УДК 93
ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА ДОНСКИХ ШАХТЕРОВ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (конец XIX - начало XX вв.)
Н.Г. Мануковский
DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-41-47
Йэсуг - обусловленная особенностями культуры и менталитета важная часть повседневной жизни цифическая форма его сознательной активности, зависящая от множества как внутренних (социокультурных), так и внешних (социально-экономических) факторов. Модернизация, представляющая собой переход от аграрного общества к обществу индустриальному, приводит не только к масштабным социально-экономическим изменениям, но и к изменениям в сфере культуры, важной составляющей которой является досуг. Так, в результате модернизации происходит образование рабочего класса и постепенное формирование у него собственной специфической субкультуры с присущими ей особенностями досуга.
В свете вышесказанного представляет интерес всестороннее и комплексное рассмотрение всех форм досуга донских шахтеров в пореформенный период. В это время абсолютное их большинство представляло собой сезонных работников, как правило, из безграмотных крестьян-отходников, бывших носителями традиционной крестьянской культуры и сохранявших связь с деревней, куда они периодически возвращались. К тому же шахтеры в рассматриваемый период проживали в расположенных в степи и отдаленных от других населенных пунктов рудничных поселках. Такое исследование позволит определить особенности и выявить обусловленные модернизацией изменения в досугово-раз-влекательной культуре шахтеров Дона в пореформенный период.
В советской и современной отечественной и зарубежной историографии проблема досуга шахтеров Дона в пореформенный период нашла частичное отражение в монографиях С.И. Потолова «Рабочие Добасса в XIX веке»
Мануковский Николай Георгиевич - младший научный сотрудник кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, e-mail: [email protected], т. 8(863) 218 40 00, доб. 12215.
[1] и «Рождение великана» [2], а также в статье украинских исследователей В.В. Гончарова и В.В. Койнаша «Развлекательная культура рабочих Донбасса в конце XIX - начале ХХ веков» [3]. С.И. Потолов отмечал, что из-за отсутствия в рудничных поселках соответствующих культурных учреждений шахтеры часто свое свободное время проводили в питейных заведениях. Также, по его словам, часть так называемых «сознательных» рабочих охотно посещала устраиваемые представителями «прогрессивной интеллигенции» и рудничной администрации театральные постановки и народные чтения. В статье В.В. Гончарова и В.В. Койнаша было уделено внимание только трем основным, по их мнению, формам досуга донецких шахтеров и металлистов в конце XIX - начале ХХ вв.: пьянству, кулачным боям и дракам, а также посещению частью рабочих театральных представлений [3, с. 25-27].
В целом анализ степени разработанности данной темы позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени не было проведено обстоятельное исследование всех без исключения форм досуга донских шахтеров в пореформенный период. Не была рассмотрена и проблема влияния на особенности и трансформацию досуга шахтеров специфических черт их мировоззрения, социальной психологии и традиционной крестьянской субкультуры. Данное обстоятельство обословливает научную актуальность комплексного изучения досугового поведения донских шахтеров в период пореформенной модернизации.
Существенное влияние на досуговое поведение донских шахтеров в пореформенный период оказывала унаследованная ими от крестьянского прошлого (в силу их происхождения) религиозность, которая проявлялась в посещении
Nikolay Manukovskiy - Southern Federal University, Bolshaya Sadovaya Street, 33, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)218 40 00 12215.
церквей и храмов и в отмечании религиозных праздников. Обычно, построенные горнопромышленниками при рудниках церкви и храмы шахтеры посещали в воскресные и праздничные дни. Так, в отчете Наказного Войскового атамана за 1896 г. отмечалось, что на Грушевских рудниках имелись две посещаемые шахтерами в праздники и воскресенья церкви: домовая в здании больницы при руднике РОПИТ и на руднике И.С. Кошкина. Там же сообщалось, что в 1896 г. на руднике горнопромышленников Рыковских на средства самих владельцев была построена для местных шахтеров деревянная церковь, расположенная в районе Богодуховской ветки Екатерининской железной дороги [4].
В этой связи примечательно, что в некоторых случаях религиозность шахтеров проявлялась также и в том, что они, если при крупном руднике не было церкви, выступали за ее создание и даже проявляли готовность жертвовать на это деньги. Так, Е.М. Гаршин писал в 1892 г., что часть шахтеров с рудников вблизи Юзовки и прилегающих к ней шахт других предприятий, в том числе находящихся на «донской стороне» Кальмиуса, выступали за сооружение местного храма. «Рудничный рабочий здешних мест, - отмечал Е. М. Гаршин, - далеко не так звероподобен по своему облику, как это иногда силятся представить. Эта среда обладает элементами нравственности, религиозного чувства». По его сведениям, шахтеры дали «из своих заработков 17 000 рублей на сооружение храма». «В настоящее время, - пишет далее Е.М. Гаршин, - по настойчиво заявленным желаниям рабочих в течение нескольких месяцев взимался 1% их содержания на сооружение колокольни при этом храме» [5].
Одной из основных форм досуга шахтеров на протяжении всего рассматриваемого периода являлось участие в проведении религиозных праздников. Праздничными днями для донских шахтеров в это время были Благовещенье, Пасха, Рождество, Покров, Троица, День святых Козьмы и Демьяна и многие другие, в том числе и местные престольные. Как замечал штейгер Е.К. Колдуб, грушевские шахтеры в 1890-е годы отмечали, кроме больших религиозных праздников, «полу-Петры и пятидесятые пятницы» [6]. 2 июня 1892 г. Закон о рабочем времени установил официальное количество религиозных праздников, в число которых входили: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 марта, 8 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели,
день Вознесения, второй день праздника Сошествия Святого Духа [7].
Как и крестьяне, донские шахтеры в религиозные праздники в большом количестве употребляли алкоголь. Во многом это было связано с тем, что в пореформенный период часто именно на религиозные праздники приходился день выдачи горнорабочим их заработной платы. Однако в условиях отсутствия контроля со стороны общины употребление алкоголя у шахтеров приобретало черты делинквентного поведения. Так, по воспоминаниям В.В. Вересаева об одном из таких праздников, на Вознесенском руднике П.А. Карпова в 1891 г., «в субботу вечером, после выдачи заработной платы, в рабочей колонии начинают зажигаться огни. Окрестные кабаки начинают усиленную деятельность». К вечеру следующего дня, вспоминал В. Вересаев, «степь кругом усеяна неподвижными телами шахтеров и шахтерок; между ними бродят еще стоящие на ногах» [8, с. 79].
Воспоминания современников о пьянстве шахтеров во время религиозных праздников подтверждаются также и архивными материалами. Так, согласно отчету окружного инженера 1-го горного округа в Управление Горной и Соляной частями Области Войска Донского, 24 ноября 1870 г., во время престольного праздника Святой Екатерины в шахту есаула Ще дрова упал и разбился насмерть находящийся в состоянии сильного алкогольного опьянения рабочий Логвиненко. Приказчик шахты и начальник артели, в которой работал Логвиненко, во время следствия рассказали, что 24 ноября после обедни их артель на шахте Андропова вместе с пришедшими к ним в гости рабочими с других шахт в честь праздника пили водку и разошлись поздно вечером [9].
В декабре 1870 г. администрация рудника РОПИТ в Грушевке обратилась в Управление Горной и Соляной частями в Земле Войска Донского с просьбой о командировании на рудник десяти казаков для усиления полицейского надзора, «имея в виду возможность беспорядков во время наступающих Рождественских праздников с 24 декабря по 8 января, когда 650 человек рабочих рудника РОПИТ, вероятно, в нетрезвом виде, будут собираться в общей артельной кухне». Опасения администрации рудника РОПИТ подтвердились: согласно рапорту полицмейстера Грушевского горного поселения в Управление Горной и Соляной частями Области Войска Донского от 10 декабря 1870 г., рабочие рудника РОПИТ С.А. Соколов (крестьянин Ефремов-
ского уезда Тульской губернии), А.Ф. Гайдуков (крестьянин Новосельского уезда) и Корнеев (отпускной рядовой) 6 декабря 1870 г. «в пьяном виде нанесли управляющему рудником горному инженеру Вагнеру» и полицмейстеру Грушевского горного поселения Кучерову оскорбления и устроили драку [10].
Согласно рапорту жандармского ротмистра в Екатеринославское жандармское управление, в 1890 г. шахтеры рудников Рыковского «в праздничные дни переходят покутить с «донской стороны» в местечко Юзовку» [11]. По воспоминаниям старых рабочих, собранным в ходе Историко-Бытовых экспедиций 1951-1953 годов, пьянство среди шахтеров, в особенности в праздничные дни, было характерной чертой [12, с. 94].
В целом представленные выше факты свидетельствует о характерном для досуговых практик шахтеров сочетании традиционно крестьянских форм свободного времяпрепровождения с обусловленной отрывом от традиционного социального окружения и отсутствием контроля с его сторны маргинальной психологией, проявляющейся в их досуге в виде различных форм делинквентного поведения.
Еще одной особенностью праздничного досуга донских шахтеров в пореформенный период, подтверждающей этот тезис, являлось широкое распространение среди них, как унаследованных от крестьянского прошлого кулачных боев, так и драк и поножовщины. Об этом свидетельствуют воспоминания рабочих-шахтеров, собранные в ходе Историко-Бытовых экспедиций 1951-1953 гг. По воспоминаниям одного из шахтеров, в праздники, когда выдавали заработную плату, часто бывали бои между рабочими разных шахт: «дрались камнями, дрались также стенка на стенку, либо артель на артель, либо туляки против орловцев» [12, с. 96]. По записанным писателем А.В. Ионовым воспоминаниям одного донского шахтера, работавшего в конце XIX в. на шахте горнопромышленника Этте-ровича, один из праздников Пасхи закончился дракой между сезонными рабочими (так называемыми «гагаями») и местными (сезонники их призрительно называли «босяками»), в ходе которой было убито четыре человека, включая одного из подрядчиков. Во время драки шахтеры кидали друг в друга камни и обломки кирпичей, причем рудничная молодежь, в том числе подростки и девушки, помогали «своим», поднося им кирпичи и камни. Причиной этой драки, как сообщал шахтер-очевдец, послужи-
ла мелкая ссора двух рабочих из разных артелей [13, с. 145-146]. О том же свидетельствуют воспоминания В.В. Вересаева о празднике на Вознесенском руднике в начале 1890-х годов. По его словам, вечером, во время одного из таких праздников, совпавшего, как обычно, с днем выдачи заработной платы, в контору «прибежал испуганный десятник и доложил, что в колонии побоище». «Это была, - вспоминал В.В. Вересаев, - уже не драка, это было действительно целое побоище, и побоище нешуточное. Жены вытаскивали из схватки израненных, окрававленных мужей. Пьяная, рассвирепевшая толпа никого не слушала» [8, с. 84].
Воспоминания современников подтверждаются архивными материалами. Так, в 1889 г. начальник Таганрогского округа обратился к Наказному атаману с просьбой «в предупреждение беспорядков на каменно-угольных рудниках Макеевской волости, могущих происходить при выдаче рабочим людям жалованья перед праздником Святого Христова Воскресенья, временно прикомандировать к 4 апреля восемь полицейских урядников по одной должности на каждый рудник для своевременного предупреждения и прекращения беспорядков и недоразумений, могущих произойти между рабочими» [14].
Ценные сведения о непраздничном досуге шахтеров в выходные дни дает в своих воспоминаниях В.В. Вересаев: «Придет воскресенье, работы прекращаются, но на руднике тихо, как в будние дни. Шахтеры заходят друг к другу в гости и вяло разговаривают, играют в орлянку и карты; надоест - заваливаются спать и спят без просыпу весь день. Работают всю неделю, чтобы дождаться воскресенья, и протомятся воскресенье, дожидаясь начала работы» [8, с. 70].
Как свидетельствуют материалы Истори-ко-Бытовых экспедиций 1951-1953 годов, как в праздники, так и в выходные дни, основным развлечением шахтеров были песни и частушки, как крестьянские, так и собственного сочне-ния, под аккомпонемент гармошки-«ливенки» и гитары [12, с. 96].
Как сообщал собиратель шахтерского фольклора А.В. Ионов, типичным способом свободного времяпрепровождения рудничной молодежи в Александровске Грушевском в конце XIX - начале XX вв. были во многом идентичные крестьянским хороводам уличные народные гуляния с пением песен и частушек собственного сочинения. Как правило, такие народные гуляния, по его словам, происходили следующим образом: «Где-то в определенном месте, обыч-
но на окраине поселка, собираются девушки. К ним присоединяются молодые шахтеры, недавно возвратившиеся с работы. Среди них непременно должен быть гармонист. Под аккомпо-немент гармони-«ливенки» девушки начинают петь песни или распевать («выкрикивать») частушки, так называемые «страданья» (песни, содержащие в себе жалобы на различные жизненные неурядицы). «Сыграв уже не одну песню, гармонист пробует мотив долгожданного «страдания», и девушки «тотчас наперебой начинают выкрикивать свои куплеты». Такие развлечения, по словам А. В. Ионова, могли продолжаться довольно долго: «Давно уснул поселок, уснули мертвецким сном после каторжного труда шахтеры, а песни на улице звучат с неубывающей страстью» [13, с. 77].
Важной частью досуга донских шахтеров в пореформенный период было общение между собой, во время которого они не только обсуждали свои жизненные проблемы, но и развлекали друг друга пересказом различного рода легенд, быличек, сказов и преданий, многие из которых имели крестьянское происхождение. Так, в составленном А.В. Ионовым сборнике шахтерских сказов и преданий есть следующий рассказ, дающий представление не только об этой форме шахтерского досуга, но и о мировоззрении большинства горняков, работавших на Грушевких антрацитовых рудниках на рубеже Х1Х-ХХ веков: «Время стояло летнее. Народу в шахте было мало, работала лишь небольшая артель тамбовских. Однажды в шахте зарубщики завели между собой разговор о колдунах и ведьмах». Один из них рассказывал о том, «как ему пришлось встретиться с ведьмой, которая хотела его задушить» [13, с. 140]. В это же время шахтерами Донбасса была создана легенда о «шахтном домовом» Шубине, возникшая изначально в Грушевке и позднее распространившаяся по рудникам всего Донбасса [13, с. 138-139]. Очевидно, что сам факт подобного творчества, весьма сходного с фольклорным творчеством крестьян, указывает на то, что в культурном и ментальном отношении донские шахтеры сохраняли традиционные крестьянские черты и продолжали оставаться носителями традиционного мифологического сознания.
Вместе с тем во время жизни на рудниках шахтеры также получали возможность знакомства с отдельными сторонами современной им элитарной культуры. Иногда такого рода культурные контакты носили специфический характер. Об этом свидетельствуют, например, дан-
ные о агитационно-пропагандистской работе на Грушевском руднике представителей ростовской народнической организации в середине 1870-х годов. В августе 1876 г. полицмейстером Грушевского горного поселения было произведено дознание в связи с полученным им сообщением о том, что на шахте углепромышленника Посо-хова у рабочих «появились книги возмутительного содержания», т. е. пропагандистская литература. При этом выяснилось, что указанные книги были доставлены на шахту неким Леоном Андреевым, который вместе с машинистом Федоровым читал их рабочим и потом вел с ними беседы о прочитанном. Как показали на следствии рабочие-шахтеры Петр Петров и Григорий Семенов, принимавшие участие в этих беседах, проводившихся, как правило, на квартире машиниста Федорова или в поле, «этот Леон Андреев говорил, что бога нет, что святые угодники также не существуют, что лучшей жизни рабочих мешают капитал, подчинивший их себе, затем чиновники, что необходимо уравнять всех, чтобы не было ни богачей, ни начальствующих». Указанная деятельность продолжалась недолго. Уже через пять дней после появления Андреева на шахте он вынужден был вместе с Федоровым скрыться во избежания ареста [15, с. 190].
Один из руководителей ростовской землевольческой группы М.Р. Попов вспоминал, что в том же 1876 г. член этой группы Н.П. Быховцев был специально направлен на Грушевские копи, где он вел пропагандистскую работу среди шахтеров. «Сначала ему, - вспоминал М.Р. Попов, - приходилось на саночках на четвереньках возить по проходам уголь, но потом он, как пропагатор, был избавлен от этого труда самими рабочими, и его главным делом стало читать им книжки в шахтах». Кроме Быковцева в 1878 г. на шахте РОПИТ работал землеволец М.Э. Новицкий [15, с. 191]. Этот пример свидетельствует о тяге большинства шахтеров к общению в свободное время с грамотным «книжным» человеком, носителем элитарной культуры.
В период 1890-х годов на рудниках Дона появляется небольшая прослойка рабочих (в первую очередь, грамотных шахтеров), стремившихся к усвоению досуговых практик, характерных для представителей элитарной городской культуры. Эти рабочие предпочитали в свободное время посещать библиотеки, читальни, а также народные дома, возникшие в это время при рудниках благодаря усилиям отдельных представителей местной интеллигенции (горных инженеров, рудничных врачей и др).
Так, при Кальмиус-Богодуховском руднике Алексеевского горнопромышленного общества с конца 1896 г. действовала воскресная школа, в которой проводились занятия для всех желающих взрослых рабочих: чтение книг, научно-популярные лекции и так называемые «сеансы волшебного фонаря». При данном руднике в 1900 г., по данным Комиссии А.А. Штофа, имелись также две библиотеки-читальни для рабочих и завершалось строительство народного дома [16, л. 79]. На Макеевском руднике Русско-Донецкого общества в 1900 г. при одноклассной школе, размещенной в большом четырехкомнатном здании, имелись «реакреационная зала» на 500 человек и читальня, где проводились для взрослых рабочих сеансы «волшебного фонаря» и читались научно-популярные лекции и художественные произведения [16, л. 80]. На антрацитовом руднике А.В. Маркова, по данным того же источника, имелся состоящий из рабочих-шахтеров духовой оркестр [16, л. 81].
Как вспоминал горный инженер А.М. Тер-пигорев, «культурные мероприятия» в шахтерских поселках, расположенных вблизи Сулина, до его приезда (т. е. до 1898 г.) не проводились. «Приехав в Сулин, - писал А.М. Терпигорев, - я вместе с другими молодыми инженерами принял участие в организации так называемых «народных чтений». Проводились они с «волшебным фонарем», при помощи которого показывались «туманные картины». Во время этих чтений рабочие с большим интересом знакомились с произведениями Льва Толстого, Пушкина, Короленко и других писателей» [17].
Важной предпосылкой увеличения численности прослойки рабочих, стремившихся к усвоению и воспроизводству элитарных досу-говых практик (чтения книг, посещения спектаклей и научно-популярных лекций), в начале ХХ века явилось строительство школ для детей рабочих на рудниках Дона, так как оно способствовало не только повышению их образовательного уровня и увеличению среди них доли грамотных, но также и их знакомству через чтение книг с образом жизни и мировоззрением привилегированных слоев населения. Такие школы, по данным Комиссии А.А. Штофа, к 1900 г. были открыты практически на всех крупных рудниках Области Войска Донского [16, л. 75-82]. В этой связи примечательно, что донским шахтерам было свойственно стремление дать своим детям образование, что, на наш взгляд, не только способствовало распространению грамотности и таким образом облегчало процесс усвоения
ими различных элементов элитарной культуры, но свидетельствовало также о наличии у этой части рабочих уважительного отношения к ней и стремления к освоению ее основных достижений, например, к получению научных знаний о мире и обществе и более глубокому знакомству с образом жизни привилигированных слоев. Как отмечается в материалах Историко-Бытовых экспедиций 1951-1953 гг., бывали случаи, что рабочие в условиях недостатка при рудниках устроенных горнопромышленниками школ обучали своих детей частным образом, в особых «хатах»[12, с. 99].
Таким образом, отличительной особенностью досуговой культуры большинства шахтеров Дона в период 1860-90-х годов являлись частые религиозные праздники, обусловленные сохранением у них типичных черт традиционного (в том числе крестьянского) мировоззрения, прежде всего религизности. Как в праздничные, так и в воскресные дни? донские шахтеры посещали церкви и храмы. В то же время отрыв от традиционного социального окружения и отсутствие конороля с его стороны, а также жизнь в неблагоустроенных и отдаленных от других населенных пунктов рудничных поселках имели своим следствием формирование у них специфической маргинальной психологии, проявлявшейся в широком распространении в их среде таких форм делинквентного поведения, как пьянство и драки между собой. Данное обстоятельство дает основание для утверждения, что как для досуга шахтеров, так и для их субкультуры в целом было характерно сочетание традиционности и маргинальности.
Важной частью их досуга были также похожие на крестьянские народные гуляния, сопровождавшиеся песнями и танцами. Еще одной составляющей досугового поведения шахтеров являлось фольклорное творчество, идентичное крестьянскому по своим базовым признакам и выражавшееся в сочинении песен, частушек, легенд и быличек.
В то же время среди рабочих постепенно выделилась узкая прослойка «рабочей интеллигенции», представители которой тяготели к формам досуга, характерным для элитарной культуры: посещали устраиваемые горными инженерами народные чтения, театральные постановки, библиотеки и читальни. В немалой степени эта тенденция была обусловлена наличием у шахтеров сильного интереса к культуре образованной части общества и сремлением подражать ей. Очевидно, что ее дальнейшее развитие тре-
бовало повышения их общего образовательного уровня за счет расширения сети рудничных школ и активизации просветительской деятельности предпринимателей, горных инженеров и других представителей рудничной интеллигенции и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Потолов С.И. Рабочие Донбасса в XIX веке. М.-Л. Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 256 с. C. 138.
2. Потолов С.И. Рождение великана. Страницы летописи жизни и борьбы рабочих Донбасса: исто-рико-краеведческий очерк. Донецк: Донбасс, 1972. 248 с.
3. Гончаров В.В., Койнаш В.В. Развлекательная культура рабочих Донбасса (конец XIX - начало ХХ вв) // Наука. Релтя. Сустльство. 2013. № 1. С. 24-27.
4. Отчет Войскового Наказного Атамана Области о состоянии Области Войска Донского за 1896 год. Новочеркасск, 1897. 67 с. С. 50.
5. Гаршин Е.М. На Донце. Путевые очерки. СПб.: Тип. В. Домакова, 1892. 80 с. С. 60.
6. Колодуб Е.К. Труд и жизнь горнорабочих Грушевских антрацитовых рудников. М.: Тип. И. Я. Полякова, 1905. 127 с. С. 121.
7. Гессен Ю.И. История горнорабочих СССР: В 2 т. Т. 2. М.: Издание ЦК Союза горнорабочих, 1929. 294 с. С. 138.
8. Открытие страны огня: русские писатели о Донбассе. Донецк: Донбасс, 1978. 368 с.
9. Журнал заседаний Совета Управления Горной и Соляной частями Области Войска Донского за 1870 год // Государственный Архив Ростовской Области. Ф. 32. Оп. 2. Д. 680. Л. 12.
10. Дело о командировании на рудник РОПИТ казаков на праздник Рождества // Государственный Архив Ростовской Области. Ф. 32. Оп. 2. Д. 920. Л. 1-7.
11. Рабочее движение в России в XIX веке. Сборник документов и материалов: В 4 т. Т. 2. Ч. 2 / Под ред. А. М. Панкратовой. М.: Госполитиздат. 1952. 741 с. С. 508.
12. Историко-Бытовые экспедиции 1951-1953 гг. Материалы по истории пролетариата и крестьянства России конца XIX - начала XX века / Под общей редакцией академика А.М. Панкратовой. М.: Го-скультпросветиздат, 1955. 222 с.
13. Ионов А.В. Песни и сказы Донбасса. Сталино: Книжное издательство Сталино-Донбасс, 1960. 346 с.
14. Дело об учреждении должностей полицейских урядников на каменноугольных рудниках Таганрогского округа в 1889 году // Государственный Архив Ростовской Области. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3142. Л. 1.
15. Попов М.Р. Записки землевольца. М.: Изд-во политкаторжан, 1933. 467 с.
16. Дело по образованию и деятельности комиссии для исследования на месте положения // Государственный Архив Ростовской Области. Ф. 455. Оп. 2. Д. 282.
17. Терпигорев А.М. Воспоминания горного инженера. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956. 272 с. С. 76.
REFERENCES
1. Potolov S.I. Rabochie Donbassa v XIX veke. [Workers of Donbas in the 19th century]. Moskow -Leningrad, USSR Academy of Sciene, 1963, 256 p., p. 138.
2. Potolov S.I. Rogdenie velicana. Stranicy letopisi zgizni I borby rabochih Donbassa [The birth of a giant. Pages Chronicles of life and struggle of workers of Donbass: historical and local history essay] Do-netck, Donbas Press, 1972, 248 p.
3. Goncharov VV. Koynash V.V. Nauka. Religiya. Suspilstvo, 2013, no. 1, pp. 24-27.
4. Otchet Nakaznogo Voyskovogo Atamana Oblasti Voyska Donskogo za 1896 god [The annual report of the ataman on the situation of the Don Cossack Army Region for1896]. Novocherkassk, 1897, 67 p., p. 50.
5. Garshin E.M. Na Donce. Putevye ocherki [On the Bottom. Travel essays]. St.-Petersburg, 1892. 80 p., p. 60.
6. Kolodub E.K. Trud i zhgizn gornorabochih Grush-evskih antracitovyh rudnikov [Work and life of miners Grushevsky anthracite mines]. Moscow, 1905, 127 p., p. 121.
7. Gessen U.I. Istoriya gornorabochih SSSR [The history of miners of the USSR]. In 2 vol. Vol. 2. Moscow, Publishing house of the Union of Miners. 1929, 294 p., p. 138.
8. Otkrytie strany ognya: Russkiye pisateli o Donbasse [The opening of the country fire: Russian writers about Donbass]. Donetck, Donbass Press, 1978, 368 p.
9. Jurnal zasedaniy Soveta Upravleniya Gornoy I Soly-anoy Castyami Oblasti Voyska Donskogo za 1870 god [Journal of the meetings of the Board of the mining Department of the Don Cossack army in 1870]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovskoy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 32. Op. 2. D. 680. L. 12.
10. Delo o Kommandirovanii na rudnik ROPIT kazakov na prazdnik Roghdestva Hristova [The case of the secondment to the mine RAPID Cossacks on the feast of the Nativity]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovs-koy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 32. Op. 2.D. 920. L. 1-7.
11. Rabochee dvigenie v Rossii v XIX veke: sbornik do-kumentov i materialov [Labor movement in Russia in the 19th century: collection of documents and materials]. In 4 volumes. Vol. 2. Part. 2. Moscow, Gos-politizdat, 1952, 741 p., p. 508.
12. Istoriko-bytovye expedicii 1951-1953 godov. Mate-rialy po istorii proletariat i krestyanstva Rossii konca XIX - nachala XX verov. Pod obcshei redakciey aka-demika A. M. Pankratovoy [Historical and House-
hold expedition 1951-1953. Materials on the history of the proletariat and the peasantry of Russia in the late 19th-early of the 20th century. Under the General editorship of academician A.M. Pankratova]. Moscow, Goskultprosvetizdatm, 1955, 222 p.
13. Ionov A.V. Pesny i skazy Donbassa [Songs and stories of Donbass]. Stalino, Donbas Press, 1960. 346 p.
14. Delo оb uchregdenii dolghnostey policeiskih uryad-nikov nа kamennougolnyh rudnikah Таgаnrоgskоgо оkrugа v 1889 gоdu [The case of the establishment of police rites in the coal mines of the Taganrog district in 1889]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovs-koy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 32. Op. 2. F. 46. Op. 1. D. 3142. L.1.
15. Pоpоv M.R. Zapiski zemlevol'tca [Zemlevoletc's notes]. Moscow. 1933. 467 p.
16. Delo po obrazovaniyu i deyatelnosty komissii dlya issledovaniya na meste pologeniya gornorabochih Yuga Rossii [The case of the establishment and activities of the Commission to study the situation of miners in the South of Russia]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovskoy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 455. Op. 2. D. 282.
17. Terpigorev A.M. Vospominaniya gornogo ingenera. [Memoirs of a mining engineer]. Moscow, Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1956, 272 p., p. 76.
Статья написана в рамках исследования «Модернизация России: исследовательский опыт и образовательные практики» при финансовой поддержке гранта Южного Федерального Университета (ЮФУ) (проект № ВнГр-07/2017-16).
28 августа 2018 г.
УДК 94 (470+571) «1924-1927»
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РКП(б) - ВКП(б) НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: МОТИВЫ СОЗДАНИЯ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМИЯМИ (1924-1927)
Д.С. Кокорхоева
DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-47-55
В современной России необходимы эффективные формы управления межэтническими отношениями и их прогнозирования на макрорегиональном уровне. При коренных различиях между советской и современной национальной политикой востребован исторический опыт регулирования межэтнических конфликтов, управления развитием субъектов федерации на основе общегосударственных приоритетов. Важным аспектом национальной политики 1920-х годов было представительство интересов автономных образований Северного Кавказа на уровне макрорегиона (в 1921 - первой половине 1924 гг. называвшегося Юго-Востоком России, а со второй половины 1924 по 1934 гг. - Северо-Кавказским краем). Такое представительство интересов давало возможность отчасти выражать запросы
Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории Ингушского государственного университета, 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, пр. им. И. Зязикова, 7, e-mail: [email protected], т. 8(8734)554222, *127.
автономий, смягчать противоречия между уровнями управления, вырабатывать согласованные решения. В условиях сложившейся к началу 1920-х годов политической системы реальные властные полномочия принадлежали органам Коммунистической партии, а Советы депутатов, как правило, выполняли партийные директивы. Поэтому актуален анализ деятельности комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе, существовавшей в 19241930 гг. Протоколы заседаний данной комиссии и материалы к ним хранятся в Центре документации новейшей истории Ростовской области, а директивы и переписка комиссии с местностями отложились в фондах архивов республик Северного Кавказа и являются источниками открытого доступа. Но деятельность комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на
Dugurhan Kokorkhoeva - Ingush State University, 7, I. Zyazikov Prospect, Magas, 386001, Republic of Ingushetia, e-mail: [email protected], tel. +7(8734)55-4222, *127.