ISSN 1561 -6274. Нефрология. 2001. Том 5. № 3.
Высказывается предположение о возможных патогенетических механизмах данного нарушения, а именно, — о генетически обусловленной продукции аномальной фракции сывороточного альбумина при гломерулопатиях.
106. Р.Л.Коношкова
АНАЛИЗ ЛЕТАЛЬНОСТИ НА ОТДЕЛЕНИИ ХРОНИЧЕСКОГО
ГЕМОДИАЛИЗА
Санкт-Петербург, Россия
R.L.Konoshkova
AN ANALYSIS OF LETHALITY AT THE DEPARTMENT OF CHRONIC HEMODIALYSIS
В течение 10 лет проходили лечение хроническим бикар-бонатным гемодиализом, с частотой 3 сеанса в неделю, длительностью сеанса по 4 ч 158 пациентов. Их них 51 выбыл на трансплантацию почки и по другим причинам. Умерли 49 человек. Летальность за последние 10 лет работы отделения составила 45%. От заболеваний сердечно-сосудистой системы умерли 73% больных, причем каждый четвертый из них (24%) погиб внезапно. Прогрессирование сердечной недостаточности привело к летальному исходу у 24% пациентов. Летальность от острого нарушения мозгового кровообращения составила 19%, а от острого инфаркта миокарда — 6%. Остальные 27% умерших имели прочие причины смерти.
Таким образом, наши данные подтверждают, что основной причиной смерти больных с хронической почечной недостаточностью, получающих терапию поддерживающим гемодиализом, являются сердечно-сосудистые осложнения [1, 2, 3]. Поэтому требуется поиск новых подходов к диагностике и лечению кардиальных расстройств у таких больных.
107. Р.Л.Коношкова НАРУШЕНИЯ РИТМА ПРИ СУТОЧНОМ КАРДИОМОНИТОРИРОВАНИИ У БОЛЬНЫХ
С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ПОЛУЧАЮЩИХ ТЕРАПИЮ ГЕМОДИАЛИЗОМ Санкт-Петербург, Россия
R.L.Konoshkova
DISTURBANCES OF THE RHYTHM IN 24 HOURS CARDIOMONITORING IN PATIENTS WITH CHRONIC RENAL FAILURE ON HEMODIALYSIS
Были обследованы 73 больных, получающих лечение би-карбонатным гемодиализом (ГД). Средний возраст составил около 46 лет, а продолжительность лечения ГД — около 5.
Оценка результатов как и обычного электрокардиографического (ЭКГ) исследования, так и кардиомониториро-вания (КМ) показала, что практически в 100% случаев в качестве основного регистрировался синусовый ритм.
Следует подчеркнуть, что нарушения ритма у данной категории пациентов на обычной ЭКГ были представлены лишь редкими одиночными СЭ и ЖЭ примерно у 10% (9,6%) больных, а пароксизмы фибрилляции предсердий (ФП) регистрировались исключительно при экстренной съемке ЭКГ и только у 5 человек (6,8%).
Напротив, при холтеровском КМ различные виды аритмий выявлялись более чем у 90% (94,5%) больных. При этом наджелудочковые аритмии регистрировались у 89% пациентов, а желудочковые — у 58%. Наиболее часто встречающимся видом нарушений ритма сердца у больных на ГД была экстрасистолия, как желудочковая (преимущественно одиночная полиморфная экстрасистолия), так и суправент-рикулярная. У каждого шестого обследованного (15%) регистрировались пароксизмы ФП. Относительно редко встречались эпизоды суправентрикулярной тахикардии (7%) и эпизоды неустойчивой желудочковой тахикардии (4%).
Как показали результаты корреляционного анализа, основными факторами риска наджелудочковых аритмий у диализных больных являются немолодой возраст пациента и наличие синдрома стенокардии. Последний, наряду с ЭКГ-признаками ишемии, усугублял и тяжесть желудочковых нарушений ритма. Кроме того, степень выраженности пробежек желудочковой тахикардии возрастала при снижении уровня гемоглобина. Среднечасовое количество (СЧК) эпизодов неустойчивой желудочковой тахикардии увеличивалось при наличии в анамнезе инфаркта миокарда, регистрации ишемии как по обычной ЭКГ, так и холтеровском КМ.
Определенное значение в развитии как суправентрику-лярных, так и желудочковых аритмий, по-видимому, может иметь и снижение уровня калия в сыворотке крови в ходе диализа. Во всяком случае, мы обнаружили обратную зависимость между частотой выявления пароксизмов наджелу-дочковой тахикардии и концентрацией калия в сыворотке крови после окончания сеанса диализа.
Наконец, полученные данные четко указывают, что улучшение нутриционного статуса пациентов на ГД (высокая концентрация сывороточного альбумина) уменьшает степень выраженности большинства наджелудочковых нарушений ритма.
При сопоставлении эхокардиографических показателей было показано, что увеличение размеров левого предсердия и толщины межжелудочковой перегородки, а также снижение фракций выброса и укорочения способствуют нарастанию СЧК суправентрикулярных нарушений ритма. Таким образом, мы полагаем, что полученные результаты можно трактовать как указание на сочетанный (ко-ронарогенный и некоронарогенный) генез аритмий у диализных больных.
Все попытки выявить влияние процедуры диализа на частоту встречаемости или степень выраженности как суправентрикулярных, так и наджелудочковых аритмий оказались безуспешными. Кроме того, ГД, проводимый в утреннюю и вечернюю смены, оказался полностью равноценным по воздействию на основные гомеостатические показатели и также в обоих случаях не оказывал значимого влияния на нарушения ритма.
108. Р.Л.Коношкова
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ПОЛУЧАЮЩИХ ТЕРАПИЮ ГЕМОДИАЛИЗОМ Санкт-Петербург, Россия
R.L.Konoshkova
PECULIARITIES OF THE DYNAMICS OF HEART RATE AND ARTERIAL PRESSURE IN PATIENTS WITH CHRONIC RENAL FAILURE ON HEMODIALYSIS
Изменения многих физиологических параметров, в том числе и показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы (АД, ЧСС и др.), подвержены циклическим суточным колебаниям, или циркадным ритмам. По нашим данным, величина АДд у обследованных больных в течение суток закономерно не менялась. Напротив, уровень АДс имел четко выраженную двухфазность, при этом максимальное повышение систолического АД приходилось на ранние утренние часы (6—8 ч), а минимальные значения наблюдались от 17 до 19 ч. Величина ЧСС на протяжении суток также была непостоянной. Максимальная ЧСС отмечалась в 6 ч уфа, минимальная в 17—19 ч.
Ведущим фактором, определяющим величину ЧСС и уровень систолического АД во время сеанса диализа, является время проведения процедуры (время регистрации показателей по «солнечному циферблату»).
ISSN 1561-6274. Нефрология. 2001. Том 5. №3.
Несмотря на физиологическую предрасположенность к ночному урежению ритма, о которой упоминал еше Г.Ф.Ланг, тахикардия в ночное время при холтеровском КМ встречалась у 52% диализных больных, тогда как в течение дня она регистрировалась только у 25% таких пациентов. Вместе с тем. мы обнаружили прямую зависимость между величиной междиализной прибавки жидкости и частотой сердечных сокращений ночыо. По мере увеличения прибавки массы тела в междиализный период свыше 2-2,5 кг прогрессивно увеличивалась величина ЧСС ночью.
В то же время оказалось, что при применении ингибиторов ангиотензинпреврашаюшего фермента (АПФ), ЧСС ночью, в среднем, не превышала критерий ночной синусовой тахикардии.
Полученные данные дают основания полагать, что ночная синусовая тахикардия у диализных пациентов может быть проявлением сердечной недостаточности (СН) на фоне увеличения нреднагрузки, обусловленной междиализной прибавкой жидкости. В то же время, ингибиторы АПФ. по-видимому, могут рассматриваться как эффективные средства, предупреждающие СН у таких больных. При этом, достоверно значимого различия уровня калия в сыворотке крови до ГД при сравнении с пациентами, не получающими ингибиторы АПФ, не было выявлено.
109. Н.В.Копылов, В.А.Пузанов, Д.А.Новиков
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ МАГНИЯ В УРОЛОГИИ г. Курск, Россия
N.V.Kopylov, V.A.Puzanov, D.A.Novikov THE BIOLOGICAL ROLE AND USING MAGNESIUM IN UROLOGY
Магний выполняет в организме человека важную биологическую роль. Его содержание в системах и органах существенно влияет на физиологические функции организма.
Дефицит магния непросто диагностировать по клиническим признакам. При уровне магния в сыворотке крови ниже 0,5 ммоль/л наблюдаются тяжелые нарушения. Особая роль магнию отводится в урологической практике. Достаточно часто почечные камни состоят из оксалата магния и из фосфатов кальция, а также их смешанных форм. Важным критерием для образования камней этих соединений является соотношение магния и кальция в моче. Повышенная доля магния в моче в состоянии предотвратить осаждение соединений кальция и таким образом возникновение камней. Об этом свидетельствуют как экспериментальные, так и клинические исследования. Таким образом, магний — натуральный ингибитор образования кальциевых камней.
Для клинического контроля нами разработана методика определения концентрации ионов магния в моче. Она заключается в образовании окрашенного комплексного соединения магния с ксилидиловым синим. Для анализа используем подкисленную мочу (pH 3-4), разведенную дистиллированной водой в 4 раза. Реакционную смесь перемешиваем и инкубируем в течение 10 мин. Измерение оптической плотности производим на колориметре фотоэлектрическом концентрационном КФК-2МП при длине волны 540 нм, в кюветах с толщиной поглощающего слоя 1 см. Концентрацию магния рассчитываем по формуле С=Ео/Ест-2 мг/100 мл, где Ео и Ест, измеренные относительно контрольной пробы экстинк-ции образца и стандарта. Данная методика имеет линейность до 2 ммоль/л, коэффициент вариации — меньше 7%, время инкубации — 10 мин, чувствительность 5 — мкмоль/л.
При проведении обследования группы больных с мочекаменной болезнью (с преимуществом кальциевого камня) наблюдали явный дефицит магния (плазма и сыворотка крови — меньше 0,8 ммоль/л). При назначении препаратов магния в первые 2 нед наблюдали заметное снижение кон-
центрации кальция до (обшая концентрация в сыворотке крови 2,48 ммоль/л), что можно считать благоприятным фактором профилактики образования кальциевых камней. В настоящее время исследования магния продолжаются на клинических кафедрах КГМУ.
110. Н.В.Креминская
ИНГИБИТОРЫ АНГИОТЕНЗИНПРЕВРАЩАЮЩЕГО ФЕРМЕНТА У ДЕТЕЙ С ПЕРВИЧНЫМ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТОМ г. Алма-Ата, Казахстан
N. V. Kreminskaya
INHIBITORS OF THE ANGIOTENSIN CONVERTING ENZYME IN CHILDREN WITH PRIMARY GLOMERULONEPHRITIS
Ингибиторы ангиотензинпреврашаюшего фермента (иАПФ) улучшают почечную гемодинамику и продлевают жизнь больных с хронической почечной недостаточностью. Недостаточно изучено их действие на различные показатели первичного гломерулонефрита (ГН) у детей.
Мы применяли иАФП иилазаприл у 50 детей с первичным ГН в возрасте от 2 до 15 лет. Доза препарата — от 1,25 до 5 мг. длительность — от 1 мес до 6 мес. До и на фоне терапии исследовали клиренс эндогенного креатинина, почечный фильтрационный резерв, показатели гемостаза, хо-лестерол.
У 30 детей с нефротическим синдромом проводилось лечение иАПФ в течение 4 нед в сочетании с кортикостерои-дами. В контрольной группе были 35 детей с нефротическим синдромом, получавшие лечение кортикостероидами без иАПФ. Отмечено более быстрое снижение артериального давления, прогеинурии, нормализация почечного фильтрационного резерва, улучшение показателей коагуляции и снижение холестерола.
У 20 детей с ГН, в клинике которого была изолированная протеинурия, проводилась монотерапия цилазаприлом в течение 3-6 мес. У 10 детей протеинурия исчезла, у 6 детей эффекта не было, у 4 протеинурия после снижения в течение 2-4 нед вновь появилась и далее удерживалась.
Таким образом, иАПФ оказывают антипротеинуриче-ское действие, улучшают показатели коагуляции, липидно-го обмена и не ухудшают почечные функции при применении до 6 мес.
111. Н.Ю.Крюкова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕРОВ ПОЧЕК У ПАЦИЕНТОВ С ДИАБЕТИЧЕСКОЙ НЕФРОПАТИЕЙ И ХРОНИЧЕСКИМИ ГЛОМЕРУЛО- И ПИЕЛОНЕФРИТАМИ Санкт-Петербург, Россия
N. Yu.Kryukova
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF SIZE OF THE KIDNEYS IN PATIENTS WITH DIABETIC NEPHROPATHY AND CHRONIC GLOMERULO- AND PYELONEPHRITES
Проведено сопоставление сонографически определяемых размеров почек у 116 пациентов с диабетической неф-ропатией с инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) и с инсулиннезависимым сахарным диабетом (ИНЗСД) и у 43 пациентов с другими заболеваниями почек: 26 пациентов с различными, морфологически подтвержденными формами хронического гломерулонефрита (ХГН) без нефротичес-кого синдрома и 17 пациентов с хроническим пиелонефритом (ХП), которые составили контрольную группу.
У всех пациентов на сонограммах в реальном масштабе времени троекратно измерялись линейные параметры почек, после чего по формуле Н. Hricak вычисляли объем почек, измеряли рост и массу пациентов с последующим определением поверхности тела по формуле Граффорда, Терри, Рурка.