Научная статья на тему 'Особенности экономического развития Новгородской области в переходный период'

Особенности экономического развития Новгородской области в переходный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипенко Д. Г., Скибарь М. Д.

In the article regional problems of economic development on the example of Novgorod Oblast are considered. It investigates mechanisms of forming a competitive regional economy, and ways of activating the regional investment process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Economic Development in the Period of Transition (on the Example of Novgorod Oblast)

In the article regional problems of economic development on the example of Novgorod Oblast are considered. It investigates mechanisms of forming a competitive regional economy, and ways of activating the regional investment process.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического развития Новгородской области в переходный период»

Д.Г. Птипент*» М.Д. Скибаръ*

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

‘Министерство экономического развития и торговли России “Администрация Костромской области

Переходный период для Новгородской области, как, впрочем, и для любого региона РФ, характеризуется глубочайшим системным кризисом, затронувшим все отрасли народного хозяйства. В этот период большое значение, безусловно, имеет роль региональных властей в экономическом процессе, их видение экономической политики региона.

Проблемы, с которыми столкнулся регион, в целом не отличаются от тех, которые стоят перед другими субъектами федерации; безработица, резкое падение производства, снижение собираемости средств в региональный бюджет, недостаточность финансирования из федерального центра и многое другое.

Несмотря на это, положение в экономике Новгородской области начиная с конца 90-х гг. начало постепенно выправляться. По многим показателям Новгородская область опережает соседние регионы, в частности Псковскую и Тверскую области, которые по своему географическому положению, стартовой экономической ситуации во многом похожи и с которыми можно проводить параллели.

По численности населения регион занимает 67-е место в Российской Федерации, а плотность населения составляет 13.0 чел./км2, по России - 8.5 чел./км2.

Доля городского населения в общей численности региона составляет 70.8 %, по России - 73 %. Население проживает в 21 административном районе. Наиболее крупные города - В. Новгород (235 тыс. человек), Боровичи (59.4), Старая Русса (40.8). Продолжительность жизни в среднем 62.9 года, по России - 65.3. Естественная убыль населения составляет 12.9 человек на 10 000 жителей, по России - 6.5.

Обеспеченность населения врачами в регионе составляет - 37 на 10 тыс. населения, по России -47, в то же время показатель по больничным местам на 10 тыс. человек - 134, выше, чем по России, на 16 %. Среднесписочная численность работников (по полному кругу’ предприятий) за 2002 г. составила 250 тыс. человек, из них 204 тыс. работников крупных и средних предприятий. Численность официально зарегистрированных безработных -4.1 тыс.

человек при уровне безработицы -1.1 %, по России - 1.6 %.

На 1 января 2002 г. в регионе зарегистрировано 217 тыс. пенсионеров. На 1 000 человек 305 пенсионеров (по России - 2 681).

Реальные доходы населения увеличились в 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 5.7 % (но России - 4.2 %). Потребительские расходы увеличились на 20.5 % (по России - на 27.5 %). Оборот розничной торговли увеличился на 5.2 % по сравнению с 2001 г. (по России - на 10.7 %). Потребительские расходы в 2002 г. составили 73.3 % реальных (?) доходов населения. Средний размер пенсий составил 32 % средней величины заработной платы работников крупных и средних предприятий, которая составляет 3 597 р. (по России - 4 952 р.) на 1 января 2002 г.

Объем инвестиций в основной капитал' за 2002 г. оценочно составил 7.6 млрд р., в расчете на душу населения - 10.6 тыс. р. (по России - 9.5 тыс. р.). Темпы роста инвестиций в основной капитал выше, чем по России, на 29 %.

Объем иностранных инвестиций за 2002 г. составил 50.2 млн дол. США или 70.1 дол. США на душу населения (по России - 98.7 дол. США).

Создание благоприятного инвестиционного климата, приемлемых условий для иностранного бизнеса сделало Новгородскую область интересным для инвесторов регионом. Были приняты нормативные акты, законодательно регламентирующие льготы для резидентов, работающих на территории Новгородской области. К разработке региональной политики были привлечены как представители региона, так и эксперты ведущих зарубежных консалтинговых компаний.

Общеизвестно, для потенциальных инвесторов наиболее важны следующие факторы: доступность региона, местонахождение предприятия, социально-политические и законодательные условия региона, отношение к ним властей.

Российские инвесторы чаще всего делают ставку на экстенсивные факторы инвестирования, прежде

всего на ресурсный и экономический потенциал региона.

У Новгородской области существуют специфические черты, отличающие ее от других регионов и России в целом.

Характерными особенностями являются низкий инвестиционный потенциал - 66-е место, в том числе природно-ресурсный - 77-е, производственный -65-е и потребительский - 63-е место (сравнительно узкий внутренний рынок).

В то же время есть и положительные факторы: отличное транспортно-географическое положение между двумя крупнейшими потребительскими рынками России - Санкт-Петербургом и Москвой; развитая структура средств связи; высокая концентрация предприятий радиоэлектронной промышленности, средств связи; рынок высококвалифицированной рабочей силы: наличие вторичного рынка земли.

Отсюда понятно, что стратегия развития области должна отличаться от стратегии других регионов, имеющих большой внутренний рынок и значительные природные ресурсы.

Для реализации стратегии развития региональные власти приложили значительные усилия к созданию привлекательного инвестиционного климата.

Надо признать, что сделано было немало:

- принят закон «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области», гарантирующий, что законодательные условия деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании, не ухудшатся;

- создана система гарантий инвесторам, для чего в бюджете создан гарантийный страховой фонд;

- инвесторам предложен широкий выбор неза-действованных производственных площадей, обеспеченных полным объемом необходимой инфраструктуры по техническому заданию инвестора. Создан банк данных «Свободные индустриальные площади» по всем городам и районам области;

- применяется практика сопровождения перспективных проектов администрациями области, городов, районов;

- проводится презентация проектов регистрирующим и контролирующим органам области.

Все законодательство можно условно разделить натри группы: гарантии инвесторам, налоговые льготы, обеспечение инвестиционной привлекательности новгородских предприятий.

С декабря 1994 г. действует областной закон «О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области», согласно которому предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются до полной окупаемости вложенных средств от уплаты тех налогов в об-

ластной бюджет, по которым право льготирования принадлежит субъектам федерации.

Кроме того, эти предприятия, независимо от суммы привлеченных инвестиций, освобождаются от уплаты части налогов в территориальный дорожный фонд.

Вновь созданным предприятиям с отечественными и иностранными инвестициями производится возмещение НДС в части, зачисляемой в доход бюджета.

Предприятия, вкладывающие собственньге средства в реализацию проектов на территории Новгородской области, освобождаются от уплаты в среднем до 57 % всей суммы налогов.

В созданные в области законодательные условия также входят:

- частичное освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих затраты на маркетинг;

- действие закона об освобождении доходов банков от налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, при направлении средств на прямые инвестиции.

С января 1997 г. в 4-х районах области созданы

зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. У этих районов доля дотации -около 60 %, Все коммерческие организации (за исключением торговли) освобождаются от уплаты всех налогов, по которым право льготирования принадлежит области (налог на прибыль и имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, земельный налог, лесной доход, плата за воду), налог на прибыль, уплачиваемый ими в федеральный бюджет, возмещается из областного бюджета, а НДС, уплаченный в областной бюджет, возмещается в размере 25 % начисленной суммы. Сумма льгот в этих зонах составляет 64 %.

В целях создания режима наибольшего благоприятствования, установления дополнительных гарантий для организаций, внедряющих инвестиционные проекты, в мае 1998 г. был принят закон «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области», который позволил воедино слить все правила для инвесторов.

Непосредственным результатом создания наиболее благоприятного инвестиционного климата и принятия инвестиционного законодательства стал рост иностранных инвестиций с 15.3 млн дол. США на 01.01.94 г. до 55.3 млн дол. на 01.01.99 г.

В области зарегистрировано 170 предприятий с иностранным капиталом, где занято более 18.6 тыс. человек. Среди них такие известные, как «Кюмене», «Шоман Вуд» и «Рауте» (Финляндия), «Кэдбери Швеппс» (Великобритания) и многие другие.

Новгородские предприятия с иностранными играют значительную роль в экономике области, так в

Д. Г. Пштпенко, МД Скибаръ Особенности экономического развития Новгородской области..

о.

8

н

ш

со

О)

05

О

■1

>>

о.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 200'

Рис. 1 Объем промышленной продукции на душу населения в 1990-2001 гг.

1998 г. в общем объеме промышленного производства их доля составила 62.4 %, в экспорте - 83 %.

При предоставленных на период окупаемости льготах по 27 инвестиционным проектам в сумме 457.1 млн р. налоговые поступления в областной бюджет (подоходный налог и НДС) и внебюджетные фонды составят сумму 180.5 млн р. Уже первый год после завершения этих проектов приносит поступлений на сумму 271.3 млн р. При этом на 100 % выполняются обязательства перед федеральным бюджетом, что доказывает, что инвестиционная политика области работает на всю Федерацию - ведь при отсутствии инвестиций и область и Федерация имели бы НОЛЬ, а не дополнительные денежные поступления.

Указанные проекты дают 1 731 новых рабочих мести позволяют сохранить 1 363 старых. За это время люди получат 360 млн р. заработной платы.

Принятие перечисленных мер позволило:

- создать эффективно работающие, конкурентоспособные на мировом и внугреннем рынке производства;

- ускорение структурной перестройки, развитие новых, технически передовых отраслей и производств;

- формирование конкурентной рыночной среды и эффективной борьбы с монополизмом;

- увеличение экспорта и сдерживание импорта.

Например, по структуре вложенных иностранных

инвестиций в 1999-2001 гг. наблюдается стабильность. Доля прямых инвестиций колеблется в пределах 37-47%.

За прошедшие восемь лет после принятия инвестиционного законодательства в Новгородской области на 2002 г. накоплено иностранных инвестиций 586.6 млн дол. США.

Несмотря на заметный подъем экономики, Новгородская область пока не стала донором.

Таблица 1 Динамика иностранных инвестиций в 1994-2001 гг., млн дол. США

Показатель 1994 1995 1996 199711998 1999|2000 2001

Инвестиции 3.5 69.1 168 95.7 1 62.6 88.1 149.5 50.1

Новгородская область зарабатывает немалые средства, но большая их часть уходит в федеральный центр. При соблюдении норм бюджетного кодекса в части распределения налоговых платежей (50 на 50 %) область не будет нуждаться в бюджетных дотациях. Однако в настоящее время выполнение этих норм законом приостановлено. В сравнении с общероссийскими показателями ситуация выглядит не так радужно. По основным макроэкономическим показателям Новгородская область отстает от средних по РФ.

С целью выравнивания положения в области в рамках ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» объем финансирования на 2002 г. составил 30 млн р., по прогнозу Минэкономразвития объем финансирования по данной программе составит на 2003 г. 54 млн р.

Однако, сравнивая показатели развития региона, можно отметить, что в сравнении с соседними регионами, имеющими схожие условия, Новгородская область развивается более динамично, что может являться прямым следствием экономической политики региональной власти.

Если обратить внимание на показатель ВРП, именно на начало внедрения новой инвестиционной политики приходится увеличение ВРП на душу населения, по сравнению с соседними регионами из разных округов.

В 2001-2002 гг. средства областного бюджета направляются в первоочередном порядке на погаше-

30 ООО

d 25 000 2 н ш

g> 20 000 а>

о

>5 15 000

>S Ф

ё

£ 10 000

5 000

1995 1996 1997 1998 1999

Рис.2. Валовой региональный продукт на душу населения в 1995-1999 гг.

ние задолженности подрядным организациям за выполненные работы прошлых лет и переходящие объекты социальной сферы. За счет средств областного бюджета финансировались и введены в эксплуатацию переходящие объекты социальной сферы: амбулатория на 100 посещений в смену (1 -я очередь) в с. Марево, спортзал школы в д. Село-Гора и детский сад на 105 мест в п, Новоселицы Новгородского района.

В 2001 г. начата реконструкция хирургического корпуса областной больницы в В. Новгороде, туберкулезного санатория в п. Хвойная, школы в д. Оре-

-О—Тверская обл.

-Ж-Новгородская обл. -О— Псковская обл.

Н— По РФ

Таблица 2 Индексы промышленного производства в 1999-2001 гг. (к предыдущущему году), %

Регион 1999 2000 2001

Тверская область 113.0 111.0 101.2

Новгородская область 115.0 108.0 116.7

Псковская область 120.0 111.0 108.6

ховно Мошенского района, школы в п. Волот и пристройки к школе в п. Любытино.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с принятым распоряжением администрации области «О мерах по содействию социально-экономическому развитию муниципальных образований» предприятиями области выделено более 2 млн р. на оказание шефской помощи в городах и районах области. За счет этих средств финансировались объекты социальной сферы и коммунального хозяйства - школы, больницы, детские дома и др.

Если обратиться к показателям экономического развития области за последние несколько лет, то характерным может выглядеть изменение индекса промышленного производства (табл. 2).

Мы видим, что в целом, несмотря на гораздо более низкие, нежели у соседей, промышленные мощности, в целом Новгородская область или опережает, или не отстает от своих соседей в части роста промышленного производства. Это неизбежно сказывается и на доходах населения конкретного региона (табл. 3).

со

СП

о

Л

ё

>.

о.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Рис. 3. Оборот розничной торговли на душу населения в 1990-2001 гг.

Среднедушевые расходы населения в .месяц в 1995-2001 гг., р. (до 1998 г. тыс. р.)

Таблица 3

Регион 1995 1996 1997 1998 1999 ґ 2000 2001

Тверская область 300.0 390.0 434.0 505.0 843.0 1077.0 1166.9

Новгородская область 376.0 567.0 631.0 827.0 1178.0 1498.0 1667.9

Псковская область 282.0 359.0 450.0 499.0 813.0 1174.0 1266.8

По РФ 497,0 759,0 925.0 991.0 1599.0 2129.0 2234.7

Таблица 4

Численность зарегистрированных безработных на конец года в 1995-2001 гг., тыс. человек

Регион 1995 1996 1997 1938 1999 2000 2001

Новгородская область 14.4 14.5 12.9 12.0 6.0 17 4-І

В части сферы оказания услуг, розничной торговли по сравнению с соседями Новгород совершил значительный рывок вперед (рис. 3).

В настоящее время экономическая и политическая ситуация меняется. Основной потенциал, заключающийся в западных инвестициях, если не исчерпан, то больше не растет, а предприятия Новгородской области все больше становятся ареной борьбы различных ФПГ федерального масштаба.

Отсутствие в регионе крупных объектов ТЭК, собственной мощной сырьевой базы неизбежно заста-

вит сделать ставку на развитие малого бизнеса и предпринимательства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, свидетельство тому - снижение уровня безработицы в регионе (табл. 4). Регламентирующая законодательная база во многом более прогрессивна, нежели в целом по России, хотя и не всегда в полной мере отвечает требованиям бизнеса.

Политика, проводимая региональной властью в середине 90-х гг., безусловно оправдала себя и приносит положительные результаты; привлеченные инвестиции (в основном иностранные) помогли области избежать экономического коллапса и остаться на плаву. Сейчас время требует новых решений, направленных на создание благоприятных условий для малого бизнеса и частного предпринимательства, что в региональных условиях позволит сохранить определенные темпы роста и оздоровить социально-экономическое положение в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.