Научная статья на тему 'Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения'

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / государственный служащий / конфликт интересов / правонарушения / законные права и интересы / служба / правоохранительная деятельность / corruption / civil servant / conflict of interest / offenses / legitimate rights and interests / service / law enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузякин Юрий Петрович, Мухин Алексей Игоревич

Правонарушения коррупционной направленности образуют значительную группу проступков, за которые госслужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности. Основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности признается совершение дисциплинарного проступка. За совершение коррупционных правонарушений к государственным служащим могут применяться различные виды ответственности, в частности, административная, дисциплинарная, уголовная, материальная. Материалы и методы научного исследования. Материалами исследования является действующее нормативно-правовые акты в исследуемой сфере. В данной работе использовались различные методы научного познания, в том числе: исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, логический, индукции, дедукции и другие. Обсуждение результатов. Исследуя феномен коррупции и правовой борьбы с ним, важным представляет дать краткую характеристику институту коррупционных рисков. Как и большинство понятий в социальных науках, данный термин не имеет единой трактовки. Заключение (выводы). Антикоррупционное законодательство является на сегодняшний день является недостаточным, даже в силу того, что отдельные ограничения, запреты и обязанности принимаются на уровне субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DISCIPLINARY LIABILITY OF CIVIL SERVANTS FOR CORRUPTION OFFENSES

Corruption offenses form a significant group of misdemeanors for which civil servants are brought to disciplinary responsibility. The basis for bringing a civil servant to disciplinary liability is the commission of a disciplinary offense. For committing corruption offenses, civil servants may be subject to various types of liability, in particular, administrative, disciplinary, criminal and material liability. Materials and methods of scientific research. The materials of the research are the current normative-legal acts in the investigated sphere. Various methods of scientific cognition were used in this work, including: historical, comparative-legal, analysis, synthesis, logical, induction, deduction and others. Discussion of the results. When studying the phenomenon of corruption and the legal fight against it, it is important to briefly characterize the institution of corruption risks. Like most concepts in social sciences, this term does not have a unified interpretation. Conclusion (conclusions). Anti-corruption legislation is currently insufficient, even due to the fact that certain restrictions, prohibitions and obligations are adopted at the level of subjects.

Текст научной работы на тему «Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения»

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения

Кузякин Юрий Петрович,

доктор юридических наук, профессор Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: kuziakin49@mail.ru

Мухин Алексей Игоревич,

Студент магистратуры кафедры экономических и финансовых расследований ВШГА МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: mlesha333@gmail.com

Правонарушения коррупционной направленности образуют значительную группу проступков, за которые госслужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности. Основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности признается совершение дисциплинарного проступка. За совершение коррупционных правонарушений к государственным служащим могут применяться различные виды ответственности, в частности, административная, дисциплинарная, уголовная, материальная. Материалы и методы научного исследования. Материалами исследования является действующее нормативно-правовые акты в исследуемой сфере. В данной работе использовались различные методы научного познания, в том числе: исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, логический, индукции, дедукции и другие.

Обсуждение результатов. Исследуя феномен коррупции и правовой борьбы с ним, важным представляет дать краткую характеристику институту коррупционных рисков. Как и большинство понятий в социальных науках, данный термин не имеет единой трактовки.

Заключение (выводы). Антикоррупционное законодательство является на сегодняшний день является недостаточным, даже в силу того, что отдельные ограничения, запреты и обязанности принимаются на уровне субъектов.

Ключевые слова: коррупция, государственный служащий, конфликт интересов, правонарушения, законные права и интересы, служба, правоохранительная деятельность.

S2

со см о см

СП

Как известно, применение дисциплинарного взыскания к служащему возможно не позднее одного месяца со дня его обнаружения совершенного дисциплинарного проступка. В свою очередь, законодатель в отношении государственных гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений устанавливает более длительные сроки. Так, ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет, что применение взыскания осуществляется не позднее 6 месяцев со дня получения информации о совершении служащим коррупционного правонарушения. В указанный период времени не включается период временной нетрудоспособности, а также нахождение в отпуске и иных случаев отсутствия служащего на рабочем месте по уважительным причинам. Общий срок для применения дисциплинарной ответственности устанавливается три года со дня совершения коррупционного правонарушения. Кроме того, расследование по уголовному делу не включается в «общий» трехгодичный срок.

Выявленный факт должен быть зафиксирован путем составления акта или докладной записки. По результатам фиксации, указанный акт или докладная записка направляется ответственным лицам, которые издают за подписью руководителя соответствующее распоряжение о проведении служебной проверки. В рамках настоящей служебной проверки устанавливаются сроки для ее проведения, а также число, с которого начинается проверка. В указанном распоряжении указываются о членах комиссии, основных задачах, а также те факты, которые послужили основанием для проведения служебной проверки.

Совершение служащим коррупционного правонарушения, обстоятельства при которых совершается данное правонарушение, тяжесть правонарушение, соблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, а также требований по предотвращению конфликта интересов, исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством о противодействии коррупции, а также результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Безусловно, в случаях совершения служащих малозначительного правонарушения, то к ним может быть применена такая мера дисциплинарной ответственности, как замечание. В свою очередь, в соответствии с требованиями действующего законодательства другие, более грубые нарушения влекут иные меры дисциплинарного взыскания.

Необходимо также заметить, что у гражданского служащего имеется право на обжалование

результатов проведенной проверки. Данное право может быть реализовано в результате обращения государственного служащего в комиссию или в суд.

Следует также помнить о том, что, если государственный гражданский служащий в течение года не привлекается к какому - либо дисциплинарному взысканию, то фактически служащий признается не привлеченным к дисциплинарной ответственности.

Целесообразным будет обратить внимание на тот факт, что в практической деятельности отдельные меры дисциплинарной ответственности не воспринимаются в качестве своего рода угрозы для дальнейшего благополучия государственной службы. В этой связи данные меры утратили не только свою профилактическую силу, но и свою наказательную силу. Поэтому на сегодняшний день нужны уже современные более действенные меры дисциплинарного принуждения, которые будут отвечать признакам эффективности. Такие меры могут быть направлены на ограничение статусного положения самого служащего, карьерный рост, размеры выплат по результатам своей служебной деятельности, а также различных льгот и привилегий.

Объективные критерии привлечения к дисциплинарной ответственности признаются в качестве практические проблемы в реализации правовых обязанностей государственных служащих. Все эти практические вопросы связанные с тем, что существующая система оценки деятельности государственных и муниципальных служащих построена таким образом, что не заставляет государственных служащих демонстрировать текущее состояние правового порядка и дисциплины в своих подразделениях, чтобы избежать плохой оценки своей деятельности. Те, кто нарушает закон, стремятся избежать наказания всеми существующими на сегодняшний день способами.

На сегодняшний день следует признать, что привлечение к правовой ответственности государственных гражданских служащих носит достаточно сложный характер ввиду того, что отдельные положения законодатель не предусмотрел, в отличие от порядка привлечения к дисциплинарной ответственности простых работников, с которыми заключен трудовой договор.

Среди исследователей неоднократно обсуждался вопрос о том, что целесообразно разработать отдельный законодательный акт по вопросам применения юридической ответственности государственных служащих. Именно такой правовой акт позволит не только систематизировать отдельные требования к проведению служащих, но и закрепить материальные и не материальные аспекты. В частности, определить общие положения в части правил и процедур применения дисциплинарного взыскания, состав, этапы применения дисциплинарного взыскания, принципы дисциплинарной ответственности, расширенный перечень мер дисциплинарной ответственности. Все это по-

зволит не только эффективно трансформировать систему государственного управления, но и повысить эффективность применения положений законодательства. Безусловно, предложенная идея имеет место быть. Но, в принципе, возможно внесение таких изменений и дополнений в сам Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». Это позволит более детальным образом регламентировать вопросы ответственности служащих и тем самым исключить разработки отдельных не нужных законодательных актов, которых в законодательной базе и так большое количество.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что процедура применения дисциплинарного взыскания к государственным гражданским служащим имеет свои отличия от применения дисциплинарной ответственности к работникам, работающим по трудовому договору. На сегодняшний день, законодатель не определяет тех критериев, которые могут быть положены в основу привлечения к дисциплинарной ответственности, что является законодательным упущением и влечет определенные трудности в правоприменительной практике.

Коррупционные правонарушения - актуальное явление для многих государств, Россия не является исключением. Престижу государственной службы всегда уделяли особое внимание, так как именно государственная службы должна обеспечивать законные права и интересы граждан нашей страны. Тем не менее, на сегодняшний день, коррупция подрывает престиж государственной службы, на уровень доверия населения.

Без всяких сомнений, государственная служба признается важнейшим институтом, с помощью которого происходит реализация государственного управления на федеральном или региональном уровнях с целью выполнения различных функций, возлагаемых на государственных служащих.

Механизм привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих обладает своими особенностями, которые практически детальным образом урегулированы на законодательном уровне. При этом для каждого вида государственной службы законодателем установлены свои особенности для привлечения виновных лиц к ответственности.

Генеральным прокурором И. Красновым в своем интервью приводятся статистические данные коррупционных правонарушений за 2022 год. В частности, указывается, что выявлено 29,6 тысяч коррупционных правонарушений, что в сравнении с аналогичным периодом 2021 года выше на 12,7%. При этом генеральный прокурор указывает, что рост не свидетельствует о целой волне коррупционных правонарушений, а наоборот свидетельствует об эффективной работе правоохранительных органов с целью выявления нарушений коррупционной направленности.

На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ отмечалось, что минимиза-

5 -о

сз ж

■с

ции коррупции среди государственных служащих возможна в результате внедрения электронного документооборота, так как коррупционные риски исключаются ввиду отсутствия прямого взаимодействия между служащим и гражданином.

Однако, есть и изменения, которые, наоборот, способствуют повышению коррупционных рисков. В частности, это касается внесения изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение у одного (единственного) подрядчика.

Кроме того, на расширенном заседании акцентировалось внимание на то, что достаточно действенной мерой признается возмещение вреда в результате совершения коррупционного правонарушения.

Коррупция в России - это одна из наиболее серьезных проблем современного российского государства, которая затрагивает абсолютно все сферы жизни общества - государственное управление, правоохранительную систему, а также системы здравоохранения и образования. Это феномен, который исторически характеризует Россию, выступая сущностной особенностью российской модели госуправления, в основе которой - слабая роль права в стране и неэффективные механизмы правового регулирования, по причине чего современные законодатели активным образом пытаются отрегулировать систему государственных органов правовым образом так, чтобы коррупционные риски и угрозы были минимизированы.

Высокую значимость коррупционной угрозы для государства можно проследить из самого определения «государственного управления», под которым понимается «вид государственного администрирования, осуществляемый уполномоченным лицом в рамках структуры государственного органа в отношении лиц, находящихся с ним в состоянии организационной (структурной, служебной) подчиненности в целях обеспечения надлежащего функционирования структуры государственного органа и организационно подчиненных ему лиц». Иными словами, госуправление - это основа государства как системы обеспечения здорового функционирования общества, по причине чего любые вызовы, ставящие под угрозу данную систему, угрожают благополучию и эффективности самого государства, его безопасности, а, следовательно, ставят под угрозу каждого гражданина страны.

Исследуя феномен коррупции и правовой борьбы с ним, важным представляет дать краткую характеристику институту коррупционных рисков. Как и большинство понятий в социальных науках, данный термин не имеет единой трактовки.

Иными словами, государственная служба са-— ма по себе уже содержит условия для соверше-2 ния служащими коррупционных правонарушений. Я Разветвленная бюрократическая система государев ственного управления создает серьезные предпо-ав сылки для разрастания данного феномена, по при-

чине чего и требуется правовая борьба с коррупцией, принятие мер противодействия, особенно в зонах повышенного риска.

С точки зрения общественно-политической терминологии, коррупция - это злоупотребление лицом, занимающим определенное положение в обществе, доступом к благам, недоступных широкому кругу населения, которые его статус предоставляет ему, но при этом на которые у него нет законного права. Г.Д. Лассуэлл, один из основоположников современной политологии, раскрывая понятие коррупции, описал его как «особое преимущество», злоупотреблению которым наносит ущерб общему интересу.

А.В. Куракин, исследуя феномен коррупции на государственной службе, отмечает, что данное явление представляет собой совокупность различных антиобщественных и противоречащих законодательству деяний, главной характеристикой которых является получение госслужащим определенных благ лично или через третьих лиц за счет злоупотребления своим должностным положением и властными полномочиями.

Основная идея коррупции состоит в том, что лица, уполномоченные государством выполнять определенные задачи для развития общества и социальных институтов получившие для этого доступ к определенным непубличным ресурсам,начинают использовать свое служебное положение и предоставленные им ресурсы для реализации собственных интересов, а не общественного блага.

С самого начала основания современного российского государства после распада СССР новый либерально-демократический режим исходил из потребности в построении такой нормативно-правовой базы, которая будет максимально исключать возможности совершения коррупционных правонарушений служащими государственных органов или по крайней мере эффективно их пресекать с этой целью, в частности, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (утратил силу на сегодняшний день).

Именно этот указ Б. Ельцина лег в основу главного современного правового антикоррупционного механизма в целом - Федерального закона «О противодействии коррупции», а также оказал серьезное влияние на закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который регулирует отдельные моменты наложения взысканий на служащих, совершающих коррупционные правонарушения, но и на другие законодательные акты, в частности, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и другие федеральные законы, регламентирующие деятельность иных видов государственной службы.

Россия приняла первый пакет антикоррупционных законов в 2008 году, после того как Парламент страны в 2006 году ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Сове-

та Европы об уголовной ответственности за коррупцию. ФЗ «О противодействии коррупции» был принят в мае 2008 г.: именно начиная с этого момента законодателями страны была начата активная работа относительно разработки и совершенствования антикоррупционного законодательства.

Однако, как отмечает А.А. Польской принятый ФЗ «О противодействии коррупции» не создал какого-либо единого правового режима вокруг коррупции как опасного для социума явления -его принятие не привело ни к какой-либо конкретной юридической регламентации и квалификации коррупции, ни к запрету данного явления статьями УК как преступления в целом. Фактически, можно сказать, что коррупционное правонарушение признается нежелательным, но не имеет фактического формального запрета.

Так, говоря о юридическом наполнении понятия «коррупция» в современном российском законодательстве обратимся к ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», которое дает лишь обобщенное толкование, по существу лишь раскрывая варианты соответствующего антиобщественного поведения, которые можно рассматривать как коррупционные.

Данный закон следующим образом определяет коррупцию: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Иными словами, проанализировав данное положение закона, можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве при отсутствии четкого определения коррупции выводится ряд признаков, соответствие с которыми позволяет причислять то или иное антиобщественное и противоправное деяние к коррупционному правонарушению. В частности, такими признаками являются: наличие должностного лица, обладающего определенными специальными полномочиями; злоупотребление этими полномочиями; цель злоупотребления - определенные корыстные цели (деньги, имущество, права).

Исходя из данных признаков, а также анализа авторских позиций по вопросу определения коррупции и коррупционного правонарушения, можно предложить свое определение понятия коррупционного правонарушения на государственной службе. Коррупционное правонарушение государственных служащих - это корыстное злоупотребление служебным положением госслужащего или специальными полномочиями, исходящими из данного положения, целью которого является личная вы-

года, достигающаяся путем нанесения определенного вида ущерба определенной категории общественности.

Кроме того, коррупция - феномен, борьба с которым провозглашается на конституционном уровне. В частности, статья 71 п. «т» Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся (на федеральном уровне): «установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ».

Также борьба с коррупцией и конкретные антикоррупционные меры прописываются такими федеральными законами, как Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Не следует забывать о том, что обязанности, ограничения и запреты, связанные с коррупцией для служащих могут быть установлены и на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, ст. 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет, что законы субъектов Российской Федерации в целях противодействия коррупции законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами могут быть установлены запреты, ограничения, обязанности и правила служебного положения.

Среди исследователей высказывались различные мнения по данному поводу. Одни, например, А.А. Пономарев положительно относился к отмеченной норме. В свою очередь, С.Е. Чаннов, указывал на то, что наделение субъектов РФ таким правом просто недопустимо, так как ограничение конституционного права, возможно, только с разрешения федерального законодательства. Установление дополнительных механизмов будет способствовать возникновению проблемных аспектов для государственных и муниципальных органов, поэтому данная норма и не получила развития на региональном уровне.

Учитывая внесенные в Конституцию России поправки в 2020 г., которыми установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы отнесено к ведению РФ (п. «т» ст. 71), уже поставлен обоснованный вопрос об исключении ст. 12.5 из Закона N 273-Ф3. р

Но, тем не менее, следует заметить, что в от- Д дельных регионах ограничения, запреты и обязан- Ч

m

ности служащих в сфере коррупции все-таки по- К лучили свою реализацию. Так, Закон Ставрополь- S ского края от 29.12.2006 N 98-КЗ «О статусе лиц, у замещающих государственные должности Став- А

ропольского края» закрепил в качестве ограничения - распространение требования о получении согласия в течение двух лет после прекращения полномочий лица, замещающего государственную или муниципальную должность на постоянной основе, на замещение на условиях трудового договора должности и (или) выполнение работы, оказания услуг на условиях гражданско-правового договора в организации, если осуществление отдельных функций входило в его должностные обязанности ранее.

Аналогичное положение нашло свое закрепление и таких субъектах РФ, как Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Коми, Амурской, Владимирской, Нижегородской, Калужской, Смоленской и других областях.

В отдельных региональных правовых актах нашла отражения такая обязанность лиц, замещающих государственные должности, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Такая обязанность не закреплена положениями Федерального закона «О противодействии коррупции». Основными субъектами, в которые реализована данная обязанность, следует отметить Архангельская область, Саратовская, Орловская, Калининградская область, Чукотский автономный округ. Кроме того, на региональном уровне определен не только порядок соблюдения такой обязанности, но и условия, формы представления сведений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в Архангельской области такие обязанности вводятся не только для действующих государственных служащих, но и для лиц, замещающих муниципальные должности.

Еще одной обязанность, которую стали реа-лизовывать на региональном уровне, стоит признавать распространение на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, отдельных антикоррупционных ограничений. Такая практическая реализация нашла свое законодательное закрепление в Республике Крым, Хабаровском крае, Ленинградской и Московской областях. Например, Указ Главы Республики Крым от 27.02.2015 N 54-У «О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым», Постановление Правительства Московской области от 14.03.2019 N 124/8 «О мерах по предупреждению коррупции в государственных учреждениях Московской области, государственных унитарных предприятиях Московской области, созданных для выполнения задач, поставленных перед центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области», По— становление Правительства Хабаровского края 2 от 03.12.2020 N 521-пр «О мерах по противодей-Я ствию коррупции в государственных учреждениях ° Хабаровского края, государственных унитарных 1 предприятиях Хабаровского края» и т.д.

Следует также заметить, что помимо рассмотренных антикоррупционных стандартов, которые стали внедряться субъектами РФ, стали вводиться механизмы уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника к совершению коррупционных нарушений, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, регулирования правил этики служащих. Принятые Минтрудом России Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. К примеру, в Московской области введены нормы о ежегодном декларировании конфликта интересов в механизме раскрытия конфликта интересов.

В «Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы», принятым в 2021 году, устанавливаются главные и наиболее актуальные направления антикоррупционный борьбы, в том числе, на региональном и местных уровня, по которым будет реализовываться план противодействия коррупции, и перечисляются его мероприятия.

Итак, правонарушения на государственной службе - это нарушение условий служебного контракта, составной частью которого является должностной регламент и вследствие которого принимаются дисциплинарные взыскания, в том числе, за конкретные коррупционные правонарушения. Содержание коррупционного правонарушения регламентируется в конкретном законе о виде государственной службе, главными категориями которого являются неисполнение обязанностей, служебный проступок, конфликт интересов служебная дисциплина, служебная проверка.

Говоря о недостатках современного антикоррупционного российского законодательства, заключающихся в недостаточной правовой регламентации коррупции как явления в целом, так и его частей, стоит в первую очередь отметить, что с точки зрения законодательства РФ, коррумпированность не является временным событием, а есть системообразующий элемент структуры всей экономики страны.

Завершением этого в свою очередь становится то, что принятие мер противодействия коррупции не исходит из особенностей каждого из этих элементов, а, следовательно, не является настолько эффективным, насколько могло бы.

Так, например, для «низовой коррупции», суммы взяток в рамках которой муниципальным служащим составляют, как правило, в среднем от 5-15 тысяч рублей, эффективной мерой противодействия коррупционным правонарушением стал бы запрет на пожизненный найм государственных служащих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррумпированность в России - это одна из наиболее серьезных проблем современного российского государства, которая затрагивает абсолютно все сферы жизни общества, при этом коррупционные правонарушения государственных служащих - важнейший вызов современной системы

госуправления страны, которая ставит под угрозу ее благополучие и развитие, поскольку коррупция подрывает репутацию государственного управления и доверие граждан к демократическому правовому государству. Коррупционное правонарушение государственных служащих - это корыстное злоупотребление служебным положением госслужащего или специальными полномочиями, исходящими из данного положения, целью которого является личная выгода, достигающаяся путем нанесения определенного вида ущерба определенной категории общественности. Содержание коррупционного правонарушения регламентируется в конкретном законе о виде государственной службе, главными категориями которого являются неисполнение обязанностей, служебный проступок, конфликт интересов служебная дисциплина, служебная проверка.

Современные причины коррупции самые разнообразные, среди которых можно отметить, недостатки законодательного регулирования, недостаточный контроль за фактической работой государственных служащих, кумовство, пассивность правоохранительных органов в случае привлечения виновных лиц в коррупционных правонарушениях. Кроме объективных причин, особое значение играют и субъективные причины возникновения коррупции государственных служащих. Среди таких можно отметить, наличие в обществе мнения о коррумпированности государственных служащих, отсутствие соответствующего уровня правосознания служащих, склонность к совершению коррупционных правонарушений.

Российское антикоррупционное законодательство является на сегодняшний день недостаточным, даже в силу того, что отдельные ограничения, запреты и обязанности принимаются на уровне субъектов РФ. Представляется необходимым на законодательном уровне определить легальное определение коррупционного правонарушения государственных служащих следующего содержания: «Коррупционное правонарушение государственных служащих - это корыстное злоупотребление служебным положением госслужащего или специальными полномочиями, исходящими из данного положения, целью которого является личная выгода, достигающаяся путем нанесения определенного вида ущерба определенной категории общественности». Представляется, что данное определение может быть закреплено в статье 1 «Об-

щие положения» Федерального закона «О противодействии коррупции».

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы»

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции»

4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

SPECIFICS OF DISCIPLINARY LIABILITY OF CIVIL SERVANTS FOR CORRUPTION OFFENSES

Kuzyakin Yu.P., Mukhin A.I.

Lomonosov Moscow State University

Corruption offenses form a significant group of misdemeanors for which civil servants are brought to disciplinary responsibility. The basis for bringing a civil servant to disciplinary liability is the commission of a disciplinary offense. For committing corruption offenses, civil servants may be subject to various types of liability, in particular, administrative, disciplinary, criminal and material liability. Materials and methods of scientific research. The materials of the research are the current normative-legal acts in the investigated sphere. Various methods of scientific cognition were used in this work, including: historical, comparative-legal, analysis, synthesis, logical, induction, deduction and others.

Discussion of the results. When studying the phenomenon of corruption and the legal fight against it, it is important to briefly characterize the institution of corruption risks. Like most concepts in social sciences, this term does not have a unified interpretation. Conclusion (conclusions). Anti-corruption legislation is currently insufficient, even due to the fact that certain restrictions, prohibitions and obligations are adopted at the level of subjects.

Keywords: corruption, civil servant, conflict of interest, offenses, legitimate rights and interests, service, law enforcement.

References

1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020).

2. Decree of the President of the Russian Federation of August 16, 2021 N 478 "On the National Anti-Corruption Plan for 20212024"

3. Federal Law of December 25, 2008 N 273-FZ "On Combating Corruption"

4. Federal Law of July 27, 2004 N 79-FZ "On the State Civil Service of the Russian Federation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.