Научная статья на тему 'Особенности дистанционного обучения английскому языку'

Особенности дистанционного обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2264
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗЫ / DISTANCE TEACHING / ONLINE TEACHING / ONLINE COURSES / TEACHING ENGLISH / LAW «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» / SYSTEM OF EDUCATION / TEACHING TECHNOLOGIES / BLENDED LEARNING / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерюгина Ирина Владимировна

Статья посвящена особенностям дистанционного обучения в целом и особенностям дистанционного обучения английскому языку в частности. Объясняется необходимость применения дистанционных образовательных технологий в современном учебном процессе, а также раскрываются преимущества и недостатки дистанционного обучения. Особое внимание уделяется практическим вопросам дистанционного обучения, описываются его формы и предлагаются идеи по применению дистанционного обучения английскому языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DISTANCE TEACHING ENGLISH

The article focuses on matters of distance teaching in general and on matters of distance teaching English, in particular. The author explains the necessity of applying distance teaching technologies in a modern learning process and covers advantages and disadvantages of teaching distantly. Specific attention is drawn to practical matters of distance teaching in its various forms. The author also provides some ideas on applying distant technologies of teaching English in institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности дистанционного обучения английскому языку»

tow it > ■ ЯШ t пяж

42 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

Я-—и мени О. Е. Кутафи на (МГЮА)

Ирина Владимировна ДЕРЮГИНА,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 1 Института юридического перевода Университета имени

0.Е. Кутафина (МГЮА)

1.deryugina@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва,

ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена особенностям дистанционного обучения в целом и особенностям дистанционного обучения английскому языку в частности. Объясняется необходимость применения дистанционных образовательных технологий в современном учебном процессе, а также раскрываются преимущества и недостатки дистанционного обучения. Особое внимание уделяется практическим вопросам дистанционного обучения, описываются его формы и предлагаются идеи по применению дистанционного обучения английскому языку в вузе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, онлайн-курсы, обучение английскому языку, Закон «Об образовании в Российской Федерации», система образования, образовательные технологии, смешанное обучение, вузы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.51.11.042-046

I. V. DERYUGINA, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of English Faculty № 1 of the Department of Legal Translation of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) i.deryugina@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 PECULIARITIES OF DISTANCE TEACHING ENGLISH Abstract. The article focuses on matters of distance teaching in general and on matters of distance teaching English, in particular. The author explains the necessity of applying distance teaching technologies in a modern learning process and covers advantages and disadvantages of teaching distantly. Specific attention is drawn to practical matters of distance teaching in its various forms. The author also provides some ideas on applying distant technologies of teaching English in institutions of higher education. Keywords: distance teaching; online teaching; online courses; teaching English; law «On Education in the Russian Federation»; system of education; teaching technologies; blended learning; institutions of higher education.

Наш мир постоянно изменяется, вместе с ним меняются и студенты, многие из которых представляют поколение «digital natives» («цифровое поколение»)1, т.е. поколение, рожденное в 2002—2003 гг. и проводящее

1 Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. From On the Horizon // MCB University Press. © И. В. Дерюгина, 2018 2001. Vol. 9. No. 5. October.

в

ЕСТНИК Дерюгина И. В.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности дистанционного обучения английскому языку

43

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

свою жизнь в окружении компьютеров, сотовых телефонов, Интернета и других приспособлений цифровой эпохи. Это означает, что технологии обучения не могут оставаться прежними для того, чтобы быть конкурентоспособными образовательными организациями, да и сами преподаватели должны находить иные, несколько отличающиеся от привычных формы взаимодействия со студентами, которые воспринимают, обрабатывают и воспроизводят информацию по-другому. Дистанционное обучение является одним из способов решения данной проблемы.

Что же такое «дистанционное обучение»? Согласно Толковому переводческому словарю дистанционное образование — это «технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра»2. Иными словами, это взаимодействие педагога и учащегося на расстоянии при помощи компьютера.

Первым образовательным учреждением, которое предлагало дистанционную форму обучения, стал Открытый Университет Великобритании в 1969 г. Он отлично себя зарекомендовал в связи с тем, что тысячи людей смогли на протяжении всей своей жизни получать образование по программам автономных курсов за небольшую плату, находясь в удобном для них месте в процессе обучения. С тех пор дистанционное обучение приобрело огромную популярность за рубежом, где дистанционно можно не только пройти кратковременные программы, но также и получить степень бакалавра или магистра. По данным Babson Survey Research Group, в США каждый год 5—6 млн человек учатся по онлайн-программам3. Несмотря на то, что часто онлайн-обучение отождествляется с дистанционным обучением, все-таки следует их разграничивать. Так, дистанционное обучение шире по своей сути, оно более разнообразно по формам и использует традиционные и специфические методы, средства и формы обучения в удаленном формате, но не только при помощи компьютера (хотя в настоящее время он преобладает). Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера с доступом к Интернету; программы онлайн-обучения более короткие по времени.

В России дистанционное и онлайн-обучение по ряду причин не получило пока такого широкого распространения, как за рубежом. Однако ситуация меняется в лучшую сторону, и в нормативных правовых актах уже уделяется большое внимание дистанционному, электронному и иным видам современного обучения. Например, в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дается определение дистанционных образовательных Т

технологий (при помощи которых реализуется дистанционное обучение), т.е. об- О

разовательных технологий, реализуемых в основном с применением информа- Л

ционно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) вза- Н

имодействии обучающихся и педагогических работников. В Стратегии развития г

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рекомендуется соз- И

дание условий, методов и технологий для использования возможностей инфор- Т

мационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной Ч

m

П

2 URL: http://slovari.bibliofond.ru/pedagogical_dictionary_word/Дистанционное%20обучение/.

3 URL: https://onlinelearningconsortium.org/news_item/report-one-four-students-enrolled-online- й courses/. НАУКИ

Ш m

>

44

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ и ттшь.

сети Интернет для расширения воспитательных возможностей4. Это говорит о том, что данным видам обучения в настоящее время уделяется достаточно большое внимание на государственном уровне, что является несомненным плюсом для всей системы образования.

По нашему мнению, следует выделить две основные формы дистанционного обучения английскому языку в вузе (например, в юридическом): во-первых, это дистанционное обучение как часть смешанного обучения, и в этом случае, мы все-таки имеем в виду онлайн-обучение; во-вторых, это дистанционное обучение как отдельный, самостоятельный вид обучения.

Что касается дистанционного обучения как части смешанного обучения, то в этом случае речь идет о комбинировании традиционного обучения в классе и дистанционного обучения, которое инкорпорируется в виде отдельных необходимых элементов. В качестве такого элемента может выступать консультирование по скайпу. Некоторые учащиеся и преподаватели настроены несколько скептически по отношению к данной форме обучения, однако последняя версия программы Skype предлагает большие возможности для обучения: чаты, прикрепление необходимых материалов, занятия в группе, а не только индивидуально и др. Однако, если применять данную форму обучения в образовательном учреждении, непонятно, как именно учитывать нагрузку преподавателей, какая доля учебного процесса может проходить в онлайн-формате (дистанционно), и др.

Следующим примером дистанционного обучения как части смешанного могут служить обучающие сайты, на которых размещена важная и полезная для изучения информация. Доступ к этой информации может быть бесплатным или платным, но взимаемая плата обычно небольшая. Примером подобного сайта, обучающего юридическому английскому языку, является www.translegal.com, на котором собраны актуальная и действительно нужная информация, касающаяся англо-американской правовой системы в целом, термины из разных отраслей права, интересные задания и т.д.

Обучающие видео также очень важны и актуальны для современного учебного процесса. Они могут раскрывать какую-то определенную тему, могут обобщать и систематизировать изученную информацию, могут касаться типичных ошибок, которые делают студенты. Прекрасная платформа для размещения видео — YouTube, где у автора статьи есть канал «Английский с Ириной Дерюгиной», на котором размещены видео в открытом доступе по юридическому английскому, английскому языку для делового общения, а также английскому языку для общих целей. Существует возможность размещать на этой платформе видео с ограниченным доступом (когда ссылка на него отправляется определенным людям), размещения видео в определенный день и час и др.

В последнее время большое распространение получили обучающие группы «ВКонтакте», «1пэадгат» и других социальных сетях, что также является прекрасной возможностью для обучения, в том числе английскому языку.

Второй формой дистанционного обучения является дистанционное обучение как отдельный, самостоятельный вид обучения, т.е. в виде онлайн-курсов. Это могут быть кратковременные программы, с получением сертификата или без него,

4 URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2016/03/11/9720.pdf.

в

ЕСТНИК Дерюгина И. В.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности дистанционного обучения английскому языку

45

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

программы повышения квалификации и даже программы бакалавриата и магистратуры. Следует отметить, что существует перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью дистанционно не допускается5. В этот перечень по очевидным причинам попали сварщики, машинисты, монтажники, лаборанты, кондитеры, продавцы, социальные работники, юристы и др. Примечательно, что аналогичный перечень для высшего образования пока не утвержден, существует только его проект6.

В образовательных организациях можно применять это следующим образом: например, выполнять промежуточное тестирование знаний студентов онлайн; проводить олимпиады и конкурсы; использовать онлайн-курсы для проверки знаний тех учеников, которые пропускали занятия; для выполнения проектных работ и т.д. Некоторые российские вузы уже создают подобные курсы, но далеко не все. Короткие программы в России пользуются популярностью, например, на таких платформах, как Coursera, Nedlines, Udemy и др. Они предлагают как платные, так и бесплатные программы. Очень важно не ошибиться с выбором программ и платформ, так как далеко не все программы проходят контроль качества.

Дистанционное и онлайн-обучение имеет свои плюсы и минусы как для преподавателей, так и для обучающихся.

Проведенные автором опросы показывают, что для студентов дистанционное обучение имеет следующие преимущества. Во-первых, это современный вид обучения, что является важным мотивом его выбора. Во-вторых, опрошенные студенты отмечают экономию времени, т.е. нет необходимости добираться до места обучения. Также важен тот факт, что дистанционное обучение, как и он-лайн-обучение, обходятся значительно дешевле, чем традиционное обучение. Отмечается также преимущество в виде гибкого графика обучения и относительной свободы, что является несомненным плюсом для тех учащихся, которые способны правильно и рационально планировать свое время, а также для тех, кто совмещает учебу с работой. Также следует отметить тот факт, что студенты практически не отвлекаются в процессе обучения (что имеет место в классе), а потому усваивают большее количество информации.

По мнению опрошенных учащихся, недостатки дистанционного обучения также присутствуют. Во-первых, многие сталкивались с временными техническими трудностями в виде некачественной связи или проблем с компьютером. Некоторые студенты отмечают трудности в усвоении материала из-за того, что нет взаимодействия с преподавателями и сокурсниками (или этого недостаточ- Т

но). Гибкий график для некоторых учащихся представляется недостатком, так О

как у них мало развиты навыки управления временем (time management skills). Л

Многие опрошенные отмечают также несовпадение их ожиданий, связанных Н

с курсом,и реальности. г

Для преподавателей дистанционное обучение и онлайн-обучение также имеет И

свои преимущества и недостатки.

Ш m

6

Е

См.: приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 № 22 // URL: https:// j

минобрнауки.рф/документы/6065/файл/5091/Приказ%20№%2022 %20от%2020.01. О

2014.pdf. Й

URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/zapret_el.pdf. НАУКИ

>

TOW Ii I ■ LI l/l IS

46 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

L-и мени О. Е. Кутафи на (МГЮА)

Что касается преимуществ, то следует отметить удобство, экономию времени на передвижение и решение территориальных проблем, что очевидно. Также при должной рекламе и высоком качестве «продукта» появляется возможность обучения большего количества студентов, а в случае предоставления платных услуг — и возможность дополнительного дохода, что немаловажно в современных условиях. Плюсом также является возможность создать интересный качественный «продукт», проявив свою креативность.

Недостатки тоже есть. Во-первых, остро встают вопросы, связанные с соблюдением авторских прав правообладателей. Без разрешения правообладателей запрещено размещать материалы (тексты, фотографии, видео), если они предназначены для целей коммерческого использования. Никаких проблем не возникнет, естественно, если авторы сами создают учебные материалы, а фотографии и рисунки покупают на определенных сайтах. Во-вторых, для создания курсов требуется достаточное большое количество времени, а если курсы предполагают проверку письменных работ и другие виды деятельности, то временные затраты преподавателя значительно увеличиваются. Технические проблемы также иногда имеют место. Новизна данного явления также в некоторой степени является минусом, так как нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения недостаточно, и большинство практических вопросов находится в ведении образовательных организаций, которые должны включать необходимые для реализации программ вопросы дистанционного обучения в свои локальные нормативные акты. Это такие вопросы, как идентификация личности учащегося, требования к оцениванию, итоговой аттестации и др. Все эти моменты крайне важны и нуждаются в детальной проработке.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение и онлайн-обучение — новые и современные виды обучения. Игнорировать их невозможно, так как они уже упоминаются на законодательном уровне. В то же время переключаться полностью на эти новые виды нет необходимости, так как есть еще много недоработок и так называемых «подводных камней». Наилучшим выходом, на наш взгляд, является внедрение элементов дистанционного обучения в традиционное обучение, что будет способствовать улучшению качества обучения и росту спроса на образовательные услуги.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бакач Е. В., Шутько Ю. Б. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — Челябинск, 2016.

2. Малькова Т. В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа. — 2009. — № 1.

3. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. From On the Horizon // MCB University Press. — 2001. — Vol. 9. — No. 5. October.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.