Научная статья на тему 'Особенности экономического развития Центрального Черноземья в период перехода от территории пограничья к центральномурайону российского государства'

Особенности экономического развития Центрального Черноземья в период перехода от территории пограничья к центральномурайону российского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / CENTRAL BLACK SOIL REGION / ECONOMIC DEVELOPMENT / TRADE / GOODS TURNOVER / INDUSTRY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Осадчая Татьяна Геннадьевна, Дудина Оксана Юрьевна

Представлен обзор экономического положения Центрального Черноземья в период формирования централизованного российского государства. Особое внимание уделяется анализу структуры хозяйственной деятельности региона в условиях изменения его приоритетных задач. В частности, статья содержит информацию о развитии транспортных артерий, мелкотоварного и ремесленного производства, промышленности и торговли Центрального Черноземья в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF CENTRAL BLACK SOIL REGION IN PERIOD OF ITS TRANSITION FROM BORDER AREA TO CENTRAL REGION OF RUSSIAN STATE

The article gives a survey of the economic situation in the Central Black Soil region during the formation of the centralized Russian state. It particularly focuses on the analysis of the structure of economical activity of the region in the period when its priorities changed. The article gives information on the development of thoroughfares, small commodity production, handicraft, industry and commerce in the Central Black Soil region in the period under study.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического развития Центрального Черноземья в период перехода от территории пограничья к центральномурайону российского государства»

УДК 94(47)

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ТЕРРИТОРИИ ПОГРАНИЧЬЯ К ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА1

© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки РФ, e-mail: rector@tsu.tmb.ru © Татьяна Геннадьевна ОСАДЧАЯ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по международным связям и работе с иностранными студентами, почетный работник высшего профессионального образования РФ, e-mail: osadchaya@tsu.tmb.ru © Оксана Юрьевна ДУДИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: odudina28@gmail.ru

Представлен обзор экономического положения Центрального Черноземья в период формирования централизованного российского государства. Особое внимание уделяется анализу структуры хозяйственной деятельности региона в условиях изменения его приоритетных задач. В частности, статья содержит информацию о развитии транспортных артерий, мелкотоварного и ремесленного производства, промышленности и торговли Центрального Черноземья в исследуемый период.

Ключевые слова: Центральное Черноземье; экономическое развитие; торговля; товарооборот; промышленность; сельское хозяйство.

В ХУ1-ХУ11 вв. в результате образования Российского централизованного государства создаются предпосылки для повторного освоения территорий, разоренных в результате татаро-монгольского нашествия, и постепенного продвижения границ на юг и юго-восток. Процесс освоения земель «южного порубежья» проходил крайне медленно, поскольку постоянно сохранялась угроза татарских набегов. В связи с этим в XVI в. в рамках укрепления южных границ государства начинается сооружение системы городов-крепостей, выдвинутых в «дикое поле». В данный период зарождаются такие города, как Данков, Воронеж, Белгород (впоследствии перенесен на другое место), а также Оскол и Валуйки. Кроме того, происходит восстановление ряда городов, существовавших на этой территории до нашествия татаро-

1 Статья выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0457.

монголов и сыгравших важную роль в заселении и хозяйственном освоении южнорусской лесостепи: Курск, Кромы, Ливны, Елец.

В период освоения и заселения Черноземного края происходит интенсивное развитие сухопутных дорог, связывавших его с центральной частью государства и имевших преимущественно меридиональное направление. Так, например, Серпуховская дорога, бравшая свое начало из Москвы, проходила через города Курск, Белгород и далее на юг, в районы Слободской Украины. В направлении города Тамбова была проложена Коломенская дорога, которая проходила через город Козлов. Кроме того, от Тулы, вдоль Дона, через города Елец, Задонск до Воронежа шла старая посольская дорога. Направления сухопутных дорог того времени во многом совпадают с древними татарскими шляхами (Муравским, Изюмским и Кальмиусским) и торговыми путями домонгольского периода [1]. Формирование новых путей сообщения

расширяло торговые связи с югом и с юго-востоком страны.

Особое значение имели речные пути, связывавшие город с отдаленными поселениями. Так, В.Д. Филатова пишет: «...проселок из Лебедянского уезда к Козлову шел через реку Иловай у села Ранино и через Алешню у села Жидиловка; от Заворонежской слободы к крупным старинным селам - через реку Воронеж у села Тарбеево и в сторону Шацка; от Козлова - до Тамбова, Рязани, Москвы.» [2, с. 133]. Следует особо отметить выгодный речной путь к низовьям Дона, который лежал по рекам из рязанских уездов и по реке Воронеж. Данный путь имел особое значение, поскольку еще в XVI в. русское правительство взяло на себя обязательство поставлять донским казакам орудие и боеприпасы.

Первоначально экономика Черноземного региона носила военный характер. В дальнейшем ситуация изменилась, поскольку благодаря своему выгодному местоположению ведущие районообразующие центры стали превращаться из военных поселений в важные пункты торговли и обмена.

С конца XVII в. городские поселения региона постепенно стали утрачивать свое стратегическое и тактическое значение. Во второй четверти XVIII в. военная история городов закончилась, и наступило время хозяйственного развития края. Расположившись на основных трактах, скотопрогонных дорогах, по берегам судоходных рек, а также на пересечении водных и сухопутных торговых путей, такие города, как Воронеж, Елец, Козлов, Тамбов, Острогожск, Борисоглебск, Курск, в меньшей степени Белгород, Суджа, Павловск, Лебедянь, приобретают значение крупных хозяйственно-административных и промышленных центров.

Первоначально большую роль в хозяйственном освоении Черноземного региона играли бортный, пушной, рыбный промыслы. В 20-х гг. XVII в. доля заселенных земель была гораздо меньше их незаселенной части, используемой для промыслов. Промысловые угодья делились на «ухожья» или «юрты». Наиболее обширными угодьями обладали Белгородские и Воронежские земли, на которых доля ухожьев превышала их заселенную часть в 6 раз. Большинство их сдавалось на откуп (в аренду) казакам, пушкарям и даже крепостным крестьянам, принося и им, и го-

сударству немалый доход. Часть промысловых угодий передавалась как милостыня монастырям. Весьма важной промысловой статьей было рыбное дело, поскольку люди по своим исконным церковным обычаям больше нуждались в рыбе, чем в мясе. Данную потребность отлично удовлетворяли местные реки и озера. Однако, например, за пределы Тамбовского края рыба почти не вывозилась, поскольку такого рода промышленность подавлялась соседством с Доном, Волгой и Окой.

Довольно важную роль в промышленности региона занимали «звериное» дело и ловля птиц. О масштабах звериного производства можно судить уже по тому, что тамбовские зверопромышленники ездили со своими товарами в разные дальние города и дальние места [3, с. 25]. О пушном богатстве свидетельствуют брачные рядные записи, из которых видно, что и не особенно богатые тамбовцы награждали своих дочерей в XVII в. куньими и бобровыми шубами и телогреями.

Данный период характеризовался расцветом бортничества. Наш край на всем своем пространстве был покрыт многочисленными «бортными ухожеями». Многие бортники владели огромными бортными участками и производили значительное количество меда, являвшегося одной из самых важных статей вывоза за пределы края. Так, в XVII в. на территории Тамбовского края насчитывалось до 800 бортных ухожьев, в которые входили не только крестьяне, но и служилые и жилецкие люди, а также священнослужители и монахи.

Следует отметить, что больших доходов от городов Черноземного края российское государство не получало. Поскольку южные приграничные города выполняли военную функцию, то они находились в ведении Разрядного приказа. Расходы государственной казны здесь намного превышали доходы, т. к. надо было платить жалованье служилым людям, а тяглого населения было немного. Для обеспечения своих расходных статей Разрядный приказ присылал деньги из Москвы, получая их от других ведомств. Все же средства, собранные на местах, почти сразу же расходовались. Основным источником дохода Разрядного приказа в городах, находившихся в его ведении, были кабаки, обычно сдававшиеся на откуп, и оброчные угодья: ухожья,

рыбные ловли, мельницы и перевозы. Например, в 1620 г. в Ельце с кабака, тамги, «немецкой мельницы» и «мельницы меньшой» доходы составляли 593 руб. 25 коп., в Ливнах - 105 руб., в Курске - 454 руб. 35 коп., в Лебедяни - 26 руб. 25 коп. В Воронеже кабацкий и таможенный доход составил 1032 руб. 37,5 коп., бани и лавки приносили доходу на 65 руб. 58 коп. [4, с. 231].

По мере освоения края неосвоенная земледельцами территория сокращалась, и основным видом хозяйственной деятельности жителей края того периода стало сельское хозяйство. Значительный массив земель находился в плодороднейшей черноземной зоне русской лесостепи. Кроме того, благоприятный климат, разветвленная сеть речных и сухопутных дорог, наличие лесов - все это создавало идеальные условия для развития земледелия. Однако существование угрозы татарских набегов являлось серьезным сдерживающим фактором данного процесса.

По данным, приведенным в табл. 1, можно проследить то, как сокращались площади лесных массивов и возрастала доля пашни. За полтора столетия распашка Черноземного центра возросла с 4 до 34 %, количество пахотных земель увеличилось почти на 4,8 млн десятин, или в семь с половиной раз [5, с. 40]. Данный процесс свидетельствует о превращении края в аграрную область в период XVII-XVIII вв. Таким образом, со временем земледелие потеснило скотоводство, рыбный и бортный промыслы.

До конца XIX в. Черноземный регион оставался главной хлебной базой промышленного центра, а хлеб - основным продуктом вывоза. Хлеб шел в пищу местному населению, перерабатывался в хлебное вино, что давало помещикам значительную прибыль. Излишки зерна вывозились в центральные районы страны, в Санкт-Петербург. Хлебное вино вывозилось в столицы России, продавалось в местных шинках.

С 1613 г. из Воронежа начались регулярные «донские отпуски» - отправка хлеба на Дон. Показательно, что хлеб постоянно фигурировал в сведениях о торговле воронежцев с донскими казаками. Хотя урожайность была сравнительно низкая, хлеба собирали много. Уже в 1619 г. из Курска на судах хлеб везли в Рыльск и Путивль. В 1649-1650 гг. украинские купцы закупали в Курске хлеб и соль.

Большинство жителей края вели натуральное хозяйство, и разные покупки и продажи на местных торжках производились ими крайне редко и в малом количестве. Если же у кого-либо из крестьян случались некоторые малые суммы, то все эти копейки и алтыны тщательно замазывались в кубышки и хоронились в самых потаенных местах, что можно сравнить с современными банковскими операциями.

С развитием хозяйства и различных промыслов у сельских и слободских жителей появлялись излишки, которыми можно было обмениваться между собой. Однако обмен был слишком ограничен, поскольку в натуральном хозяйстве переселенцев производились одни и те же продукты, за исключением отдельных изделий местных кустарей. Возникновение обмена на деньги произведенных продуктов, предметов промыслов, кустарных изделий связано с появлением первых покупателей в лице ратников города-крепости. Первое время преобладала торговля продуктами питания. Спросом пользовались рыба, мед, морковь, свекла, репа, огурцы, капуста, лук, чеснок. Редким и не играющим роли в рыночной торговле продуктом было мясо. Скота вообще продавалось мало. Только во второй половине XVII в. на торгах появились коровы, овцы, лошади. В 60-е гг. XVII в. Козлов был известен как самый крупный центр торговли лошадьми. Спрос на них в 1660-1661 гг. вырос в три раза по сравнению с 1658-1659 гг.

Таблица 1

Рост распаханности Черноземного центра в 1630-1763 гг., тыс. десятин

Год Пашня % Сенокос и усадебная земля % Лес % Неудобье %

1630 728 4 7951 49 4748 29 2947 18

1696 3048 19 6403 39 3923 24 3000 18

1725 4112 25 5780 35 3581 22 2901 18

1763 5518 34 4942 30 3119 19 2795 17

На торгах можно было купить одежду, обувь, конскую упряжь, деревянную и глиняную посуду. Так, например, в Козлове дорогим товаром считалась одежда, изготовлявшаяся в домашних условиях из домотканых материалов. Со временем начали продаваться привозное сукно, ситец, шелк, кружева. Спросом пользовались изделия из пеньки (веревки, бечевки, пакля), получаемой из стеблей конопли. В XVII в. на торгах появилось мыло, но спросом оно не пользовалось, так как вместо мыла использовалась зола. Больше стали покупать мыла только к концу

XVII в.

В течение всего XVII столетия мед был самым распространенным продуктом торговли. Большим спросом пользовался воск, вывозившийся в другие города, в т. ч. и в Москву. Кроме того, бортный промысел снабжал торги медом, который шел не только в пищу, но и на изготовление винного напитка - кислого меда. В городе широким спросом пользовались спиртные напитки: вино, пиво, пьяная брага, кислый мед. Их продажа велась в кабаках, которые с 1652 г. стали именоваться кружечными дворами (кружало). Так, в Козлове действовало два кружечных двора: верхний и нижний. За 1669-1670 гг. на всех кружечных дворах Козловского уезда было закуплено 640 ведер вина на 406 руб. 30 алтын 1 деньгу. Доход составлял 170 %. Регулярно варилось пиво. Себестоимость пива составляла 2 алтына 4 деньги, а продавали его по 5 алтын 2 деньги, что составляло 200 % прибыли. За год целовальники получали 42 вари пьяной браги на 378 руб. [2, с. 131].

К середине XVII в. центром хлебной торговли стал город Орел. К 1661-1662 гг. из Орла вывозилось ежегодно от 180 тыс. до 250 тыс. пудов хлеба, а к 1679 г. торговый оборот орловского рынка по сравнению с 1654 г. возрос в 7 раз.

Большим спросом пользовались деготь, изготовлявшийся из бересты, и москательные товары; на торгах свободно продавались огнестрельное и холодное оружие, порох, необходимые для отражения набегов кочевников и личной защиты.

С конца 50-х гг. XVII в. и в последующие годы в городах отмечалось большое поступление разнообразных товаров, рост торговых сделок, что давало большой прирост к

государственным доходам. Доходы с налогов больше всего давали Козлов, Тамбов, Белгород, где находился административный и военный центр Белгородского разрядного полка.

В XVIII в. городская и сельская торговля получила еще большее развитие. Во многих городах появились свои гостиные дворы, где размещались лавки с разнообразным ассортиментом товаров. В городах и некоторых селах проводились ежегодные ярмарки. Одни из них играли роль местных торговых центров, на другие приезжали торговцы из многих городов России. Такие ярмарки действовали в Тамбове, Козлове, Лебедяни.

В развитии местной торговли важное место занимал Моршанск, преобразованный в уездный центр из села Морша в 1779 г. Моршанские пристани играли роль перевалочной базы продукции сельского хозяйства губернии. Отсюда весной по полой воде вывозили до 14 млн пудов зерна, пеньки, муки, а также сало, кожу, скот и махорку. Баржи с грузами по реке Цне, Морше и Оке уходили на Волгу в Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Муром, Москву. Через систему северных каналов тамбовская продукция попадала в Санкт-Петербург. С севера через моршанские пристани поступали соль, строительный и бутовый камень, фабричные изделия: шелковые, бумажные и шерстяные ткани, полотно, сахар, чай, москательный товар, глиняная, фарфоровая и стеклянная посуда. Часть сельскохозяйственной продукции вывозилась зимним санным путем. Общий объем годового оборота хлеба по водному пути составлял около полумиллиона четвертей зерна.

В конце XVII - начале XVIII в. местные вотчинники сами или через комиссионеров имели «хлебные дела» с Петербургом, Новгородом, Вологдой, Архангельском, Тверью, Москвою, Ярославлем, Коломной, Балахной, Арзамасом, Орлом, Острогожском, Саратовом и Астраханью. Местное торговое движение особенно оживлялось зимой, когда пути сообщения были удобнее и крестьяне-возчики были свободнее от собственных работ. В указанные пункты направлялись огромные партии ржи, гречневой муки, пшена, конопляного семени, гороха и пшеницы. Все это продавалось по дешевым ценам: четверть ржи стоила 1 руб. 30 коп., четверть гречневых круп - 1 р. 50 коп., четверть пшена -

1 руб. 60 коп., четверть конопляного семени -1 руб., четверть гороха - 1 руб. 60 коп., пшеница - 1 руб. 80 коп. В указанные местности отправлялись и другие товары: циновки

местного производства по 2 руб. 50 коп. за 100 штук; красные воловьи юфти по 80 коп. за штуку; мед-сырец по 80 коп. за пуд; лапти за тысячу пар 5 руб.; мочальные кули за три тысячи по 4 руб.; струговые пеньковые снасти по 40 коп. за пуд; пенька-сырец по 25 коп. за пуд. Названные товары отправлялись большими партиями, иные тысячами пудов. Были местные товары полегче, например, сухие белые грибы, свиная щетина, каленая зола, ядровое мыло, крестьянские сапоги - по 60 коп. за десяток, хомутовые клещи, крашенина и рыба [6, с. 319-320].

Важное место в хозяйстве губернии играл Борисоглебск, ставший с 1779 г. уездным городом Тамбовского наместничества. С проведением Грязе-Царицынской железной дороги Борисоглебск оказался связан с Ца-рицыным и всем Приволжским краем, откуда через Борисоглебск в Москву и Санкт-Петербург привозили зерно, лес, керосин, рыбу, икру, арбузы и соль (из озер Астраханской губернии).

В течение XVIII в. в Черноземном центре получает дальнейшее развитие сеть торговых путей, связавших его с центральными районами страны, Нижним Доном, Поволжьем и Украиной. Все уездные и губернские города соединяются широкими дорогами -«большаками». Усиливается значение водных путей - р. Цны, Дона, Хопра. Отражая историческую последовательность освоения территории региона, складывающаяся транспортная сеть, в которой по-прежнему сохраняется ведущая роль меридиональных направлений, приобретает решетчатый характер.

Взятие Азова и создание мощной военной силы (флота и регулярной армии) положило начало широкому хозяйственному освоению края. Развитие кораблестроения в Подонье оказало громадное влияние на весь уклад хозяйственной жизни Черноземья. В крае создавались лесопильни, кожевенные заводы, смоловарни, кузницы, парусные и канатные предприятия. Часть предприятий были переведены в Черноземье из Москвы.

Строительство флота и укрепление Азова требовали хозяйственного освоения лесов. Всюду были взяты на учет «припасы дубово-

го, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса». Размах работ был огромным, только в 1699 г. в Азов было отправлено 100 тыс. бревен.

Возникновение металлургического производства связано с деятельностью Романовского (Боринского), Кузьминского и Липецких заводов, изготовлявших чугун, «железо цельное прутовое» и изделия из него: пушки, бомбы, гранаты, ядра, ружья, штыки, якоря, топоры, лопаты, скобы, гвозди, проволоку и другие предметы.

Первый вододействующий металлургический завод был построен в 1693 г. купцами Бориным и Аристовым на речке Белый Колодезь (приток реки Воронеж). Данное предприятие имело 2 домны и 4 молота. На самом заводе работало 80 человек, а руду и уголь поставляли по найму романовские крестьяне. В 1702 г. вступил в действие Верхний Липецкий завод, сооруженный под руководством М. Красильникова и И. Баташева. В 1703-1706 гг. на реке Кузьминка строится Кузьминский якорный завод и оружейная мастерская при нем. В 1707 г. начинается строительство Нижних Липецких заводов, вступивших в строй в 1712 г. Непосредственно на Липецких заводах было занято более 800 работников. За период с января 1716 г. по май 1717 г. на этих заводах было отлито 482 орудия. В 1722 г. на заводах было выплавлено 97 тыс. 800 пудов чугуна, 35 тыс. 500 пудов железа, 480 пудов и 480 криц стали, изготовлено 500 пушек, 1 тыс. 500 фузей, 500 пар пистолетов, 200 мушкетонов, 170 якорей и 25 пудов железной проволоки. Продукция Липецких заводов использовалась не только на верфях Черноземного края, но и доставлялась в Санкт-Петербург и Москву, для чего порой требовалось до 7 тыс. подвод.

Появление суконной промышленности в Черноземном крае относится уже к петровским временам, когда начали действовать Липецкая и Тавровская мануфактуры. Липецкая мануфактура, основанная в 1713 г., имела 12 станков для выпуска сукна, байки и каразеи. Здесь выпускалось от 4 тыс. 500 до 18 тыс. аршин сукна в год, около 2 тыс. аршин байки и более 1 тыс. аршин каразеи. Здесь же была создана шляпная мануфактура, использовавшая шерсть, не пригодную для изготовления сукна. Она выпускала солдатские и матросские шляпы по государст-

венному заказу, который обычно не превышал 6 тыс. в год, хотя мануфактура могла изготовить до 20 тыс. шляп. Здесь же была и мастерская по выделке сафьяна из овечьих шкур.

С 1719 г. начинает действовать и старейшее предприятие Курской губернии -Глушковская мануфактура, которую основали купец И. Дубровский и помещик Кор-чмин. С 1721 г. купцам разрешили покупать для мануфактур деревни, и в короткий срок «компанейщики» приобрели 17 сел и деревень. В 1721 г. только на фабрике трудилось 455 человек, не считая тех, кто работал по «светлицам». В 1733 г. мануфактуре принадлежало уже 13 тыс. 618 душ приписных крестьян.

В 1722 г. в Орлове основан прядильный цех, объединивший 29 ремесленников-пря-дильщиков пеньки.

В Воронеже первые суконные мануфактуры появились в 1726 г. Тогда дворянам Ф. Веневитинову, И. Титову, П. Лосеву, М. Плотникову, купцам П. Гарденину, П. и К. Сахаровым, М. Тулинову было разрешено взять на откуп казенную суконную фабрику в Таврове и расширить ее с 20 до 50 станков. Воронежская суконная промышленность того времени была тесно связана с казной. Владельцы суконных предприятий получали различные «посессии» от казны, главнейшей из которых было право использовать труд приписных и купленных крестьян на своих мануфактурах. За это они должны были поставлять в казну почти всю произведенную продукцию, что было очень убыточно, поскольку закупочные цены были ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Это привело воронежскую мануфактуру к упадку.

В 1759 г. орловский купец Кузнецов получил разрешение на устройство в Орле прядильной мануфактуры, производящей канаты и веревки. Помещицей Толубеевой на казенной земле Пятницкой слободы города Орла была заведена суконная мануфактура, в 1768 г. на землях Черкасской и Пятницкой слободы купцом Подшиваловым - пильная мануфактура. В 1780 г. в Орле около 1 тыс. однодворцев занимались прядением канатов, сапожным и портняжным ремеслами. В городе имелись мыловаренные, кожевенные и канатные фабрики.

В 1765 г. в Курске было распространено иконописание. Для этого города характерно развитие «серебряного, медного, оловянного, портного, шапочного, чеботарного, кушнар-ного, кузнечного, щеповального, кафлейного, горшечного, кирпичного, столярного и плотничного, кожевенного мастерства».

Начиная с XVIII в. в Тамбовской губернии шло быстрое развитие промышленности, связанное с переработкой сельскохозяйственной и промышленной продукции. Губерния становилась одним из крупных центров суконного производства. Уже в середине

XVIII в. суконные мануфактуры возникли в селах Рассказово, Богословка, Бондари, Ту-линовка. Существовали в городе и кожевенные заводы, способные обрабатывать кожи «на английский манер» и мыловаренный промысел.

Рост потребностей промышленности приводит к постепенной ориентации сельского хозяйства на рынок. Так, в Елецком и Данковском уездах оброк платили льном. Выращивали необходимую для производства грубой парусины коноплю. В связи с расширением сукноделия развивалось овцеводство. В 1715 г. в имении Волконского в деревне Казинке Елецкого уезда был создан овчар-ный завод, где содержалось 800 овец. Немного позже овчарни на 5 тыс. овец были созданы при Липецкой мануфактуре. В 1716 г. было принято решение о расширении дела и создании овчарен в Тамбовском, Романовском и Козловском уездах с числом овец от 10 тыс. до 15 тыс. в каждой; создавались и конные заводы.

С последней четверти XVIII в. в крае стало развиваться коневодство. Когда в 1776 г. императрица Екатерина II пожертвовала А.Г. Орлову-Чесменскому 120 тыс. десятин земли в Воронежской губернии, он перевел сюда из Подмосковья свой конный завод. Центром графских владений стало село Хреновое Бобровского уезда. К 1778 г. на Хре-новском конезаводе было уже 6 тыс. лошадей.

Следует упомянуть еще и о табачной промышленности, которая в 1661 г. появилась в Козловском уезде. Местные старожилы тайком начали заводить собственные табачные посевы, которые в последствие стали приносить государственной казне тысячи рублей ежегодного дохода.

Таким образом, в результате утраты своих пограничных функций Центрально-Черноземные земли стали внутренней частью страны, что и определило, в конечном счете, характер изменений и вектор дальнейшего экономического развития региона и Российского государства в целом.

1. Шевелев В.Г. Ретроспективный анализ формирования коммуникационного каркаса системы расселения Черноземной зоны России // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38.

2. Филатова В.Д. У самого края Дикого поля. XVII век. Тамбов, 2010.

3. Материалы, относящиеся к истории Тамбовского края, по документам Московского архива Министерства юстиции / сост. И.Н. Николаев. Тамбов, 1884.

4. России Черноземный край. Воронеж, 2000.

5. Водарский Я.Е. Рост распаханности Черноземного центра России в XVII - первой половине XVIII века // Историческая география Черноземного центра России (дооктябрьский период): межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1989. С. 29-41.

6. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Избранное. Тамбов, 2009. Т. 2.

Поступила в редакцию 14.08.2013 г.

UDC 94(47)

SPECIFIC FEATURES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF CENTRAL BLACK SOIL REGION IN PERIOD OF ITS TRANSITION FROM BORDER AREA TO CENTRAL REGION OF RUSSIAN STATE

Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Honoured Worker of Science of RF, e-mail: rector@tsu.tmb.ru

Tatyana Gennadyevna OSADCHAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Pro-rector for International Links and Work with Foreign Students, Honored Worker of High Professional Education of RF, e-mail: osadchaya@tsu.tmb.ru

Oksana Yuryevna DUDINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Senior Lecturer of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: odudina28@gmail.ru

The article gives a survey of the economic situation in the Central Black Soil region during the formation of the centralized Russian state. It particularly focuses on the analysis of the structure of economical activity of the region in the period when its priorities changed. The article gives information on the development of thoroughfares, small commodity production, handicraft, industry and commerce in the Central Black Soil region in the period under study.

Key words: Central Black Soil region; economic development; trade; goods turnover; industry; agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.