Научная статья на тему 'Особенности должностных преступлений в государственных органах'

Особенности должностных преступлений в государственных органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1016
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MISCONDUCT / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / OFFICER / СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / OFFICIAL POSITION / OFFICIAL FORGERY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT BRIBERY / ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудая Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы должностной преступности, совершаемой в государственных органах, сделан акцент на использовании служебного положения при совершении преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES MALFEASANCE IN GOVERNMENT

The article examines the official criminality committed in state bodies, as well as the use of official position in the commission of crimes.

Текст научной работы на тему «Особенности должностных преступлений в государственных органах»

Для норм российского права характерна высокая степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое количество административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, для преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных лиц. На практике преодоление правовых барьеров осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Помимо таких традиционных проявлений коррупции в государственных органах, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, можно выделить следующие формы коррупционного поведения:

- непосредственное участие должностных лиц государственных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

- использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в «свои» коммерческие структуры и обналичивание денег;

- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов.

Трудность выявления данного вида преступлений заключается в их латентности и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними преступных связей.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками государственных органов, являются: получение взятки (ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

По новому УК РФ понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304 УК РФ) отнесена к числу преступлений против правосудия.

Получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ).

В новом законе отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Взяточничеством признается и незаконное получение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или представляемым им лицам.

Получение взятки за покровительство или попустительство характерно для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, разных властных структур, в частности в случаях, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что при необходимости те будут действовать в интересах взяткодателей. Получение взятки считается преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Иногда должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по себе является преступлением. Например, должностное лицо за взятку пособничает контрабанде. В этом случае ответственность наступает не только за получение взятки, но и за сами эти незаконные, преступные действия (бездействие).

Таким образом, взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица, но может являться и незаконной материальной благодарностью -вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом

вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение.

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности сотрудников государственных органов в результате указов, распоряжений либо специально организованных кампаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего морального разложения государственных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмом контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений [2, с. 48].

Преступное поведение имеет место тогда, когда культура превозносит превыше всего определенные символы успеха, общие для населения в целом, а социальная структура ограничивает (или вообще устраняет) доступ к законным средствам достижения целей для значительной части населения.

Вместе с тем законодательством разрешено дарение государственным служащим «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Принятие такого подарка не влечет никакой ответственности и не заслуживает даже морального осуждения. Но независимо от размера этого «обычного подарка», он расценивается как взятка в следующих случаях:

1. Если имело место вымогательство этого вознаграждения.

2. Если вознаграждение имело характер подкупа.

3. Если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей

или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК РФ). Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом [4, с. 59]. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

Действующее законодательство устанавливает ответственность сотрудников государственных органов за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или другого имущества для осуществления иной экономической деятельности, т. е. за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Формы ответственности определены в ст. 174 УК РФ.

Криминализация предусмотренного деяния в ст. 174 УК РФ произошла в результате длительных, до сих пор не оконченных дискуссий, в ходе которых взвешивались позитивные и негативные последствия введения соответствующего уголовно-правового запрета, а также под влиянием зарубежного законодательства, действующего в иных социально-экономических условиях [3, с. 31].

Цель запрета состоит в охране экономической системы страны и, прежде всего, денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного

имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками.

Социально-поведенческое преступление состоит в том, что доходы от наркобизнеса и иных преступлений, средства, укрытые от налогов, получают с помощью других лиц (не участвовавших в их приобретении) легальный статус и могут свободно использоваться по усмотрению получившего их лица. Состав преступления по данной статье построен сложно. Он предполагает совершение одним лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем, затем совершение другим лицом основного деяния, в которое входит либо проведение субъектом данного преступления финансовых операций и других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Данное преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки. Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований.

Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями сотрудниками государственных органов как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК РФ). Служебный подлог закон определяет как внесение должностным лицом, а также государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления, являющуюся объектом данного преступления.

Служебный подлог может быть материальным (внесение различных изменений в действительный документ) и интеллектуальным (составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа). Состав подлога формальный, и преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, повлекло ли это деяние какие-либо последствия, был ли использован данный подложный документ.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы - это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К данной разновидности подлога относится также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т. п.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами. Подчистка заключается в уничтожении различными способами прежних записей или реквизитов в подлинном документе с возможной заменой их ложными.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог.

Точно также по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица государственного органа, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, контрабанды).

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК РФ и за пособничество

совершению другого преступления. Так, если должностное лицо государственного органа совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использоваться для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать и за подлог, и за соучастие в хищении [5, с. 332].

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) является типичным коррупционным преступлением должностных лиц государственных органов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Запрет на занятие предпринимательской деятельностью распространяется в соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на муниципальных служащих.

Статья 289 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение этого запрета, т. е. за создание государственным служащим организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо за участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Таким образом, непосредственным объектом данного преступления можно считать порядок и принципы несения государственной службы.

Обязательным условием уголовной ответственности должностного лица государственного органа за нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой оно участвует, или покровительствовало им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий и т. п.).

Литература

1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008.

2. Асанов Р. Ф. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: квалификация и ответственность. Уфа, 2000.

3. Карпович О. Г. Коррупция в современной России. М., 2007.

4. Карабанов А. Л., Мелькин С. К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2010.

5. Аснис А. Я. Уголовная ответственность за служебные преступления. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.