Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.П. Дядичкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the study of the teaching staff of higher schools it was established that efficiency of brain work was higher in men than in women. However, the latter are characterized by higher endurance. With the age increase excitability of the nervous system is weakened and its lability and steadiness are improved. In teachers aged 4560 tissue blood supply deficiency is identified, speed of thought and frequency of muscular contraction are reduced; this fact shows decrease in physiological systems’ activity for those engaged in intellectual pursuits.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ»

6. Ромм С. 3. Профессиональная тугоухость. — Л., 1966.

7. Темкин Я. С. Профессиональные болезни и травмы уха, — М., 1968.

Поступила II.C5.86

Summary. Study of acoustic reflex (AR) masking thresholds under infrasonic effect, impedance barometric characteristics and longitudinal studies of hearing in

workers compared to basic data of intratympanal reflexo-inetry showed that occupational noise hypoacusis is caused both by hypo- and hyperreflexia of intratympanal muscles and also by high tympanic membrane compliance to baro-load. The technique for assessing different parameters of intratympanal AR and impedance barometric car characteristics could be used for predicting ear resistance to noise effect.

1| УДК 612.825.8-08:612.821.1;.3)-053-055

В. П. Дядичкин

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ

Гомельский университет

В последние годы резко возросло значение различных видов умственной деятельности, в том числе научной и педагогической. Имеются исследования [1, 3—7, 10, 11], отражающие отдельные стороны работоспособности и утомления научных работников и преподавателей школ. Однако труд профессорско-преподавательского сос-става вузов, особенно влияние полового и возра-щ стного факторов, изучены недостаточно [2, 8], что, по-видимому, связано со сложной переменной программой их деятельности. Известно, что по ряду показателей работоспособность женщин составляет 60—75 % физической работоспособности мужчин [9, 12], а работоспособность пожилых людей соответствует 75—80 % работоспособности молодежи [12]. В связи с этим актуальной задачей является всестороннее изучение физиологических механизмов рабочего напряжения при умственной деятельности в зависимости от пола и возраста, что позволит разработать рекомендации по научной организации труда преподавателей вузов.

Мы обследовали 46 преподавателей Гомельского университета (13 мужчин и 6 женщин) в Авозрасте 24—45 лет при 6-часовой учебной на-""грузке (лекции и практические занятия), а также 16 преподавателей в возрасте 24—45 лет и 11 в возрасте 46—60 лет во время приема экзамена у студентов. Число мужчин и женщин в последней группе было примерно одинаковым. Исследования проводили 5 раз в течение рабочего дня: до его начала, через 1, 3, 5 и 6 ч работы.

Для физиологическо-й оценки работоспособности испытуемых использовали специальный прибор, созданный в Гомельском университете. Прибор позволяет определять латентный период условно-двигательной реакции на белый, зеленый ®и красный свет; на звук низкой, средней и высокой частоты; критическую частоту слияния мельканий (К.ЧСМ); динамический и статический тремор; координацию; скоростную реакцию мышц (темп-тест). Артериальное давление (АД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) исследовали с помощью измерителя АД ИАД-1 «Электроника». Оперативную память изучали посредством предъ-

явления на табло и произношения со скоростью 1 цифра в секунду 6-значного числа с последующим переключением на арифметические действия, после чего фиксировали количество цифр, которые запомнил испытуемый. Быстроту мышления оценивали по времени сложения двузначных чисел, вычитания двузначного числа, умножения на однозначное число 5. Концентрацию и переключение внимания изучали с помощью буквенно-цифровых таблиц, в которых цифры от 1 до 20 и буквы А. Б, В, Г, Д расположены хаотично.

Таблица 1

Среднедневные показатели психофизиологических функций у преподавателей в зависимости от пола (М±т)

Показатель Мужчины Женщины

2-1 — -15 лет 24—45 лет

Условно-двигательные реакции

на свет, мс

белый 279 ±5 329± 13*

зеленый 275 ±5 314±17*

красный 255±6 296± 12*

на звук

низкой частоты 218±7 270+15*

средней частоты 204±7 216±13*

высокой частоты 239±6 247±16

с выбором 351 ±4 386±10*

Критическая частота слияния

мельканий, мс 24,2±0,2 24,1±С-,5

Коэффициент устойчивости 0,520±0,01 0,545±0,023

координации

Темп-тест (количество нажатий

за 10 с) 59,41 ±0,46 51 ,96±0,76*

АД, мм. рт. ст

максимальное 122,98±0,8 119,0±2,2

минимальное 80,4±0,5 77,8±1,1 77,2± 1,4*

ЧСС, удары в минуту 72,2±0,9

Систолический объем кропи, мл 50,7±0,7 53,3±0,9*

Минутный объем кровообраще- 4031 ±105*

ния, мл 3662 ±89

Оперативная память, число

знаков 5,0±0,1 4,9±0,2

Концентрация и переключение 35,7±0,9

внимания, с 36,3±0,7

Быстрота мышления, с 9,5±0,2 11 ,2±0,5*

Примечание. Звездочка—статистически достоверные различия между показателями у мужчин и женщин (Р<0,05).

Т а б л и ц а 2

Среднедневные показатели психофизиологических функций у преподавателей при приеме экзамена в зависимости от возраста {М^Ьт)

Показатель

Возраст обследованных, годы

46 — 60

Условно-двигательные реакции, ме

на свет (мс) белый зеленый красный на звук

низкой частоты средней частоты высокой частоты «с выбором» Критическая частота слияния

мельканий, мс Коэффициент устойчивости

координации Темп-тест (количество нажатий

за 10 с) АД, мм рт. ст.

максимальное минимальное Пульс, удары в минуту Систолический объем крови, мл Минутный объем кровообращения, мл

Оперативная память, число знаков

Концентрация и переключение

внимания, с Быстрота мышления, с

349±12

309±7

ЗП±6

281 ± 11 270±9 336±9 397±6

24,6±0,2

0,464±0,013

57,15±0,С2

140,4±0,7 90,7±0,5 75,9±1,1 46,7±0,6

3520±80

4,6±0,2

42,1 ±0,9 17.£±0,8

400±15* 347± 11 * 353± 11 *

338±12* 315±19* 397± 16* 385±8

23,9±0,3

0,487±0,017

49,17±0,55*

138,5±1,2 88,9±0,7* 75,4±1,2 41,0±0,8*

3100±105*

4,2±0,2

44,4±0,8 20,4±0,9*

Примечание. Звездочка — статистически достоверные различия между возрастными группами (Р<0,05).

По методу В. В. Розенблата, В. Г. Жукова вычисляли коэффициент устойчивости координации, по формуле Старра — систолический и минутный объемы кровообращения.

Как следует из табл. 1, у мужчин при проведении занятий как простые, так и сложные условно-двигательные реакции на оптические и акустические раздражители лучше, чем у женщин. В то же время у лиц обоего пола прослеживается зависимость длительности условно-двигательной реакции от силы раздражителя. На сильный раздражитель (красный свет) она самая быстрая, на слабый (зеленый свет) —замедляется, на нейтральный раздражитель (белый свет) — самая длительная. Из высших психических функций у мужчин и женщин не различаются показатели памяти и внимания. Однако быстрота мышления лучше у мужчин.

Существенные половые различия отмечаются и в ненагруженных при умственной работе системах. Так, скоростная реакция мышц у мужчин выше, чем у женщин (Р<.0,001). Что касается сердечно-сосудистой системы, то при схожести показателей максимального и минимального

АД, ЧСС выше у женщин (Р<0,001), что приводит к увеличению систолического и минутного объема кровообращения.

Корреляционно-регрессионный анализ показал, что в течение рабочего дня у мужчин количество и прочность связей между различными физиологическими системами больше, чем у женщин. Однако у женщин прочнее связи между высшими психическими функциями. Создается впечатление, что продуктивность умственной работы у мужчин выше благодаря более быстрой условно-рефлекторной деятельности. Однако женщины отличаются более высокой выносливостью, что обусловлено благоприятным состоянием гемодинамики при умственной работе.

При напряженном умственном труде, каким является прием экзамена (табл. 2), у лиц старше 45 лет достоверно увеличивается время условно-двигательных реакций на свет и звук, причем реакции на слабый и сильный световые раздражители сходные, что объясняется развитием утомления. Несмотря на снижение процессов возбудимости в ЦНС у лиц старшего возраста, соотношение возбудительных и тормозных процессов, а также лабильность ЦНС становятся несколько • благоприятнее, о чем свидетельствуют реакция «с выбором», КЧСМ, коэффициент координации. При напряженном умственном труде у лиц старше 45 лет снижается быстрота мышления. Функции памяти и внимания не претерпевают существенных изменений, что можно объяснить характером профессиональной деятельности. Корреляционные связи между показателями условно-рефлекторной деятельности в процессе рабочего дня у этой группы обследованных упрочняются, а между физиологическими системами ослабевают. Однако связи здесь более дифференцирован-ны и направлены на ключевые показатели для данного вида труда.

При умственной нагрузке преподавателей 24— 45 лет достоверно эффективнее показатели сер-» дечно-сосудистой системы, и внутрисистемные связи между ними более прочные. Значительно лучше в этой группе и показатели нервно-мышеч-ной системы.

Следовательно, постоянный умственный труд способствует сохранению функций памяти и внимания в возрасте 46—60 лет. С возрастом ухудшается быстрота мышления, наступают выраженные изменения в характере нервных процессов, снижается возбудимость, несколько благоприятнее становятся лабильность и соотношение возбудительных и тормозных процессов. С возраст-# ным фактором связано ухудшение кровоснабжения тканей и сократительной способности мышц. В целом у лиц умственного труда в возрасте 45—60 лет происходит снижение активности физиологических систем, что приводит к большей степени утомления. При научной организации умственного труда следует учитывать половой

фактор, так как при одинаковой умственной нагрузке женщины утомляются больше, чем мужчины.

Литература

1. Доронкина Е. К-Ц Физиология человека. — 1976. — № 5. — С. 825—829.

2. Дядичкин В. П. // Всесоюзная конф. по физиологии и патологии кортико-висцеральных взаимоотношений, посвящ. 100-летию со дня рождения академика К. М. Быкова, 12-я: Тезисы докладов. — Л., 1986.— С. 292— 293.

3. Зыбковец Л. Я-, Соловьева В. П. // Гиг. и сан. — 1978. — № 2, —С. 110—113.

4. Карпенко А. В. // Врач! дело. — 1975. — № 9. — С. 124— 127.

5. Ковалева А. И. Влияние умственного труда математиков (научных работников) на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и высшую нервную деятельность: Автореф. дис... канд. мед. наук. — Киев, 1975.

6. Коробов М. В. Изменение высшей нервной деятельности и вегетативных функций у пожилых лиц умственного труда в динамике рабочего дня: Автореф. дис... канд. мед. наук.— Л., 1977.

7. Крыжановская В. В., Сачук Н. П., Коркушко О. В.. Минц А. Я-II Гиг. труда. — 1980. — № 8. — С. 22—25.

8. Марголин В. Н„ Пиунова Н. А. //Пути и методы управления качеством подготовки специалистов в вузах. — Минск, 1985.— С. 99—104.

9. Муратова А. В.// Гиг. труда, — 1979. — № 4. — С. 13— 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. — Киев, 1979.

11. Томашевская Л. И. // Гигиена труда. — Киев, 1978.— Вып. 14.— С. 52—61.

12. Clirislensen Е. Н.Ц Encyclopaedia of Occupational Health and Safety. — Geneva, 1972, — Vol. 2. — P. 1063— 1065.

Поступила 17.04.8G

Summary. In the study of the teaching staff of higher schools it was established that efficiency of brain work was higher in men than in women. However, the latter are characterized by higher endurance. With the age increase excitability of the nervous system is weakened and its lability and steadiness are improved. In teachers aged 45-60 tissue blood supply deficiency is identified, speed of thought and frequency of muscular contraction are reduced; this fact shows decrease in physiological systems' activity for those engaged in intellectual pursuits.

УДК 371.71:373.4

Я. М. Попова, В. М. Зубкова, 3. И. Сазанюк, Г. М. Сапооюникова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Перевод в порядке эксперимента 6-летних учащихся начальных классов ряда школ на 5-днез-ную учебную неделю потребовал медико-педагогического изучения этой новой формы организации обучения в школе.

Задача исследования — гигиеническая оценка экспериментального обучения и его влияния на функциональное состояние организма детей и их ^работоспособность на протяжении всего периода обучения в начальной школе — от подготовительного до 3-го класса.

Под наблюдением находилось 16 классов (дети младшего школьного возраста 6—10 лет), обучающихся по экспериментальным программам, включающим 20 учебных часов в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье. Исследования проводили в динамике учебного дня, недели, года. В процессе работы получено 355 тыс. данных по различным показателям, характеризующим функциональное состояние организма школьников. Изучен режим дня детей в учебные и выходные дни.

В подготовительных классах режим обучения и условия в школе соответствовали разработанным ранее методическим указаниям 4 урока по

1 «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели». М., 1981.

35 мин, динамические занятия на воздухе в течение 45 мин после 2—3-го уроков, 2-часовой дневной сон, дополнительные каникулы в 3-й четверти, количество детей в классе не более 25. Режим 1—3-х экспериментальных классов в основном был традиционным, лишь в 1-х классах сохранялись или дневной сон, или динамические занятия.

Изучение работоспособности детей экспериментальных классов начальной школы показало, что от класса к классу происходит ее ухудшение. Комплексный показатель работоспособности по среднегодовым данным снижался с 1,25 в подготовительных классах до 0,74 в 3-м классе. Неблагоприятные кривые работоспособности увеличивались к 3-му классу до 37% против 31 % в подготовительных. Во всех классах к концу учебного дня происходили значительные неблагоприятные изменения показателей работоспособности. В подготовительных, 1-х и 2-х классах наблюдались также значительные функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, в течение учебного дня у 53— 62 % школьников отмечены замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС), у 44—58 % — снижение пульсового давления, причем более чем у половины из них за счет повышения диа-столического давления, что указывает на развитие утомления. В 1-х и 3-х классах к концу учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.