УДК 378.016
Лапина Олимпиада Александровна
доктор педагогических наук, профессор Иркутский государственный университет
Ильясов Ренат Васильевич
Восточно-Сибирский институт МВД Российской Федерации, г. Иркутск
Ильясова Ирина Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет olimpiada2005@mail.ru, rvi77@mail.ru, fis78@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
В статье раскрыта актуальность формирования эколого-правовых знаний в подготовке специалистов системы МВД. Анализируются вопросы предупреждения и специфики выявления экологических правонарушений органами внутренних дел. Отмечается необходимость работы квалифицированных специалистов по борьбе с экологическими преступлениями.
Ключевые слова: правовые нормы, экологические правонарушения, специфика выявления экологических правонарушений, эколого-правовые знания, экологическое право, расследование экологических преступлений, эколого-право-защитные действия.
Современная экологическая обстановка, по мнению многих исследователей и специалистов, характеризуется как сложная, а в отдельных сферах даже критическая. Степень антропогенного воздействия деятельности человека на природную среду достигла немыслимых масштабов. В нашей стране обстановка усугубляется устаревшим оборудованием, отставшими технологиями, неквалифицированными кадрами. Эти факторы значительно увеличивают риски техногенных аварий, создающих опасность для человека и среды его обитания. Статистические данные фиксируют все большее количество экологических происшествий, многие из которых носят противоправный характер, и нередко являются преступными. В сложившейся ситуации обойтись без вмешательства государства уже невозможно. Назрела необходимость государственно-властного вмешательства, с применением мер воздействия на нарушителей.
Важнейшей функцией государства является обеспечение, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность общества в условиях модернизации экономики и промышленности [2, с. 185]. Для выполнения данной функции государством создается система уполномоченных органов, среди которых особая роль принадлежит органам внутренних дел, чьей основной задачей является выявление, пресечение, предупреждение, а в необходимых случаях расследование правонарушений и преступлений, в том числе экологических.
Однако выполнение таких задач сопряжено с рядом трудностей в сфере деятельности правоохранительных органов. Одной из проблем является отсутствие специализированных подразделений по борьбе с экологическими правонарушениями в большинстве регионов страны. Но более острой является проблема недостаточного уровня профес-
сиональной готовности практических работников к расследованию экологических преступлений. Квалифицированные специалисты по борьбе с общеуголовными, экономическими и т.п. преступлениями отступают, когда сталкиваются с экологическими преступлениями. Особенно сложны для раскрытия те из них, которые связаны с нарушениями экологических требований к хозяйственной деятельности, загрязнением, засорением, порчей и уничтожением окружающей среды. Этому способствует малая практика раскрытия подобных преступлений, но в первую очередь - недостаточный уровень эколого-правовых знаний. Следствием этого является и низкий уровень готовности по применению этих знаний на практике. Эти и ряд других причин низкой раскрываемости экологических преступлений отмечаются и специалистами в области криминологии [1, с.17].
Многие материалы уголовных дел месяцами «кочуют» в стенах государственных органов, и, в конечном итоге, не находят должного уголовно-правового и уголовно-процессуального решения. Во многих случаях факты экологических происшествий органами внутренних дел не изучаются и правовые решения со стороны правоохранительных органов не принимаются. В массе регистрируемых преступлений доля экологических ничтожно мала, хотя экологические происшествия происходят постоянно, о чем мы слышим, видим, читаем в средствах массовой информации. Ранее авторами уже исследовался вопрос о роли и значении экологического права в профессиональной деятельности сотрудников ОВД [3, с. 50] и повышении экологической культуры студентов учреждений ВПО через изучение правовых основ охраны окружающей среды [4, с. 65].
Опрос практических работников органов внутренних дел показал, что проблема связана не только с недостаточно четкой классификацией эко-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Лапина О.А., Ильясов Р.В., Ильясова И.С., 2016
Особенности эколого-правовых знаний курсантов образовательных организаций системы МВД России
логических правонарушений, но и низким уровнем готовности специалистов компетентно решать вопросы на основе знаний специального экологического законодательства. Как следствие, преступные события остаются не раскрытыми, а виновные лица не привлекаются к установленным формам ответственности.
Как известно, виды уголовно-наказуемых деяний определены Уголовным кодексом РФ, который выделяет главу 26 Экологические преступления. Особенность уголовно-правовых норм главы 26 УК РФ в том, что они бланкетные (отсылочные) [5, с. 30], то есть признание деяния как уголовного преступления возможно при условии, если нарушены требования по охране природы и рациональному природопользованию, предусмотренные экологическим законодательством.
Следует отметить, что экологическое законодательство является сложной и многогранной правовой отраслью: сложной в теоретическом изучении и освоении учебного материала (большое количество законодательных и подзаконных актов различного уровня), что вызывает значительные трудности правоприменительной практики [3, с. 30]. Кроме того, Экологическое право включает в себя такие подотрасли права и законодательства, как горное, земельное, водное, лесное право; законодательство о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, об особо охраняемых территориях и объектах и др.
Практика подготовки специалистов, компетентных в организации эколого-правозащитных действий и способных выявить экогенные правонарушения, показывает, что есть необходимость в структуризации учебного материала дисциплины «Экологическое право» и акцентировании внимания на темах и вопросах, имеющих практическое значение для раскрытия преступлений в природоохранной сфере.
В первую очередь важно определить основу научных представлений о роли и функциях экологии как раздела биологии, изучающей взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой и социальной значимости взаимоотношений человека с окружающей средой. Базовые (ключевые) знания об ответственности (не только нравственной, экономической, но и правовой) человека за сохранность окружающего мира, знания основ законодательства, уставных инструкций и законодательных положений должны быть полными, систематичными, осознанными, прочными, действенными и нормативными, ибо они являются основанием модели специалиста правоохранительных органов ОВД России [6, с. 22].
В связи с этим по-новому ставится вопрос о профессионализме и научном обосновании уровня экологических правонарушений, об умении логически грамотно обозначать свои действия.
Основываясь на сформулированном в педагогике понятии научного знания, мы можем определить, что эколого-правовые знания представляют собой совокупность сведений в области эколого-правовой науки и экологического законодательства Российской Федерации, которые могут быть использованы сотрудниками ОВД при выполнении задач выявления, пресечения, раскрытия и расследования экологических преступлений.
Следует исходить из того, что эколого-право-вые знания сотрудника ОВД отличаются от экологической компетентности педагога, социального работника, инженера именно тем, что ценностная составляющая сосредоточена не столько на разъяснении (что это такое), сколько на грамотной квалификации противоправного действия человека, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании экологических преступлений. Рассматриваемое понятие имеет ряд отличительных признаков:
Очевидно, что одним из отличий подготовки различных специалистов, даже по смежным профессиям, является содержание формируемых знаний и умений [7, с. 123]. Цели и задачи подготовки кадров для правоохранительных органов, в частности для органов внутренних дел, указывают нам, что по своему содержанию эколого-правовые знания сотрудников должны быть достаточно широкими. В то же время они будут отличаться от знаний, формируемых при подготовке специалистов для органов юстиции, органов суда, других правоохранительных органов.
Опыт преподавания и задачи, поставленные перед ведомственными учебными заведениями системы МВД России, позволяют выделить несколько групп сведений, которые должны составлять содержание эколого-правовых знаний при подготовке курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России.
Первую группу составляют общетеоретические знания в сфере экологического права. Они включают в себя знания об экологических правоотношениях и их характеристике (объекты, субъекты, содержание) и о системе экологического законодательства. В данную группу необходимо также включить сведения об основных понятиях и терминах, имеющих юридическое закрепление в экологическом законодательстве. С учетом комплексного характера эколого-правовой науки, закрепленные в юридических законах термины и определения, а также их трактовка в теории экологического права имеют важнейшее значение для правильной квалификации противоправных деяний в соответствии с уголовным или административным законодательством. Необходимость первой группы сведений обусловлена определением пределов и границ применения экологического законодательства в практической деятельности ОВД по раскрытию и расследованию экологических правонарушений и преступлений.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
163
Вторая группа сведений - это сведения о правах и обязанностях природопользователей. Они включают в себя сведения о рамках (пределах) дозволенного и должного поведения хозяйствующих субъектов по освоению и эксплуатации окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Экологическое законодательство устанавливает исчерпывающий перечень того, что вправе осуществлять пользователь природного ресурса, а также определяет перечень его основных обязанностей, исполнение которых являются условием хозяйственной деятельности. Зная, что и как может делать гражданин или юридическое лицо, правоохранительные органы могут оценить (сделать вывод) о законном или незаконном характере деятельности. Рассматриваемые сведения особенно важны при проверке информации об экологических правонарушениях и преступлениях, а также при решении процессуальных вопросов, а именно: возбуждения уголовных дел, выемкой документов, привлечением специалистов, осмотром мест происшествия и др.
Третья группа сведений - это сведения о требованиях по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. Как известно, стержнем правового обеспечения экологической безопасности является законодательное закрепление обязательных требований по охране природы, которые предъявляются к хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность запретов и ограничений, соблюдение или несоблюдение которых также является критерием правомерности поведения. Конструкция составов экологических преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, во многих случаях выражается в оценке выполнения обязательных требований по охране природы. Если они выполнены природопользователем, то поведение правомерно, а если не выполнены, то на лицо противоправные действия (бездействия), что является основанием для постановки вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
Четвертая группа - это сведения о структуре и компетенции (полномочиях) органов экологического управления. Она включает в себя сведения о том, какие государственные органы (общие и специальные) выполняют управленческие функции в сфере организации использования и охраны окружающей среды, какими полномочиями они наделены, как взаимосвязаны и подчинены, какими нормативно-правовыми и подзаконными актами установлены их полномочия. Данная группа сведений имеет двойное значение. С одной стороны, рассматриваемые сведения необходимы сотруднику полиции, задействованному в сфере борьбы с экологическими правонарушениями для создания взаимодействия между правоохранительными и другими государственными органами для своевременного выявления и пресечения, а также эф-
фективного раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, в практике нередки случаи и факты злоупотреблений со стороны самих уполномоченных органов власти и их должностных лиц при осуществлении экологического управления.
Наиболее распространенными нарушениями являются превышение полномочий при предоставлении природных объектов в пользование, нарушение порядка предоставления в пользование, слабый контроль хозяйственной деятельности природопользователей и др. Судебно-следствен-ная практика показывает, что нередко эти деяния сопровождаются получением взяток. Конечно, это преступления, носящие коррупционный характер, однако их расследование сопряжено с применением эколого-правовых знаний о компетенции органов управления, через анализ которых и можно судить о наличии или отсутствии нарушении.
Таким образом можем заключить, что эколого-правовые знания являются неотъемлемым элементом подготовки сотрудников правоохранительных органов, в частности полиции. Содержание этих знаний формируется и зависит в первую очередь от целей и задач, которые стоят перед органами внутренних дел в сфере обеспечения экологической безопасности.
Библиографический список
1. Бахмудов З.Б. Проблемы латентной экологической преступности: По материалам Республики Дагестан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2006. - 24 с.
2. Винокуров А.Ю. Экологическое право / под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. - 185 с.
3. Ильясов Р. В. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии // Материалы ХХ всерос. на-уч-метод. конф. - Иркутск, 2015. - С. 50-53.
4. Ильясова И.С. Повышение экологической культуры студентов учреждений высшего профессионального образования через изучение правовых основ охраны окружающей среды // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. IV. - Новокузнецк, 2011. - С. 65-67.
5. Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. - СПб.: Проспект, 2009. - 264 с.
6. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. - М.: Юнилитин-форм, 2009. - 359 с.
7. Шишарина Н.В. Современное инновационное образование как социальный институт, культурный феномен и ценностное достояние личности // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2012. - Т. 18. - № 1. - С. 123-125.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22