 -0,57 -0,26 -0,43 -0,22 -

Яйца 4,67 4,55 4,42 4,38 4,12 4,03 3,98 3,95 3,91 3,87 -0,8

Абсолютный прирост, цепной - -0,12 -0,13 -0,04 -0,26 -0,09 -0,05 -0,03 -0,04 -0,04 -

Овощи и фрукты 8,78 8,57 8,71 8,52 8,43 8,37 8,21 8,11 8,25 8,07 -0,71

Абсолютный прирост, цепной - -0,21 0,14 -0,19 -0,09 -0,06 -0,16 -0,1 0,14 -0,18 -

Крупы и макаронные изделия 13,88 14,12 14,23 14,35 14,54 14,78 15,38 15,98 16,73 17,13 3,25

Абсолютный прирост, цепной - 0,24 0,11 0,12 0,19 0,24 0,6 0,6 0,75 0,4 -

Кондитерские изделия, сахар 6,13 6,23 6,15 6,32 6,31 6,57 6,53 6,78 6,22 6,15 0,02

Абсолютный прирост, цепной - 0,1 -0,08 0,17 -0,01 0,26 -0,04 0,25 -0,56 -0,07 -

Масла и жиры 4,85 4,73 4,65 4,72 4,65 4,77 4,81 4,73 4,8 4,97 0,12

Абсолютный прирост, цепной - -0,12 -0,08 0,07 -0,07 0,12 0,04 -0,08 0,07 0,17 -

Прочие виды продукции 10,96 11,22 11,86 12,5 13,28 13,4 13,07 12,71 12,31 11,86 0,9

Абсолютный прирост, цепной - 0,26 0,64 0,64 0,78 0,12 -0,33 -0,36 -0,4 -0,45 -

Составлено авторами на основе данных Росстата

Основными причинами формирования выявленной тенденции является рост цен на данный вид продукции и, главным образом, увеличение её в структуре потребительского рациона данной категории лиц. Доля расходов на молочную продукцию в структуре пищевой потребительской корзины граждан старшего поколения в целом стабильная на протяжении 2011-2020 гг. и колеблется примерно около значения в 20 %. В 2020 году по сравнению с

2011 годом незначительно, на 0,71 %, упала доля расходов на фрукты и овощи. На рисунке 4 представлены изменения структуры расходов потребительской пищевой корзины граждан старшего поколения.

Рисунок 4. Изменение структуры расходов потребительской пищевой корзины граждан старшего поколения (составлено авторами по данным Росстата)

Таким образом, следует сделать вывод о том, что в структуре доходов граждан старшего поколения существенно увеличивается доля потребления, которая все более и более превалирует над сбережением. Основным направлением потребительских расходов граждан старшего поколения является покупка продуктов питания и оплата коммунальных услуг. В динамике происходит значительный рост удельного веса представленных категорий потребительских расходов в их общей структуре для лиц исследуемой возрастной категории. Сокращаются расходы граждан старшего поколения для реализации политики социальной активности и расширения коммуникационных возможностей. Наибольший удельный вес в объеме потребительского рынка граждан старшего поколения занимают расходы на покупку продуктов питания. Важной тенденцией в структуре пищевой потребительской корзины граждан старшего поколения является существенное уменьшение удельного веса расходов на приобретение мяса, рыбы и колбасных изделий и рост доли расходов на приобретение круп, макаронных изделий и хлебобулочных изделий. Выявленная закономерность свидетельствует о существенном снижении качества питания граждан старшего поколения. Отсутствие значительных платежных возможностей требует от них использования в своей потребительской корзине менее калорийных и питательных, но финансово доступных продуктов питания, к категории которых как раз следует отнести хлеб, крупы и макароны.

Необходимо отметить, что с 2019 года в 8-ти регионах РФ (Татарстан, Приморский край, Кабардино-Балкария, Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области) запущен пилотный проект в соответствии с приказом Министерства труда России от 29 ноября 2018 г. № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов,

направленных на достижение до 2024 года национальных идей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза»6, включающей в себя разработку адресной программы по снижению бедности семей, находящихся за чертой бедности и развитие.

Некоторые регионы официально не включают в свою Стратегию социально-экономического развития Республик/регионов помощь малоимущим гражданам, в том числе малоимущим пенсионерам (табл. 3).

Таблица 3

Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольшую долю малоимущих пенсионеров [10]

№ п/п Регион Численность малоимущих пенсионеров, %

1 Республика Дагестан 24,25

2 Кабардино-Балкарская республика 23,86

3 Республика Алтай 22,81

4 Курганская область 18,23

5 Чеченская Республика 15,42

6 Алтайский край 10,44

Поддержка малоимущих граждан старшего возраста в регионах в основном осуществляется в оказании адресной помощи, в частности:

• единовременной помощи для погашения части долгов по коммунальным услугам, ремонту помещения и т.п. на сумму не более 15 тыс. руб.;

• в натуральной форме (одежда, обувь, продуктов питания, предметы первой необходимости и т. п.), например, осуществляется в Ненецком автономном округе, Курганской области, Красноярском крае, Ульяновской области, Республике Коми.

Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности потребительского рынка для граждан старшего поколения произошло в связи с пандемией СОУГО-19, которая повлияла на структуру потребительских расходов на продукты питания, товары и услуги. Потребительские расходы у пенсионеров больше стали направлены на покупку продуктов питания, лекарств, медицинских услуг и оплату жилищно-коммунальных платежей и т. п. [11; 12].

Негативное влияние пандемии коронавируса привело к снижению располагаемых доходов населения, что отрицательно сказалось на уровне потребительской уверенности.

В настоящее время покупательная способность пенсионеров снижается из-за роста стоимости продуктов, услуг ЖКХ и лекарств выше индексации пенсий, констатировал парламентарий7. По итогам 2021 года цены выросли на 8,39 %. При этом реальный размер назначенных пенсий (пенсия, скорректированная на уровень инфляции) в ноябре, снизился на 2,8 % в годовом выражении8.

6 Приказ Министерства труда России от 29 ноября 2018 г. № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных идей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, N 1, 2019 год.

7 В России признали падение покупательной способности пенсионеров. — URL: https://finance.rambler.ru/economics/47528869/7utm content=finance media&utm medium=read more&utm source=c opylink.

8 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/.

Заключение

По итогам выполненных в материалах статьи исследований следует сделать вывод, что основным вектором формирования потребительского рынка для граждан старшего поколения все больше и больше становится стратегия «выживания», а не стратегия «социально активной старости». С учетом вышеизложенного, должны быть внесены определенные коррективы в соответствующие области государственной социально-экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова С.А. Анализ тенденций трудовой активности граждан старшего возраста в разрезе социально-экономических и демографических проблем // Мировые цивилизации. 2020. Т. 5. № 3-4. С. 82-90.

2. Иванченко Д.А., Солдатова Л.А., Суслаков Б.А. Старшее поколение в современной структуре российского общества: концептуальные тенденции социальной интеграции. — М.: 2014.

3. Старшее поколение современной России: монография / З.Х. Саралиева, Н.Ю. Егорова, Е.Е. Кутявина, И.Е. Золин [и др.]. — Н. Новгород: ННГУ им. Н И. Лобачевского, 2022. — 158 с.

4. Владимиров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социологические исследования. 2004. № 4(240). С. 57-60.

5. Айзинова И.М. Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов // Проблемы прогнозирования. 2017. № 4(163). С. 121-131.

6. Лабутин А.А. Понятие и характерные черты современного потребительского рынка // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 1(3). С. 66-71.

7. Шахова О.А. Роль потребительского рынка в развитии социально-экономических систем // Экономика региона. 2008. № S4. С. 175-180.

8. Марченкова Л.М. Потребительский рынок товаров и услуг и его роль в современных условиях // Экономическая среда. 2020. № 3(33). С. 4-9.

9. Пикалова П.О., Базиков Б.А. Роль потребительского рынка товаров и услуг в современных условиях // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2020. № 13. С. 153-157.

10. Шавлохова А.А., Маланина В.А. Сравнительный анализ региональных практик по преодолению бедности пенсионеров: государственные программы и местное сообщество // Modern Economy Success. — 2020. — № 5. — С. 259-270.

11. Клемятич Ю.Ю. Изменение потребительского поведения пенсионеров как практика адаптации к кризисным социоэкономическим условиям // В сборнике: Старшее поколение современной России. материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. С. 432-435.

12. Кузнецов С.Г. Риски на рынке труда в связи с изменением границ пенсионного возраста // Социально-трудовые исследования. 2020. № 2(39). С. 69-84.

Koshlakov-Krestovsky Dmitry Vladimirovich

Institute of World Civilizations, Moscow, Russia E-mail: dkoshlakov72@gmail.com

Popova Svetlana Aleksandrovna

Institute of World Civilizations, Moscow, Russia E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=637870

Features of economic activity of older citizens: consumer market of goods and services

Abstract. The article analyzes the features of the consumer market through the activity of citizens of the older generation. It is stated that a decrease in the total fertility rate combined with an increase in life expectancy leads to an increase in the proportion of older people in the population of the country, respectively, all types of costs for maintaining longevity and a decent quality of life of the older generation increase. The data on the excess of the number of older people in some subjects of the Russian Federation are given. In this regard, the authors analyzed the consumer market of goods and services for people over the age of sixty years. This analysis revealed the dynamics and structure of consumption present in this age group of the population over a ten-year period. It is revealed that the share of consumption in the income structure of older citizens is significantly increasing. It is concluded that the main direction of consumer spending of older citizens is the purchase of food and payment of utilities. The tendency of growth of the specific weight of the presented categories of consumer spending in their general structure for persons of the studied age category is revealed. The expenses of the older generation of citizens for the implementation of the policy of social activity and the expansion of communication opportunities are being reduced. The data on the subjects of the Russian Federation with the largest share of low-income pensioners are presented. It was revealed that the lack of significant payment opportunities requires older citizens to use less high-calorie and nutritious, but financially affordable food products in their consumer basket. It is noted that in connection with the coronavirus pandemic, there have been changes in the structure of consumer spending on food, goods and services for older citizens.

Keywords: citizens of the older generation; aging of the population; consumer market; goods; services; income; expenses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.