Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРИРОДА / СПАСЕНИЕ ПЛАНЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушко Т. В., Полищук В. Н.

В данной статье рассматривается соответствие преподаваемых экологических знаний возрастным особенностям дошкольников, а также сложности, возникающие в процессе обучения и воспитания; указывается на огромную роль педагога в воспитании подрастающего поколения и не менее важную роль родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

In this article the correspondence of the taught ecological knowledge to the age characteristics of preschool children is examined, as well as the difficulties arising in the process of education and upbringing; points to the huge role of the teacher in the upbringing of the younger generation and the equally important role of parents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

культурологического знания //-2015. - №11.- С.241-243.

4. Буряк Н.Ю., Павелко Н.Н. Инновационная наука.// Economic culture of business as a social factor of innovative development of the national management //№6 - 2016.-часть 3.- C.279-283.

УДК 37

Бушко Т.В. студент 2 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое образование») Полищук В.Н. студент 2 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое образование») ведущий специалист научно-организационный отдел научный руководитель: Ключников Д.А., к.биол.н. заведующий кафедрой географии, экологии и охраны здоровья детей

Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в данной статье рассматривается соответствие преподаваемых экологических знаний возрастным особенностям дошкольников, а также сложности, возникающие в процессе обучения и воспитания; указывается на огромную роль педагога в воспитании подрастающего поколения и не менее важную роль родителей.

Ключевые слова: экологическое образование, дошкольный возраст, природа, спасение планеты.

Bushko T. V.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical

education " ("Environmental education ")

Polishchuk V. N.

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education " (Environmental education), leading specialist scientific-organizational Department of the School ofpedagogics, far

Eastern Federal University Supervisor: Klyuchnikov D. A. candidate of biological Sciences, head of the Department of geography

environment and children's health School of pedagogics, Far Eastern Federal University

Russia, Ussuriysk

FEATURES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL

CHILDREN

Annotation: in this article the correspondence of the taught ecological knowledge to the age characteristics of preschool children is examined, as well as the difficulties arising in the process of education and upbringing; points to the huge role of the teacher in the upbringing of the younger generation and the equally important role of parents.

Keywords: ecological education, preschool age, nature, planet rescue.

Вопросы экологии очень остро стоят перед человечеством на данном этапе развития. Одним из путей решения проблем, связанных с ухудшением экологии Земли, является экологическая образованность населения. Эффективность экологического образования зависит от возраста, с которого начинается данный процесс. Наиболее успешным по нашему мнению является именно дошкольный возраст, благодаря своим особенностям, которые не проявляются далее ни на каком этапе развития человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Задача экологического образования младшего дошкольного возраста (2-3 года) - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими. [2] Однако далеко не во всех ДОУ проводится подобная работа. Причиной тому являются санитарные нормы, которые запрещают нахождение животных в помещениях ДОУ. Остаются только растения. Неотъемлемой частью экологического воспитания является уход за комнатными растениями и клумбами детского сада. Но, как показывает практика, территория многих дошкольных учреждений либо вытоптана, либо засыпана песком, либо просто не ухожена. Только в образцово-показательных детских садах можно увидеть благоухающие клумбы и обстриженные газоны. Однако даже на них нельзя рассмотреть огромного разнообразия растительного мира, что, несомненно, необходимо нашим детям. Здесь свою немалую роль играют родители, которые имеют возможность показать всю красоту природы, используя экскурсии, поездки на природу и прочее.

Важной особенностью среднего периода (4-5 лет) является

становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе. Для педагога стоит задача отобрать для игр простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. В этом возрасте используются различные виды игр: игры- путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек - аналогов. [2] Использование игры обеспечит высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений. По нашему мнению, это наиболее приемлемый для педагогов способ экологического образования дошкольников, потому как игру можно организовать везде: в группе, на прогулке, на любом мероприятии и в любое время года. Игра может длиться разное время, даже несколько игровых минут могут научить детей тому или иному знанию. Главную роль здесь играет педагог, от которого зависит, как хорошо он сможет подготовить и организовать игру, и как часто он будет проводить данные мероприятия. Исходя из психолого-физиологических особенностей детей данного возраста, можно сделать вывод, что чем чаще с детьми будут играть на экологические темы, тем быстрее будут усвоены основные законы природы.

Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение, а также на смену видов деятельности. Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки - аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника. Поэтому «труд в природе» является неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, который воспитатели применяют в своей работе. В процессе труда воспитатели учат старших дошкольников понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит растения, животных. [1, с. 38] Поэтому просто необходимо в каждом ДОУ иметь место под грядки и огороды, над которыми будут ухаживать дети. Ведь помимо экологических знаний они будут получать еще колоссальное эмоциональное удовлетворение от проделанной работы и ее результатов.

Выводом можем считать следующее: экологическое образование дошкольников - сложный и кропотливый процесс, успех которого целиком и полностью зависит от педагога и родителей. Но если правильно организовать данную деятельность, то есть надежда на то, что подрастающее поколение будет бережнее и внимательнее относиться к окружающему их

миру и они найдут способ спасти нашу планету.

Использованные источники:

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. -СПб.: Детство-Пресс, 2010. - С. 38.

2. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста [электронный ресурс] - Электрон. данные. URL: https://studwood.ru/1063964/pedagogika/osobennosti_ekologicheskogo_obrazova niya_detey_doshkolnogo_vozrasta (дата обращения 23.10.2017 г.).

УДК 351.91

Быкова К.Ю. магистрант факультет «Менеджмент (государственного и муниципального) управления» Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Аннотация: государственный сектор является важным и объективно необходимым элементом структуры любой социально-экономической системы, способствующим обеспечению стабильности и устойчивости ее развития. В странах с рыночной экономикой государственный сектор широко используется для реализации социальных функций, возложенных обществом на государство, формирования благоприятных условий функционирования частного бизнеса, а также в качестве дополнительного источника пополнения государственного бюджета.

Ключевые слова: муниципальный предпринимательский сектор, эффективность управления предприятиями, государственная собственность, дифференциация, трансакционные издержки.

Bykova K. Yu., graduate student Faculty "Management (state and municipal) administration "

Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin Russia, Krasnodar FEATURES OF THE STATE ENTREPRENEURSHIP IN KRASNODAR REGION Annotation: the public sector is important and objectively necessary element of structure of any socio-economic system that promotes stability and sustainability of its development. In market economies the public sector is widely used for the implementation of social functions assigned by society to the state, create favorable conditions for the functioning of private business, and also as an additional source of replenishment of the state budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.