Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRE-SCHOOL AGE ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Мусрединова В.Р.

В статье рассмотрены особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. осмысленное отношение к природе базируется на начальных представлениях о живом. Эти сведения необходимо предоставлять в виде системы знаний об окружающем мире, живом организме на основе взаимосвязи - взаимодействие организма и среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the peculiarities of ecological education of preschool children in preschool educational institution. meaningful attitude to nature is based on initial ideas about living things. This information should be provided in the form of a system of knowledge about the world, the living organism on the basis of the relationship - the interaction of the body and the environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Использованные источники:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Наука, 1992. - 152 с.

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» / А.К. Бондаренко. - М.: Наука, 1991. - 250 с.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: «Просвещение», 1993. -193 с.

4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева. -М.: Новая школа, 2006. - 167 с.

5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николавева. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Наука, 1982. - 95 с.

УДК: 37.033

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Мусрединова В.Р. обучающаяся группы КЗДО-5-13 Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. осмысленное отношение к природе базируется на начальных представлениях о живом. Эти сведения необходимо предоставлять в виде системы знаний об окружающем мире, живом организме на основе взаимосвязи - взаимодействие организма и среды.

Ключевые слова: дошкольный возраст, экологическое воспитание.

Amet-Usta Z. R. Musredinova V.R. FEATURES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION

Annotation. The article deals with the peculiarities of ecological education of preschool children in preschool educational institution. meaningful attitude to nature is based on initial ideas about living things. This information should be provided in the form of a system of knowledge about the world, the living

organism on the basis of the relationship - the interaction of the body and the environment.

Key words: pre-school age environmental education.

В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается истинное отношение к природе, к тому, что его окружает. Поэтому важно понимать всю важность и значимость данного возраста, для того, чтобы заложить в ребенке положительное отношение к окружающему. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развиваться в эмоциональном плане, постепенно осознавая ценность окружающего мира [3]. У детей формируются основы экологически-нравственных позиций, которые могут проявляются во взаимодействиях детей с природой, в понимании целостности и неразрывности с ней. Именно поэтому формирование у детей экологических познаний, общепризнанных норм, правил взаимодействия с природой и сопереживания ей, активность в решении каких-либо экологических проблем имеет важное значение. Экологические знания становятся основой экологического воспитания [2, с. 36]. При этом обогащение знаний у детей дошкольного возраста не может является самоцелью.

Вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались С.Н. Николаева, Н.В. Коломина, З.П. Плохий, А.В. Беленькая, Ю.М. Шустак, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, М.А. Васильева, Т.А. Ковальчук. Ученые обращают внимание на то, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение для воспитательной работы и относится к числу важных проблем в данной области. В современном мире эта проблема всегда будет иметь особую остроту и актуальность.

Целью статьи является раскрытие особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольное образовательное учреждение можно считать первым звеном непрерывного экологического образования, в следствие этого, перед воспитателями возникает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры и разумного природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей среде у детей раннего возраста закладывается ещё в семье, где и продолжает формироваться в дошкольные годы [4].

Кондратьева Н. Н. считает, что экологическое воспитание по своему существу проходит через весь педагогический процесс, как на занятиях, так и в повседневной жизни. В реализации задач экологического воспитания имеет значение природа, представленная в дошкольном образовательном учреждении. Это непосредственно различные уголки природы в группах, правильно оформленный и обработанный участок, зимний сад. Всё это даёт ребенку возможность постоянно находиться рядом с природой, общаться с

ней. Такой контакт с окружающим миром также послужит для ребенка приобщением к регулярному труду, поскольку именно такой подход сможет ещё больше заинтересовать детей. Таким образом, на специально отведённом для такого рода деятельности участке, можно и даже необходимо создать специальную площадку, где можно будет поучаствовать всем желающим (в первую очередь воспитанникам дошкольного образовательного учреждения) в бережном сохранении природы.

Не считая описанных выше условий, в экологическом воспитании необходимо учитывать оригинальный подход к детям. Не стоит забывать, что особенность экологического воспитания во многом зависит и от позитивного примера в поведении взрослых. В следствии этого, педагоги особое внимание уделяют работе с родителями. В данном вопросе необходимо добиться совершенного взаимопонимания между двух сторон. К примеру, непросто объяснять ребенку, что необходимо бережно относится к природе, в случае, если родители сами так не поступают. А различные требования, которые предъявляются в детском образовательном учреждении и дома, имеют все шансы вызвать у ребенка, как минимум, обиду и растерянность, а в иных случаях, даже агрессию. Впрочем то, что возможно дома, не в обязательном порядке надлежит делать в детском саду и напротив. Необходимо отметить основное, что требует общих усилий от родителей и педагогов. Необходимо принять совместное заключение относительно важных запретов и правил. Выбрав в качестве эталона некоторое количество способов положительного регулирования поведения ребенка, нужно раскрыть их на определенных примерах. Эффект воспитания ребенка во многом обоснован тем, как ценно экологическое значение и как оно воспринимаются старшим поколением. Всегда стоит помнить, что экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением [1, с.18].

Заметное воздействие на воспитание малышей оказывает то, что дети видят вокруг себя, не только в дошкольном образовательном учреждении или на улице, но и у себя дома. Поскольку ребята очень восприимчивы в этом возрасте, необходимо обращать внимание на любые мелочи. Взрослые обязаны осознавать это. Именно поэтому, необходимо в начале построить работу с родителями, прежде чем приступать к экологическому воспитанию детей. Нужно говорить родителям, какие легкие поручения даются по уходу за растениями и животными, какие могут выполнять дети: насыпать корм в кормушку, налить воды в поилку, подкармливать рыб. Каждый год в детском саду организовывают дни открытых дверей, где взрослым предлагается взглянуть, какие растения и животные имеются в "зимнем саду". Дабы активизировать и зафиксировать приобретённые экологические познания на занятиях, необходимо совмещать данную тему вместе с другими занятиями. К примеру, можно договориться с педагогом музыкального образования и

проводить различные праздники и развлечения, ставить спектакли касающиеся экологического воспитания.

Николаева С. Н. отмечает, что умение правильно, интересно организовать и провести занятие с детьми в уголке природы, решает задачу воспитания у малышей интереса к познанию мира природы, а также бережного, гуманного отношения к ней. Именно поэтому, в работе нужно применять различные формы и способы в комплексе, верно их соединять между собой. Выбор данных методов и необходимость их использования в комплексе определяется возрастными возможностями каждого ребенка, а также характером воспитательных и образовательных задач, которые ставит педагог. Решение задач относительно экологического воспитания будет зависеть от многих вариантов их использования. Они содействуют формированию у детей ясных знаний о природе в целом. Это гарантирует наибольший эффект интеллектуального развития детей дошкольного возраста и их готовность к усвоению материала касательно экологических знаний. В дошкольных учреждениях важно вести диагностическую работу по экологии. Диагностика вносится в планы (годовой и календарные), существуют также разнообразные диагностические программы и анализы итогов диагностики.

Психодиагностическое обследование детей ведется с использованием диагностик, направленных на определенную тематику, содержащие игровые поручения. Ну и ключевое в экологическом воспитании - собственная убежденность воспитателя, его умение привлечь целый коллектив, разбудить у ребят, педагогов и родителей, то самое желание оберегать, любить, защищать природу и быть примером для подражания у своих собственных детей.

Таким образом, отметим, что осмысленное отношение к природе базируется на начальных представлениях о живом. Регулярные исследования в данной области демонстрируют, что проблемы формирования гуманного отношения к живому в природе считается следствием недостающих познаний детей о животных и растениях как живых организмов. Эти сведения необходимо предоставлять в виде системы знаний об окружающем мире, живом организме на основе взаимосвязи - взаимодействие организма и среды.

Использованные источники:

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентосного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: ИЦПКПС, 2004. - 42 с.

2. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.

3. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. -2007. - № 5. - С. 22 - 27.

5. Экологическое образование / Авт. - сост. Н. В. Гороховатская и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

УДК: 373:37.035:087.5

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Надточий М.И. обучающаяся группы ЗДО-5-13 Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрыта специфика воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, их поло-ролевой идентификации и дифференциации в целом. Представлены задачи гендерного воспитания. Описаны возможности детской художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников. Представлен примерный перечень детской художественной литературы для мальчиков и девочек.

Ключевые слова: детская художественная литература, гендерные различия гендерное воспитание, старший дошкольный возраст.

Amet-Usta Z. R.

Nadtochy M. I.

PECULIARITIES OF USING CHILDREN'S ARTISTIC LITERATURE IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article reveals the specificity of the education of the culture of gender relations among children, their sex-role identification and differentiation in general. The tasks of gender education are presented. The possibilities of children's fiction in the gender education ofpreschool children are described. An exemplary list of children's literature for children of senior preschool age with a division on the principles of gender education is presented.

Key words: children's fiction, gender differences, gender education, senior preschool age.

Постановка проблемы. На современном этапе развития дошкольной педагогики вопрос гендерного воспитания детей волнует многих педагогов, психологов, а также родителей. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что реализовать личностно-ориентированную модель воспитания, в основе которой лежит индивидуальный подход к растущей личности, невозможно без использования гендерного подхода при построении воспитательно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.