А.В. Мачульская
аспирант,
Смоленский государственный университет
Особенности дистанционного обучения литературному чтению в 1 классе
Литература - один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором органически сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты, позволяющие реализовать требования фгос ноО.
Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует курсу литературы в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах средней школы курсом, построенным на историко-литературной основе. В связи с этим можно сказать, что литературное чтение является первым этапом в непрерывном литературном образовании учащегося.
Нужно отметить, что первый этап литературного образования школьника, создавая предпосылки для дальнейшего развития, представляет собой в то же время относительно самостоятельный и завершенный цикл, учитывающий специфику младшего школьного возраста и характеризующийся особыми задачами, содержанием, методикой преподавания.
Целью курса по литературному чтению является формирование, воспитание и развитие грамотного читателя.
Под грамотным читателем мы понимаем ребенка, осознающего себя читателем, у которого развиты интерес к книге и потребность в систематическом чтении, сформированы полноценный навык чтения и читательские компетентности, заложены основы коммуникативной и духовнонравственной культуры, созданы первичные представления о русской литературе как о национальном достоянии. Результатом формирования, воспитания и развития грамотного читателя должно стать осознание младшим школьником литературы как вида искусства.
Прежде чем излагать непосредственно методику преподавания литературного чтения в дистанционной форме, нужно пояснить, что речь идет об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, де-тей-инвалидов. При этом проблема взаимодействия учителя и ученика приобретает особую значимость.
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В ходе дистанционного обучения общение обучающего с обучающимся происходит с помощью различных форм онлаиПн коммуникации^: программы Skype, электронноип почты, специально разработанного саипта http://iclass.home-edu.ru/. При данном виде обучения педагогу
206
необходимо учитывать дидактические своипства и функции телекоммуникации □, мультимедийных средств как технологически □ основы обучения, а также особенности коммуникативного подхода, которыип обеспечивается при контактах с преподавателем (к сожалению, не слишком частых).
Так как в нашей стране существует обязательное школьное образование, дети, не имеющие возможности по состоянию здоровья посещать общеобразовательную школу, обучаются учителями-надомниками из общеобразовательной школы. Это обучение не обеспечивало возможность учиться в послешкольных образовательных учреждениях, получать профессии. В сентябре 2005 г. Президент РФ Путин В.В. объявил о старте четырех приоритетных национальных проектов, одним из которых было образование - ПНПО. Одним из главных направлений этого проекта было создание равных возможностей - образование для всех и для каждого.
Согласно этому проекту в 2009 г. в стране было открыто 90 региональных центров дистанционного образования детей-инвалидов (информация Левитской Алины Афакоевны, директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей). В Смоленске Центр дистанционного образования был организован в июле 2010 г. как структурное подразделение ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов», в нем могут обучаться все дети-инвалиды Смоленской области.
Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» содержит статью 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Статья регламентирует, что обучение и воспитание этих обучающихся определяется адаптированной образовательной программой.
Следует отметить, что дистанционное обучение требует значительных материальных вложений: полные комплекты компьютерного оборудования в кабинетах в Центре, по месту жительства обучаемого и педагогов, работающих в Центре, программное обеспечение, подключение всего оборудования к сети Интернет, техническое обслуживание. Для обучаемых и педагогов все предоставляется бесплатно после заключения соответствующего договора.
Контакт обучаемого и педагога Центра только дистанционный, обучение ребенка-инвалида педагогом-надомником осуществляется в прежнем объеме.
Особенности обучения детей-инвалидов. Первое - дети не имеют дошкольной подготовки, так как, за редким исключением, не посещают дошкольные учреждения. Второе - у детей нет широкого кругозора, нет круга общения со сверстниками, они не посещают библиотеки, музеи, концерты и так далее. Третье - дети много лечились, лежали в больницах, переносили операции.
Специальных учебников для дистанционного обучения в начальной школе нет. Литературное чтение в первом классе мы преподаем по образовательной системе «Школа России» (традиционная), согласовав это с
207
учителем-надомником. Московский центр образования «Технологии обучения» обеспечивает методическое сопровождение деятельности ЦДО, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.
Прежде чем ребенок-инвалид будет зачислен в Центр, он должен быть зачислен в общеобразовательную школу, затем родители подают заявление, заключают договор об обучении. После этого Центр обеспечивает ребенка-инвалида по месту его проживания всем необходимым для обучения оборудованием, сотрудники подключают Интернет, проводят обучение ребенка и его родителей (полномочных представителей) навыкам работы с оборудованием. Эта подготовительная работа занимает достаточное время, иногда до месяца. Все это время ребенок занимается с педагогом-надомником. Начиная работу с первоклассником, мы не знаем, каков его первоначальный багаж знаний, для каждого ребенка составляем индивидуальный план, выполняя основную задачу - научить читать. Возможности самостоятельного чтения у большинства детей-инвалидов практически нулевые.
Необходимо отметить, что в учебном плане Центра дистанционного образования предмет «Литературное чтение» входит в блок обязательных учебных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося, согласованным с его родителями (полномочными представителями).
В методике обучению литературному чтению мы руководствуемся следующими принципами: если ребенок не умет читать, учитель должен как можно больше читать ему вслух, чтобы заинтересовать ребенка научиться читать самому, и все время поддерживать этот интерес. По мнению Н.Н. Светловской, «надо уже в первый день обучения ввести в его жизнь настоящую детскую книгу и представить ее ребенку как собеседника». Методист прошлого века В. Шереметьевский советовал учителю «читать так, как читает детям мать: ее чтение обращено к ребенку, она следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ребенку возможность осмыслить, пережить услышанное. Попутно она поясняет непонятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразы, показывая картинки. И в данном случае, если пояснение сделано уместно и умело, целостность восприятия не нарушается».
По рекомендации Н.Н. Светловской, после обучения по азбуке мы переходим к изучению крупнообъемного произведения (три книги):
1) Н. Чуковский «Доктор Айболит»,
2) Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,
3) А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Текст выбранной для изучения книги мы берем из Интернета, вначале каждого урока присылаем ребенку главу или часть ее, в зависимости от предыдущих успехов. Читаем вслух, по ходу чтения задаем вопросы, поясняем, если что-то ребенок не понимает. Подкрепляем чтение соответствующими иллюстрациями. Обсуждаем название каждой главы, предполагаем, о чем будем читать. После прочтения убеждаемся в правоте своих догадок. При переходе к новой главе обязательно вспоми-
208
наем, о чем читали на предыдущем уроке. Ребенок учится понимать и запоминать прочитанное. После прочтения предлагаем обучающемуся задание творческого характера: раскрасить картинку, или нарисовать любимую сцену из прочитанной главы.
Таким образом, мы предоставили личный опыт работы в Центре дистанционного образования города Смоленска детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дистанционное обучение в дополнение к школьному и владение компьютерной техникой позволяет ребенку с ОВЗ не быть за бортом жизни, успешно адаптироваться и социализироваться.
Т.А. Мехова
зам. директора по УВР и ОЭР ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Этнокультурный компонент воспитательной системы как способ формирования инклюзивной среды школы
Основные принципы воспитательной системы нашей школы. В школе действует программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Преодолеем границы вместе», которая является составной частью программы развития нашего ОУ. При составлении программы действий мы опирались на мировой, российский и городской позитивный опыт в этом направлении. Программа согласуется с концепцией духовнонравственного развития и воспитания, стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020», проектом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. В 2013 г. наша программа и стала победителем в конкурсе Правительства СПб, Комитета по образованию и Санкт-Петербургского Епархиального управления РПЦ «За нравственный подвиг учителя».
Сегодня духовно-нравственное воспитание не может быть словесным, а может быть реализовано только в особых формах совместной деятельности взрослых и детей, в атмосфере со-трудничества в поисках истины, делах милосердия, создании условий для равноправного творческого взаимодействия детей с сохранным здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации своих дарований в совместных трудах и праздниках.
Таким образом, заявленная нами программа и результат ее реализации соответствуют требованиям и вызовам времени, особому состоянию современного молодого человека (когда требуется развить не только логический, но и эмоциональный интеллект), основана на возрастносообразных технологиях воспитания благочестия.
Этнокультурный компонент в нашей школе выступает условием организации духовно-нравственного воспитания учащихся.
Этнокультурная среда. У нас есть сокровище, имя которому - родная культура. Сокровище необъятное, и совершенно необходимо его освоить и присвоить. Создавая воспитательную систему школы, мы осмысляли ее как уклад. Это гибкая культурологическая модель образо-
209