Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / дизайн-образование / компетенции / дополнительное профессиональное образование / education system / design education / competencies / additional professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.А. Кувшинова

Статья посвящена проблемам обучения дизайну в российском образовательном пространстве. В ней рассматривается поэтапное обучение эстетическим дисциплинам с охватом периодов дошкольного образования, обучения в средней общеобразовательной школе, а также получения среднего профессионального и высшего образования. В работе уделено особое внимание государственным образовательным стандартам в части формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов. Важное место в исследовании отведено рассмотрению альтернативного обучения дизайну в рамках дополнительного профессионального образования, которое не стеснено рамками государственных стандартов, а значит, позволяет более гибко формировать программы и траектории обучения. Изучение опыта данных образовательных учреждений приблизит нас к пониманию того, как необходимо реализовывать дизайн-образование в России, какие шаги следует предпринять профессиональным сообществам, чтобы отвечать сегодняшнему запросу рынка труда и быть привлекательными в мировом дизайн-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF DESIGN EDUCATION IN RUSSIA

The article deals with problems of teaching design in the Russian educational space. It considers step-by-step teaching of aesthetic disciplines covering the periods of preschool education, secondary school education, as well as obtaining secondary vocational and higher education. The paper pays special attention to state educational standards in terms of the formation of professional competencies among university graduates. An important place in the study is given to the consideration of alternative design training within the framework of additional professional education, which is not constrained by the framework of state standards, and therefore allows for more flexible formation of training programs and trajectories. Studying the experience of these educational institutions will bring us closer to understanding how it is necessary to implement design education in Russia, what steps professional communities need to take to meet the current demand of the labor market and be attractive in the global design space.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

к современному уроку. Поэтому разработка элективного курса в веб-сервисе «Google Класс» может помочь изменить методику преподавания учителя, тем самым повысить интерес ученика к изучению темы «Теория вероятностей».

Введению стохастической линии в школьный курс математики посвящено немалое количество научных трудов. Важность данного материала неоспорима. Необходимо своевременно формировать условия для его усвоения у подрастающего поколения, особое внимание уделяя формам работы с обучающимися. Эффективный способ формирования умений и навыков в познании основ теории вероятности - введение в школьный курс математики соответствующий элективный курс с применением игровых технологий, ведь он создает благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. При формировании

Библиографический список

знаний элементов теории вероятности важно соблюдать правильную последовательность подачи материала для его полноценного усвоения обучающимися. В различных методических комплектах материал подается различными способами, именно поэтому при выстраивании процесса обучения крайне важно подобрать учебники и учебные пособия в соответствии с уровнем математической подготовки определенного класса.

Таким образом, элективный курс позволяет активизировать учебную деятельность, формирует знания и способности к деятельности, которые не только помогут при подготовке к экзаменам, но и пригодятся в обычной жизни. Учебный процесс курса построен таким образом, чтобы школьники обновили знания прошлых лет, получили новые, а также выработали умения и навыки, которые необходимы для решения задач.

1. Бродский Я. Об изучении элементов комбинаторики, вероятности, статистики в школе. Математика: приложение к газете «Первое сентября». 2004; № 31: 3 - 4.

2. Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2018.

3. Бунимович Е.А., Булычев Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. Математика в школе. 2002; № 4: 52 - 58.

4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для прикладного бакалавриата. Москва: Юрайт, 2014.

5. Баюк О.А., Маркарян Е.Г Теория вероятностей и дискретная математика: Элементы теории, решение задач: пособие для самостоятельной подготовки. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2013.

6. Иванова Т. А. Современный урок математики: теория, технология, практика: книга для учителя. Нижний Новгород: НГПУ, 2010.

References

1. Brodskij Ya. Ob izuchenii 'elementov kombinatoriki, veroyatnosti, statistiki v shkole. Matematika: prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya». 2004; № 31: 3 - 4.

2. Blyagoz Z.U. Teoriya veroyatnosteji matematicheskaya statistika. Kurs lekcij: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2018.

3. Bunimovich E.A., Bulychev E.A. Veroyatnostno-statisticheskaya liniya v bazovom shkol'nom kurse matematiki. Matematika vshkole. 2002; № 4: 52 - 58.

4. Gmurman V.E. Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika: uchebnik dlya prikladnogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2014.

5. Bayuk O.A., Markaryan E.G. Teoriya veroyatnostej i diskretnaya matematika: 'Elementy teorii, reshenie zadach: posobie dlya samostoyatel'noj podgotovki. Moskva; Sankt-Peterburg: Prosveschenie, 2013.

6. Ivanova T.A. Sovremennyjurokmatematiki: teoriya, tehnologiya, praktika: kniga dlya uchitelya. Nizhnij Novgorod: NGPU, 2010.

Статья поступила в редакцию 16.07.21

УДК 37.014

Kuvshinova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), rector, Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education "National Design Institute" (Moscow, Russia),

E-mail: nid@nid-design.org, galina-kuvshinova@yandex.ru

THE PECULIARITIES OF DESIGN EDUCATION IN RUSSIA. The article deals with problems of teaching design in the Russian educational space. It considers step-by-step teaching of aesthetic disciplines covering the periods of preschool education, secondary school education, as well as obtaining secondary vocational and higher education. The paper pays special attention to state educational standards in terms of the formation of professional competencies among university graduates. An important place in the study is given to the consideration of alternative design training within the framework of additional professional education, which is not constrained by the framework of state standards, and therefore allows for more flexible formation of training programs and trajectories. Studying the experience of these educational institutions will bring us closer to understanding how it is necessary to implement design education in Russia, what steps professional communities need to take to meet the current demand of the labor market and be attractive in the global design space.

Key words: education system, design education, competencies, additional professional education.

Г.А. Кувшинова, канд. пед. наук, ректор Автономной некоммерческой организации ВО «Национальный институт дизайна», г. Москва,

E-mail: nid@nid-design.org, galina-kuvshinova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Статья посвящена проблемам обучения дизайну в российском образовательном пространстве. В ней рассматривается поэтапное обучение эстетическим дисциплинам с охватом периодов дошкольного образования, обучения в средней общеобразовательной школе, а также получения среднего профессионального и высшего образования. В работе уделено особое внимание государственным образовательным стандартам в части формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов. Важное место в исследовании отведено рассмотрению альтернативного обучения дизайну в рамках дополнительного профессионального образования, которое не стеснено рамками государственных стандартов, а значит, позволяет более гибко формировать программы и траектории обучения. Изучение опыта данных образовательных учреждений приблизит нас к пониманию того, как необходимо реализовывать дизайн-образование в России, какие шаги следует предпринять профессиональным сообществам, чтобы отвечать сегодняшнему запросу рынка труда и быть привлекательными в мировом дизайн-пространстве.

Ключевые слова: система образования, дизайн-образование, компетенции, дополнительное профессиональное образование.

Сегодня в России основные тенденции широкой области дизайна, которая включает в себя, кроме искусства, технологии и инжиниринг, притягивает к себе внимание не только потребителей всех отраслей дизайн-проектов, но и образования в той отрасли, где готовят будущих дизайнеров. Очевидно, что дизайн -это сложная междисциплинарная и наддисциплинарная отрасль, где существуют сложности с подготовкой специалистов, поскольку они должны обладать крайне широким набором творческих, сквозных и технологических компетенций. На наш взгляд, правомочно назвать образование частью дизайн-политики, частью национальной стратегии безопасности и развития общества, а формирование компетенций - одним из способов этой борьбы.

Для России характерна ситуация, когда в документах и стандартах достаточно емко и, на первый взгляд, актуально прописаны компетентностные матрицы, однако в реальности существует ожесточенная дискуссия по поводу их

релевантности рынку труда и запросу работодателей. Обсуждаются проблемы, что не только образовательные стандарты устаревают для запросов бизнеса и компаний отрасли, но и сами выпускники на практике не обладают в полной мере даже теми навыками, что прописаны в этих стандартах.

Таким образом, целью данной статьи является поэтапное рассмотрение обучения дизайн-образованию в России, начиная с дошкольного образования и до обучения в высших учебных заведениях.

Методологической базой исследования явилась система следующих принципиальных положений:

- аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью, а образование - важнейшим фактором развития личности и общества;

- изучение педагогических факторов, явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве.

Это методология будет использована для решения сложных проблем и поиска желаемых решений в области дизайн-образования в России путем интеграции положительного опыта обучения дизайнеров в учреждениях дополнительного профессионального образования в современных вузах.

В российском Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что данная ступень направлена на «создание благоприятных условий развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [1]. Для реализации этой цели программой предусмотрено несколько образовательных направлений, включенных в образовательную программу дошкольных учреждений. Художественно-эстетическое направление является одним из компонентов образовательной программы и «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [1].

Усложнение в этих видах деятельности идет от тактильно-двигательных игр до самостоятельного конструирования из разного материала (от конструкторов до природного материала). Стандарт также предусматривает требования к организации пространства и разнообразию материалов, а также ценностные ориентиры, которые в итоге должны сформироваться в ребенке. Дошкольное образование должно сформировать у ребенка развитое воображение, реализующееся в разных видах деятельности, необходимое для зачатков дизайна-мышления в его жизни. Конкретные рабочие программы групп учитывают данные требования, демонстрируя усложнение с возрастом навыков детей, их осознанности в выполнении тех или иных действий.

Помимо государственных дошкольных учреждений, в России функционируют частные детские сады, использующие программы как основанные на ФГОС ДО [1], так и с дополнительными компонентами. Существует, например, сеть детских садов «Интересный детский сад», где детей могут обучить мультипликации или робототехнике, дети могут самостоятельно делать себе игрушки [2].

Российское школьное образование на всех уровнях регулируется образовательными стандартами, в которых прописано, что выпускник должен быть «креативным» и «ориентированным на творчество и инновационную деятельность» [1]. Также в число личностных результатов обучения включается эстетическое отношение к миру вместе с эстетикой быта, научного и технического творчества. В число метапредметных умений выпускников включается «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания», т.е. ученик в принципе должен понимать свою будущую проектную занятость и возможность творческого поиска в решении возникающих проблем.

В образовательном стандарте основного общего образования есть предметная область «Искусство», которая призвана формировать представление о дизайне. В дополнение идет предметная область «Технология», с помощью которой решается задача ознакомления школьника с проектной деятельностью и созданием предметов из разнообразных материалов [3].

Обучение дизайн-профессиям также осуществляется в рамках программ среднего профессионального образования. В ФГОС СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) прописаны основные компетенции как дизайнеров базового уровня подготовки, так и дизайнеров углубленного уровня подготовки. Предполагается, что дизайнер углубленного уровня подготовки имеет право преподавания дизайн-предметов в школах искусств. Каждый дизайнер по стандарту должен уметь разработать дизайн-проект, применять принципы художественной формы.

Частные курсы и программы дополнительного образования в некоторой степени позволяют решить проблемы российского дизайн-образования в школе. Например, это могут быть государственные и частные художественные школы, центры детского творчества, кружки робототехники, технического творчества. Дизайн и промышленный дизайн начали появляться в сети детских технопарков «Кванториум». В рамках освоения образовательной программы дети могут ознакомиться с 10 принципами промышленного дизайна Дитера Рамса, изучить методологию дизайн-исследований, освоить базовые ценности брендов, научиться прототипированию и 3D-моделированию, попрактиковаться в презентации идей. Подобная практика позволяет познакомить детей не только с оборудованием, но и с реальными дизайн-процессами.

Высшее инженерное, технологическое и дизайн-образование в России реализуется в рамках программ бакалавриата и магистратуры. Поскольку учебные предметы «Технология» и «Изобразительное искусство» не включены в перечень предметов ЕГЭ, то вузы, осуществляющие подготовку по данным направлениям, имеют право на проведение творческих испытаний (рисунок, живопись, композиция или иное), однако в качестве дополнительных предметов для конкурса в перечень вступительных испытаний включены ЕГЭ по литературе или обще-ствознанию.

К примеру, в Федеральном образовательном стандарте по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн говорится о том, что у выпускника, освоившего эту программу, должны быть сформированы следующие компетенции:

- универсальные, отвечающие за способность синтеза и анализа информации, способность принимать оптимальные решения, способность к применению правовых норм и пр.;

- общекультурные, отвечающие за способность применять знания, полученные в результате обучения дисциплин в области культуры, истории, научных исследований, и проч.;

- формирование профессиональных компетенций отдано на вооружение исключительно самому учебному заведению [3].

Стандарт включает в себя управленческую компоненту, научные и проектные компетенции, знание основ промышленного производства и работы с передовыми цифровыми и технологическими разработками. Даже с учетом того, что часть студентов действительно успешно осваивает данный набор навыков, в сравнении с западными стандартами здесь явно не хватает темы дизайн-мышления, исследовательских и аналитических навыков по изучению рынков и внедрению продуктов на них, командной и проектной работы. Всех тех компетенций, которые обеспечивают междисциплинарность дизайна, возможность их встраивания в иные области человеческой деятельности.

Эксперты в области дизайна и дизайн-образования констатируют отрыв дизайн-образования от практики в качестве главной проблемы современного российского дизайн-образования [4]. Бизнес и промышленность пока что слабо привлекают студентов-дизайнеров к работе над реальными продуктами, но сотрудничество между предприятиями и учебными заведениями укрепляется. Сотрудничество с предприятиями, по мнению доцента кафедры дизайна Московского политехического унивеситета МАМИ Ильи Лепешкина, постепенно начинает выстраиваться в логике «проект - стажировка - работа» [4], т.е. предприятия таким образом могут отобрать действительно лучших студентов и выпускников, в которых они будут уверены.

Есть мнение, что другой проблемой современного российского дизайн-образования является невостребованность выпускников некоторых направлений дизайна. В статье одного из преподавателей кафедры промышленного дизайна СПБПХПА им. А.Л. Штиглица [4] отмечается, что выпускники кафедры сталкиваются с необходимостью массовой «постдипломной профессиональной переориентации». Причина такой ситуации - недостаток навыков выпускников и неготовность их к последующей работе на предприятиях. Недостаток навыков проявляется в малом количестве проектов в портфолио, на основе которого работодателями оценивается степень подготовленности будущего сотрудника.

В России также существуют негосударственные учебные заведения дополнительного профессионального образования, которые предлагают свой подход к обучению дизайну. Для более внимательного рассмотрения мы взяли два наиболее громких учебных заведений - Институт «Стрелка» и Консорциум учреждений под эгидой Британской высшей школы дизайна. Эти организации уже заработали себе репутацию центров подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на мировом рынке дизайна. Партнерами и преподавателями этих школ являются ведущие компании и образовательные учреждения, а в Институт «Стрелка» приезжают учиться и повышать квалификацию профессионалы со всего мира. Здесь выпускники получают набор актуальных знаний и компетенций в соответствии с быстро меняющимися потребностями современной индустрии дизайна. Анализ образовательных траекторий и подходов к обучению показал, что ключевыми конкурентными преимуществами негосударственных учреждений стала свобода от «давления» государственных стандартов, проектный подход к обучению, привлечение ведущих преподавателей с мировым именем и компаний-партнеров, а также возможность создания междисциплинарной среды с вовлечением уже готовых профессионалов во взаимное обучение.

Однако необходимо принимать во внимание важное отличие рассматриваемых образовательных учреждений от высших учебных заведений. Магистральным направлением их работы является обучение «второго уровня», то есть постдипломные программы. Особенно это характерно для Института «Стрелка». Такая специфика влияет на подходы к обучению, которые сосредоточены в первую очередь не на образовании с нуля, а на совершенствовании компетенций. Таким образом, в фокусе образовательных программ находятся «мягкие» навыки (soft skills) и междисциплинарные компетенции, в то время как подразумевается, что обучающиеся уже владеют определенным набором «жестких» навыков (hard skills).

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» был основан Александром Мамутом (управляющий акционер Rambler Co), Сергеем Адоньевым (основатель Yota) и Ильей Осколковым-Ценципером в 2009 году. Судя по ряду публикаций и отрывочных сведений, основная команда, которая занималась организацией «Стрелки», была связана с бизнесом А. Мамута («Афиша-Рам-блер-SUP»). По информации с официального сайта института, «Стрелка» (strelkainstitute.com) - международное образовательное учреждение в области архитектуры, дизайна и медиа, ориентированное на специалистов с высшим образованием. Миссия «Стрелки» - изменения физического и культурного ландшафта и физического облика российских городов, привлекательного для мировых культурных пространств. Кроме этого, институт активно занимается образовательной и просветительской деятельностью, «...поскольку к положительным

изменениям можно прийти, только формируя новые ценности, открывая принципиально иные возможности для обучения и показывая успешные примеры развития. Главной темой исследования в институте всегда остается привлекательный облик города» [5].

Особенность образовательной программы института в том, что она регулярно обновляется. Каждый год «Стрелка» предлагает новую тему для исследований в области дизайна среды и интерьеров, постоянно приглашает новых исследователей с открытыми лекциями на злободневные темы в области дизайна и проектирования, в институте преподают практики, архитекторы с мировыми именами в области дизайна среды. Среди партнеров у «Стрелки» замечены такие компании, как MIT, Yale University, Princeton University, The Why Factory, бюро «Меганом», бюро Александра Бродского, Hyper Island, Archdaily и многие другие.

По мнению журнала Domus, с 2012 года «Стрелка» входит в топ-100 лучших европейских школ архитектуры и дизайна.

По версии World-Architects пространство Института стало одним из лучших среди архитектурных школ в мире.

Институт «Стрелка» активно сотрудничает с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ. Например, они совместно реализовали магистерскую программу Advanced Urban Design. В течение двух лет обучения студенты исследовали активный рост городов в нестабильных экономических контекстах и изучали методы их развития.

На данный момент институт выпустил более 200 специалистов, обучавшихся по программам постдипломного образования, и 10 магистров программы Advanced Urban Design. Выпускники работают в ведущих архитектурных, градостроительных, дизайнерских бюро мира. Здесь важно отметить, что подавляющее большинство из них уже имело хороший образовательный и профессиональный опыт, то есть на обучение слушатели приходят с уже сформированными компетенциями, проектными идеями и наработками.

Ключевыми факторами успеха «Стрелки» на рынке услуг стали активное сотрудничество с мэром Москвы С. Собяниным и репутационный капитал А. Мамута, то есть неформальные активы.

В то же время конкурентные преимущества образования очевидны:

1. Высокое качество выборки. На образовательные программы поступают люди, уже имеющие определенную квалификацию и опыт практической деятельности. В результате на каждом курсе создается уникальное сообщество готовых профессионалов, которые делают друг друга лучше и готовы к выполнению более сложных образовательных задач.

2. Привлечение ведущих мировых специалистов к преподаванию. Каждый преподаватель ведет узкоспециализированную дисциплину и концентрируется на вопросах высокого уровня сложности. Таким образом, не возникает целого ряда ограничений, характерных для традиционной государственной модели образования, которая ориентирована на средний уровень понимания, чтобы все студенты могли усвоить материал. Кроме того, в государственных вузах нередко происходит размывание специализации, так как для заполнения полной ставки преподаватель читает целый ряд дисциплин.

3. Изменяемость и адаптивность программ. В отличие от государственного образования, где сильно влияние долгосрочных стандартов, а изменение образовательных траекторий и конкретных РПУД в связи с забюрократизиро-ванностью процесса связано с рядом издержек, образовательные программы «Стрелки» быстро изменяются в соответствии с актуальной повесткой рынка труда.

4. Междисциплинарность и ориентация на универсальные компетенции. Учитывая, что обучающиеся владеют наборами компетенций из совершенно разных сфер (от живописи и архитектуры до ИТ и социологии), программы построены таким образом, что происходит взаимный обмен знаниями и навыками. Кроме того, программы «Стрелки» свободны от обязательных для государственного стандарта наборов компетенций (желательно ещё и измеримых) и тем самым развивают так необходимые для дизайнера «мягкие навыки» (soft skills).

5. Обучение тесно связано с решением прикладных задач. Обучающиеся работают над своими проектами из реальной профессиональной деятельности. Кроме того, они активно вовлечены в деятельность самого Института «Стрелка» и других организаций-партнеров.

На официальном сайте Британской высшей школы дизайна (britishdesign. ru) указывается: «БВШД - это флагман консорциума независимых творческих учебных заведений, куда входят школа компьютерной графики Scream School, Московская школа кино и школа архитектуры МАРШ. В настоящее время непосредственно в БВШД обучается более 2 тысяч студентов (и еще около 1,5 тысяч в учреждениях-партнерах)» [6].

Преподаватели БВШД - ведущие специалисты в области фотографии, режиссуры, кино, телевидения, практикующие художники, дизайнеры. Часть дисциплин для слушателей читаются на английском языке. Обучение построено на реальных проектах от заказчиков. Слушатели имеют возможность сотрудничать

Библиографический список

во время обучения с ведущими компаниями. Защита проектов слушателей формирует их реальное портфолио. Программа обучения в БВШД может изменяться в период самого обучения в зависимости от изменений, происходящих в индустрии.

Исходя из изложенной выше информации, мы выделяем три ключевых конкурентных преимущества консорциума:

1. Валидация партнером из Великобритании и соответствие стандартов британскому Кодексу качества Высшего образования. Для потенциальных обучающихся это важный фактор перспектив на рынке труда, в том числе и за рубежом. Кроме того, привлечение преподавателей из вузов Великобритании является важным репутационным инструментом как для поступающих, так и партнеров.

2. Удачное совмещение обучения и практики. Студенты активно вовлечены в производственные процессы в организациях-партнерах консорциума, а одним из ключевых требований к преподавателям является опыт практической деятельности. Более того, значительные средства инвестируются в создание собственной базы для практики обучающихся.

3. Изменяемость и адаптивность программ. Преимущество, аналогичное тому, что есть и у Института «Стрелка». Негосударственные образовательные учреждения более гибко подходят к программам, так как не привязаны к системе и процедурам государственной стандартизации. Они имеют возможность предоставлять более кастомизированный образовательный продукт, что, несомненно, является их конкурентным преимуществом, особенно для долгосрочных образовательных программ.

В теме профессиональных стандартов складывается следующая ситуация. В России для разработки и утверждения профстандартов в разных видах деятельности существуют специальные Советы по профессиональным квалификациям (СПК). Главным органом, координирующим деятельность этих советов, является Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, основанный на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) [7]. В сферу деятельности СПК, помимо мониторинга рынка труда, организации сетей центров независимой оценки, входит также разработка и актуализация профессиональных стандартов по различным видам деятельности, их обсуждение и согласование с профессиональным сообществом, выработкой рекомендаций для образовательной среды. В профессиональных стандартах отражаются необходимые квалификации и трудовые функции [7]. Причем в ряде отраслей, например, связанных с вредными производствами, внедрение про-фстандартов является обязательным, а не рекомендательным.

В России существуют Советы по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, а также в области информационных технологий. Непосредственно дизайнерских или художественных советов пока не создано. В реестре профессиональных стандартов имеются дизайнерские специальности и несоответствия и виды работ, но дизайн как отдельная область профессиональной деятельности не выделяется. «Дизайнерские профстандарты» включены в такие области, как «Автомобилестроение», «Легкая и тяжелая промышленность», «Сквозные виды профессиональной деятельности», «Связь, информационные и коммуникационные технологии», «Средства массовой информации, издательство и полиграфия», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» [7]. Разрабатывались они следующими СПК:

• Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности;

• Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий;

• Совет по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции;

• Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении;

• Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии.

Однако притом, что в России уже более 5 лет действует новая система

профквалификаций, существует проблема несогласованности и несоответствия профессиональных стандартов, образовательных стандартов и запросов работодателей. Это очень сложный и длительный процесс, и, естественно, большая часть частного бизнеса не перейдет на нее в первые годы [7].

Таким образом, если принимать во внимание неоспоримый факт, что дизайн - это сложная междисциплинарная и наддисциплинарная отрасль, где существуют сложности с подготовкой специалистов, поскольку они должны обладать крайне широким набором творческих, сквозных и технологических компетенций, необходимо учитывать положительный опыт дизайн-образования за рубежом, а также стремиться приблизить формирование ключевых универсальных компетенций у обучающихся путем учета реального запроса рынка труда и таким образом ликвидировать серьезнейший недостаток отечественного дизайн-образования - его оторванность от практики.

1. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ download/2037/

2. Интересный детский сад. Официальный сайт сети детских садов. Available at: https://biz360.ru/materials/interesnyy-detskiy-sad-kak-zarabotat-na-chastnom-doshkolnom-obrazovanii/

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef 6699f99ae/download/2037/

4. В чем проблемы дизайн-образования в России. Available at: https://daily.afisha.ru/brain/9278-v-chem-problemy-dizayn-obrazovaniya-v-rossii-otvechayut-dizaynery/

5. Официальный сайт Института «Стрелка». Available at: https://strelka.com/ru/idea

6. Официальный сайт Британская высшая школа дизайна. Available at: https:// britishdesign.ru

7. Официальный сайт профстандартов. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

References

1. Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/download/2037/

2. Interesnyjdetskijsad. Oficial'nyj sajt seti detskih sadov. Available at: https://biz360.ru/materials/interesnyy-detskiy-sad-kak-zarabotat-na-chastnom-doshkolnom-obrazovanii/

3. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ download/2037/

4. V chem problemy dizajn-obrazovaniya v Rossii. Available at: https://daily.afisha.ru/brain/9278-v-chem-problemy-dizayn-obrazovaniya-v-rossii-otvechayut-dizaynery/

5. Oficial'nyj sajt Instituta «Strelka». Available at: https://strelka.com/ru/idea

6. Oficial'nyj sajt Britanskaya vysshaya shkola dizajna. Available at: https:// britishdesign.ru

7. Oficial'nyj sajt profstandartov. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-profes-sionalnykh-standartov/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.07.21

УДК 378.1 + 004.9

Novoselov V.A., postgraduate, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

CREATIVE-TYPE COMPUTER SOFTWARE FOR THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF FUTURE CHOIRMASTER. Education has its focus on searching for innovative teaching tools and methods. Current paper considers a topical issue of improving the quality of choirmaster training of future music teachers by means of information technologies. The purpose of this work is to analyze the literature on using a number of computer programs in the educational activities of a choirmaster and to summarize the author's long-term experience in this particular field. The paper offers certain ways of using audio and music editors, virtual studios, virtual synthesizers in musical disciplines, as well as specifies the types of activities, where the computer software spread either proprietary, free of charge or on the basis of free licensing can be implemented. The author defines a concept of "creative-type computer software", proposes a classification system and describes characteristic features of this types of computer programs, and illustrates didactic perspectives of using the computer software for the choirmaster practice.

Key words: music education, computer software, creativity, modeling, educational activity of future choirmaster, professional training.

В.А. Новоселов, аспирант, Институт изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва,

E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СОФТ КРЕАТИВНОГО ТИПА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРМЕЙСТЕРА

Образование ориентировано на поиск инновационных методов и средств обучения. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества хормейстерской подготовки будущих учителей музыки с помощью информационных технологий. Целью работы является анализ литературы по использованию ряда компьютерных программ в учебной деятельности хормейстера, а также обобщение многолетнего опыта автора в указанной сфере. В статье предлагаются конкретные пути использования аудиоредакторов, нотных редакторов, виртуальных студий, виртуальных синтезаторов в музыкальных дисциплинах; указываются виды работ, в которых можно использовать компьютерный софт, распространяемый как на условиях проприетарного, бесплатного продукта, так и свободной лицензии; уточняется понятие «компьютерный софт креативного типа»; предлагаются классификации и описываются характерные особенности программ креативного типа; наглядно демонстрируются дидактические перспективы использования компьютерного софта в практике хормейстера.

Ключевые слова: музыкальное образование, компьютерный софт, творчество, моделирование, учебная деятельность будущего хормейстера, профессиональная подготовка.

Какие бы изменения не происходили в современном образовании, сохраняется большой спрос на высококвалифицированных учителей музыки, хормейстеров, владеющих, помимо базовых знаний, умений и навыков, компетенциями музыкального творчества и моделирования, использования в образовательном процессе компьютерного софта. Софт (англ. «soft») часто понимается как программное обеспечение (англ. «software»); собственно, термины равнозначны: soft = software [1, с. 337]. Прежде чем раскрыть сущность понятия «компьютерный софт креативного типа», отметим, что в таком виде формулировка нам не встречалась в литературе, хотя в практике употребляется часто. Следует обратить внимание на понятие, которое, по нашему убеждению, несет смысловое содержание вышеупомянутого термина, но именуется по-иному - «креативная программа». Определение этого термина находим у профессора С.П. Полозова: «Под креативной программой мы понимаем такую компьютерную программу, которая предназначена для выполнения творческих учебных заданий. Она предоставляет ученику необходимые средства для реализации творческих устремлений и проявления музыкальных способностей» [2, с. 102]. В качестве такой программы может выступать прикладной продукт, чаще всего не составляющий базовую комплектацию электронных устройств: компьютера, планшета и т.п. Такие продукты направлены не только на облегчение выполнения каких-либо учебных заданий, но и повышение качества подготовки будущего хормейстера посредством коммуникации с музыкально-компьютерной программой. Возможности, предоставляемые софтом, достаточно широки: выполнение простейших задач при изучении музыкальных дисциплин («Гармония», «Сольфеджио», «Аранжировка» и др.), творческая работа с нотной графикой и звуковым материалом хоровых произведений, создание новых продуктов деятельности, моделирование аудиовизуального контента дидактической направленности. Такого рода коммуни-

кация с компьютерным софтом оправдана спецификой ведущей деятельности будущего хормейстера.

Неспроста доктор педагогических наук ГП. Стулова в определении цели образования особое значение отводит «формированию креативных способностей и творческих навыков» [3, с. 118] у студентов-музыкантов. Если этому уделять внимание, то мы получим «высокий, но и качественный уровень подготовки специалистов в области музыкальной культуры общества» [там же, с. 119]. Этот тезис не требует дополнительного обоснования, поскольку является основополагающим в теории и практике подготовки учителей музыки.

Традиционных методов обучения сейчас недостаточно. В специальных исследованиях по педагогике, в том числе музыкальной педагогики высшей школы, приводятся преимущества применения компьютера и дополнительной аппаратуры, программного обеспечения [4, с. 36 - 37], способствующих развитию креативных способностей, фантазии, воображения, оригинальности мышления. В статье мы опишем некоторые образцы компьютерного софта, покажем возможности их использования в учебной деятельности хормейстера.

Сегодня существует большое количество работ, посвященных изучению вопроса применения информационных технологий в отечественном музыкальном образовании [5; 6], в том числе создана «комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта» [6]; имеются полезные статьи музыкантов-практиков, раскрывающие использование креативных типов программ в хормейстерском деле [7 - 9]. Выведен ряд классификаций компьютерных программ, используемых в музыкально-педагогическом процессе, например, традиционная классификация обучающих и учебных компьютерных программ С.П. Полозова [2, с. 103], классификация электронных образовательных ресурсов О.Е. Моисеева [10, с. 168]. В обеих приводится несколько типов креативных программ: музыкальный редак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.