Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЙ СОФТ КРЕАТИВНОГО ТИПА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРМЕЙСТЕРА'

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СОФТ КРЕАТИВНОГО ТИПА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРМЕЙСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / компьютерный софт / творчество / моделирование / учебная деятельность будущего хормейстера / профессиональная подготовка / music education / computer software / creativity / modeling / educational activity of future choirmaster / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Новоселов

Образование ориентировано на поиск инновационных методов и средств обучения. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества хормейстерской подготовки будущих учителей музыки с помощью информационных технологий. Целью работы является анализ литературы по использованию ряда компьютерных программ в учебной деятельности хормейстера, а также обобщение многолетнего опыта автора в указанной сфере. В статье предлагаются конкретные пути использования аудиоредакторов, нотных редакторов, виртуальных студий, виртуальных синтезаторов в музыкальных дисциплинах; указываются виды работ, в которых можно использовать компьютерный софт, распространяемый как на условиях проприетарного, бесплатного продукта, так и свободной лицензии; уточняется понятие «компьютерный софт креативного типа»; предлагаются классификации и описываются характерные особенности программ креативного типа; наглядно демонстрируются дидактические перспективы использования компьютерного софта в практике хормейстера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE-TYPE COMPUTER SOFTWARE FOR THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF FUTURE CHOIRMASTER

Education has its focus on searching for innovative teaching tools and methods. Current paper considers a topical issue of improving the quality of choirmaster training of future music teachers by means of information technologies. The purpose of this work is to analyze the literature on using a number of computer programs in the educational activities of a choirmaster and to summarize the author’s long-term experience in this particular field. The paper offers certain ways of using audio and music editors, virtual studios, virtual synthesizers in musical disciplines, as well as specifies the types of activities, where the computer software spread either proprietary, free of charge or on the basis of free licensing can be implemented. The author defines a concept of “creative-type computer software”, proposes a classification system and describes characteristic features of this types of computer programs, and illustrates didactic perspectives of using the computer software for the choirmaster practice.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЙ СОФТ КРЕАТИВНОГО ТИПА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРМЕЙСТЕРА»

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef 6699f99ae/download/2037/

4. В чем проблемы дизайн-образования в России. Available at: https://daily.afisha.ru/brain/9278-v-chem-problemy-dizayn-obrazovaniya-v-rossii-otvechayut-dizaynery/

5. Официальный сайт Института «Стрелка». Available at: https://strelka.com/ru/idea

6. Официальный сайт Британская высшая школа дизайна. Available at: https:// britishdesign.ru

7. Официальный сайт профстандартов. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

References

1. Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/download/2037/

2. Interesnyjdetskijsad. Oficial'nyj sajt seti detskih sadov. Available at: https://biz360.ru/materials/interesnyy-detskiy-sad-kak-zarabotat-na-chastnom-doshkolnom-obrazovanii/

3. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ download/2037/

4. V chem problemy dizajn-obrazovaniya v Rossii. Available at: https://daily.afisha.ru/brain/9278-v-chem-problemy-dizayn-obrazovaniya-v-rossii-otvechayut-dizaynery/

5. Oficial'nyj sajt Instituta «Strelka». Available at: https://strelka.com/ru/idea

6. Oficial'nyj sajt Britanskaya vysshaya shkola dizajna. Available at: https:// britishdesign.ru

7. Oficial'nyj sajt profstandartov. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-profes-sionalnykh-standartov/

Статья поступила в редакцию 08.07.21

УДК 378.1 + 004.9

Novoselov V.A., postgraduate, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

CREATIVE-TYPE COMPUTER SOFTWARE FOR THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF FUTURE CHOIRMASTER. Education has its focus on searching for innovative teaching tools and methods. Current paper considers a topical issue of improving the quality of choirmaster training of future music teachers by means of information technologies. The purpose of this work is to analyze the literature on using a number of computer programs in the educational activities of a choirmaster and to summarize the author's long-term experience in this particular field. The paper offers certain ways of using audio and music editors, virtual studios, virtual synthesizers in musical disciplines, as well as specifies the types of activities, where the computer software spread either proprietary, free of charge or on the basis of free licensing can be implemented. The author defines a concept of "creative-type computer software", proposes a classification system and describes characteristic features of this types of computer programs, and illustrates didactic perspectives of using the computer software for the choirmaster practice.

Key words: music education, computer software, creativity, modeling, educational activity of future choirmaster, professional training.

В.А. Новоселов, аспирант, Институт изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва,

E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СОФТ КРЕАТИВНОГО ТИПА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРМЕЙСТЕРА

Образование ориентировано на поиск инновационных методов и средств обучения. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества хормейстерской подготовки будущих учителей музыки с помощью информационных технологий. Целью работы является анализ литературы по использованию ряда компьютерных программ в учебной деятельности хормейстера, а также обобщение многолетнего опыта автора в указанной сфере. В статье предлагаются конкретные пути использования аудиоредакторов, нотных редакторов, виртуальных студий, виртуальных синтезаторов в музыкальных дисциплинах; указываются виды работ, в которых можно использовать компьютерный софт, распространяемый как на условиях проприетарного, бесплатного продукта, так и свободной лицензии; уточняется понятие «компьютерный софт креативного типа»; предлагаются классификации и описываются характерные особенности программ креативного типа; наглядно демонстрируются дидактические перспективы использования компьютерного софта в практике хормейстера.

Ключевые слова: музыкальное образование, компьютерный софт, творчество, моделирование, учебная деятельность будущего хормейстера, профессиональная подготовка.

Какие бы изменения не происходили в современном образовании, сохраняется большой спрос на высококвалифицированных учителей музыки, хормейстеров, владеющих, помимо базовых знаний, умений и навыков, компетенциями музыкального творчества и моделирования, использования в образовательном процессе компьютерного софта. Софт (англ. «soft») часто понимается как программное обеспечение (англ. «software»); собственно, термины равнозначны: soft = software [1, с. 337]. Прежде чем раскрыть сущность понятия «компьютерный софт креативного типа», отметим, что в таком виде формулировка нам не встречалась в литературе, хотя в практике употребляется часто. Следует обратить внимание на понятие, которое, по нашему убеждению, несет смысловое содержание вышеупомянутого термина, но именуется по-иному - «креативная программа». Определение этого термина находим у профессора С.П. Полозова: «Под креативной программой мы понимаем такую компьютерную программу, которая предназначена для выполнения творческих учебных заданий. Она предоставляет ученику необходимые средства для реализации творческих устремлений и проявления музыкальных способностей» [2, с. 102]. В качестве такой программы может выступать прикладной продукт, чаще всего не составляющий базовую комплектацию электронных устройств: компьютера, планшета и т.п. Такие продукты направлены не только на облегчение выполнения каких-либо учебных заданий, но и повышение качества подготовки будущего хормейстера посредством коммуникации с музыкально-компьютерной программой. Возможности, предоставляемые софтом, достаточно широки: выполнение простейших задач при изучении музыкальных дисциплин («Гармония», «Сольфеджио», «Аранжировка» и др.), творческая работа с нотной графикой и звуковым материалом хоровых произведений, создание новых продуктов деятельности, моделирование аудиовизуального контента дидактической направленности. Такого рода коммуни-

кация с компьютерным софтом оправдана спецификой ведущей деятельности будущего хормейстера.

Неспроста доктор педагогических наук ПП. Стулова в определении цели образования особое значение отводит «формированию креативных способностей и творческих навыков» [3, с. 118] у студентов-музыкантов. Если этому уделять внимание, то мы получим «высокий, но и качественный уровень подготовки специалистов в области музыкальной культуры общества» [там же, с. 119]. Этот тезис не требует дополнительного обоснования, поскольку является основополагающим в теории и практике подготовки учителей музыки.

Традиционных методов обучения сейчас недостаточно. В специальных исследованиях по педагогике, в том числе музыкальной педагогики высшей школы, приводятся преимущества применения компьютера и дополнительной аппаратуры, программного обеспечения [4, с. 36 - 37], способствующих развитию креативных способностей, фантазии, воображения, оригинальности мышления. В статье мы опишем некоторые образцы компьютерного софта, покажем возможности их использования в учебной деятельности хормейстера.

Сегодня существует большое количество работ, посвященных изучению вопроса применения информационных технологий в отечественном музыкальном образовании [5; 6], в том числе создана «комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта» [6]; имеются полезные статьи музыкантов-практиков, раскрывающие использование креативных типов программ в хормейстерском деле [7 - 9]. Выведен ряд классификаций компьютерных программ, используемых в музыкально-педагогическом процессе, например, традиционная классификация обучающих и учебных компьютерных программ С.П. Полозова [2, с. 103], классификация электронных образовательных ресурсов О.Е. Моисеева [10, с. 168]. В обеих приводится несколько типов креативных программ: музыкальный редак-

тор и компьютерный синтезатор [2, с. 103; 10, с. 169]. Каждая имеет свою направленность: первая предназначена для использования со всеми обучающимися, вторая применяется при обучении эстрадного певца.

Попробуем обобщить актуальные исследования ученых, музыкантов и собственный опыт продуктивного использования программ «креативного типа» в учебной деятельности хормейстера.

Рассмотрим первый вид таких программ.

Музыкальный редактор - «это программа, предназначенная для формирования музыкальных текстов с целью издания и тиражирования нотной продукции, а также для аудиальной ретрансляции музыкальных композиций» [2, с. 103]. С появлением таких программ мы всё реже записываем музыку от руки на нотную бумагу, чаще информацию переносим посредством периферийных устройств в компьютер, где осуществляем манипуляции с материалом, производим его систематизацию и хранение.

В основном музыкальные редакторы предполагают работу с распространёнными типами файлов: аудио («Wve», «Mp3», «Midi»), ноты (в электронном графическом виде, набранные в нотном редакторе). Исходя из этого, выделим группу креативных обучающих программ в соответствии с их спецификой: аудио-и нотные редакторы, виртуальные студии.

Аудиоредакторы отличаются многообразием. Наиболее известны «Adobe Audition», «Audacity», «Sound Forge», «WaveLab», «Cakewalk». Большое внимание аспекту технологической работы, применению компьютерного софта в образовании отводится в специальной практико-ориентированной литературе. Так, О.В. Сарычева делится опытом выполнения полезных операций в программах «Sound Forge», «Audacity» [11], рассказывает, как «вырезать» или «вставить» фрагмент из музыкальной композиции, поменять формат звукового файла, убрать голос (заглушить) из песни или изменить её темп, тональность. Аудиоре-дактор звуковых файлов «Audacity» представляет пользователям также широкий диапазон возможностей: можно изменить высоту звука, произвести запись звука, используя более десяти каналов одновременно, осуществить сведение дорожек; возможно подключить внешнее устройство (микрофон). Немаловажно то, что имеется достаточное количество вариантов импортирования и экспортирования аудиофайла в различные типы файлов.

Хормейстер с помощью аудиоредакторов может выполнять различные виды работ.

• Оцифровка звука. Дома хранятся ещё грампластинки с уникальными записями, но в наше время приносить на занятия громоздкий проигрыватель виниловых пластинок нерационально. Удобнее оцифровать звук, создавая на компьютере звуковые коллекции, и переслать их участникам хора для самостоятельной подготовки или прослушивания на занятии.

• Редактирование, анализ, коррекция треков, звуковых дорожек аудиофайлов, операции: заглушить голос в песне, добавить требуемые эффекты, обработать звук для создания собственного оригинального варианта минусовой фонограммы для частного применения и в качестве аккомпанемента хору.

• «Подгон» темпа фонограммы (например, к более сдержанному, для разучивания музыки, впевания хоровых партий).

Нотные редакторы. Их также существует большое количество, например, «Encore», «MuseScore», «MagicScore», «Guitar Pro», «Capella», «Capriccio», «Sibelius», «Finale». Многие из них популярны и осваиваются в ряде специальных дисциплин [12] в высших музыкально-педагогических заведениях и на факультете музыкального искусства МПГУ [13]. В ходе практикумов с нотными редакторами «MuseScore», «Sibelius», «Finale» происходит приобретение обучающимися основ работы с программами, знаний и умений, достаточных для набора и вёрстки нотного текста, как показывают собственные наблюдения, беседы с будущими хормейстерами, результаты проведенного нами опроса в 2016 году [8]. Заметим, что это творческий процесс: выбор издательского стиля, отбор и использование символов, установление разметки и прочие корректировки придают индивидуальность набранному тексту.

Наряду с этим акцент на использовании нотных редакторов в учебной деятельности хормейстера (дирижировании, на уроках музыки в общеобразовательной школе) специально не делается. С одной стороны, этому не уделяется внимание ввиду того, что цель учебной дисциплины иная, с другой стороны, можно предположить, что, приобретая компетенции по работе с информационными и мультимедийными технологиями, обучающиеся переносят полученные знания, опыт в собственную учебную деятельность.

Замечено, что в качестве инструментария в высшей школе чаще всего выступает бесплатный софт. Несмотря на то, что компьютерные музыкальные программы, распространяемые бесплатно, имеют ограниченный функционал по сравнению с проприетарным продуктом, они могут удовлетворять потребности пользователей. Например, нотный редактор «MuseScore», распространяемый на условиях свободной лицензии, позволяет осуществлять коммуникацию в исполнительском классе и дисциплинах музыкально-теоретического цикла [14, с. 42 - 59].

В обобщённом варианте работа хормейстера с нотными редакторами может заключаться в следующем:

• набор нотного текста: хоровых произведений, музыкальных пьес, изучаемых в классе инструментального исполнительства; сложных фрагментов произведений в виде упражнений для занятий дирижированием; номеров по сольфед-

жио; выполнение задач по курсу «гармония», «аранжировка», «инструментовка»; сочинение музыки на заданную тему; создание библиотеки музыкальных викторин в ходе освоения истории музыки. При работе с нотным текстом осуществляется оперативная обратная связь: слышны ноты, так что в случае надобности можно проконтролировать и поправить ввод;

• выполнение музыкально-исполнительской редакции хорового произведения для последующей хормейстерской практики под конкретный состав хорового коллектива. В процессе этого вида деятельности студент проявляет «себя в роли редактора и интерпретатора», гибко работая со средствами музыкальной выразительности: определяя динамическое развитие, уточняя подтекстовку вокальной партии (если требуется перевод с иностранного языка), отмечая редуцирование отдельных слов/букв; можно выделить цветом отдельные нотные такты, места, к которым требуется вернуться для коррекции нот с целью их адаптации для конкретного хора; внесение в партитуру указаний (текстовых и графических), обозначений для певчих, которые следует учесть при исполнении. Интересно то, что с процессом получения обучающимся опыта работы в нотных редакторах у него постепенно формируется оригинальность мышления, позволяющая находить самостоятельные решения там, где отсутствует пока опыт конкретных действий в нотном редакторе. То есть бывает так: идеи работы в ходе интерпретации или набора нот приходят раньше, чем пользователь обращается к конкретной команде. Так может появиться более короткий путь к выполнению какой-то из задач.

Освоение нотных редакторов оправдывает себя, ведь хочется создать наиболее приближенный к оригиналу вариант интерпретации электронных нот как партитуры в целом, так и по отдельным партиям, чтобы набранный нотный текст на компьютере звучал в процессе компьютерного воспроизведения не формально, а как можно наиболее реалистично. Для этого используются ресурсы нотных редакторов: профессиональные библиотеки звуков музыкальных инструментов, приближенных к реалистичному звучанию. Активизируются функции «живого звучания», осуществляется редакторская работа хормейстера по расстановке средств музыкальной выразительности, внесению агогических оттенков. После того как интерпретация выстраивается, её можно сохранить в один из форматов и разослать участникам хора для изучения. Собственный опыт показывает большую эффективность предварительной проработки произведения хористами, имеющими неустойчивые знания нотной грамоты, которым вполне по силам пропеть партию по аудиозаписи или видеонотам, ориентируясь на слух или зрительно, следуя за передвижением линии воспроизведения;

• педагог и студент в дидактических целях могут менять качественные характеристики звучания электронного варианта набранных нот музыкального произведения, вводя в него различные изменения/неточности: транспонировать ноты, установить иной темп; внести новую артикуляцию (штрихи), которые специально не использовались автором произведения; линиями очертить фразировку. Есть ещё более тонкие настройки: уточнить силу звучания (громкость) каждой отдельной ноты, сделав одну ярче, другую тише, мягче, резче и пр.; осуществить настройку крещендо и диминуэндо; использовать различные уровни эффектов «Reverb», «Chorus». Если пойти дальше, то можно внести существенные искажения: ритмические, динамические, звуковысотные, тембральное звучание, пропуски нот Предложенные варианты могут коснуться как отдельной партии, так и использоваться одновременно в несколько различных сочетаниях. По сути, это специальный педагогический инструментарий по моделированию возможных проблемных ситуаций, которые, вероятно, могли бы возникнуть при работе с хором.

Безусловно, оперируя указанными средствами работы с нотами, коррекцией партитуры, обучающийся не сможет обойтись без воображения. Все выполняемые им действия должны в воображении соотноситься с коллективом, опыт хормейстерской деятельности с которым имеется. Это, в свою очередь, невозможно без интеллектуально-аналитической работы, предполагающей концентрацию внимания на материале;

• использование нотных редакторов как тренажёра в ходе разучивания и освоения произведений в замедленных темпах: хоровых голосов, дирижерского жеста, в целом музыки, как в классе дирижирования, так и при самостоятельной подготовке к занятиям;

• одновременная работа в двух окнах, например, файл сканированных нот на компьютере и основное окно программы для набора нот в нотаторе. По собственному опыту знаем: это концентрирует внимание, помогает не отвлекаться на посторонние раздражители. Отметим: работу с двумя файлами удобнее вести на качественном мониторе;

• формирование цифрового контента в виде электронных нот, изданий в графическом и аудио- и видеоформате.

Виртуальные студии - компьютерные музыкальные программы «звукоре-жиссерской» направленности, нацеленные на создание музыки. Например, «FL Studio», «Reason», «Cubase». Последняя предоставляет большое многообразие модулей: меню, панель «Transport» (воспроизведение записи), клавишный редактор «Key Editor», редактор нотной записи «Score Edit», редактор ударных инструментов, редактор MIDI-сообщений и др. У музыкальных студий есть много общего: встроенные банки звуковых эффектов, VST-инструменты, которые позволяют обогатить звучание создаваемой музыки, сделать звук объёмным, наиболее реалистичным, приятным для слуха. По существу, это универсальные программы,

которые можно использовать по-разному. Например, для создания фонограммы для вокального ансамбля посредством «Steinberg Cubase» - технология процесса предложена в работе А.В. Вотинцева, М.Ю. Самакаева [15, с. 62 - 78]. Ввиду того, что указанная программа располагает широким кругом инструментария для творчества, она требует от персонального компьютера значительных ресурсов.

Обобщая, отметим, что виртуальные студии хормейстеру, который с ними работает, помогают получить опыт цифровой обработки звука, аранжировки, создания оригинальных фонограмм для хора с помощью подбора нужного состава музыкальных инструментов.

Рассмотрим следующий тип креативных программ - компьютерный синтезатор. Речь идёт о виртуальных синтезаторах - VST-инструментах, «являющихся плагинами в универсальных программах, на которых играют с помощью синтезатора (или MIDI-клавиатуры)» [12, с. 131], отображаемых на мониторе, как правило, в виде обычного синтезатора и поддерживаемых большинством музыкальных программ. А.В. Андерсен, ПП. Овсянкина, РП Шитиков различают два типа синтезаторов: аналоговые и сэмплерные [там же, с. 132]. Первый тип -синтезаторы, направленные на создание звуков «из ничего». Они представляют собой большой спектр фильтров, ручек, фейдеров, модуляторов, волн, меню и пр. К таким продуктам отнесём «Nord Modular», «Mono / Poly», «Krotos Concept». Второй тип синтезаторов - цифровой, отличается от первого типа тем, что в памяти его заложен банк звуков (сэмплов) различных музыкальных инструментов, которые воспроизводит синтезатор. Этими виртуальным продуктами являются, например, «Edirol Orchestral», «Hypersonic».

В хормейстерской подготовке обучающегося компьютерные виртуальные синтезаторы могут оказать большое подспорье:

• экспериментирование в целях поиска новых интересных сочетаний, созвучий, тембров, обогащающих слуховой опыт, расширяет знания о музыке, развивает фантазию, воображение;

• создание аранжировок, аккомпанемента к мелодии, песни;

Библиографический список

• запись, проигрывание, сохранение музыки в различные типы файлов;

• создание оригинальной фонограммы хоровой партитуры «минус» с наиболее реалистичным звучанием инструментов оркестровой части, которую можно использовать в ходе показа обучающимся музыки с хором. Виртуальные инструменты представляют минимум затрат, но требуют определенной подготовки, звукорежиссерской работы при оперировании инструментарием компьютерного софта. А если сочетать потенциал виртуальных синтезаторов, прикладного программного обеспечения, объединив электронные синтезаторы с акустическими инструментами и хором, разместив музыкантов в пределах обзора хормейстера, дирижирующего произведением, - получим сложную, но инновационную форму деятельности, которая родит новые идеи, методы, подходы к обучению, по-иному окрасит звучание произведений.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования компьютерного софта креативного типа с целью повышения качества хормейстерской подготовки будущего учителя музыки, активизации слуха, фантазии, воображения, критического и оригинального мышления. Для более детального определения воздействия креативного софта на формирование творческих способностей музыканта необходим отдельный разговор вне данной статьи.

С каждым годом компьютерные музыкальные программы совершенствуются, и вместе с этим появляются новые перспективы.

Нет сомнения в том, что, приобретая опыт работы с креативными программами уже в студенческой среде, хормейстер не только формирует определенные исполнительские умения и навыки, но и всецело влияет на свои компетенции, мышление, умение нетривиально подходить к решению задач. Больше вероятности, что такой специалист возбудит интерес к творчеству у молодежи, активных пользователей разного рода гаджетов и программ. Заметим, что сам по себе описанный в статье компьютерный софт не креативен. Он обладает набором инструментов, а умело распорядившись ими, хормейстер влияет на развитие своих творческих способностей.

1. Шилов В.Л., Шаров А.А. Словарь компьютерно-музыкальных терминов. Москва: Современная музыка, 2003.

2. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002.

3. Стулова ГП. Сущность и содержание категории «творческие способности». Традиции и инновации в современном музыкальном образовании: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2020: 117 - 124.

4. Аркусова И.В. Компьютерные инновации в современном высшем образовании. Педагогика. 2012; № 8: 33 - 39.

5. Лукашева С.С. Формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке современного педагога-музыканта. Проблемы музыкальной науки. 2014; № 3 (16): 5 - 10.

7. Горемыкин А.И. Совершенствование профессиональных навыков дирижёра-хормейстера путём использования современных компьютерных технологий. Музыкальное искусство и образование: вестник кафедры ЮНЕСКО. 2017; № 2 (17): 113 - 124.

8. Новоселов В.А. Применение нотатора Sibelius в дисциплинах дирижерско-хорового цикла студентами педвуза. Преподаватель XXI век. 2018; Ч. 1, № 3: 175 - 186.

9. Шебанов С.Г. Нотный редактор «Сибелиус» в обучении музыкальным дисциплинам. Среднее профессиональное образование. 2011; № 8: 4 - 7.

10. Моисеев Е.О. Электронные образовательные ресурсы как педагогический инструментарий в процессе обучения эстрадному пению. Музыкальное искусство и образование. Musical Art and Education. 2020; Т. 8, № 2: 161 - 176.

11. Сарычева О.В. Компьютер музыканта: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019.

12. Андерсен А.В., Овсянкина ГП., Шитикова РГ. Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021.

13. Нартова И.В. Цифровые технологии в музыкальном образовании и медийные коммуникационные системы. Рабочая программа дисциплины. 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки - Музыка и Дополнительное образование (в области музыкального искусства). Available at: https://oc.mpgu.su/s/ gjknf2kW5y2iAyw#pdfviewer

14. Новоселов В.А., Дыльков А.Г Информационные технологии в музыкальном образовании: учебно-методическое пособие: в 2 частях. Нотные редакторы MuseScore, Sibelius: освоение и возможности практического применения. Москва, 2019; Ч. 1.

15. Вотинцев А.В., Самакаева М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: учебное пособие. Екатеринбург, 2012.

References

1. Shilov V.L., Sharov A.A. Slovar'komp'yuterno-muzykal'nyh terminov. Moskva: Sovremennaya muzyka, 2003.

2. Polozov S.P. Obuchayuschie komp'yuternye tehnologii i muzykal'noe obrazovanie. Saratov, 2002.

3. Stulova G.P. Suschnost' i soderzhanie kategorii «tvorcheskie sposobnosti». Tradicii i innovacii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2020: 117 - 124.

4. Arkusova I.V. Komp'yuternye innovacii v sovremennom vysshem obrazovanii. Pedagogika. 2012; № 8: 33 - 39.

5. Lukasheva S.S. Formirovanie professional'nyh sposobnostej muzykantov-ispolnitelej sredstvami informacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke sovremennogo pedagoga-muzykanta. Problemy muzykal'nojnauki. 2014; № 3 (16): 5 - 10.

7. Goremykin A.I. Sovershenstvovanie professional'nyh navykov dirizhera-hormejstera putem ispol'zovaniya sovremennyh komp'yuternyh tehnologij. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie: vestnik kafedry YuNESKO. 2017; № 2 (17): 113 - 124.

8. Novoselov V.A. Primenenie notatora Sibelius v disciplinah dirizhersko-horovogo cikla studentami pedvuza. Prepodavatel'XXI vek. 2018; Ch. 1, № 3: 175 - 186.

9. Shebanov S.G. Notnyj redaktor «Sibelius» v obuchenii muzykal'nym disciplinam. Sredneeprofessional'noeobrazovanie. 2011; № 8: 4 - 7.

10. Moiseev E.O. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak pedagogicheskij instrumentarij v processe obucheniya 'estradnomu peniyu. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. Musical Art and Education. 2020; T. 8, № 2: 161 - 176.

11. Sarycheva O.V. Komp'yutermuzykanta: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2019.

12. Andersen A.V., Ovsyankina G.P., Shitikova R.G. Sovremennye muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2021.

13. Nartova I.V. Cifrovye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii i medijnye kommunikacionnye sistemy. Rabochaya programma discipliny. 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie s dvumya profilyami podgotovki - Muzyka i Dopolnitel'noe obrazovanie (v oblasti muzykal'nogo iskusstva). Available at: https://oc.mpgu.su/s/gjknf2kW5y2iAyw#pdfviewer

14. Novoselov V.A., Dyl'kov A.G. Informacionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie: v 2 chastyah. Notnye redaktory MuseScore, Sibelius: osvoenie i vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya. Moskva, 2019; Ch. 1.

15. Votincev A.V., Samakaeva M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v professional'noj deyatel'nosti rukovoditelya vokal'no-horovogo ansamblya: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2012.

Статья поступила в редакцию 15.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.