DOI: 10.24143/2073-5537-2020-3-59-70 УДК 330.564.2
ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
С. Ю. Абдулова
Министерство экономического развития Астраханской области, Астрахань, Российская Федерация
Исследуется актуальный вопрос качественного преобразования потребительской корзины, состав которой не пересматривался в Российской Федерации на протяжении семи лет. Отмечено, что за представленный период произошли изменения в социально-экономическом развитии регионов, в том числе в потребностях населения в обеспечении минимальным набором непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности и развития человеческого потенциала. Анализ действующей методики расчета потребительской корзины на примере Астраханской области подтвердил, что продукты питания в ней составляют порядка 50 %, остальные 50 % поровну приходятся на непродовольственные товары и услуги. Расчет расходов на непродовольственные товары и услуги производится на основании установленного процентного соотношения со стоимостью продуктов питания, т. е. состав непродовольственных товаров и услуг, в отличие от продуктов питания, в потребительской корзине не конкретизируется. Данный метод не позволяет учесть все минимально необходимые потребности различных групп населения в непродовольственных товарах и услугах для поддержания жизнедеятельности и развития человеческого потенциала. За последние годы произошли значительные изменения в потребностях населения, которые не учитываются существующим методом. Примером могут послужить потребности в приобретении мобильного телефона, компьютера, медицинских товаров и лекарств, спортивных товаров, а также потребности в услугах связи, образовательных, культурных социальных, транспортных. Предложен нормативный метод расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг в составе потребительской корзины. Новый метод предусматривает установление конкретного перечня и количества непродовольственных товаров с учетом срока использования, а также определение конкретного перечня и периодичности необходимых услуг, что позволит сделать расчет потребительской корзины более корректным. Предложено при формировании потребительской корзины предусмотреть накопления на улучшение жилищных условий, создание финансового резерва. Предварительные расчеты проиллюстрировали увеличение проектной стоимости потребительской корзины примерно в 2 раза, что приведет к росту расходов бюджета на социальные цели, но в то же время поспособствует развитию экономики и повышению качества жизни граждан. Сделаны выводы о необходимости пересмотра потребительской корзины и метода ее расчета. Рекомендован комплексный подход к решению проблемы: учет потребностей граждан и возможностей бюджета.
Ключевые слова: состав потребительской корзины, рациональный набор продуктов питания, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, непродовольственные товары, услуги.
Для цитирования: Абдулова С. Ю. Вопросы определения потребительской корзины для регионов Российской Федерации в части непродовольственных товаров и услуг (на примере Астраханской области) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 59-70. DOI: 10.24143/2073-5537-2020-3-59-70.
Введение
Одним из актуальных вопросов сегодня является качественное преобразование потребительской корзины - минимального социального стандарта потребления, который составляет основу прожиточного минимума. Прожиточный минимум - важнейший инструмент социальной политики. В целом по Российской Федерации применение потребительской корзины, которая была установлена на период 2013-2017 гг., было пролонгировано до конца 2020 г. [1]. Таким образом, составляющие потребительской корзины не пересматривались более 7 лет. За этот
период произошли изменения в социально-экономическом развитии регионов, в том числе в потребностях населения в обеспечении минимальным набором непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности и развития человеческого потенциала.
Целью данного исследования является анализ состава потребительской корзины, в том числе входящих в нее непродовольственных товаров и услуг, а также разработка нового метода расчета состава потребительской корзины, учитывающего конкретный необходимый перечень непродовольственных товаров и услуг. Новый метод расчета должен обеспечить соответствие состава потребительской корзины, в том числе входящих в нее непродовольственных товаров и услуг, современным потребностям различных категорий населения.
Задачи исследования: анализ нормативной и методической базы для расчета состава потребительской корзины в целом по РФ и по Астраханской области; изменения состава и стоимостного размера прожиточного минимума по Астраханской области; изменений в потребностях населения, влияющих на соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктовой корзины; изменений структуры потребительских расходов наименее обеспеченного населения; влияния на структуру потребительской корзины; анализ недостатка финансовых средств в домохозяйствах и оценка его влияния на потребительскую корзину; разработка нового метода определения расходов на непродовольственные товары и услуги в составе потребительской корзины; стоимостная оценка потребительской корзины, рассчитанной предложенным методом.
Научная новизна исследования заключается в предложении нового нормативного метода расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг в составе потребительской корзины взамен действующего в настоящее время метода, основанного на установленном процентном соотношении стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктов питания. Новый метод предусматривает установление конкретного перечня и количества каждой позиции непродовольственных товаров с учетом срока использования, а также определение конкретного перечня и периодичности необходимых услуг для различных групп населения. Предложенный перечень непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом современных минимально необходимых потребностей человека для обеспечения жизнедеятельности и развития. В составе нормативного набора непродовольственных товаров планируется предусмотреть две группы - индивидуального и общесемейного пользования, а также расширить перечень товаров. Также предлагается установить дифференцированные нормативы пользования непродовольственными товарами для различных групп населения и возраста. Разработку минимального нормативного набора услуг предполагается обеспечить исходя из принципа доступа к необходимым для развития и жизнедеятельности человека услугам, в том числе предусмотреть и платные услуги. Также предложено провести поэтапную корректировку потребительской корзины с учетом возможностей бюджета. Кроме того, в качестве новшества на завершающем этапе предложено предусмотреть при формировании потребительской корзины накопления на улучшение жилищных условий, создание финансового резерва.
Расчет потребительской корзины по России
В целом по России состав потребительской корзины установлен Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому «...потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания» [2].
Таким образом, в настоящее время стоимость непродовольственных товаров и услуг определяется установленным соотношением к стоимости продуктовой корзины. Рекомендованный размер такого соотношения для регионов регулируется методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 [3] (далее - Методические рекомендации).
Подобный подход к расчету стоимости непродовольственных товаров и услуг начали применять с 2013 г. Согласно ранее действующим, но в настоящее время отмененным методи-
ческим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъектах РФ [4] применялся другой способ. В частности, были установлены конкретный перечень непродовольственных товаров и перечень услуг, а также нормативы их использования в определенный период времени (срок использования) для различных групп населения. На основании этих конкретных нормативов определялась конкретная стоимость каждого вида непродовольственных товаров и услуг.
В настоящее время Методическими рекомендациями [3] установлено примерное соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания по климатическим зонам согласно табл. 1.
Таблица 1
Примерное соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления
непродовольственных товаров и услуг
Соотношение со стоимостью продуктов питания, % Климатическая зона
Холодный и резко континентальный климат Умеренный климат Теплый климат
Непродовольственные товары от 50 до 60 от 45 до 55 от 40 до 50
Услуги
При определении размеров соотношения непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания Методические рекомендации учитывают природно-климатические условия как основной фактор, влияющий на потребности населения.
Согласно Методическим рекомендациям «...размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях... Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на услуги в малоимущих семьях» [3]. При определении данных соотношений методическими рекомендациями учитывается оказание мер социальной поддержки и помощи населению при оплате жилищных и коммунальных услуг, а также при пользовании общественным транспортом и т. д. В итоге состав непродовольственных товаров и услуг, в отличие от продуктов питания, в потребительской корзине не конкретизируется.
Состав потребительской корзины в Астраханском регионе
Законом Астраханской области от 26.10.2018 № 100/2018-03 «О потребительской корзине в Астраханской области» [5] утвержден состав потребительской корзины региона.
Астраханская область отнесена к зоне с умеренным климатом, в связи с чем Законом [5] установлены следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания в регионе (табл. 2).
Таблица 2
Соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания в Астраханской области
Соотношение со стоимостью продуктов питания, % Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Непродовольственные товары 46 46 52
Услуги 47 55 52
Значение и структура прожиточного минимума в Астраханской области за I кв. 2020 г. [6], рассчитанного в соответствии с действующими Методическими рекомендациями [3], представлены в табл. 3.
Таблица 3
Величина прожиточного минимума в Астраханской области за I кв. 2020 г.
Категории населения Продукты питания, руб- Непродовольственные товары Услуги Итого, потребительская корзина, руб. Обязательные платежи и сборы, руб. Прожиточный минимум, руб.
В руб. В % к продуктам питания В руб. В % к продуктам питания
Трудоспособное население 4 995 2 280 46 2 322 47 9 597 1 179 10 776
Структура, % 52 24 х 24 х 100 х х
Пенсионеры 4 303 1 965 46 2 343 55 8 611 - 8 611
Структура, % 50 23 х 27 х 100 х х
Дети 5 437 2 791 52 2 783 52 11 011 - 11 011
Структура, % 49 25,5 х 25,5 х 100 х х
В среднем на душу 4 915 2 307 47 2 422 49 9 644 647 10 291
Структура, % 51 24,5 х 24,5 х 100 х х
Для сравнения приведем структуру величины прожиточного минимума по Астраханской области за I кв. 2009 г. [7], рассчитанную в соответствии с действующей на тот момент методикой [4], в табл. 4.
Таблица 4
Величина прожиточного минимума в Астраханской области за I кв. 2009 г.
Категория населения Продукты питания Непродовольственные товары, всего, руб. В том числе Непродовольственные товары, в % к продуктам питания Услуги Услуги, в % к продуктам питания Потребительская корзина Обязательные платежи и сборы Прожиточный минимум
Индивидуального пользования Общесемейного пользования
Трудоспособное население 2 095,71 809,97 545,93 264,04 38,6 1 642,77 78,4 4 548,44 528,42 5 076,86
Структура, % 46,1 17,8 12,0 5,8 х 36,1 х 100,0 х х
- мужчины 2 299,91 741,06 483,91 257,15 32,2 1 625,89 70,7 4 666,86 543,82 5 210,67
- женщины 1 880,06 882,78 611,46 271,32 47,0 1 660,58 88,3 4 423,41 512,17 4 935,58
Пенсионеры 1 805,4 758,9 461,02 297,88 42,0 1 193,7 66,1 3 758 - 3 758
Структура, % 48,0 20,2 12,3 7,9 х 31,8 х 100,0 х х
- мужчины 1 805,4 700,35 411,59 288,76 38,8 1 193,7 66,1 3 699,45 - 3 699,45
- женщины 1 805,4 781,21 479,85 301,36 43,3 1 193,7 66,1 3 780,32 - 3 780,32
Дети 1 977,5 1 113,24 798,05 315,19 56,3 1 315,02 66,5 4 405,76 - 4 405,76
Структура, % 44,9 25,3 18,1 7,2 х 29,8 х 100,0 х х
- 0-6 лет 1 656,84 1 247,29 918,3 328,99 75,3 1 053,08 63,6 3 957,21 - 3 957,21
- 7-15 лет 2 260,82 994,82 691,82 303 44,0 1 520,89 67,3 4 776,53 - 4 776,53
В среднем на душу 2 020,45 855,11 574,66 280,45 42,3 1 504,35 74,5 4 379,91 338,19 4 718,1
Структура, % 46,1 19,5 13,1 6,4 х 34,3 х 100,0 х х
В настоящее время стоимость продуктов питания в среднем на душу населения составляет 51 % в структуре потребительской корзины, что выше, чем по ранее действующей методике (46,1 %). То есть сегодня в потребительской корзине преобладают затраты на приобретение продуктов питания. Как правило, при более высоком уровне развития и социального обеспечения в стране наблюдается снижение доли расходов на питание в потребительской корзине и повышение доли расходов на непродовольственные товары и услуги, перечень которых расширяется.
Также изменилось отношение стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктов питания. В настоящее время данное соотношение составляет в среднем на душу населения 47 и 49 % соответственно, а в 2009 г. - 42,3 и 74,5 % соответственно. То есть отношение непродовольственных товаров к стоимости продуктов питания немного возросло (на 4,7 %), а отношение стоимости услуг к стоимости продуктов питания значительно снизилось (на 25,5 %), что свидетельствует о недостаточности затрат на услуги в потребительской корзине.
За период с I кв. 2009 г. по I кв. 2020 г. прожиточный минимум по Астраханской области по стоимости продуктовой корзины вырос в 2,43 раза, по стоимости непродовольственных товаров - в 2,7 раза, по стоимости услуг (наименьший рост) - в 1,61 раза, в целом прожиточный минимум увеличился за этот период в 2,2 раза.
Изменения в потребностях населения, влияющие на соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктовой корзины (на примере Астраханской области)
Применение для расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг установленного процентного соотношения достаточно упрощает систему расчета стоимости потребительской корзины, делает расчет менее трудоемким. Однако современные реалии свидетельствуют о том, что за последние 7 лет произошли значительные изменения в потребностях населения в непродовольственных товарах, особенно в услугах, которые должны повлиять как на стоимость непродовольственных товаров и услуг, так и на процентное отношение стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктов питания в составе потребительской корзины.
Приведем примеры подобных изменений в Астраханской области.
В части продуктов питания:
- размер расходов на непродовольственные товары и услуги зависит от стоимости продуктовой корзины; таким образом, сезонные колебания стоимости продуктов питания существенно влияют на стоимость непродовольственных товаров и услуг. В то же время фактически такая взаимосвязь не установлена;
- состав продуктов питания в потребительской корзине не вполне отвечает рациональным нормам потребления пищевых продуктов, рекомендованным приказом Минздрава России от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [8] (далее - Рациональные нормы);
- актуализация норм потребления продуктов питания в потребительской корзине в соответствии с Рациональными нормами (на примере прожиточного минимума за IV кв. 2019 г. по Астраханской области) приведет к росту стоимости набора продуктов питания в потребительской корзине Астраханского региона для трудоспособного населения - на 17,82 %; для пенсионеров - на 20,14 %; для детей - на 4,53 %; в среднем на душу населения - на 15,39 % [9]. Это соответственно повлияет на изменение процентного соотношения стоимости продуктов питания со стоимостью непродовольственных товаров и услуг.
В части непродовольственных товаров:
- в настоящее время трудно себе представить жизнь современного человека без использования технических средств (телефона, телевизора, мобильного телефона, компьютера, планшета и т. д.). По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 г. обеспеченность домохозяйств Астраханской области мобильными телефонами составила 97 % (по РФ - 98 %), телевизором - 100 % (по РФ - 99 %), домашним стационарным компьютером - 56,2 % (по РФ -62,7 %) [10]. Перечисленные технические средства стали повседневной необходимостью, а не роскошью. Не вполне понятно, учитывает ли эти необходимые товары установленное в настоящее время соотношение;
- увеличение пенсионного возраста, направленность на увеличение продолжительности жизни и ведение здорового образа жизни стимулирует заниматься физкультурой и спортом все группы населения, что, соответственно, требует приобретения спортивной одежды и спортивного инвентаря. Данные расходы сложно осуществить с учетом установленных соотношений;
- для лечения и жизнедеятельности всем группам населения требуется приобретение медикаментов, медицинского оборудования и медицинских товаров. Не все позиции из этой категории можно приобрести бесплатно;
- для обеспечения минимальных необходимых условий для проживания требуется мебель, посуда, электроприборы, постельное белье и т. д. Также необходимы школьные товары, письменные принадлежности, печатные издания, книги и т. д.
В части услуг:
- за последние 7 лет произошли значительные изменения в законодательстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которые обусловливают увеличение расходов населения на оплату услуг ЖКХ. Так, в соответствии с Жилищным кодексом РФ [11] установлен но-
вый платеж - минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях Астраханской области осуществлялось повышение платежей за коммунальные услуги в темпах выше средних предельных индексов, установленных Правительством РФ, по различным причинам, в том числе изменение нормативов для населения на потребление коммунальных услуг, реализация инвестиционных программ предприятиями ЖКХ. Таким образом, данные изменения также окажут влияние на фактическое соотношение стоимости продуктов питания и стоимости необходимых услуг;
- использование телефона, телевизора, мобильного телефона, компьютера, планшета и т. д. невозможно без оплаты телефонной связи, сотовой связи, интернета. По данным Федеральной службы государственной статистики, домашний доступ к сети Интернет в 2018 г. в Астраханской области имели 63,5 % домохозяйств (в РФ - 68,6 %) [10]. Многие необходимые населению виды услуг переведены в онлайн-режим. Примером может служить портал «Госуслуги». Также активно практикуется система онлайн-обучения, которая была особенно востребована в период эпидемии коронавируса;
- поддержание здорового образа жизни требует посещения спортивных клубов, секций, что в свою очередь влечет затраты на оплату данных услуг;
- для полноценной жизни человеку требуется и посещение культурных мероприятий (музеи, театры, выставки и т. д.), и выезд на отдых или санаторно-курортное лечение, и пользование транспортными услугами (внутригородскими и междугородними).
Изменение структуры потребительских расходов наименее обеспеченного населения (на примере Астраханской области)
Согласно данным Астраханьстата, в I кв. 2009 г. наименее обеспеченное население тратило на покупку продуктов питания 53 % потребительских расходов, на покупку непродовольственных товаров - 23,2 %, расходы на услуги составили 23,8 % [12]. По данным за IV кв. 2019 г., структура расходов наименее обеспеченного населения Астраханской области следующая: покупка продуктов питания - 44 %, непродовольственных товаров - 32 %, услуг - 23,2 %. Однако в настоящее время структура потребительской корзины предусматривает расходы на питание порядка 50 %, что также свидетельствует о необходимости применения нового метода расчета [13].
Влияние на структуру потребительской корзины недостатка финансовых средств в домохозяйствах
Недостаток финансовых средств в домохозяйствах с низкими доходами искажает структуру потребительской корзины. Такие домохозяйства регулярно сталкиваются с финансовыми затруднениями, в связи с чем не могут приобрести необходимый набор продуктов питания, непродовольственных товаров, особенно товаров длительного пользования, а также воспользоваться услугами. По данным Федеральной службы государственной статистики, в IV кв. 2019 г. по Астраханской области сложилась следующая ситуация [10]:
- денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно для 7,1 % домашних хозяйств (для 13,1 % по РФ);
- денег хватает на еду и одежду, но приобрести товары длительного пользования не могут 71,7 % домашних хозяйств (48,6 % по РФ);
- домохозяйства, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, не позволившими осуществить необходимые платежи за жилищно-коммунальные услуги, - 11,9 % от числа домохозяйств (5,7 % по РФ), за электроэнергию - 10,9 % (3,7 % по РФ), основное или дополнительное образование для детей и/или взрослых - 5 % (1,9 % по РФ), за лекарства, назначенные врачом для неотложного лечения, - 8,2 % (4,8 % по РФ).
Нормативный метод определения расходов на непродовольственные товары и услуги
Нормативный метод расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг в составе потребительской корзины будет лишен вышеперечисленных недостатков. Данным методом предполагается устанавливать натуральные показатели потребности в непродовольственных товарах с учетом срока использования, а также определять конкретный перечень и периодичность необходимых услуг, что позволит сделать расчет потребительской корзины более корректным.
Непродовольственные товары.
Предлагается в составе нормативного набора непродовольственных товаров предусмотреть две группы - индивидуального и общесемейного пользования, а также расширить перечень товаров, включив средства связи, лекарства, медицинские товары, спортивные товары, постельное белье. Также предлагается установить дифференцированные нормативы пользования непродовольственными товарами для различных групп населения и возраста. В состав товаров индивидуального пользования предлагается включить ряд новых категорий: галантерейная и парфюмерно-косметическая группа (крем, шампунь, зубная паста и щетка, сумка, школьный рюкзак, ремень, зонт), товары для детей (кроватка детская, коляска, игрушки), спортивные товары (спортивный костюм, спортивная обувь, спортивный инвентарь, велосипед), медицинские товары (медицинское оборудование, перевязочные средства, лекарства), мобильный телефон для взрослого населения и подростков. В перечень товаров общесемейного пользования предлагается включить стационарный телефонный аппарат, компьютер, телевизор. Для сравнения приведем в табл. 5 и 6 предлагаемый перечень непродовольственных товаров и перечень, который был предусмотрен ранее действующей методикой [4].
Таблица 5
Состав проектного минимального нормативного набора непродовольственных товаров индивидуального пользования
№ Проектный набор Для сравнения: набор согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 [4] (утратило силу)
1 Верхняя пальтовая группа Верхняя пальтовая группа
2 Верхняя костюмно-платьевая группа Верхняя костюмно-платьевая группа
3 Белье Белье
4 Чулочно-носочные изделия Чулочно-носочные изделия
5 Головные уборы и галантерейные изделия Головные уборы и галантерейные изделия
6 Обувь Обувь
7 Школьно-письменные товары, печатные издания, книги Школьно-письменные товары
8 Галантерейная и парфюмерно-косметическая группа -
9 Товары для детей -
10 Спортивные товары -
11 Медицинские товары -
12 Мобильный телефон -
13 Другие непродовольственные товары индивидуального пользования, 10 % от общей величины расходов на позиции 1-12 -
Таблица 6
Состав проектного минимального нормативного набора непродовольственных товаров общесемейного пользования
№ Проектный набор Для сравнения: набор согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 [4] (утратило силу)
1 Постельное белье Постельное белье
2 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения
3 Бытовые приборы Бытовые приборы
4 Мебель Мебель
5 Предметы первой необходимости, санитарии Предметы первой необходимости, санитарии
6 Стационарный телефонный аппарат -
7 Компьютер -
8 Телевизор -
9 Другие непродовольственные товары общесемейного пользования, 10 % от общей величины расходов на позиции 1-8 -
Услуги.
Разработку минимального нормативного набора платных услуг предполагается обеспечить исходя из принципа доступа к необходимым для развития и жизнедеятельности человека услугам, в том числе предусмотреть и платные услуги на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт. Это расширит возможность доступа к таким услугам низкодоходных групп населения, снизит риск их социальной исключенности.
Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что проблема доступности услуг является актуальной. К примеру, в 2018 г. по Астраханской области 19 % лиц в возрасте от 15 лет и более не обратились за медицинской помощью в медоргани-зации по причине того, что необходимое лечение можно было получить только на платной основе (по РФ - 14,6 %) [10].
В обязательном порядке также должны быть предусмотрены услуги связи.
Кроме того, целесообразно рассмотреть в потребительской корзине возможность формирования накоплений для улучшения жилищных условий на минимальном уровне. Действующая потребительская корзина предполагает, что жилье уже имеется. Однако проблема обеспеченности жильем является в настоящее время весьма актуальной. Расчет таких расходов можно провести исходя из покупки за счет собственных средств (накоплений) жилья экономкласса 18 м2 на 1 чел. (федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения [14]) в течение активного трудоспособного возраста.
Дополнительно можно предусмотреть создание финансового резерва (страхование), так называемой подушки безопасности, которая необходима для снижения рисков при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Безусловно, включение расходов на приобретение жилья и финансовый резерв приведет к увеличению стоимости потребительской корзины. Данные расходы могут быть предусмотрены поэтапно.
В целом, предлагается сформировать минимальный нормативный набор платных услуг исходя из более высокого, качественного уровня удовлетворения потребности в услугах. Для сравнения приведем предлагаемый перечень услуг и перечень, который был предусмотрен ранее действующей методикой [4], в табл. 7.
Таблица 7
Состав проектного минимального нормативного набора услуг
№ Проектный набор Для сравнения: набор согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.1999 №» 192 [4] (утратило силу)
1 Услуги по содержанию и техническому обслуживанию Жилье
жилья
2 Отопление Центральное отопление
3 Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение
4 Газоснабжение Газоснабжение
5 Энергоснабжение Энергоснабжение
6 Плата за капитальный ремонт -
7 Плата за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов -
8 Услуги городского транспорта Транспортные услуги
9 Услуги междугороднего транспорта -
10 Услуги культуры Услуги культуры
11 Услуги бытовые (парикмахерские, косметический ремонт жилья, ремонт обуви, ремонт бытовой техники) -
12 Услуги связи -
13 Образовательные услуги -
14 Медицинские услуги -
15 Санаторно-оздоровительные услуги -
16 Бытовые услуги -
17 Накопления на улучшение жилищных условий -
18 Услуги банков -
19 Сбережения -
Стоимостная оценка потребительской корзины с учетом предложенных изменений
Предварительные расчеты доказывают, что в стоимостном выражении потребительская корзина, разработанная с учетом полного перечня всех предложений, а также установлением разумных норм потребления, увеличится примерно в 2,7 раза. Без учета расходов на покупку жилья, банковские услуги, сбережения стоимость потребительской корзины возрастет примерно в 2 раза. Увеличение стоимости потребительской корзины приведет к необходимости увеличения прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, а также расходов бюджетов всех уровней на социальные выплаты, расчет которых зависит от этих величин. В то же время увеличение доходов населения будет способствовать росту потребления, что в свою очередь повы-
сит доходы предприятий, малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, а соответственно, и налоговых поступлений. Безусловно, внесение изменений в методику расчета потребительской корзины потребует комплексных сбалансированных мер и должно производиться как с учетом возросших потребностей населения, так и возможностей бюджета.
Заключение
Состав потребительской корзины, в том числе входящие в нее непродовольственные товары и услуги, является одним из важных критериев уровня жизни населения. По сути, потребительская корзина определяет необходимый минимум для обеспечения жизни человека, поддержания его здоровья, образования, социальной вовлеченности, влияет на такие показатели, как уровень здоровья, заболеваемости, продолжительности жизни, уровень образования, культуры, всестороннего развития человека. Кроме того, потребительская корзина определяет уровень социальной ответственности государства перед населением.
При составлении потребительской корзины необходимо учитывать как социальные цели -в части повышения обеспеченности населения необходимым набором продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, так и возможности бюджетов различных уровней. В настоящее время в целях экономии в состав потребительской корзины включен ограниченный набор продуктов, перечень непродовольственных товаров и услуг не конкретизирован. Сделан вывод о том, что с медицинской и социальной точек зрения для развития человеческого потенциала требуется законодательное регулирование состава корзины, обеспечивающее потребности человека и его всестороннее развитие.
В ходе исследования был проведен анализ нормативной и методической базы для расчета состава потребительской корзины в целом по РФ и по Астраханской области, который проиллюстрировал, что методика расчета потребительской корзины действует 7 лет и требует корректировки. За истекший период произошли значительные изменения в потребностях населения, в структуре потребительских расходов наименее обеспеченного населения, которые влияют на соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продуктовой корзины в сторону увеличения. Последнее подтверждает необходимость пересмотра действующего в настоящее время порядка расчета расходов на непродовольственные товары и услуги в составе потребительской корзины, который производится на основании установленного процентного соотношения со стоимостью продуктов питания. В соответствии со статистическими данными сделан вывод о том, что на структуру потребительской корзины отрицательное влияние оказывает недостататок финансовых средств в домохозяйствах.
На основании проведенного анализа предложен новый нормативный метод расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг в составе потребительской корзины, предусматривающий установление конкретного перечня и количества каждой позиции непродовольственных товаров и срока их использования, а также определение конкретного перечня и периодичности необходимых услуг. В составе нормативного набора непродовольственных товаров предложено предусмотреть группы индивидуального и общесемейного пользования, а также расширить перечень товаров. Разработка минимального нормативного набора услуг должна обеспечить принцип доступа к необходимым для развития и жизнедеятельности человека услугам.
Также сделан вывод о целесообразности проведения поэтапной корректировки потребительской корзины с учетом возможностей бюджета. На завершающем этапе предложено предусмотреть при формировании потребительской корзины накопления на улучшение жилищных условий, создание финансового резерва.
Предварительные расчеты подтвердили увеличение проектной стоимости потребительской корзины примерно в 2 раза, что приведет к росту расходов бюджета на социальные цели, однако станет и стимулом к развитию экономики, повышению качества жизни граждан.
Рационализация перечня и нормативов потребления непродовольственных товаров и услуг в составе потребительской корзины, безусловно, повлияет на повышение ее стоимости, но в то же время будет способствовать улучшению качества жизни всех категорий населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения: Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ // Рос. газ. № 297. 31.12.2017.
2. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 // Рос. газ. № 210. 29.10.1997.
3. Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 // Рос. газ. № 21. 01.02.2013.
4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 // Собрание законодательства РФ. № 8. 22.02.1999.
5. О потребительской корзине в Астраханской области: Закон Астраханской области от 26.10.2018 № 100/2018-0З. URL: http://pravo-astrobl.ru/document/document-0002201811010023/ (дата обращения: 01.11.2018).
6. О величине прожиточного минимума за I квартал 2020 года: Постановление Правительства Астраханской области от 23.04.2020 № 177-П. URL: http://pravo-astrobl.ru (дата обращения: 24.04.2020).
7. О величине месячного прожиточного минимума за I квартал 2009 года: Постановление Правительства Астраханской области от 30.04.2009 № 190-П // Сб. законов и нормативных правовых актов Астраханской области. № 19. 07.05.2009.
8. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-19.08.2016-N-614/ (дата обращения: 30.05.2020).
9. Абдулова С. Ю., Гаврилова О. А. Исследование проблем формирования региональной потребительской корзины // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2020. № 1. С. 68-77.
10. Комплексное наблюдение условий жизни населения / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения: 30.05.2020).
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 1. Ч. 1. 03.01.2005.
12. Структура потребительских расходов наименее и наиболее обеспеченного населения Астраханской области за 1 квартал 2009 года (по итогам обследования домашних хозяйств) (11507) / Астрахань-стат. URL: https://astrastat.gks.ru/ (дата обращения: 30.05.2020).
13. Основные показатели уровня жизни наименее и наиболее обеспеченного населения Астраханской области в 2019 году. 4 квартал: стат. бюл. Астрахань: Астраханьстат, 2020. 22 с.
14. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-29082005-n-541/ (дата обращения: 16.05.2018).
Статья поступила в редакцию 08.06.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Абдулова Светлана Юрьевна - Россия, 414000, Астрахань; Министерство экономического развития Астраханской области; канд. экон. наук; начальник отдела мониторинга и поддержки инновационной деятельности; [email protected].
ASPECTS OF DETERMINING CONSUMER BASKET CONCERNING NONFOODS AND SERVICES FOR REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION (CASE STADY OF ASTRAKHAN REGION)
S. Yu. Abdulova
Ministry of Economic Development of the Astrakhan region, Astrakhan, Russian Federation
Abstract. The article highlights the pressing issue of qualitative transformation of the consumer basket, the composition of which has not been revised in the Russian Federation for 7 years. It has been stated that during this period there took place changes in the socio-economic development of the regions, including the demands of the population for a minimum set of nonfoods and services
necessary for life and human development. Analysis of the active methods of calculating the consumer basket on the example of the Astrakhan region showed that food products make about 50%, the remaining 50% equally accounted for nonfoods and services. Calculating expenses for non-foods and services is based on the established percentage ratio with the cost of food. This method does not allow to take into account all the minimum needs of various groups of the population for nonfoods and services for life support and human development. In recent years there have been the significant changes in the needs of the population, which are neglected by the method. An example is the need to purchase a mobile phone, computer, medical products and medicines, sporting goods, as well as the need for communication, educational, cultural, social and transport services. There has been proposed a normative method of calculating the cost of nonfoods and services in the consumer goods basket. The new method provides establishing a specific inventory and quantity of nonfoods with useful life, as well as determining a specific inventory and periodicity of the needed services, which will make the calculation of the consumer goods basket more credible. It has been proposed to provide savings for improving housing conditions and creating a financial reserve when forming a consumer basket. The preliminary calculations showed an increase in the project cost of the consumer basket by more than 2 times, which can lead to an increase in budget expenditures for social purposes, but at the same time it will also contribute to the development of economy and improve the quality of life of the citizens. Conclusions are made that there is a need to review the consumer basket. There has been recommended a comprehensive approach to the problem: to consider the needs of citizens and the budget possibilities.
Key words: consumer basket contents, rational assortment of food products, minimum wage, living wage, nonfoods, services.
For citation: Abdulova S. Yu. Aspects of determining consumer basket concerning nonfoods and services for regions of Russian Federation (case study of Astrakhan region). Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2020;3:59-70. (In Russ.) DOI: 10.24143/20735537-2020-3-59-70.
REFERENCES
1. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti povysheniia mini-mal'nogo razmera oplaty truda do prozhitochnogo minimuma trudosposobnogo naseleniia [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of increasing the minimum wage to subsistence level of able-bodied population]. Federal'nyi zakon ot 28.12.2017 № 421-FZ. Rossiiskaiagazeta, no. 297, 31.12.2017.
2. O prozhitochnom minimume v Rossiiskoi Federatsii [On cost of living in the Russian Federation]. Fed-eral'nyi zakon ot 24.10.1997 № 134-FZ. Rossiiskaia gazeta, no. 210, 29.10.1997.
3. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po opredeleniiu potrebitel'skoi korziny dlia osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniia v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [On approval of Methodological Recommendations for determining consumer basket for main socio-demographic groups of population in constituent entities of the Russian Federation]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2013 № 54. Rossiiskaia gazeta, no. 21, 01.02.2013.
4. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po opredeleniiu potrebitel'skoi korziny dlia osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniia v tselom po Rossiiskoi Federatsii i v sub"ektakh Rossiiskoi Feder-atsii [On approval of Methodological Recommendations for determining consumer basket for main socio-demographic groups of population as a whole in the Russian Federation and in constituent entities of the Russian Federation]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.02.1999 № 192. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, no. 8, 22.02.1999.
5. O potrebitel'skoi korzine v Astrakhanskoi oblasti [Consumer goods basket in Astrakhan region]. Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 26.10.2018 № 100/2018-OZ. Available at: http://pravo-astrobl.ru/document/document-0002201811010023/ (accessed: 01.11.2018).
6. O velichine prozhitochnogo minimuma za I kvartal 2020 goda [Size of subsistence minimum for first quarter of 2020]. Postanovlenie Pravitel'stva Astrakhanskoi oblasti ot 23.04.2020 № 177-P. Available at: http://pravo-astrobl.ru (accessed: 24.04.2020).
7. O velichine mesiachnogo prozhitochnogo minimuma za I kvartal 2009 goda [Size of monthly living wage for I quarter of 2009]. Postanovlenie Pravitel'stva Astrakhanskoi oblasti ot 30.04.2009 № 190-P. Sbornik zakonov i normativnykhpravovykh aktov Astrakhanskoi oblasti, no. 19, 07.05.2009.
8. Ob utverzhdenii rekomendatsii po ratsional'nym normam potrebleniia pishchevykh produktov, otvecha-iushchikh sovremennym trebovaniiam zdorovogo pitaniia [On approval of recommendations on rational norms of food consumption that meet modern requirements for healthy diet]. Prikaz Minzdrava Rossii ot 19.08.2016 № 614. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-19.08.2016-N-614/ (accessed: 30.05.2020).
9. Abdulova S. Iu., Gavrilova O. A. Issledovanie problem formirovaniia regional'noi potrebitel'skoi korziny [Studying problems of forming regional consumer basket]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2020, no. 1, pp. 68-77.
10. Kompleksnoe nabliudenie uslovii zhizni naseleniia [Comprehensive monitoring of living conditions of population]. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/KOUZ 18/index.html (accessed: 30.05.2020).
11. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2004 № 188-FZ [Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 188-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, no. 1, part 1, 03.01.2005.
12. Struktura potrebitel'skikh raskhodov naimenee i naibolee obespechennogo naseleniia Astrakhanskoi ob-lasti za 1 kvartal 2009 goda (po itogam obsledovaniia domashnikh khoziaistv) (11507) [Structure of consumer spending of poorest and most affluent population of Astrakhan region for 1 st quarter of 2009 (based on the results of a household survey) (11507)]. Astrakhan'stat. Available at: https://astrastat.gks.ru/ (accessed: 30.05.2020).
13. Osnovnye pokazateli urovnia zhizni naimenee i naibolee obespechennogo naseleniia Astrakhanskoi ob-lasti v 2019 godu. 4 kvartal: statisticheskii biulleten' [Main factors of standard of living of poorest and most affluent population of the Astrakhan region in 2019. 4th quarter: statistical bulletin]. Astrakhan', Astrakhan'stat Publ., 2020. 22 p.
14. O federal'nykh standartakh oplaty zhilogo pomeshcheniia i kommunal'nykh uslug [On federal standards of payment for housing and utilities]. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.08.2005 № 541. Available at: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-29082005-n-541/ (accessed: 16.05.2018).
The article submitted to the editors 08.06.2020
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Abdulova Svetlana Yurievna - Russia, 414000, Astrakhan; Ministry of Economic Development of the Astrakhan Region; Candidate of Economics; Head of the Department of Monitoring and Support of Innovative Activity; [email protected].