Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.M. Попова, В.M. Зубкова, З.И. Сазанюк, Г.М. Сапожникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working capacity and the state of body functioning were studied in pupils of 16 classes of the elementary school who were enrolled in school at the age of 6 and went there 5 days a week (20 hours per week). The investigation demonstrated deterioration of working capacity during a school day, week, and year. It was accompanied by unfavourable changes in the cardiovascular system and increase in the number of complaints of fatigue, irritability, and tearfulness. In view of the difficulty of mastering the experimental programme 25 % of elementary school pupils could not continue their education in the first experimental grade. The study of the day regime of schoolchildren from initial grades showed its violation which was analogous to the one characteristic of a 6-day school week. Thus, the learning process intended for a 5-day school week appeared ineffective compared to a 6-day school week.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ»

фактор, так как при одинаковой умственной нагрузке женщийы утомляются больше, чем мужчины.

Литература

1. Доронкина Е. /(.//Физиология человека. — 1976. — № 5. — С. 825—829.

2. Дядичкин В. П. // Всесоюзная конф. по физиологии и патологии кортико-висцеральных взаимоотношений, посвящ. 100-летию со дня рождения академика К. М. Быкова, 12-я: Тезисы докладов. — Л., 1986.— С. 292— 293.

3. Зыбковец Л. Я-, Соловьева В. П. // Гиг. и сан. — 1978. — № 2, —С. 110—113.

4. Карпенко А. В. // Врач! дело. — 1975. — № 9. — С. 124— 127.

5. Ковалева А. И. Влияние умственного труда математиков (научных работников) на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и высшую нервную деятельность: Автореф. дис... канд. мед. наук. — Киев, 1975.

6. Коробов М. В. Измененне высшей нервной деятельности и вегетативных функций у пожилых лиц умственного труда в динамике рабочего дня: Автореф. дис... канд. мед. наук.— Л., 1977.

7. Крыжановская В. В., Сачук Н. П., Коркушко О. В.. Минц А. Я-//Гиг. труда. — 1980. — № 8. — С. 22—25.

8. Марголин В. Н„ Пиунова Н. А. //Пути и методы управления качеством подготовки специалистов в вузах. — Минск, 1985.— С. 99—104.

9. Муратова А. В.// Гиг. труда, — 1979. — № 4. — С. 13— 16.

10. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. — Киев, 1979.

11. Томашевская Л. И. // Гигиена труда. — Киев, 1978.— Вып. 14.— С. 52—61.

12. Clirislensen Е. Н.Ц Encyclopaedia of Occupational Health and Safety. — Geneva, 1972, — Vol. 2. — P. 1063— 1065.

Поступила 17.04.8G

Summary. In the study of the teaching staff of higher schools it was established that efficiency of brain work was higher in men than in women. However, the latter are characterized by higher endurance. With the age increase excitability of the nervous system is weakened and its lability and steadiness are improved. In teachers aged 45-60 tissue blood supply deficiency is identified, speed of thought and frequency of muscular contraction are reduced; this fact shows decrease in physiological systems' activity for those engaged in intellectual pursuits.

УДК 371.71:373.4

Я. М. Попова, В. М. Зубкова, 3. И. Сазанюк, Г. М. Сапооюникова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Перевод в порядке эксперимента 6-летних учащихся начальных классов ряда школ на 5-днез-ную учебную неделю потребовал медико-педагогического изучения этой новой формы организации обучения в школе.

Задача исследования — гигиеническая оценка экспериментального обучения и его влияния на функциональное состояние организма детей и их ^работоспособность на протяжении всего периода обучения в начальной школе — от подготовительного до 3-го класса.

Под наблюдением находилось 16 классов (дети младшего школьного возраста 6—10 лет), обучающихся по экспериментальным программам, включающим 20 учебных часов в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье. Исследования проводили в динамике учебного дня, недели, года. В процессе работы получено 355 тыс. данных по различным показателям, характеризующим функциональное состояние организма школьников. Изучен режим дня детей в учебные и выходные дни.

В подготовительных классах режим обучения и условия в школе соответствовали разработанным ранее методическим указаниям 4 урока по

1 «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели». М., 1981.

35 мин, динамические занятия на воздухе в течение 45 мин после 2—3-го уроков, 2-часовой дневной сон, дополнительные каникулы в 3-й четверти, количество детей в классе не более 25. Режим 1—3-х экспериментальных классов в основном был традиционным, лишь в 1-х классах сохранялись или дневной сон, или динамические замятия.

Изучение работоспособности детей экспериментальных классов начальной школы показало, что от класса к классу происходит ее ухудшение. Комплексный показатель работоспособности по среднегодовым данным снижался с 1,25 в подготовительных классах до 0,74 в 3-м классе. Неблагоприятные кривые работоспособности увеличивались к 3-му классу до 37% против 31 % в подготовительных. Во всех классах к концу учебного дня происходили значительные неблагоприятные изменения показателей работоспособности. В подготовительных, 1-х и 2-х классах наблюдались также значительные функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, в течение учебного дня у 53— 62 % школьников отмечены замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС), у 44—58 % — снижение пульсового давления, причем более чем у половины из них за счет повышения дна-столического давления, что указывает на развитие утомления. В 1-х и 3-х классах к концу учеб-

ного дня в 1,5—2 раза чаще, чем в других классах, отмечались срывы дифференцировочной зрительно-моторной реакции. В динамике учебного года во всех возрастных группах нарастали изменения работоспособности, указывающие на утомление детей.

В подготовительном классе неблагоприятные сдвиги работоспособности наблюдались в 1-й четверти у 38% учащихся, в 4-й — у 50%; в 1-х классах этот показатель увеличивался с 45 до 50%, во 2-х — с 29 до 39%- В 3-м классе уже в 1-й четверти он составлял 51 %, причем у 35% детей эти сдвиги свидетельствовали о выраженном утомлении. В 4-й четверти неблагоприятные изменения наблюдались уже у 64 % школьников, из них у 43 % отмечалось выраженное утомление. Половина учащихся во всех начальных классах жаловалась на усталость после школы. Головные боли беспокоили в подготовительных классах 19 % детей, а в 3-х — уже 30 %. Раздражительность и плаксивость отмечались у 65— 62% учащихся подготовительных и 1-х классов и у 55—46 % учащихся 2-х и 3-х классов. Индекс пропусков в 3-м классе становился почти таким же высоким (12.0), как и в подготовительных классах (14,0), что свидетельствовало о снижении резистентности организма в результате длительного влияния повышенной учебной нагрузки. Таким образом, при экспериментальном обучении, рассчитанном на 20 ч в неделю, происходит значительное утомление детей, особенно подготовительных и 1-х классов, которое кумулирует к 3-му классу.

Сравнение дневной и годовой динамики работоспособности детей, поступивших в начальную школу в 6 лет при обучении в течение 5 и 6 дней в неделю, показало, что во всех классах она хуже при 5-днеБной учебной неделе. Так, при этом варианте построения учебного процесса количество благоприятных и неблагоприятных кривых работоспособности приблизительно одинаково. При 6-дневной же учебной неделе благоприятные изменения наблюдаются вдвое чаще (48 %), чем неблагоприятные (24 %).

При экспериментальном обучении при 5-дневной учебной неделе в разных классах выявляется высокий процент детей (39—54 %) с повышенной тревожностью и напряженностью, что не встречается в начальных классах массовой школы. 30—51 % детей экспериментальных классов имеют более низкий уровень школьной мотивации по сравнению с учащимися массовой школы (20—25 %). В связи с трудностью усвоения экспериментальной программы и высокой заболеваемостью 25 % детей подготовительных классов не смогли продолжить обучение в 1-х экспериментальных классах.

Значительное утомление детей в условиях 5-дневной учебной недели связано с тем, что сокращение учебной нагрузки с 24 до 20 ч проведено за счет предметов эстетического и физиче-

ского воспитания. В связи с этим ухудшилось соотношение учебных предметов, адресованных I и II сигнальным системам и требующих различной степени умственного напряжения, что увеличило интенсивность умственного труда.

Показателем напряженности учебных программ служит большая плотность уроков: занятость детей на уроках составляла 90—93%. Кроме этого, неоправданно усложнен учебный $ материал по основным учебным предметам, особенно для детей 6—7 лет. Об этом свидетельствуют данные педагогов-практиков, психологов и полученные нами результаты анализа школьных учебников и содержания уроков в экспериментальных классах. Учебная нагрузка велика при всех разработанных экспериментальных программах, рассчитанных на 5 дней занятий в неделю, но особенно возрастает она при обучении по программе НИИ школ Министерства просвещения РСФСР. Повышенные требования учебной программы не дают возможности организовать учебный процесс с учетом постепенности вхождения детей в работу. С этим связаны резкое ежедневное падение показателей работоспособности уже под влиянием первого урока, низкий уровень их ^ в понедельник и быстрое утомление детей. Процент кривых работоспособности с сильным утомлением в этот день недели составляет 32—44 % в подготовительных и 1—3-х классах против 25— 37 % в другие дни. При 5-дневной учебной неделе, как и при 6-дневной, у детей 6 лет наблюдается снижение показателей работоспособности к четвергу. Организация облегченных занятий в этот день недели (рисование, экскурсии, физкультура и т. д.) привела к повышению работоспособности и улучшению функционального состояния организма. К концу недели в этом случае уменьшилось количество неблагоприятных кривых работоспособности до 21—24 % против 31—35% без облегченного дня; на 13% реже регистрировались случаи замедления ЧСС у де-^ теи к концу дня и в 3 раза реже отмечалось сии- * жение пульсового давления. У детей более старшего возраста (1—3-й классы) при 5-дневной неделе обучения не наблюдается снижение работоспособности в четверг, но во все дни недели работоспособность находится на низком уровне, особенно у школьников 1-го и 3-го классов.

Низкий уровень работоспособности и значительная частота неблагоприятных изменений функционального состояния сердечно-сосудистой системы (в 62 % случаев — урежение ЧСС, 50 % — снижение пульсового давления) у детей 7 лет (2-й год обучения) вызваны, помимо труд-# ности учебных программ, переходом на общешкольный режим обучения с 45-минутной длительностью уроков.

Изучение режима дня школьников начальных классов, обучающихся 5 дней в неделю, показало, что и в этих условиях имеются значительные нарушения основных режимных моментов (сон,

прогулка, приготовление домашних задании и организация свободного времени). Вопреки положению о работе подготовительных классов, согласно которому детям 6 лет не должны задаваться уроки на дом, '/з учащихся готовит их в учебные дни, а в выходные дни процент таких детей увеличивается до 46. В положении о работе начальных классов указано, что на выходные дни дети задания не получают. Вместе с тем мы установили, что в условиях 5-дневной учебкой недели дети готовят домашние задания в выходные дни, затрачивая на это от 1 до 2 ч. Число таких детей составляет 68% в 1-х классах, 61 % во 2-х и 71 % в 3-х. В выходные дни у детей преобладают статистические виды деятельности, много времени они проводят перед телевизором. Существенные нарушения режима дня у детей, особенно в свободные от учебы дни, связаны с недостаточным контролем со стороны родителей. Следует указать, что 93 % матерей работает часто в 2 и даже в 3 смены, часть — по скользящему графику и их выходные дни не совпадают с выходными детей. Таким образом родители уделяют детям недостаточно внимания.

£ Итак, нерационально организованный отдых детей в выходные дни, высокие требования, предъявляемые с перзого же дня в школе и затрудняющие «вхождение» детей в учебу, неблагоприятно сказываются на недельной динамике работоспособности, что и обусловливает недостаточную эффективность 5-дневной учебной недели в начальной школе.

Выводы. 1. Учебная нагрузка в младших

*

§ Развитие социальной инфраструктуры сельскохозяйственных районов является одним из важнейших направлений Продовольственной программы СССР, цель которого — решение столь острой для села проблемы трудовых ресурсов. Задача гигиенической науки и практики в этих условиях сводится не только к совершенствованию и внедрению гигиенических принципов и

классах, обучающихся 5 дней в неделю, при всех изученных экспериментальных программах достаточно велика. Это связано с интенсификацией учебной деятельности, так как сокращение недельной учебной нагрузки проведено за счет времени, отведенного на физическое и эстетическое воспитание.

2. Обучение по этим программам неблагоприятно сказывается на работоспособности, функциональном состоянии организма и психическом развитии детей.

3. При экспериментальном обучении детей младшего школьного возраста с 2 выходными днями в неделю отмечаются значительные нарушения режима дня, особенно в свободные от учебы дни. Следовательно, обучение при 5-дневиой неделе оказалось малоэффективным по сравнению с 6-дневной учебной неделей.

Поступила 17.04.86

Summary. Working capacity and the state of body functioning were studied in pupils of 16 classes of the elementary school who were enrolled in school at the age of 6 and went there 5 days a week (20 hours per v/eek). The investigation demonstrated deterioration of working capacity during a school day, week, and year. It was accompanied by unfavourable changes in the cardiovascular system and increase in (he number of complaints of fatigue, irritability, and tearfulness. In view of the difficulty of mastering the experimental programme 25 % of elementary school pupils could not continue their education in the first experimental grade. The study of the day regime of schoolchildren from initial grades showed its violation which was analogous to the one characteristic of a 6-day school week. Thus, the learning process intended for a 5-day school week appeared ineffective compared to a 6-day school week.

нормативов, но и к изучению эффективности реализуемых предложений.

Для этой цели необходимо обосновать критерии оценки развивающейся инфраструктуры села в целом и отдельных ее элементов. Наличие критериев социально-гигиенической эффективности позволит в каждом конкретном случае определить, насколько велика отдача от средств, вкла-

Сощиальняя гигиена, истории гигиены, организации санитарного дела

УДК 613.5+614.7]:711.41 ([47+57]-22)

И. А. Сохошко, А. И. Петухов

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Омский медицински» институт им. М. И. Калинина; Омская областная санэпидстанция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.