Научная статья на тему 'Особенности дистанционного обучения взрослых людей'

Особенности дистанционного обучения взрослых людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогика / обучение / взрослые ученики / педагогика / пенсионеры / дистанционное обучение. / andragogy / education / adult students / pedagogy / senior citizens / distance learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Э. Хасуев

В данной статье рассматриваются современные условия и принципы обучения взрослых людей. В современном мире условие непрерывности образования получило большое распространение, благодаря этому поток обучающихся взрослых людей увеличился. Однако обучать по одной схеме взрослых студентов и обучающихся младшего возраста не следует, каждый из этих групп обладает своими особенностями. А так как в обществе среди взрослых обучающихся превалирует заочное образование, то большую часть времени студенты занимаются дистанционно, следовательно, необходимо выделить особенности обучения старшего поколения именно в электронной среде. При разработке учебных и методических материалов для дистанционного обучения взрослых, формировании учебного плана необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов; особенности когнитивной сферы взрослого человека (способность абстрагирования, анализа и синтеза поступающей информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REMOTE LEARNING OF ADULTS

The article discusses modern conditions and principles of adult education. In the modern world, the condition of continuity of education has become widespread, due to this, the flow of trained adults has increased. However, adult and younger students should not be taught in the same way; each of these groups has its own characteristics. Since part-time education prevails among adult students in society, most of the time students study remotely, therefore, it is necessary to highlight the peculiarities of teaching the older generation in the electronic environment. When developing educational and methodical materials for distance learning of adults, the formation of the curriculum should take into account the age characteristics of adult students; features of the cognitive sphere of an adult (the ability to abstract, analyze and synthesize incoming information.

Текст научной работы на тему «Особенности дистанционного обучения взрослых людей»

УДК 374.7 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10077

Khasuev A.E., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mail@chesu.ru

FEATURES OF REMOTE LEARNING OF ADULTS. The article discusses modern conditions and principles of adult education. In the modern world, the condition of continuity of education has become widespread, due to this, the flow of trained adults has increased. However, adult and younger students should not be taught in the same way; each of these groups has its own characteristics. Since part-time education prevails among adult students in society, most of the time students study remotely, therefore, it is necessary to highlight the peculiarities of teaching the older generation in the electronic environment. When developing educational and methodical materials for distance learning of adults, the formation of the curriculum should take into account the age characteristics of adult students; features of the cognitive sphere of an adult (the ability to abstract, analyze and synthesize incoming information.

Key words: andragogy, education, adult students, pedagogy, senior citizens, distance learning.

А.Э. Хасуее, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» г. Грозный, E-mail: mail@chesu.ru

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

В данной статье рассматриваются современные условия и принципы обучения взрослых людей. В современном мире условие непрерывности образования получило большое распространение, благодаря этому поток обучающихся взрослых людей увеличился. Однако обучать по одной схеме взрослых студентов и обучающихся младшего возраста не следует, каждый из этих групп обладает своими особенностями. А так как в обществе среди взрослых обучающихся превалирует заочное образование, то большую часть времени студенты занимаются дистанционно, следовательно, необходимо выделить особенности обучения старшего поколения именно в электронной среде. При разработке учебных и методических материалов для дистанционного обучения взрослых, формировании учебного плана необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов; особенности когнитивной сферы взрослого человека (способность абстрагирования, анализа и синтеза поступающей информации.

Ключевые слова: андрагогика, обучение, взрослые ученики, педагогика, пенсионеры, дистанционное обучение.

Как правило, говоря об образовании, мы подразумеваем обучение детей в школе и молодых людей в колледжах и университетах. Однако молодежь - не единственная категория, которая может получать образование и которую можно встретить в учебных заведениях. Многие взрослые люди, уже получившие профессию, всё чаще вновь возвращаются в университеты, чтобы получить новую специальность, повысить свою квалификацию или, как часто бывает с пенсионерами, найти себе занятие. Помимо этого, именно взрослые являются основной аудиторией всевозможных курсов и классов, в которых можно найти новое хобби или изучить новую дисциплину - от экзотического иностранного языка до создания моделей кораблей.

Надо отметить, что в России образование взрослых выделилось в отдельную область только к концу XX века. До этого образовательный процесс людей разных возрастов не имел никаких различий и обладал универсальным характером. Однако в 70 - 80-е годы прошлого века возникла потребность в переосмыслении образования взрослых для повышения его эффективности. Однако само понятие андрагогики было введено ещё в конце XIX века немецким педагогом Александром Каппом [1].

Принципы обучения взрослых активно формулировались в последние несколько десятилетий. Самостоятельно выбирая образование, взрослые могут самостоятельно же им заниматься. Помимо фактора осознанности существует фактор осмысленности. Взрослые не только понимают, зачем им нужно это обучение, но и часто имеют чёткое представление о том, как те или иные знания пригодятся им в той или иной конкретной ситуации для решения определённой задачи. Иными словами, взрослые имеют ясное представление о том, что является целью всего образовательного процесса. Самым весомым различием между обучением детей и обучением взрослых является наличие у последних жизненного опыта. Ученики-взрослые в процессе обучения часто опираются на знания и умения, которые у них уже имеются, и используют эти ресурсы для понимания новой информации. В то время как ученики-дети, не располагая большим опытом, всё делают "с чистого листа" [2].

Взрослому в процессе обучения отводится ведущая роль, а сам процесс обучения представляет собой активную совместную деятельность ученика и учителя.

Любой образовательный процесс сопровождается помощью и указаниями педагога, который направляет образование и ассистирует взрослым в изучении новых дисциплин. Если для детей учитель - это во многом воспитатель, то для взрослых он в первую очередь высококвалифицированный специалист. Отличительной особенностью андрагогики (науки об обучении взрослых людей) является также принцип опоры на предыдущий жизненный опыт. Речь идёт, прежде всего, об опыте профессиональном - о навыках, знаниях и умениях, полученных на предыдущем месте работы, в предыдущей профессии или в ранее законченном университете. В случае с взрослыми их опыт становится своеобразной базой для формирования новых умений и усвоения новых знаний. Однако из предыдущего принципа прямо вытекает также принцип корректировки устаревшего опыта. Очень часто профессиональный и личностный опыт, которым обладают взрослые, пришедшие обучаться, противоречит более современным требованиям и социальным установкам.

Преподаватели, занимающиеся с взрослыми, должны уметь убедить своих учеников в несостоятельности идей, за которые они держатся, и суметь заменить устаревшие идеи на современные. Весьма важен принцип индивидуального подхода. В этом пункте андрагогика соглашается с обучением детей: учёт ин-

дивидуальных особенностей личности способствует повышению эффективности образовательного процесса. В контексте андрагогики это означает, что преподаватель должен обратить внимание на жизненный опыт обучающегося, на его профессиональные навыки, убеждения и на те взаимоотношения, которые этот взрослый строит в коллективе. Помочь в этом могут анкетирования, опросы, интервью, беседы тет-а-тет. Уникальной особенностью андрагогики является принцип востребованности результатов.

Поскольку взрослые люди, решающие получить ещё одно (или первое, так тоже бывает) образование, как правило, имеют чёткое представление о том, в чём состоит цель их обучения, педагог также обязан анализировать ситуацию, в которой его подопечный находится, и держать в голове задачи, которые необходимо решить. Все результаты обучения должны быть как можно скорее применены на практике. Несмотря на то, что в случае андрагогики педагог не является воспитателем-наставником, обучение взрослых всё же придерживается развивающего принципа. Оно призвано развить у обучающихся способностей к самообучению и постижению нового, а также должно быть направлено на совершенствование личности взрослого.

Дистанционное обучение - это способ получения образования с использованием интерактивных форм взаимодействия учащегося и ПК. В процессе дистанционного обучения человек имеет возможность получить специальность без посещения образовательного заведения. На время обучения за каждым студентом закрепляют специального человека (куратора, тьютора и т.п.), который оказывает консультативную помощь. Общение с тьютором (куратором) возможно посредством электронной почты, по телефону, либо в личном кабинете, где выполняются задания. Некоторые дистанционные учебные организации имеют филиалы (центры доступа, представительства и т.д.), где возможно личное общение с тьюторами (кураторами), что значительно облегчает понимание устройства учебного процесса.

На сегодняшний день обучение взрослых является весьма актуальным вопросом [3]. Это связано с тем, что требования современных компаний к уровню образования сотрудников очень высокие. Многие люди, работая, стремятся повысить свою квалификацию либо получить новую специальность с целью продвижения по карьерной лестнице и повышения уровня заработной платы. Сложно представить взрослого человека, который после работы идет в учебное заведение и сидит за партой. У многих просто не будет на это времени (работа, семья, дети и т.п.). Потому дистанционное обучения является таким распространенным среди взрослых, так как оно позволяет совмещать учебу с работой и семьей, дает возможность получать образование без отрыва от производства [4].

Особенность дистанционного образования взрослых состоит в том, что они знают, для чего им необходимо получаемое образование, то есть у них более сформированы мотивы на обучение. Многие люди работают по своей специальности, но не имеют необходимого уровня образования (высшего - бакалавриата или магистратуры), то есть взрослые изучаю только то, что им действительно нужно, а сам процесс обучения основан на примерах из практики. Исходя из сущности дистанционного обучения взрослых, можно сделать вывод: взрослый человек в отличие от только что окончившего школу подростка осознанно выбирает специальность, форму обучения и обучающую организацию, имеет возможность получения знаний в удобное время и в удобной форме, вне зависимости от места, где сейчас находится, допустимость многократного повторения учебного материала, практически без ограничений. Преимущества дистанционного обучения взрослых способствуют тому, что оно становится наиболее привлекательной

формой обучения для взрослого человека, так как позволяет ему не нарушать ритм жизнь, сочетать обучение и профессиональную деятельность, обеспечивает индивидуальность подхода к процессу обучения. Принципы дистанционного обучения: возможность поступления без вступительных экзаменов; свободный доступ к учебным и методическим материалам; минимальный контакт с преподавателями; упор на самостоятельное изучение учебных материалов. На сегодняшний день каждый взрослый человек имеет возможность пройти обучение дистанционно и получить необходимое образование. Для этого существующие учебные заведения предоставляют возможность пройти онлайн-курсы для повышения квалификации или переобучения, либо получить высшее или среднее образование. Преимущества дистанционного обучения взрослых:

- гибкость, возможность изучения учебных материалов в удобное для студента время;

- доступность: каждый человек, имеющий свободный доступ выхода в Интернет, может получать образование вне зависимости от места проживания и нахождения;

- модульность: построение учебного процесса направлено на получение только тех знаний, которые необходимы студенту; изучение учебного материала строится по типу модулей, что облегчает процесс обучения;

- открытость: каждый студент может выбирать ту форму получения знаний, которая ему удобна (прослушивание или просматривание лекций, чтение конспектов, методической или учебной литературы). Доступ к образовательным продуктам открыт для каждого;

- активность. Взрослый человек осознает всю важность учебного процесса. Таким образом, дистанционное обучение раскрывает потенциал, дает новые шансы и возможности. Человек может получать новые знания в любой точке мира.

Технология индивидуализации обучения - это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося. В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения. Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Также педагог может наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог способен полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика. Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что положительно сказывается на достижении учебных результатов. В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде невозможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25 - 35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками с целью «подтянуть» их. В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия, как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия. Индивидуальный подход - это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей. Индивидуализация обучения - это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения. Индивидуальный подход как один из основных принципов обучения в той или иной мере используется практически во всех образовательных технологиях. Исходя из этого, индивиду-

Библиографический список

ализацию обучения можно назвать «проникающей технологией», ставящей во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижения образовательных целей.

Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса. Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются следующие:

- она применима на всех уровнях обучения;

- основана на гуманистической философии;

- предусматривает комплексное био-социо-психогенное развитие учащегося;

- направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала;

- имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания;

- по типу управления: система «репетитор»;

- представлена альтернативной, академической, клубной и индивидуально-групповой организационными формами;

- имеет гуманно-личностный подход к ребенку;

- преобладающие методы обучения - это программирование, саморазвитие и творчество;

- основное направление модернизации обучение - альтернатива;

- направлена на все категории учащихся, повышение мотивации на обучение и развитие у учащихся познавательной активности.

Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.

В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт - данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником. Адаптивная система обучения А.С. Границкой - в центре данной системы стоит ученик, особенности его развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения. Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова -технология обучения на основании индивидуально ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения [5].

Методики дистанционного обучения постоянно совершенствуются. Специфика дистанционного образования взрослых проявляется в следующих особенностях: студент должен обладать навыками самоорганизации и самообразования; организация учебного процесса строится в основном на умении работать с ПК и современными Интернет-технологиями. При разработке учебных и методических материалов, формировании учебного плана необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов: особенности когнитивной сферы взрослого человека (способность абстрагирования, анализа и синтеза поступающей информации); взрослые более самоорганизованы и мотивированы на получение знаний; эмоционально устойчивее, в связи с чем они легче переносят отсутствие контакта с преподавателем, познавательные процессы (мышление, память, восприятие) у взрослого человека протекают менее продуктивно, чем у ребенка или подростка; взрослый человек имеет социальный опыт и устоявшиеся взгляды на модель образования, в связи с чем его взгляды порой входят в противоречие с современной системой образования.

1. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9 - 10 классов средней школы. Москва: Просвещение, 1988.

2. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи. Вестник психосоциальной и коррекцион-но-реабилитационной работы. 2000; № 3: 11 - 17.

3. Рогов Е.А. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, 1995.

4. Психология личности: тесты, опросники, методики. Авторы-составители Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. Москва, 1995.

5. Разумихина П.П. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». Москва, 1986.

References

1. Afanas'eva T.M. Sem'ya: uchebnoe posobie dlya 9 - 10 klassov srednej shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1988.

2. Elizarov A.N. Osobennosti psihologicheskogo konsul'tirovaniya kak samostoyatel'nogo metoda psihologicheskoj pomoschi. Vestnikpsihosocial'noj ikorrekcionno-reabilitacionnoj raboty. 2000; № 3: 11 - 17.

3. Rogov E.A. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa v obrazovanii. Moskva, 1995.

4. Psihologiya lichnosti: testy, oprosniki, metodiki. Avtory-sostaviteli N.V. Kirsheva i N.V. Ryabchikova. Moskva, 1995.

5. Razumihina P.P. Mirsem'i: kniga dlya uchaschihsya starshih klassov po kursu «'Etika i psihologiya semejnoj zhizni». Moskva, 1986.

Статья поступила в редакцию 22.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.