Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Емельянова И. Д., Подольская О. А.

Цель исследования - выявить возможности обеспечения оптимальных условий для развития двигательной активности старших дошкольников логопедической группы. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 20 детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи. Диагностика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлялась с помощью методов наблюдения и шагометрии в процессе самостоятельной и организованной двигательной деятельности испытуемых. Результаты исследования и выводы. Данные диагностического исследования дают основание для определения и апробации условий, оптимизирующих процесс двигательной активности дошкольников старшей логопедической группы. Расширение содержания физкультурного уголка за счет обогащения комплекса специальных средств (с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям с общим недоразвитием речи) подвижными играми, направленными на их творческую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Емельянова И. Д., Подольская О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN OF SENIOR SPEECH THERAPY GROUPS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Objective of the study was to to identify the possibilities of providing optimal conditions for the development of motor activity of older preschoolers of the speech therapy group. Methods and structure of the study. The experiment involved 20 children of the 6th year of life with general underdevelopment of speech. Diagnosis of motor activity of older preschool children with general speech underdevelopment was carried out using observation methods and shagometry in the process of independent and organized motor activity of the subjects. Results and conclusions. The data of the diagnostic study provide a basis for the determination and testing of conditions that optimize the process of motor activity of preschoolers of the senior speech therapy group. Expansion of the content of the sports corner by enriching the complex of special means (taking into account an individually differentiated approach to children with general underdevelopment of speech) with outdoor games aimed at their creative activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 15.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1 О.А. Подольская1

1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

FEATURiES OF MOTOR ACTiViTY OF CHILDREN OF SENiOR SPEECH THERAPY GROUPS OF PRESCHOOL EDUCATiONAL ORGANiZATiONS

PhD, Associate Professor I.D. Emelyanova1 O.A. Podolskaya1

1 Bunin Yelets State University, Yelets

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности обеспечения оптимальных условий для развития двигательной активности старших дошкольников логопедической группы.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 20 детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи. Диагностика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлялась с помощью методов наблюдения и шагометрии в процессе самостоятельной и организованной двигательной деятельности испытуемых.

Результаты исследования и выводы. Данные диагностического исследования дают основание для определения и апробации условий, оптимизирующих процесс двигательной активности дошкольников старшей логопедической группы. Расширение содержания физкультурного уголка за счет обогащения комплекса специальных средств (с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям с общим недоразвитием речи) подвижными играми, направленными на их творческую активность.

Ключевые слова: оптимизация, двигательная активность, дети старшего дошкольного возраста, нарушения речи, логопедическая группа.

Abstract

Objective of the study was to to identify the possibilities of providing optimal conditions for the development of motor activity of older preschoolers of the speech therapy group.

Methods and structure of the study. The experiment involved 20 children of the 6th year of life with general underdevelopment of speech. Diagnosis of motor activity of older preschool children with general speech underdevelopment was carried out using observation methods and shagometry in the process of independent and organized motor activity of the subjects. Results and conclusions. The data of the diagnostic study provide a basis for the determination and testing of conditions that optimize the process of motor activity of preschoolers of the senior speech therapy group. Expansion of the content of the sports corner by enriching the complex of special means (taking into account an individually differentiated approach to children with general underdevelopment of speech) with outdoor games aimed at their creative activity.

Keywords: optimization, physical activity, children of senior preschool age, speech disorders, speech therapy group.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В современном обществе ключевым вектором социальной политики является формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения. В ряде законодательных документов: «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и других, особое внимание направлено на внедрение и закрепление в жизни общества физической культуры и спорта [4, 5].

Наблюдающееся в последние годы ухудшение эпидемиологической обстановки провоцирует значительные негативные изменения в состоянии здоровья лиц с ограниченными возможностями, увеличение распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, снижение показателей физического развития, психической сферы.

В дошкольном детстве моторная активность относится к числу весомых факторов познавательного и личностного развития, так как лежит в основе разносторонней деятель-

ности психических процессов и накопления здорового потенциала человека [1].

Цель исследования - показать возможности обеспечения оптимальных условий для развития двигательной активности у старших дошкольников логопедической группы.

Методы и организация исследования. Диагностика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлялась с помощью метода наблюдения за самостоятельной и организованной двигательной деятельностью испытуемых - шагометрии. Для исследования двигательной активности старших дошкольников с ОНР с целью получения объективных характеристик была проведена комплексная оценка по следующим критериям: объем, продолжительность, интенсивность.

Контингент испытуемых - 20 детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Базой исследования явились МБДОУ № 14, МБДОУ № 32 г Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с октября 2020 г по апрель

2021 г (включительно). В основу исследования была положена методика М. А. Руновой [3]. В соответствии с диагностическими критериями мы выделили три уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Результаты исследования и их обсуждение. У испытуемых 1-й группы (уровень двигательной активности выше среднего) наряду с повышенной интенсивностью движений было отмечено отсутствие грубых нарушений моторной сферы, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия. В ходе исследования 2-й группы (средний уровень двигательной активности) были получены данные, позволяющие утверждать о нарушении структурной согласованности движений. Было отмечено, что наиболее сложные действия осуществлялись с помощью дополнительных операций. Таким образом, сложнокоордина-ционные двигательные акты выполнялись детьми с ОНР при включении усилий организма. У респондентов 3-й группы (низкий уровень двигательной активности) выявлена однотипная двигательная деятельность, зачастую прерываемая статической позой.

Анализ наблюдения за самостоятельной двигательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игровой комнате показал, что дети 1-й группы (уровень выше среднего ДА) играли со всеми предметами, но продолжительность с каждым предметом низкая (5-7 мин). Большую часть времени они бегали друг за другом, играли в подвижные игры: «Салочки», «Охотники и зайцы», «Мышеловка», «Перебежки» и др. Дети 2-й группы (средний уровень ДА) играли со всеми предметами, продолжительность занятий с каждым предметом - 10-12 мин. Проявили интерес к подвижной игре «Охотники и зайцы». Дети 3-й группы (низкий уровень ДА) выбрали в качестве игры крупные бусы для нанизывания, скамейки, дорожки с ребристой поверхностью. Играли 25 мин, остальное время собирали конструктор.

Результаты диагностики двигательной активности детей с нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что ограничения их двигательной деятельности в целом связаны с плохой координацией сложных движений, неуверенностью в воспроизведении точно дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, затруднением воспроизведения двигательного задания по пространственно-временным ориентирам [2].

Оптимизирующими условиями для повышения уровня двигательной активности у детей старшей логопедической группы явились: создание творческой подвижно-игровой зоны с обновленным комплексом физкультурных атрибутов и пособий; применение индивидуального подхода с учетом степени двигательного участия старших дошкольников с ОНР и специфики кинестезий; самообразование педагогов по проблеме двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Наполнение физкультурно-игровой среды ДОО: специально сконструированная серия подвижных игр творческой направленности, учитывающая индивидуальные потребности и особенности двигательной сферы дошкольников с ОНР, в условиях ограниченного помещения группы с новыми вариантами физкультурных атрибутов и пособий (см. таблицу).

Старшим дошкольникам логопедической группы (уровень ДА выше среднего) было рекомендовано выполнять упражнения на внимание, координацию, ловкость с ясно обозначенной задачей, постепенно усложняя их двигательное содержимое. При этом требовалась точность в выполнении («Вижу цель», «Сбор урожая», «Сажаем огород» и др.).

Для активизации внимания старших дошкольников логопедической группы и положительного настроя на дальнейшую деятельность нами использовались маршировки, цель которых -развитие общей моторики, координации движения рук и ног при ходьбе с высоким подниманием колен и бегом на носочках. Для развития отдельных групп мышц использовались упражнения на равновесие (лазанье, ползание, пролезание, подлезание).

Детям старшего дошкольного возраста с ОНР, у которых был выявлен низкий уровень ДА, свойственно отсутствие автоматизации движений. Им был предложен комплекс упражнений на одно и то же двигательное качество, где была необязательной точность выполнения (игры-упражнения на скорость реакции и своевременные переключения с одного вида деятельности на другой: «С кочки на кочку», «Белочки», «Паровозик» и др.).

Контрольный срез продемонстрировал положительную динамику результатов экспериментального исследования. Это нашло свое отражение в количественных показателях уровней ДА: уровень выше среднего ДА был обнаружен у 55 % респондентов (на констатирующем этапе данный уровень составлял 45 %). Дети логопедической группы, перешедшие на этот уровень, стали более подвижными, их самостоятель-

Подвижные игры для оптимизации самостоятельной двигательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ограниченного пространства группы с использованием атрибутов и оборудования физкультурно-игровой зоны

Основные виды движений Подвижные игры для оптимизации самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства группы Пособия и атрибуты физкультурно-игровой зоны групповой комнаты

Прыжки «Сорви яблочко» - подскакивание, попытка дотронуться до установленного символа. «Громадные вышагивания» - переступание с одного коврика на другой с помощью всевозможных приемов (открытые, боковые вышагивания, «на носочках», «на пяточках», «вперед спинкой»). «Перепрыгни горку» - прыжки с одного места на другое через наполненные песком емкости «Тихие тренажеры», мешочки с песком малые, мешочки с песком большие, текстильные коврики разных цветов 25x25 см

Упражнения на равновесие «Задорные негритята» - воспитанники шагают с небольшим грузом на голове, хождение по ортопедической дорожке, между стульчиками. «Пройди точно» - ходьба по лентам, между стульчиками. «Лягушата» - прыжки с ленты на ленту, как лягушата (из лент сделаны круги) Ленты, стульчики, мешочки с грузом,коврики

Упражнения на развитие отдельных групп мышц «Наш огород» - игры на территории с разметкой, с ортопедической дорожкой. «Сеточка» - перелазание, подлезание, пролезание между распрямленными лентами. «Щенята» - ходьба по ортопедической дорожке на четвереньках Размеченная территория, ортопедическая дорожка, ленты

Метание, катание, бросание «Сбор урожая» - закидывание мешочков в емкость. «Вижу цель» - забрасывание мешочков в разрисованные ладошки. «Катящийся мяч» - перекатывание с одной руки на другую мяча с использованием разных приемов Мешочки с песком, «Тихие тренажеры», мячи большие и малые, кольцеброс, кегли

Лазание, пролезание, подлезание «Сеточка» - перелезание и подлезание между распрямленными лентами. «Сорви яблочко» - лазанье по тихому тренажеру. «Походи по стенке» - хождение и прогулка (лазанье) по тихому тренажеру Ленты, «Тихие тренажеры», обручи

№6 • 2022 Июнь | Juпi

http://www.teoriya.ru

67

ная двигательная деятельность обогатилась по содержанию, у дошкольников появился устойчивый интерес к играм и упражнениям спортивного характера (бадминтон, баскетбол, теннис, городки). Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий.

У 35 %о испытуемых был выявлен средний уровень ДА (на констатирующем этапе - 30 0%). У данной группы детей содержание ДА обеспечивалось большей насыщенностью и разнообразием игр и спортивных упражнений, их чередованием, по сравнению с констатирующим экспериментом.

Низкий уровень ДА остался у 10 % респондентов (25 0% -на констатирующем этапе). У испытуемых отмечались однообразие в движениях и малоподвижность деятельности, большую часть времени использовались игры и физические упражнения низкой степени интенсивности (сюжетно-роле-вые игры и с мелкими предметами и др.), зачастую они прерывались статической позой.

Выводы. В специально организованную (образовательную) и повседневную деятельность следует включать элементы, оптимизирующие процесс двигательной активности дошкольников старшей логопедической группы. Необходимыми условиями являются: расширение содержания физкультурного уголка за счет обогащения комплекса специальных средств (с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям с общим недоразвитием речи) подвижными играми, направленными на их творческую активность.

Литература

1. Заходякина, К.Ю. Адаптивное физическое воспитание младших школьников с общим недоразвитием речи в условиях коррек-

ционно-развивающей среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Ю. Заходякина. - СПб., 2012. - 24 с.

2. Лепешкина, С.В. Особенности физического воспитания 5-6 летних детей с логопедическими нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Лепешкина. - Малаховка, 2003. - 22 с.

3. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: [5-7 лет] / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 255 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http:// zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html.

References

1. Zakhodyakina K.Yu. Adaptivnoe fizicheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov s obshchim nedorazvitiem rechi v usloviyah korrekcionno-razvi-vayushchej sredy [Adaptive physical education of junior schoolchildren with general underdevelopment of speech in a correctional and developmental environment]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2012. 24 p.

2. Lepeshkina S.V. Osobennosti fizicheskogo vospitaniya 5-6 letnih de-tej s logopedicheskimi narusheniyami [Features of physical education of 5-6 year old children with speech therapy disorders]. PhD diss. abstract. Malakhovka, 2003. 22 p.

3. Runova M.A. Dvigatelnaya aktivnost rebenka v detskom sadu: [5-7 let] [Motor activity of a child in kindergarten: [5-7 years old]]. Moscow: Mozaika-Sintez publ., 2007. 255 p.

4. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 24.11.2020 N 3081-r «Ob utverzh-denii Strategii razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v Rossijskoj Federa-cii na period do 2030 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 N 3081-r "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030"]. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/.

5. Federalnyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ]. [Electronic resource]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

особенности темперамента юношей, регулярно занимающихся футболом и гимнастикой

Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/ШС 796.01:159.9

Ключевые слова: темперамент, юноши, фрустрация, агрессивность, пластичность, гимнастика, футбол.

Введение. Занятия спортом требуют от человека проявления множества физических и особенно психических свойств, направленных на достижение им высоких спортивных результатов [1]. Считается, что темперамент наряду с уровнем физического развития весьма значим в достижении спортивного совершенства [2]. При этом именно темперамент определяет индивидуальность движений и их успешность, что особенно актуально в футболе и гимнастике.

Цель исследования - выявить особенности темперамента у юных футболистов и гимнастов.

Методика и организация исследования. Обследованы две группы здоровых, юных спортсменов в возрасте 17-19 лет со спортивным стажем не менее трех лет. Первая группа включала 18 футболистов, вторая группа состояла из 17 гимнастов. Определяли тревожность, эмоциональную устойчивость, стойкость к фрустрации, уровень агрессивности, выраженность пластичности и ригидности процессов в нервной системе, баланс экстраверсии-интроверсии с последующей статистической обработкой полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Все обследованные спортсмены, согласно результатам методик

features of the temperament of young MEN who regularly ENGAGE iN FooTBALL AND GYMNASTicS

Dr. Med., Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev1 Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 22.02.2022 г.

«Самооценка психического состояния» и «Свойства темперамента», обладали сравнимой высокой эмоциональной устойчивостью. В обеих группах наблюдения отмечена сходная устойчивость к фрустрации. У футболистов имелась более выраженная агрессивность, превышавшая ее уровень у гимнастов на 19,3%. Для футболистов были свойственны большая экстраверсия (на 17,9%) и большая пластичность первичных процессов (на 18,5%).

Выводы. Имеющаяся в темпераменте юных спортсменов выраженность агрессивности, пластичности и экстраверсии во многом определяет выбор ими вида спорта и последующую успешность спортивных занятий. Для футболистов характерны повышенная агрессивность, пластичность и экстраверсия. Гимнастам свойственны более низкие значения этих характеристик.

Литература

1. Завалишина С.Ю. Физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе при вестибулярном раздражении у представителей игровых видов спорта / С.Ю. Завалишина, Е.С. Каченкова // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 8. - С. 24-26.

2. Kachenkova E.S., Zavalishina S.Y, Makurina O.N., Kulkova I.V., Tkacheva E.S. Physiological Reaction of the Cardiovascular System of Men 50-59 Years to Feasible Regular Physical Activity. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13(4): 1719-1727.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.