Научная статья на тему 'Особенности экономических интересов субъектов новых институциональных структур'

Особенности экономических интересов субъектов новых институциональных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономических интересов субъектов новых институциональных структур»

моотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Системные преобразования разрушили вертикальный «пучок» предприятий, они вынуждены были устанавливать связи с другими предприятиями на основе контрактных отношений. Изменения конъюнктуры рынка заставляют предприятия объединяться, чтобы иметь возможность переключаться на выпуск пользующейся спросом продукции, диверсифицировать риск.

Анализ факторов развития интеграции в России позволяет сделать вывод о том, что институционально-интегрированные тенденции сегодня привели к формированию рыночно-ориентированного корпоративного сектора российской экономики, охватывающего микро-, мезо- и макроэкономический уровни, включающего крупные промышленные и промыш-ленно-торговые акционерные предприятия, финансо-

во-промышленные группы, холдинговые и транснациональные компании. Таким образом, и в России проявляется одна из важнейших тенденций развития организации и управления в XXI в. - интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа.

1 См.: Кульков В.М. Национальная экономика и ее отражение в экономической теории // Содержание, логика и структура современной экономической теории / Под ред. К.А. Хубиева. М., 2000. С. 122.

2 Пивоварова М.А. Экономическая теория: микро-, макро- и мегауровни // Содержание, логика и структура современной экономической теории. С. 188.

3 См.: Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX - XX вв. СПб., 1998. С. 323 - 324.

УДК 330.1

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

Ю.М. Юнаев,

кандидат экономических наук

ВЕСТНИК. 2004. №9

К субъектам системы экономических (производственных) отношений относятся основные участники экономической жизни общества, каждый из которых имеет свои специфические интересы. Конкретно система экономических интересов представлена следующими субъектами и их группами, разновидностями:

- общество в целом в лице государства, его конкретных управленческих структур;

- государственные предприятия и организации, их виды и организационно-правовые формы;

- муниципальные предприятия и организации, их виды и организационно-правовые формы;

- частные (негосударственные) предприятия и организации, их виды и организационно-правовые формы;

- отдельный работник;

- домохозяйства.

В системе экономические интересы не сосуществуют друг с другом, а находятся в определенной субординации и соподчиненности. Так, в условиях преобладания частной формы собственности возрастает роль частного интереса. Он в условиях рынка является ведущим, все другие виды интересов направлены, прежде всего, на реализацию этого частного интереса. Однако в системе экономических интересов объективно возникают противоречия, когда частный интерес противоречит коллективному и общенародному, а интересы коллектива часто не совпадают, а порой и противоречат интересам общества. Разрешаются и сглаживаются противоречия в системе экономических интересов путем проведения целенаправленной экономической политики государства. Задача государства - обеспечить гармоничное сочетание, согласование в системе экономических интересов через совершенствование хозяйственного механизма, форм регулирования, организации, управления, стимулирования.

П

В формирующейся рыночной экономике России главными субъектами хозяйственной деятельности являются: государство, индивиды (домохозяйства), предприниматели как самостоятельные участники производственного процесса, корпорации.

Специфика современной структуры экономических интересов определена прежде всего новой ролью государства. Государство призвано демпфировать органические недостатки рынка, решать специфические проблемы общества, которые не поддаются эффективному рыночному регулированию. Оно взяло на себя функции реализации общего (общества в целом) экономического интереса, что проявилось в развитии системы социальных гарантий для населения, в участии (финансирование, организация) в социально-культурных сферах деятельности, участии в системе согласования интересов работников и предпринимателей, в формировании и реализации социальных программ. Кроме того, экономический интерес государства проявляется также в функционировании в производстве государственного сектора.

Понятие национально-государственный интерес правомерно употреблять в широком (общенациональный интерес) и узком (государственный интерес) смысле слова. Совокупность государственных интересов, отражающих интересы всей нации на мировом и внутреннем рынках, можно характеризовать как общенациональный интерес. Реализация национального экономического интереса осуществляется при активном регулировании как внешнеэкономических, так и экономических отношений между основными субъектами национальной экономики внутри страны.

Поскольку государство является крупным собственником, то возникает необходимость в определении государственного экономического интереса в узком смысле слова. Содержание специфического государственного интереса связано с объектами государственной собственности и необходимостью эффективной реализации этой собственности. Объект государственной собственности - все государственное имущество, в частности земля, предприятия, финансовые институты, налоговые поступления и тд. Субъект государственного экономического интереса - все население в лице государственных органов управления.

Реализация общенациональных и специфических государственных интересов достигается через обеспечение свободы предпринимательства, законности и правопорядка в хозяйственной сфере, прав собственности, устойчивости национальной валюты, через стимулирование деловой активности и борьбу с монопольными тенденциями, обеспечение населения товарами и услугами, предназначенными для общественного потребления, через регулирование денежного обращения, взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и на-

емными работниками, через регулирование внешнеэкономической деятельности, включая экономическую безопасность страны.

Национально-государственный экономический интерес заключается в создании условий для роста благосостояния всего населения. Реализация этих функций и формирует национально-государственный экономический интерес, который обеспечивает социальную ориентацию современной экономики, необходимый уровень благосостояния для всех слоев населения.

Личный интерес в рыночной экономике представлен интересами работников и домохозяйств. В любой из современных стран основную массу населения составляют наемные работники. Собственность наемного работника - его рабочая сила, способность к труду; и его экономический интерес состоит в эффективном использовании этой собственности, что означает наличие интереса работника в максимизации своего дохода - заработной платы. В Российской Федерации, по данным выборочных обследований Госкомстата РФ, доля работающих по найму составляла в 1999 г. 93% занятых в экономике. Работа по найму - это работа, при которой заключают трудовой договор, гарантирующий работнику базовое вознаграждение (деньгами или натурой).

В современных условиях имеется три категории наемных работников по источникам получения дохода. Одни получают заработную плату, а также дивиденды на свои акции; другие, кроме заработной платы, не являясь акционерами, получают дополнительные средства за счет отчисления от прибыли; и, наконец, третьи получают только основную заработную плату. Несмотря на различия, всех объединяет одно: основным средством удовлетворения личных потребностей является заработная плата, имеющая первостепенное значение для мотиваци-онного механизма.

Процесс взаимоотношений между продавцом и покупателем рабочей силы осуществляется на рынке труда с учетом состояния спроса и предложения рабочей силы путем переговоров между работодателями и наемными работниками по поводу условий найма, включая объем и содержание работы, условий и оплаты труда (цены рабочей силы) и определенных социальных гарантий. Поскольку рабочая сила, будучи проданной, остается принадлежностью работника, время от времени возникает необходимость в корректировке условий оплаты и использования труда, чего не происходит при купле-продаже обычных товаров.

Связь стоимости и цены рабочей силы носит опосредованный характер, так как стоимость рабочей силы формируется на рынке товаров и услуг, а цена рабочей силы - на рынке труда. Поэтому возможно значительное расхождение стоимости и цены рабочей силы. Такое положение характерно для со-

временного этапа российской экономики. Падение объемов производства сопровождается ростом цен на товары и услуги и снижением спроса на рабочую силу, вследствие чего происходит уменьшение цены труда.

В реформенный период рост заработной платы почти все время отставал от роста цен и этот разрыв достигал 1,5 раз. В 2004 г. по отношению к 1991 г. реальная заработная плата снизилась более чем в 2,5 раза.

Дешевый труд не может быть производительным. Обесценение рабочей силы снижает мотивационные возможности заработной платы, потребительский спрос населения, сдерживает структурную перестройку экономики, усиливает социальную напряженность в обществе. Низкая цена труда - ограничитель платежеспособного спроса, расширения объема производства, экономического роста. Таким образом, сложившаяся в России ситуация в области оплаты труда противоречит не только интересам работника, но и работодателя, и интересам общества в целом.

Следовательно, одной из первоочередных задач в настоящее время является повышение цены труда, что диктуется необходимостью повышения уровня жизни трудящихся, объективными потребностями дальнейшего реформирования распределительных отношений, а также интересами национального предпринимательства, для развития которого необходимо увеличение стимулов к добросовестному и эффективному труду. Необходимым условием решения этих задач в переходный период является развитие институтов социального партнерства и целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда через воздействие на уровень заработной платы, ее динамику и дифференциацию.

За государством должна закрепиться регулирующая функция заработной платы и разработка принципиальных позиций в части ее воспроизводственной и стимулирующей функций. Государственные органы обязаны принимать законодательные акты, направленные на повышение цены труда, установление минимальной оплаты труда, воздействуя на динамику средней заработной платы, не допуская неоправданной дифференциации между низко- и высокооплачиваемыми категориями работников, между отраслями и регионами.

Важнейшим ориентиром в отношениях социальных партнеров, отправным моментом в формировании цены рабочей силы на рынке труда должна служить минимальная заработная плата, обеспечивающая приемлемый уровень жизни.

В условиях рынка самостоятельным экономическим субъектом выступают домохозяйства (семья, индивид). В рамках домохозяйств происходит формирование и реализация основных потребностей и

интересов его субъектов; происходит воспроизводство рабочей силы и накопление человеческого капитала, формируется значительная часть платежеспособного потребительского спроса общества, создается инвестиционный капитал в форме сбережений и др.

В сложной структуре субъектов собственности в рыночной экономике практически все индивиды и домохозяйства выступают в роли потребителей. Потребитель - это собственник определенной суммы денег, дохода, получаемого из самых разнообразных источников (труд, предпринимательство, аренда, дивиденды на акции, проценты на капитал и ценные бумаги и пр.). Любой товар или услугу потребитель не может получить бесплатно, а покупает ее, т.е. обменивает на деньги. Потребитель, субъект домохозяйства, заинтересован в том, чтобы купить товар или услугу по минимальной цене. Таким образом, экономический интерес потребителя заключается в том, чтобы удовлетворить свои потребности в товаре или услуге, при этом по минимальным ценам. Другими словами, экономический интерес домохозяйств как потребителя совпадает с национально-государственными интересами и заключается в повышении своего уровня благосостояния.

Индивиды, домохозяйства выступают собственниками не только определенной суммы денег, но и ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). В условиях рынка акционирование охватывает практически все слои населения и воздействует на их экономические интересы. Собственником акций может стать рабочий, и в этом случае его совокупный экономический интерес трансформируется, он не ограничивается заработной платой. Поскольку дивиденды, получаемые на акции, являются составной частью совокупного денежного дохода наемного работника, то он заинтересован в повышении доходности всей корпорации, т.е. в максимизации ее прибыли. Тем самым в обществе создаются (посредством акционирования) объективные условия для согласования экономических интересов наемных работников и предпринимателей.

Акционирование в современной рыночной экономике не ограничивается только работниками соответствующих корпораций; все население свободно покупает и продает акции. Таким образом, создается ситуация, при которой владельцами акций становятся представители самых разных социальных групп, происходит становление общего экономического интереса, всеобщей заинтересованности в эффективной деятельности корпораций. Формирование общего экономического интереса способствует социально-экономической стабильности общества, предотвращению социальных конфликтов.

Новыми носителями экономических интересов в условиях становления рынка являются предприниматели.

Экономический интерес предпринимателя

предопределен спецификой его хозяйственной деятельности, тем, что он выступает как собственник предприятия и субъект производства товаров. Поскольку безубыточная, эффективная деятельность фирмы возможна только в случае получения предпринимателем прибыли, то непосредственно его экономический интерес заключается в максимизации прибыли. Как товаропроизводитель в условиях рынка и конкуренции предприниматель объективно не может ставить перед собой иной цели.

Итак, предприниматель осуществляет самостоятельную деятельность в конкурентно-состязательных условиях с целью получения прибыли и расширения масштабов хозяйственной деятельности. Через механизм цели и реализуется экономический интерес предпринимателя. Вместе с тем реализация непосредственных целей предприятия в условиях рынка ведет к реализации стратегических целей общества: росту его эффективности и повышению благосостояния населения.

Каждый предприниматель заинтересован в сохранении своей фирмы как эффективно работающего предприятия, что непосредственно зависит от государства, разрабатывающего общие "правила игры" и осуществляющего контроль над их неукоснительным исполнением. Кроме того, сам характер деятельности предпринимателей, их природа как субъектов хозяйствования неизбежно предполагают инициативу и новаторство в качестве обязательных атрибутов их поведения и мотивации. Все это направляет предпринимательский интерес на реализацию интересов общества, т.е. соединяет интересы предпринимателя с национально-государственными интересами.

Основным структурным звеном экономики является предприятие. Поэтому структурная характеристика системы экономических интересов должна быть дополнена анализом интересов производственного коллектива (коллективного интереса).

Именно производственные коллективы различных форм в современных условиях являются основным звеном, обеспечивающим эффективность экономики в целом, а значит, и реализацию общего, национально-государственного интереса. Экономические отношения коллектива реализуются не только в одной плоскости и на одном уровне. Благодаря много-векторности действия экономических отношений конкретный производственный коллектив органически включается в структуру народнохозяйственного комплекса, занимает в ней определенное место, находится во взаимосвязи с другими элементами.

Результаты деятельности отдельных производственных коллективов включаются в результаты труда всего общества. Цели хозяйственной деятельности производственных коллективов в своей основе совпадают с целью общества. Общенародная цель

обеспечивается коллективом через удовлетворение общественного спроса на производство конкретной продукции, обеспечение рационального расходования сырья и материалов, снижение затрат на производство продукции. Материализация идей науки, внедрение достижений передовой техники и технологии осуществляются на конкретных предприятиях. Но успех всех начинаний зависит от работников данных предприятий, их заинтересованности в результатах внедрения. Поэтому именно коллектив как организационно-производственная социально-экономическая ячейка общества способен решить эту задачу.

Вместе с тем производственный коллектив преследует и свои конкретные цели, связанные с реализацией как коллективных, так и личных экономических интересов всех участников производственного коллектива. Нередко цели коллектива и государства не совпадают. Преодоление разрыва в целях отдельных производственных коллективов и общества возможно лишь при реализации в экономической политике государства принципа: «то, что выгодно отдельному производственному коллективу, должно быть выгодно обществу в целом, а то, что выгодно обществу в целом, выгодно каждому производственному коллективу». Приведенная качественная характеристика производственного коллектива во многом относится и к акционерному обществу.

Анализ коллективного экономического интереса должен исходить из того, что основной организационно-правовой формой существования предприятий выступают в современном российском обществе акционерные предприятия. Акционерная форма собственности выступает как смешанная, коллективно-частная форма собственности.

Субъекты акционерных отношений общеизвестны. Это администрация (менеджеры), работники предприятия, сторонние предприятия и организации, финансовые организации (прежде всего, банки), государство. Рассмотрим интересы наиболее представительных групп акционеров.

Сгруппируем субъекты акционерных предприятий по принципу структуры акционерной собственности (рисунок)1.

Проведенный нами анализ структуры собственности по предприятиям Саратовской области свидетельствует, что около 50 - 55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам этих предприятий (в основном, высшему управленческому составу), около 30 - 35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, около 10 - 20% закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности, на долю иностранных инвесторов приходится около 5%.

Внутренние противоречия характерны для экономических интересов всех групп акционеров. Стерж-

Субъекты акционерной собственности

Субъекты акционерных отношений

нем противоречий может быть стремление получить контрольный пакет акций, отношение к срокам получения доходов от владения собственностью. Максимизации прибыли в долгосрочной перспективе обычно противостоит желание получить доход в более сжатые сроки.

Интересы производственных коллективов АО включают в себя интересы трудовых коллективов и администрации.

Поскольку, как правило, работники акционерных обществ становятся обладателем акций, их положение в процессе производства меняется. Объективно они как собственники заинтересованы в процветании своего предприятия, а их интерес не ограничивается только получением дохода в форме заработной платы. Появляется заинтересованность в получении дивидендов, которые, в свою очередь, зависят не только от труда отдельного работника, но и от деятельности корпорации в целом. Другими словами, экономический интерес наемного работника трансформируется в результате обретения им функций собственника. Соответственно экономический интерес перестает быть сугубо индивидуальным интересом и обретает черты коллективного интереса, всеобщей заинтересованности в максимизации прибыли.

Экономический интерес собственника-предпринимателя в результате акционирования также трансформируется, ибо, реализуя свой экономический интерес в максимизации прибыли, он тем самым создает условия для реализации экономического интереса работника (посредством выплаты из прибыли дивиденда на акции).

Став собственниками, трудовые коллективы и их руководители оказались заинтересованными в том, чтобы полученные доходы расходовалась исключительно внутри предприятия на развитие производства, повышение зарплаты и премии, сохранение рабочих мест, поддержание социальной сферы предприятия. На общих собраниях часто принимаются решения, не предусматривающие выплату дивидендов по итогам года, что противоречит интересам сторонних инвесторов.

Ситуация, когда контрольный пакет акций принадлежит администрации, имеет две стороны: положи-

тельную и отрицательную. Положительная сторона заключается в том, что руководство в этом случае строит работу на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Отрицательной стороной является то, что доминирование на российском рынке фирм с преобладанием доли внутренних акционеров ведет к тому, что увеличиваются трудности с внешними финансовыми заимствованиями. Администрация не заинтересована в привлечении новых инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций, потому что предполагаемая эмиссия приведет к ущемлению их интересов, снижению их доли в уставном капитале или уменьшению стоимости акций на фондовом рынке. Администрацией часто игнорируются предложения вхождения в число акционеров со стороны внешних структур, несмотря на их очевидную выгодность для фирмы в целом.

Однако конфликт интересов возникает не только тогда, когда контрольный пакет акций принадлежит трудовому коллективу или администрации. В частности, весьма противоречивы интересы крупных сторонних инвесторов. Если они становятся собственниками с расчетом на долгосрочную программу развития, т.е. выступают в качестве стратегических инвесторов, то выигрывает в конечном итоге и предприятие в целом, и каждый его работник.

Но практика хозяйствования дает нам обратную картину. Получив по низким ценам крупные пакеты акций, некоторые сторонние инвесторы выжидают благоприятный момент для их выгодной перепродажи. Известны случаи, когда сторонние инвесторы приобретали контрольный пакет акций предприятия только для того, чтобы затем консолидированный пакет продать новому покупателю, но по более высокой цене. Таких внешних акционеров не интересуют стратегические цели развития производства, сохранение рабочих мест, социальное благополучие коллектива, территории.

Внешние финансовые и нефинансовые структуры преследуют свои специфические цели и интересы. Например, банки заинтересованы в том, чтобы взять на обслуживание финансовые счета предприятия и работников. Крупные торговые компании стремятся получить определенные льготы, связанные с

приобретением выпускаемой предприятием конкурентоспособной продукции. Предприятия-смежники надеются на стабильные заказы и своевременное проведение расчетов.

Иностранные инвесторы заинтересованы в продвижении своей продукции на ёмкий российский рынок, в использовании достаточно квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы, а также богатых сырьевых ресурсов. Вместе с тем интересы иностранных акционеров могут расходиться с интересами отечественных производителей, особенно когда последние ориентируются на развитие своего экспортного потенциала.

По мере развития и усложнения организационных форм корпораций во все большей мере происходит размежевание функций управления и собственности. Появляется специфический социальный слой наемных работников (менеджеров), которые занимаются функциями управления, непосредственно руководят предприятиями.

Положение менеджера в производстве противоречиво. С одной стороны, менеджер является наемным работником, таким же, как и работники, выполняющие сугубо исполнительские функции, и в этой своей роли он полностью зависит от хозяина-собственника. С другой стороны, его положение в производстве в качестве управляющего, необходимость принятия ответственных управленческих решений о процессе производства в целом ставят его над производством и персоналом, сближают его функции с функциями собственника. Противоречивость положения в производстве отражается на экономическом интересе менеджера, который, как правило, не ограничивается только интересами получения личного дохода. Менеджер, так же как и собственник, заинтересован в максимизации конечных результатов деятельности руководимого им предприятия.

Механизм согласования экономических интересов собственника и менеджера заключается в создании прямой зависимости между прибылью и личным доходом, получаемым менеджером. Эта зависимость реализуется в двух направлениях: 1) размеры заработной платы менеджмента увязываются с размерами чистой прибыли предприятия; 2) наделение менеджеров частью собственности фирмы (в форме акций) усиливает связь между менеджментом и хозяйственной деятельностью корпорации.

Тем не менее необходим жесткий контроль за деятельностью менеджмента как со стороны частных собственников, так и со стороны государства, поскольку в ситуации, когда от менеджера зависит принятие ответственных управленческих решений, может появиться соблазн ухода от налогов, незаконного обогащения. В некоторых случаях это приводит к столкновению интересов менеджера с интересами собственника, а также к столкновению с государственными (национальными) интересами, что возможно,

например, когда естественная монополия, даже в условиях наличия контрольного пакета акций у государства, устанавливает чрезвычайно высокие тарифы на свои товары и услуги, реализуя тем самым корпоративный интерес (прежде всего, интерес менеджмента) и препятствуя реализации национального интереса, интереса государства как собственника контрольного пакета акций.

Особую заинтересованность имеет население, мелкие сторонние инвесторы. Как известно, во всем мире экономические интересы этой группы акционеров сводятся к получению дивидендов и игре на увеличение курсовой стоимости акций. В России это одна из перспективных, с точки зрения потенциального инвестора, групп собственников. Однако физические лица не проявляют высокой активности в покупке акций промышленных предприятий. Скорее, наоборот, преобладает обратная тенденция к продаже ранее полученных в ходе приватизации акций. Она сдерживается лишь низкой ликвидностью большинства мелких пакетов2.

Причины, по которым мелкий инвестор не спешит вкладывать свои сбережения в акции, общеизвестны. Это кризисное положение большинства российских предприятий, низкая платежеспособность основной массы населения, высокая степень риска, утрата доверия к ценным бумагам у большинства населения и др. Все это в совокупности не позволяет рассчитывать на получение дивидендов и устойчивый рост котировок акций основной массы промышленных предприятий.

Одним из крупных акционеров остается на сегодняшний день государство. Являясь совладельцем действующих на рынке предприятий, оно принимает на себя риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности. Компенсацией за риск и использование доли государства в основных производственных фондах является часть прибыли, причитающаяся бюджету в форме дивидендов. Следовательно, как акционер государство заинтересовано в увеличении прибыли с целью сокращения дефицита государственного бюджета и обязано требовать от менеджеров повышения эффективности производства и рационализации рабочих мест. Однако как общественный институт, представляющий интересы всех своих граждан, государство заинтересовано в сохранении рабочих мест, обеспечении приоритета госзаказа для выпуска более дешевых товаров для менее обеспеченных членов общества. С одной стороны, государство как собственник заинтересовано в снижении налогов, а с другой стороны, - в их росте.

Кроме этого, государство не всегда использует свое право крупного собственника участвовать в управлении акционерными предприятиями. Передача же прав управления государственными пакетами акций в частные руки не дает ожидаемых результатов.

Специфичны интересы государственных региональных органов власти. Регионы в меньшей степени беспокоит проблема макроэкономической стабильности, а больше положение, сложившееся на отдельных предприятиях, поскольку от этого зависит не только формирование местного бюджета, но и социально-политическая обстановка в регионе.

Региональные власти могут поступиться интересами в части получения прибыли от акционерной собственности ради сохранения рабочих мест, своевременной выплаты заработной платы, перераспределения доходов в пользу поддержания и развития социальной инфраструктуры.

По степени совпадения интересов акционер в лице местной власти ближе всего к акционеру - коллективу предприятия. Данные акционеры больше заинтересованы в увеличении заработной платы, а не в выплате дивидендов, поскольку это способствует росту денежного оборота и пополнению местного бюджета за счет подоходного налога. Финансовые ресурсы останутся в регионе вне зависимости от географии проживания акционеров.

Таким образом, при выработке стратегических решений следует учитывать существующее мно-

гообразие, противоречивость экономических интересов собственников. Анализ распределения прав собственности субъектов акционерного общества показал, что в зависимости от группы доминирующего собственника на предприятии меняется степень мотивации субъектов акционерных отношений и результативность всей финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики переходного типа.

Государство заинтересовано в формировании оптимальной структуры собственников акционерного общества. Такой структурой, по нашему мнению, обладают предприятия с преобладанием доли собственности администрации и финансовых структур, но при наличии контрольного пакета акций у внутренних акционеров.

1 Предлагаемая схема соответствует классификации, принятой экспертами Мирового банка (см.: Commander S., Fan Q., Shatter M. eds. Enterprise Restructurings and Economic Policy in Russia. Washington, Word Bank. 1996).

2 См.: Дадаев А. Деятельность приватизированных предприятий // Экономист 1997. № 11. С. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.