Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Захарова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В данной статье авторами проводится исследование методики преподавания экономических дисциплин, через взаимосвязь средств, методов и форм обучения экономическим дисциплинам. Определено, что при преподавании экономических дисциплин отдельное внимание следует уделить аргументированности и доказательности, поскольку экономика как сфера человеческой деятельности предполагает удовлетворение потребностей людей, в связи с чем сталкиваются интересы различных слоев и групп населения, стремящихся доказать обоснованность своих идей и концепций с целью влияния на социальную активность.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, экономические дисциплины.
Annotation. In this article, the authors study the methods of teaching economic disciplines through the interconnection of means, methods and forms of training in economic disciplines. It is determined that when teaching economic disciplines, special attention should be paid to argumentation and evidence, since the economy as a sphere of human activity involves satisfying the needs of people, in connection with which the interests of different layers and groups of the population are striving to prove the validity of their ideas and concepts in order to influence the social activity.
Keywords: professional education, professional training, economic disciplines.
Введение. В соответствии со специфическими особенностями объекта и предмета исследования теорию обучения можно поделить на два уровня: общий, который определяет основы обучения и подходит любому учебному предмету, и частный, т.е. теории обучения определенному предмету в определенном типе учебных заведений. Общая дидактика позволяет выделять главные и сущностные характеристики образовательного процесса и определяет направление развития частных дидактик.
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от методики преподавания. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономических дисциплин, поскольку экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития.
Изложение основного материала статьи. Отличительной особенностью данной методики является тесная взаимосвязь с экономической жизнью общества, что предполагает широкое применение статистических данных. Использование фактов и цифр позволяет раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако статистические данные должны применяться системно, поскольку могут дезинформировать обучающихся, так как применение данных вне контекста, изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни ставит под вопрос их объективность.
При преподавании экономических дисциплин отдельное внимание следует уделить аргументированности и доказательности, поскольку экономика как сфера человеческой деятельности предполагает удовлетворение потребностей людей, в связи с чем сталкиваются интересы различных слоев и групп населения, стремящихся доказать обоснованность своих идей и концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздействует на выбор определенного варианта и модели развития общества.
Одной из наиболее важных черт методики преподавания экономических дисциплин является взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Усовершенствование средств производства с течением времени требовало профессионала-исследователя, умеющего применять ранее изучавшиеся принципы или процессы к новой ситуации, использовать научные обобщения для решения отдельных проблем или соединять отдельные элементы в новое целое.
В связи с этим педагогами выделяются следующие цели преподавания экономических дисциплин:
- формирование у обучающихся научного мировоззрения;
- выработка умений и навыков умственной деятельности при решении экономических проблем и задач;
- совершенствование экономических понятий;
- формирование по темам экономической программы нормы знаний, умений и навыков;
- формирование навыков практической экономической деятельности и осознанное применение полученных знаний в производственной практике;
- развитие способностей обучающихся к усвоению экономических понятий;
- использование возможностей экономических дисциплин для профориентации обучающихся и для формирования экономической культуры.
Содержание экономических дисциплин, как и любой науки, формируется в соответствии с целями обучения.
Для осуществления преемственности образования учеными-педагогами была выработана система требований к отбору содержания по экономическим дисциплинам:
- определение направленности на всестороннее развитие обучающегося;
- учет возрастных особенностей личности;
- соответствует принципу научности;
- позволяет задать траекторию развития личности;
- учитываются только эмпирически проверенные данные;
- материал соответствует развитию науки на данный отрезок времени;
- строится на интеграции экономики и других наук;
- строится на принципе связи теории и практики;
- помогает в дальнейшей профориентации обучающихся.
При формировании содержания экономической дисциплины следует помнить, что любая учебная дисциплина имеет свой понятийный аппарат, включающий в себя набор категорий, принципов и законов. При изучении экономических понятий применяется метод углубления содержательного компонента понятия.
В процессе обучения экономическим дисциплинам при переходе к более сложным понятиям необходимо отталкиваться от уже известных понятий и пройденного материала. Это позволит обучающимся лучше запомнить новую тему и усвоить уже пройденную. При этом наиболее сложную тему следует разбить на несколько менее сложных подтем. В этом случае постепенное усвоение материала обучающимися будет наиболее эффективным.
При изложении какой-либо проблемы для каждой дисциплины экономического цикла преподаватель в зависимости от целей, методологии исследования или позиции субъекта учебно-познавательной деятельности может подобрать различные определения экономических понятий. Это необходимо для того, чтобы подойти к изучению понятия или категории со всех сторон и развить у обучающихся способность ориентироваться во множестве определений. Однако любое определение всегда недостаточно, поскольку качественные изменения, происходящие в экономической среде, приводят к пересмотру воззрений и теоретических положений.
При организации процесса обучения экономическим дисциплинам преподавателю необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип научности преподавания предполагает научное изложение материала с учетом последних достижений;
- принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала при изучении экономических дисциплин;
- принцип практической направленности процесса обучения;
- принцип наглядности, который предполагает привлечение в образовательный процесс схем, таблиц и прочих наглядных средств для наиболее полного усвоения учебного материала обучающимися;
- принцип доступности обучения;
- принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.
В преподавании экономических дисциплин утвердились и получили широкое распространение несколько методов взаимодействия преподавателя и обучающихся: пассивный, активный и интерактивный.
Пассивный метод обучения позволяет преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия, что дает возможность преподавателю наиболее полно рассмотреть экономическую ситуацию, а также ее взаимосвязь с другими темами экономической дисциплины. Обратная связь при таком методе осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и др. Однако стоит отметить, что в современных педагогических реалиях данный метод изучения экономики становится все менее эффективен и теряет свою актуальность.
В связи с этим наибольшее распространение в преподавании экономики получили в настоящее время активные методы обучения. Активный метод предполагает взаимодействие преподавателя с обучающимися, при котором студенты становятся активными участниками образовательного процесса и находятся с педагогом на равных правах. Подобный метод обучения дает возможность обучающимся самим найти решение какой-либо экономической проблемы, что позволяет им лучше усвоить содержание обучения.
Так, например, деловые игры являются довольно распространенным методом преподавания экономических дисциплин.
Деловые игры также позволяют обучающимся проявить свои знания на практике и творческий подход к проблеме, включая их в активную деятельность. Кроме того, благодаря применению в образовательной деятельности деловых игр получило развитие новое направление в экономике - экспериментальная экономика. Данное экономическое направление затрагивает вопросы, которые находятся в процессе исследования, благодаря чему можно привнести в экономику необходимые инновации.
Особым методом преподавания экономических дисциплин является кейс-метод. Кейс представляет собой описание сложной ситуации с сопутствующими фактами, понимание которой требует ее разделения на отдельные части, а затем - анализ каждой части и объединение выводов для получения целостной ситуации. Кейс-метод позволяет решить ряд задач:
- выделение комплекса проблем конкретной ситуации, определение ее структуры;
- определение факторов, обусловивших возникновение данной ситуации, ее моделирование;
- построение системы оценок, прогнозирования будущего состояния;
- разработка рекомендаций и программы действий по решению ситуации [2].
Также педагогами в преподавании экономических дисциплин активно используется проектный метод, который является эффективным методом организации образовательного процесса и направлен на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Метод проектов является исследовательским, а также позволяет обучающимся освоить технологию творческой презентации работ.
При рассмотрении связи активных и интерактивных методов обучения, многие педагоги предлагают рассматривать последние как наиболее современный вид активных методов, однако они имеют качественные различия, и поэтому выделяются в отдельную группу методов обучения.
Интерактивный метод предполагает более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и между собой, активность студентов в процессе обучения при этом играет доминирующую роль. Преподаватель при данном методе обучения лишь направляет деятельность обучающихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучения предполагает диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется
взаимодействие между обучающимся и преподавателем, а также между самими обучающимися. Это помогает обучающимся не только лучше усвоить экономические понятия, но и связать обучение с производительным трудом, что наиболее важно при изучении экономики.
В связи с этим при изучении экономических дисциплин, кроме стандартных средств обучения, все большее распространение приобретают ИКТ-средства, т.е. информационно-коммуникационные технологии, которые представляют собой устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Подобные средства, в отличие от бумажных носителей, позволяют более наглядно и интерактивно представить экономическую информацию, которая представлена таблицами, схемами и др. Это не только сокращает время освоения новой темы, но и помогает обучающимся лучше усвоить представленную информацию. Кроме того, преподаватель может проводить деловые компьютерные игры, что позволяет наглядно смоделировать определенную экономическую ситуацию. К тому же ИКТ-средства используются педагогом при проведении контрольных работ и тестирования, что позволяет быстрее обработать получаемую информацию.
Эффективность обучения экономике, как и любой другой дисциплине, зависит от грамотно выстроенного взаимодействия педагога с обучающимся. В связи с этим в учебной практике сложились следующие формы процесса обучения: лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа, консультация, зачет/экзамен, различные формы внеклассной работы.
Все формы образовательного процесса находятся в тесной взаимосвязи и должны применяться в комплексе и в определенной логической последовательности.
На данный момент по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как лекция.
Лекция позволяет дать целостное и логическое освещение основных положений экономической дисциплины, а также выделить основные направления самостоятельной работы обучающихся. К тому же она оперативно знакомит с последними научными данными, что особенно важно при изучении экономики, и позволяет компенсировать отсутствие современных учебников и учебных пособий.
При преподавании экономических дисциплин наиболее эффективной в плане усвоения материала обучающимися можно считать проблемную лекцию, которая позволяет обучающимся самим поучаствовать в поиске решения экономической проблемы, что повышает уровень усвоения учебного материала обучающимися.
Следующей по важности в образовательном процессе формой обучения является семинарское занятие. Существует множество различных видов проведения семинарских занятий. К наиболее распространенным относятся обучающий семинар, контрольно-обучающий семинар, творческий семинар и практическое занятие.
Наиболее примечательным видом семинара является практическое занятие, которое может проводиться в виде деловой или ролевой игры, экскурсии, встречи с учеными или преподавателями, а также может представлять собой интерактивное занятие, например, решение экономических задач с применением информационных технологий.
Особую роль в образовательном процессе играет самостоятельная работа обучающихся, на которую в процессе обучения отводится значительно больше времени, нежели на аудиторную работу.
Для того, чтобы самостоятельная работа обучающихся была наиболее эффективной, преподавателю необходимо учитывать ряд факторов, таких как частая смена экономических приоритетов, связанная с развитием экономической сферы, неукомплектованность библиотечного фонда современными качественными учебниками и пособиями по экономическим дисциплинам, а также специфические особенности самостоятельной работы и индивидуальные способности обучающихся.
При преподавании экономических дисциплин имеет большое значение прием сопоставления фактов, явлений, процессов. В этом случае одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Необходимость данного приема объясняется тем, что он позволяет обучающимся проследить за динамикой какого-либо процесса или явления и их изменениями с течением времени.
Кроме того, эффективность изучения и понимания обучающимися экономического материала зависит от умения преподавателя вести диалог с аудиторией, рассуждать и грамотно и полно отвечать на вопросы. Без этих составляющих невозможно добиться максимального усвоения обучающимися учебного материала.
Результатом изучения экономических дисциплин является экономически грамотный специалист, способный и готовый к производительному труду. К тому же, изучение экономических дисциплин позволяет быстро и эффективно разбираться в современных экономических тенденциях и дает возможность качественно преобразовывать окружающую действительность.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что дидактическая деятельность преподавателя играет крайне важную роль в образовательном процессе, поскольку педагог участвует не только в формировании знаний, умений и навыков у обучающихся, но и в формировании опыта профессиональной деятельности, так как в функции педагога, кроме теоретического и практического обучения, входит также руководство различными видами практической деятельности обучающихся, которая является неотъемлемой частью преподавания экономических дисциплин. Дидактическая деятельность преподавателя охватывает весь целостный педагогический процесс: педагог разрабатывает цели и содержание обучения, проектирует методы, средства и формы, оценивает и корректирует полученные результаты, что позволяет ему наиболее грамотно структурировать и систематизировать процесс обучения, что особенно важно при преподавании экономических дисциплин, которые требуют только точных и актуальных данных о процессах и явлениях, происходящих в производственно-экономической сфере и в обществе в целом.
Литература:
1. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 124-127.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
Педагогика
УДК: 37.04
кандидат психологических наук, доцент Штерц Ольга Михайловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития и диагностики технической одаренности детей и молодежи. В статье затрагивается вопрос об организации специализированной образовательной среды для развития технических способностей детей и молодежи. В работе предпринята попытка анализа понятия техническая одаренность, раскрываются ее структурные компоненты. Техническая одаренность рассматривается с позиции инструментального и мотивационного компонента. В процессе исследования победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии было выявлено, что мотивационный компонент играет важную роль в развитии технических способностей.
Ключевые слова: одаренность, техническая одаренность, специализированная образовательная среда, мотивация, диагностика технической одаренности.
Annotation. The article deals with the problem of development and diagnosis of technical giftedness of children and youth. The article deals with the organization of specialized educational environment for the development of technical abilities of children and youth. The paper attempts to analyze the concept of technical giftedness, reveals its structural components. Technical talent is developed from the perspective of instrumental and motivational components. In the process of studying the winners of the regional stage of the all-Russian Olympiad on technology, it was revealed that the motivational component plays an important role in the development of technical abilities.
Keywords: talent, technical talent, specialized educational environment, motivation, diagnostics of technical talent.
Введение. На сегодняшний день наблюдается высокий уровень спроса современного общества на неординарную личность, все более ценится интеллект и креативность, которые позволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии в разных сферах жизни человека.
Правительство Российской Федерации заинтересовано в активном включении одаренной и талантливой молодежи в техническую промышленность. Талантливые специалисты, имеющие инженерно-технологическую подготовку в условиях изменения экономики и перестройки промышленности, развития биоинженерной отрасли, внедрения современных IT-технологий становятся одними из главных специалистов в промышленной отрасли.
Человек, обладающий развитыми способностями, готов к нестандартному восприятию нового, может предложит новый варианты решения задач в условиях дефицита как материальных, временных, так и людских ресурсов. Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность.
Вслушайтесь в содержание слова «одаренность». Словарь В.И. Даля трактует слово «дар» как подношение, подарок, а «дарование» как природную наклонность и умение. Одаренность определяется как развивающееся в течение жизни качество человека, которое способствует достижению более высоких, незаурядных результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Изложение основного материала статьи. Развитие детской одаренности весьма перспективное направление. Ученых разных времен интересовал вопрос с чем связано возникновение гениальности и развитие таланта у человека. Возникает множество споров и вопросов о том: Действительно ли все дети талантливы? Почему же со временем угасают яркие творческие способности ребенка, которые он проявлял в детстве? На сколько эффективны педагогические программы по развитию одаренности детей?
Альберт Зиглер акцентирует наше внимание на том, что одаренность это, прежде всего, возможность человека достичь совершенства в какой либо области искусства, профессиональной или научной деятельности. Однако для развития одаренности необходимо совершенствоваться и эффективно учится. Если одаренный ребенок не будет развивать свои способности, то он не сможет достичь выдающихся результатов [8].
Для развития одаренности ребенка необходимо создание специализированной образовательной среды, в которой важную роль играю педагоги, наставники. Нами было проведено анкетирование среди учителей общеобразовательных школ с целью выявления круга проблем с которыми они сталкиваются в процессе работы с одаренными детьми. По данным анкетирования нами были получены следующие результаты. На вопрос «С проблемами какого характера вы сталкиваетесь при работе с одаренными детьми» 56% из числа опрошенных педагогов ответили, что с проблемами диагностического характера, сюда относятся сложности в выявлении одаренности школьников - 30%, отсутствие данных об индивидуальных особенностях одаренных школьников - 34%. 74% из числа опрошенных педагогов отметили, что в своей работе сталкиваются с проблемами методического характера в работе с одаренными детьми. В частности, 40% из числа опрошенных педагогов указали на отсутствие систематической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях. 45 % опрошенных респондентов отметили отсутствие эффективных методов и методик в работе с одаренными детьми. 14% опрошенных педагогов склонны видеть проблему в работе с одаренными детьми в нехватке знаний и умений работы по проблеме развития одаренности школьников. Проблему в организационном плане в работе с одаренными детьми видит 60% из числа опрошенных педагогов. В качестве организационной проблемы педагоги выделяют отсутствие в образовательных учреждениях системы работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей - 55%. Многие педагоги (24%) отмечают сложности в работе с родителями одаренных детей. Не все родители заинтересованы в развитии таланта своего ребенка, а иногда и оказывают сопротивление педагогам в развитии способностей своего ребенка, если считают, что это не соответствует их представлениям о достижении успеха ребенка. Например, развитие музыкальных способностей это не, то направление в котором должен развиваться ребенок (родители говорят: «Мне этого не надо»). К сожалению данная позиция родителей оказывает пагубное