Научная статья на тему 'Прожиточный минимум 2013 — «Новая» методика, старые проблемы'

Прожиточный минимум 2013 — «Новая» методика, старые проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / УСЛУГИ / МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / SUBSISTENCE MINIMUM / FOOD / NON-FOOD PRODUCTS AND SERVICES / THE MINIMUM NEEDS / THE REPRODUCTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигранова Людмила Алексеевна

В статье дается сравнительный анализ норм потребления продуктов питания, включенных в потребительскую корзину прожиточного минимума для разных социально-демографических групп населения в 2005 и 2013 годах. На статистических данных показано, что установленные в соответствии с новой методикой расчета величины прожиточного минимума соотношения стоимости продуктов питания с расходами на услуги существенно занижены и не соответствуют сложившейся структуре потребительских расходов малоимущих домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subsistence minimum 2013 — «new» methods, old problems

The article provides a comparative analysis of the norms food consumption of food the supply in to the minimum consumption basket for different socio-demographic groups in 2005 and 2013. On the statistical data it shows that correlation between the costs of food and the costs of services underestimated and do not correspond to the current structure of consumption expenditure of poor households.

Текст научной работы на тему «Прожиточный минимум 2013 — «Новая» методика, старые проблемы»

Мигранова Л.А.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ 2013 -«НОВАЯ» МЕТОДИКА, СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Краткая история

В России прожиточный минимум (ПМ) — это официальный минимальный стандарт уровня жизни населения. Начиная с 1992 г., когда он был введен в практику социальной защиты в качестве индикатора бедности домохозяйств, ПМ постоянно подвергался широкой критике за низкие нормы потребления, не обеспечивающие воспроизводство населения. До перехода к рынку в стране действовал минимальный потребительский бюджет (МПБ), который по своему содержанию был вдвое больше прожиточного минимума. Согласно методике 1992 г., величина ПМ исчислялась нормативно-статисти-ческим методом.

При определении набора продуктовой корзины решалась задача минимизации расходов на питание при заданных параметрах потребления питательных веществ, а ее стоимость рассчитывалась на основе средних цен покупок. Расходы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи (для трудоспособного населения) соотносились с их долей в структуре расходов бедных семей. В 1997 г был принят Федеральный закон «О прожиточном ми-

нимуме в Российской Федерации» № 134 -ФЗ от 24.10.1997., который определил порядок установления потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Согласно этому закону минимальная потребительская корзина должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет, однако ПМ, установленный в 1992 г., просуществовал вплоть до 2000 г. В 1999 г. Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» №201-ФЗ от 20.11.1999 г. была принята новая методика определения величины ПМ для социально-демографических групп населения. Нормативным методом устанавливалась не только продуктовая корзина, но и объемы потребления по 17 группам непродовольственных товаров и услуг. При этом качественный состав питания остался на низком уровне. Стоимостная оценка ПМ в сопоставимых ценах увеличилась в среднем по РФ на 12-25%, а его структура стала зависеть от динамики цен на потребительском рынке.

Очередной пересмотр состава потребительской корзины состоялся в 2005 г. (Постановление Правительства РФ от 12.08. 2005 №511). Были

42

увеличены нормы потребления некоторых продуктов питания и несколько расширен перечень услуг, но нормы потребления непродовольственных товаров не изменились. ПМ 2005 года оставался стандартом очень низкого качества, не обеспечивающего удовлетворения насущных потребностей бедного населения.

С 2000 г. субъекты Российской Федерации получили право на подведомственной территории самостоятельно устанавливать нормы и перечень потребительских товаров, учитываемых в ПМ, но не ниже нормативов, рекомендуемых Правительством РФ для соответствующих природно-климатических зон.

В 2013 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 54 были утверждены новые Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ, в соответствии с которыми изменились нормы потребления продуктов питания и методика оценки расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. 29 января 2013 г принято постановление Правительства РФ №56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации», в которых сказано, что расходы на непродовольственные товары, как и оплату услуг, определяются в размере 50% от стоимости продуктов питания с учетом поправочных коэффициентов, отражающих соотношения индексов потребительских на непродовольственные товары и услуги со стоимостью продуктов питания.

В сущности, эти новые методические разработки мало чем отличаются от методики 1992 г.

Новая продуктовая корзина

В методических разработках 2013 г. состав продуктовой корзины представлен по социально-демографическим группам населения в разрезе десяти природно-климатических зон.

У всех групп населения продуктовая корзина стала «тяжелее», в основном, за счет существенного повышения норм потребления овощей, фруктов, мясо- и молокопродуктов (табл. 1). Так, нормы потребления мяса и молока как основных источников белка для трудоспособного населения в среднем по стране увеличены соответственно с 32,7 кг до 58,6 кг (на 80%) и с 238,2 л до 290 л (на 22%), а фруктов — с 23 кг до 60 кг в год (на160%). Для детей минимальные нормы потребления аналогичных продуктов питания увеличились до 44 кг (на 30%), 360,7 л (11%) и 118,1 кг (на 128%), соответственно. В целом вес минимального набора продуктов питания (без яиц) увеличился в среднем по стране для трудоспособного на 118,9 кг в год, для пенсионера — на 84,9 кг и для детей — на 93,2 кг.

При этом россиянам рекомендуется меньше потреблять хлеба: трудоспособным на 7,5 кг, пенсионерам на 5,5 кг и детям на 6,7 кг в год. Снижены также нормы потребления картофеля, масла растительного и других жиров: для трудоспособного на 7,2 кг и 2,8 кг, соответственно; для детей на 19,3 кг и 5 кг. Для пенсионеров норма потребления картофеля осталась без изменений (80 кг), а растительного масла и жиров снизилась на 1 кг.

43

Таблица 1

Минимальные нормы потребления продуктов питания, утвержденные в 2005 г. и 2013 г. (кг в год)

Продукты питания Трудоспособное население Пенсионеры Дети

2005 г. 2013 г. разница 2005 г. 2013 г. разница 2005 г. 2013 г. разница

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) — всего 134 126,5 - 7,5 103,7 98,2 -5,5 84,3 77,6 -6,7

Картофель 107,6 100,4 -7,2 80 80 - 107,4 88,1 -19,3

Овощи и бахчевые 97 114,6 17,6 92 98 6 108,7 112,5 3,8

Фрукты свежие 23 60 37 22 45 23 51,9 118,1 66,2

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар — всего 22,2 23,8 1,6 21,2 21,2 - 25,2 21,8 - 3,4

Мясопродукты 32,7 58,6 25,9 31,5 54 22,5 33,7 44 10,3

Рыбопродукты 16 18,5 2,5 15 16 1 14 18,6 4,6

Молоко и молоко-продукты в пересчете на молоко — всего 238,2 290 51,8 218,9 257,8 38,9 325,2 360,7 35,5

Яйца (штук) 200 210 10 180 200 20 193 201 8

Масло растительное, маргарин и другие жиры 13,8 11 -2,8 11 10 -1 10 5 -5

Прочие продукты (соль, чай, специи) — всего 4,9 4,9 - 4,2 4,2 - 3,6 3,5 -0,1

Источник: Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08. 2005 №511, от 4.06.2007 №342, от 29.01.2013 № 56).

Определенные изменения произошли и в нормах минимального потребления продуктов по зонам. Так, для регионов I зоны с самыми суровыми климатическими условиями нормы потребления мяса для трудоспособного населения увеличены на 55% (с 45 кг до 70 кг) и молока на 29% (со 196 л до 253л), а фруктов на 183% (с 23 кг до 65 кг в год). Для детей норма потребления мясопродуктов увеличилась на 54% и составила почти 55 кг в год, молока — на 11% (до 360 л) и фруктов в 2,8 раза (до125

кг). Нормы потребления хлеба снизились, но в несколько меньшей степени, картофеля практически не изменились, а вот растительного масла и жиров в продуктовых корзинах стало меньше на 3 кг и более.

Соответственно для всех социально-демографических групп, проживающих в разных природно-климатических зонах, в лучшую сторону изменился качественный состав продуктов питания.

Для анализа динамики качественного состава продуктов питания в

44

ПМ за двадцатилетний период для 2013 г. используем данные VII зоны с умеренным климатом, которые близки к среднероссийским показателям (табл. 2).

На протяжении всего периода процесс улучшения качества питания шел очень медленно. Наибольшие сдвиги произошли только в ПМ 2013 года. Суточное потребление белков и жиров у трудоспособного населения и у пенсионеров выросло по сравне-

нию с нормами 2005 г. на 11%-13%, у детей увеличилась только норма потребления белка на 10,7%. Практически без изменений у всех социально-демографических групп населения остались нормы потребления углеводов; у пенсионеров несколько выросло суточное потребление калорий, а у детей снизилось, что соответствует научным рекомендациям о здоровом питании.

Таблица 2

Качественный состав минимальной продуктовой корзины в среднем по РФ

Группы Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

населения в сутки в сутки в сутки ценность, ккал

1992 г.

В среднем на душу 73,6 56,8 353,3 2236,7

2000 г*.

Трудоспособные 73,2 63,7 383,7 2432,4

Пенсионеры 64 54 314 2000

Дети 64,8 66,2 307,9 2094,8

2005 г**

Трудоспособные 77,64 74,72 358 2427,6

Пенсионеры 65,1 62,8 293 2000

Дети 64,1 66,85 280,5 2360

2013 г. VII зона

Трудоспособные 87 83 361 2533

Пенсионеры 73 71 291 2100

Дети 71 68 282 2052

* Рассчитано в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденной Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34.

** Рассчитано в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций....» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.03.2000 № 232, от 12.08.2005 № 511^от 04.06.2007 № 342.

Существенное увеличение норм потребления овощей и фруктов также свидетельствует об улучшении качества питания.

Согласно рекомендациям ВОЗ здоровое питание предполагает потребление 145-163 кг овощей и фруктов на душу в год, и установленные в 2013 г. минимальные нормы этих продуктов соответствуют этим рекомендациям, а для детей они существенно выше.

Согласно законодательству минимальная потребительская корзина 2005 г. должна была быть пересмотрена в конце 2010 г. Выясним потреблению какой экономической группе населения в этот период соответствовали минимальны нормы потребления продуктов питания, установленные в 2005 г. и 2013 г. Для анализа используем данные бюджетной статистики о потреблении в де-цильных группах населения за 2010 г.

45

Во всех домохозяйствах с разным уровнем располагаемых ресурсов годовое потребление хлебных продуктов и картофеля в расчете на душу было значительно ниже, чем предусматривалось минимальными нормами в 2005 и 2013 годах.

Минимальная норма потребления овощей и бахчевых культур в 2005 г. соответствовала фактическому потреблению 6-7-ой децильной группы, а в 2013 г. — 8-ой группы.

Еще более заметные сдвиги произошли в минимальных нормативах потребления свежих фруктов: нормы 2005 г. соответствовали уровню потребления самой бедной группы (1-ый дециль) населения, а 2013 г. — 5-ой группы.

Минимальная норма потребления мяса и мясопродуктов в среднем на душу населения в 2005 г. составляла около 33 кг. в год, тогда как фактическое потребление в группе с самым низким материальным положением — 48 кг. Среднедушевая норма потребления этих продуктов 2013 г. соответствует потреблению 2-ой децильной группы в 2010 г., в которую входят малообеспеченные домохозяйства.

Если норма потребления рыбы в 2005 г. соответствовала в среднем уровню потребления 1-2-ой групп, то норма 2013 г. увеличилась только до уровня потребления 3-ей децильной группы в 2010 г.

Минимальные нормы потребления сахара и кондитерских изделий в 2005 г. и 2013 г. соответствуют уровню потребления 1-ой децильной группы в 2010 г., а норма потребления молокопродуктов 2005 г. — уровню фактического потребления этого продукта 4-ой децильной группы, а 2013 г. — 7-ой группы.

Анализ показал, что только минимальные нормы потребления мяса, сахара и отчасти рыбы, установленные в 2013 г., соответствуют уровню потребления малоимущих и малообеспеченных домохозяйств (1-3-я децильные группы) в 2010 г. Минимальные нормы потребления остальных продуктов питания равны фактическому уровню потребления в до-мохозяйствах с более высоким материальным положением.

Можно сделать вывод, что фактическое потребление основных продуктов питания (за исключением мяса, рыбы и сахара) в большинстве до-мохозяйств в 2010 г. было ниже минимальных норм, установленных в 2005 г. и 2013 г., что свидетельствует о низком уровне потребления россиян. Учитывая, что в 2011 г. реальные денежные доходы населения РФ практически оставались на уровне предыдущего года (100,4%), а в 2012 г. по предварительным данным рост составил всего 104,2%, то больших изменений в потреблении населения за последние два года не произошло.

Расходы на непродовольственные товары и услуги

В структуре прожиточного минимума в среднем по населению расходы на питание в IV квартале 2010 г. составляли 39,9%, а на приобретение непродовольственных товаров и оплату услуг соответственно 15,5% и 37,8% (рис. 1). Через год доля питания в среднем по населению снизилась до 36,5%, а доля других потребительских расходов наоборот увеличилась соответственно до 16,1% и 40,6%. В IV квартале 2012 г. доля расходов на питание в ПМ продолжала снижаться (36%), а удельный вес других потребительских расходов

46

— НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ Na/ -20/3

менялся в разных направлениях: на вольственные товары снизился до услуги вырос до 41,1%, на непродо- 15,7%.

100% ■ 90% -80% -70% -60% -50% ■ 40% -30% -20% -10% ■ 0%

6,8

37,а

15,5

39,9

17,3

19,9

13,9

Всё население

Трудоспособное Пенсионеры

население

Дети

■ продукты питания

■ услуги

неп родое ол ьсгвенн ы е товар ы I расходы по обязательств платежам и сборам

Рис. 1. Структура величины прожиточного минимума в IV квартале 2010 г., %

В связи с этим встает вопрос об объективности установленных Правительством РФ нормативов (процентных соотношений со стоимостью продуктовой корзины) для оценки расходов на непродовольственные товары и оплату услуг в составе ПМ, которые будут использоваться в 2013 г. Отметим, что все прежние методики определения величины ПМ строились из соображений, что бедному населению вполне достаточно тех бесплатных услуг, которые предоставляет государство, прежде всего, в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Эти социально-значимые услуги в составе минимальной потребительской корзины не учитывались.

Известно, что объемы бесплатных услуг все больше и больше сокращаются, и население вынуждено оплачивать услуги по рыночным ценам (тарифам). Именно этим объясняется тот факт, что в структуре потребительских расходов даже мало-

имущих домохозяйств доля питания постоянно снижается.

В Методических рекомендациях 2013 г, утвержденных Постановлением Правительства от 28.01.2013 №54, в п. 17 написано, что «Непродовольственные товары и услуги для основных социально-демографических групп населения определяются в соотношении со стоимостью продуктов питания».

Далее в п. 18 указывается, что «При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации».

В п. 19 сказано: «Размер соотношения непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов пи-

47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тания рекомендуется определять с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг».

В зоне с холодным и резко континентальным климатом эти соотношения равны 50-60%, в зоне с умеренным климатом — 45-55%, а с теплым климатом — 40-50%.

В утвержденных правительством России Правилах для исчисления величины ПМ в целом по РФ, эти нормативы равны 50%.

Все эти методические новации вызывают ряд вопросов.

Первый — какие льготы на оплату ЖКУ и проезд на общественным транспортом есть у трудоспособного населения и детей из малодетных семей? Речь может идти только о пенсионерах.

Второй — каким образом устанавливались соотношения расходов на непродовольственные товары и на услуги со стоимостью продуктовой корзины? В структуре потребительских расходов бедных и относительно малообеспеченных групп населения, уже далеко не первый год удельный вес расходов на питание значительно ниже доли других потребительских расходов.

Третий — позволят ли рекомендуемые для субъектов Федерации и установленные для страны в целом соотношения и поправочные коэффициенты для расчета расходов на непродовольственные товары и услуги сохранить хотя бы на существующем уровне величину этих расходов в ПМ?

Это можно проверить по данным Росстата за 2010 г., так как за этот год имеется вся необходимая информа-

ция. Для такой оценки год не имеет особого значения, так как все используемые для анализа показатели соответствуют одному периоду времени.

Для оценки стоимости увеличения минимальной продуктовой корзины использовались данные о стоимости основных продуктов питания, потребленных домохозяйствами в среднем за месяц, и объемах фактического душевого их потребления в 2010 году (табл. 3).

Расчеты показывают, что при изменении минимальных норм потребления продуктов питания расходы на питание трудоспособного населения в среднегодовых ценах увеличиваются на 7985 руб. в год или на 665 руб. в месяц; у пенсионеров аналогичные показатели равны 5875 руб. или 490 руб., а у детей — 5700 руб. или 475 руб. В табл. 4 приведен расчет величины ПМ по социально-демографическим группам населения за 2010 г. по новой методике.

Расчеты показывают, что при изменении методики величина ПМ за IV квартал 2010 г. у трудоспособного населения увеличилась на 438 руб. (на 6,9%), несколько больше у пенсионеров - на 465 руб. (на 9,9%), а у детей всего на 151 руб. (на 2,6 %)*.

Таким образом, установленное для страны в целом соотношение расходов на непродовольственные товары со стоимостью минимальной продуктовой корзины в размере 50% позволило существенно повысить сумму расходов на эти цели. Так, в ПМ трудоспособного населения расходы на эти цели увеличились в 1,7 раза, у пенсионеров и детей — в 1,6 и 1,3 раза, соответственно.

1 В интернете встречаются другие оценки величины ПМ, но там не указывается, на какой период и в каких ценах проводились расчеты.

48

Таблица 3

Оценка изменения стоимости продуктов питания в ПМ за 2010 г. при изменении минимальных норм их потребления

Показатель Хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Мясо и мясопродукты Молоко и молочные продукты Яйца Рыба и рыбопродукты Сахар и кондитерские изделия Масло растительное и другие жиры

Стоимость продуктов питания в среднем на одного члена домохозяйства в месяц, руб. 482,3 105,5 369,1 336,3 1033,5 490,0 62,9 214,5 234,3 55,9

Потребление на душу, кг. в месяц 8,4 5,5 8 5,8 6,5 21,7 18,4 1,9 2,7 0,9

Среднегодовая цена 1 кг. (яйцо - за 1 шт.) 57,1 19,2 46,3 58,2 158,4 22,6 3,4 122 87,3 60,4

Увеличение (сокращение) нормы потребления, установленной в 2013 г., (кг в год) для:

трудоспособного населения -7,5 -7,2 17,6 37 25,9 51,8 10 2,5 1,6 -2,8

пенсионеров -5,5 6 23 22,5 38,9 20 1 -1

детей -6,7 -19,3 3,8 66,2 10,3 35,5 8 4,6 -3,4 -5

Увеличение (снижение) стоимости потребления продуктов питания (руб. в год) для:

трудоспособного населения -428 -138 815 2155 4102 1169 34 305 140 -169

пенсионеров -314 278 1339 3564 878 69 122 -60

детей -383 -370 176 3855 1631 801 27 561 -297 -302

Источник: Расчет по данным Росстата, опубликованным в сборнике «Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011».

Таблица 4

Оценка величины ПМ социально-демографических групп населения за IV квартал 2010 г. по методике 2013 г.

Показатели Трудоспособное население Пенсионеры Дети

ПМ IV кв. 2010 г., руб. в месяц 6367 4683 5709

в том числе расходы на:

питание 2413 2084 2455

непродовольственные товары 885 810 1136

услуги 2419 1789 2118

Увеличение расходов на питание, по нормам 2013 г., руб. в месяц 665 490 475

Всего расходов на питание при увеличении норм, руб. 3078 2574 2930

49

Показатели Трудоспособное население Пенсионеры Дети

Расходы по новой методике на:

непродовольственные товары 1539 1287 1465

услуги 1539 1287 1465

Налоги и платежи в IV кв. 2010 г. (10,2% в ПМ) 649 - -

ПМ по новой методике в IV кв. 2010 г., руб. в месяц 6805 5148 5860

Прямо противоположная ситуация с расходами на услуги в ПМ. У трудоспособного населения они сократились до 64% от прежнего уровня, у пенсионеров — до 72%, у детей — до 69%. Для того, чтобы расходы на услуги по новой методике были не ниже, чем при использовании старой, необходимо их соотношение со стоимостью продуктовой корзины поднять у трудоспособного населения до 80%, а у пенсионеров и детей — до 70%.

Низкий уровень установленных в 2013 г. соотношений подтверждается структурой потребительских расходов в группах населения с разным уровнем душевых располагаемых ресурсов в 3 квартале 2012 г.

В табл. 5 приведены данные по первым пяти группам с низкими и относительно низкими располагаемыми ресурсами из десяти дециль-ных групп.

Таблица 5

Показатель Первая Вторая Третья Четвертая Пятая

Потребительские расходы, руб. на душу в месяц 3878,3 5575,2 6726,1 7861,5 8912,4

То же, % 100 100 100 100 100

в том числе расходы на:

покупку продуктов для домашнего питания 44,6 42,9 41,1 40,1 37,1

покупку алкогольных напитков 1,2 1 ,3 1,4 1,6 1,5

покупку непродовольственных товаров 26,1 28,0 29,3 30,7 33,0

оплату услуг 27,5 26,5 26,7 26,1 26,7

Соотношение расходов на непродовольственные товары с расходами на питание (без алкоголя) 57,7 63,3 68,8 73,8 85,1

Соотношение расходов на услуги с расходами на питание (без алкоголя) 55,9 60,0 62,7 62,7 68,8

Потребительские расходы домохозяйств РФ в III квартале 2012 года в первых пяти децильных группах с низким уровнем душевых располагаемых ресурсов

(данные бюджетного обследования домохозяйств)

50

Даже в самых бедных домохозяй-ствах 1-ой и 2-ой децильных групп расходы на непродовольственные товары в структуре потребительских расходов составляли 26,1% и 28%, на услуги — 27,5% и 26,5%, соответственно. А соотношение этих расходов с расходами на питание, в 1-ой группе было равно 58% и 56%, а во второй — 63% и 60%.

Известно, что по данным бюджетной статистики масштабы бедности населения не ограничиваются первыми двумя группами.

Поправочные коэффициенты, установленные Постановлением Правительства РФ №56 от 29.01.2013 г. для корректировки расходов на непродовольственные товары и услуги исходя из соотношения их индексов цен с индексами цен на продукты питания, ситуацию не изменят.

Далеко не всегда цены на продукты питания растут медленнее, чем на непродовольственные товары и услуги и это наглядно подтверждают данные по РФ за IV квартал 2010 г. и 2011 г. Индексы цен на продукты питания в эти годы составляли 104,7% и 101,7%, на непродовольственные товары — 101,8% и 101,6%, а на услуги — 100,6% и 100,5 %. Соответственно поправочный коэффициент на непродовольственные товары в 2010 г. равен 0,972 и в 2011 г. — 0,999, а на услуги — 0,96 и 0,988, соответственно. А это означает, что в ПМ расходы на услуги и непродовольственные товары снизятся.

Приведенные выше расчеты ПМ по новой методике и данные о фактически сложившейся структуре потребительских расходов домохо-зяйств позволяют сделать следующие выводы:

незначительное увеличение стоимости ПМ и деформация его структуры (сокращение доли расходов на непродовольственные товары и услуги) при использовании новой методики объясняются, прежде всего, неправильно установленным соотношением расходов на услуги со стоимостью продуктовой корзины. В целом по РФ это соотношение должно быть увеличено как минимум с 50% до 60%, тогда это позволит говорить о его соответствии фактически сложившимся в конце 2012 г. пропорциям в потреблении малоимущего населения. Подобные изменения необходимо внести в аналогичные показатели по всем природно-климатическим зонам; такие изменения в минимальном стандарте уровня жизни нельзя оценить как большой успех властных структур на пути установления в России минимального социального стандарта, обеспечивающего жизненно необходимые потребности населения; ПМ в России по-прежнему устанавливается таким образом, чтобы доля официально нуждающихся в социальной поддержке граждан была минимальной; что касается отказа от чисто нормативного метода оценки величины минимальной потребительской корзины и переход на статистически-нормативный, то он, безусловно, лучше, чем тот, который использовался в России с 2000 г. по 2012 г., так как предполагает учет фактически сложившихся соотношений в структуре потребления бедного населения.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.