Научная статья на тему 'Компетентностный подход и образовательные технологии в преподавании дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» в гуманитарном университете'

Компетентностный подход и образовательные технологии в преподавании дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» в гуманитарном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / PERSONALITY TYPE SAFE / LIFE SAFETY / ECOLOGY / ECOLOGICAL CULTURE / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / THE CASE METHOD / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочелаева Галина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВО 3+ (бакалавриат) в процессе преподавания дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «экология». Обсуждаются конкретные методики интерактивного и дистанционного обучения данным дисциплинам, организация работы обучающихся на практических занятиях, вопросы внутренней диагностики эффективности и качества преподавания перечисленных дисциплин в гуманитарном вузе. Приводятся результаты пилотного студенческого исследования по выявлению общих проблем экологического образования и воспитания в молодежной среде Одинцовского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочелаева Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING "SAFETY" AND "ECOLOGY" IN UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

The article deals with the formation of common cultural, general and professional competencies within the FSES of HE 3+ (bachelor degree) in teaching disciplines «Safety» and «Environment». We discuss the specific techniques of interactive and distance learning, organization of work of students on practical training, issues of internal diagnostics efficiency and quality of teaching of these subjects in Humanities University. The results of a pilot study to identify common problems of environmental education and education of youth from Odintsovo District are presented.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход и образовательные технологии в преподавании дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» в гуманитарном университете»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.nu/ document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1#p28. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Подготовка бакалав-

ра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» как инновационный процесс // Наука и образование. — 2012. — № 4. — С. 73-78.

УДК/UDC 378.147

Г. А. Кочелаева G. Kochelaeva

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСцИПЛИН «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ЭКОЛОГИЯ» В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

COMPETENCE APPROACH AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING "SAFETY" AND "ECOLOGY" IN UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

В статье рассматриваются вопросы формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВО 3+ (бакалавриат) в процессе преподавания дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «экология». Обсуждаются конкретные методики интерактивного и дистанционного обучения данным дисциплинам, организация работы обучающихся на практических занятиях, вопросы внутренней диагностики эффективности и качества преподавания перечисленных дисциплин в гуманитарном вузе. Приводятся результаты пилотного студенческого исследования по выявлению общих проблем экологического образования и воспитания в молодежной среде Одинцовского района.

The article deals with the formation of common cultural, general and professional competencies within the FSES of HE 3+ (bachelor degree) in teaching disciplines «Safety» and «Environment». We discuss the specific techniques of interactive and distance learning, organization of work of students on practical training, issues of internal diagnostics efficiency and quality of teaching of these subjects in Humanities University. The results of a pilot study to identify common problems of environmental education and education of youth from Odintsovo District are presented.

Ключевые слова: личность безопасного типа, безопасность жизнедеятельности, экология, экологическая культура, общекультурные

и профессиональные компетенции, кейс-метод, деловая игра.

Keywords: personality type safe, life safety, ecology, ecological culture, common cultural and professional competence, the case method, role play.

В настоящее время в условиях серьезных экономических преобразований, активного процесса глобализации и развития новых технологий все чаще встает вопрос о качестве высшего образования, его мобильности по отношению к вновь возникающим профессиональным требованиям, знаниям и умениям выпускников вузов. Кроме того, развитие международного вузовского обмена, использование новых технологий, в том числе и информационных, программ дистанционного обучения позволяют в перспективе обсуждать и ожидать активизацию процессов интегрированного модульного межвузовского образования (в том числе и международного) и процессов развития непрерывной образовательной среды в системе дошкольное образование — школа — колледж — вуз (университет). Все это требует от преподавателей высшей школы новых инновационных подходов при планировании своей педагогической деятельности, своевременного мониторинга изменения условий и требований рынка труда, а также соответствия программ обучения федеральным государственным стандартам (ФГОС ВО 3+), утвержденным в 2015 г Безусловно, экономи-

ческие реалии диктуют свои законы, и часто в гуманитарных вузах преподаватели дисциплин базового цикла и, в особенности, естественно-научного цикла сталкиваются с определенными трудностями при формировании общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) будущих бакалавров в условиях отсутствия профильных лабораторий. В этом случае на помощь приходят видеоматериалы, сеть Интернет, программы дистанционного обучения и проектная деятельность обучающихся.

С концептуальной точки зрения в процессе преподавания таких дисциплин, как безопасность жизнедеятельности и экология в гуманитарном вузе особое внимание следует уделить не только формированию ПК, но и воспитательному общекультурному аспекту ОК, это прежде всего формирование экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности будущих менеджеров, управленцев, юристов, педагогов и т. д., способности анализировать социально значимые проблемы и процессы; а также формированию ОПК — изучению нормативно-правовой базы в области рационального природопользования, управления отходами и обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации [1-2].

В целом необходимое закрепление требуемых знаний, умений и навыков должно происходить в трех направлениях, первое, как уже упоминалось, воспитательное, ориентированное на формирование личности безопасного типа, осознающей свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за качество принимаемых управленческих решений, учитывающей в процессе своей профессиональной деятельности не только экономическую, но и экологическую, и социальную составляющие концепции устойчивого развития Российской Федерации [3]. Для достижения поставленной ОК цели эффективными могут оказаться различные формы работы со студентами: деятельность кружков по экологической тематике, участие во внутри-и межвузовских студенческих конференциях, экскурсии на предприятия того муниципального образования, где расположен вуз, встречи с администрацией муниципальных образований, участие в субботниках, экологический туризм и ознакомление с особо охраняемыми территориями региона.

Второе направление формирования ОК и ОПК — это освоение учащимися навыков

поиска необходимой информации в сети Интернет, на сайтах профильных министерств и ведомств, а также в виртуальных правовых системах, в частности «Гарант» и «Консуль-тант+». С этой точки зрения полезной представляется подготовка обучающимися информационно-аналитических исследований, рефератов и эссе на самостоятельно выбранную или предложенную преподавателем тему, мультимедийных презентаций и видеодокладов с использованием материалов, размещенных на сайтах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В процессе разработки данного направления особое внимание следует уделить формированию у обучающихся культуры цитирования первоисточников, уважения авторских и смежных прав. В этом случае большую пользу может принести ознакомление обучающихся с он-лайн-программами проверки на плагиат и недобросовестное цитирование, такими как «Антиплагиат», информационной системой доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса — базой ЭКБСОН, библиотекой eLIBRARY.ru и др. Следует помнить, что при подготовке информационно-аналитического исследования или реферата, в особенности студентами первых курсов бакалавриата, нецелесообразно требовать от обучающихся высоких показателей оригинальности предоставляемых работ, гораздо эффективнее с точки зрения формирования ОК и ОПК обратить внимание на грамотное оформление, цитирование и подбор необходимого материала. Поскольку данный вид работ это фактически подготовка литературного обзора, а не самостоятельного научного исследования, к которому основная масса обучающихся будет готова только к последнему курсу бакалавриата или при обучении в магистратуре.

Третье направление — формирование собственно профессиональных компетенций (ПК). Здесь особое внимание следует уделить умениям действовать в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС), организации и обеспечения устойчивости работы объектов экономики в условиях ЧС, а также правил и навыков использования средств коллективной и индивидуальной защиты. В целях повышения

качества подготовки управленческих кадров при осуществлении данного вида деятельности в Одинцовском гуманитарном университете в качестве интерактивных технологий используется кейс-метод, «мозговой штурм» и деловая игра. После подробной проработки теоретических аспектов в лекционном курсе студенты на практических занятиях, работая в малых группах, моделируют работу комиссий по предупреждению и ликвидации последствий конкретной ЧС (кейс-метод) в трех режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности; ЧС и ликвидации последствий. Данный вид деятельности способствует не только развитию ПК, но и укреплению коммуникативных навыков обучающихся, умений работать в команде и отвечать за коллективно принятые решения.

Следующим этапом формирования ПК является «мозговой штурм» и разработка «дерева решений» при обсуждении различных особенностей переработки и утилизации отходов в процессе устойчивого роста муниципальных образований. В этом виде работ большое внимание уделяется самостоятельному изучению обучающимися не только межрегионального, но и международного опыта в этой области, исследованию процессов повышения эффективности и экологической безопасности производства, умению находить оптимальные управленческие решения для его организации, знанию общих основ устранения воздействия вредных и опасных факторов, предупреждению развития профессиональных заболеваний, борьбе с негативными психофизиологическими факторами. Отдельно и подробно обсуждаются вопросы сокращения несчастных случаев на производстве.

На занятиях студент должен осознать свою ответственность за обеспечение не только личной безопасности, но и за безопасность жизнедеятельности всего трудового коллектива или всех жителей муниципального образования. При этом необходимо заострить особое внимание на развитии конкретных практических хозяйственных навыков при проведении противоэпидемиологических и санитарно-гигиенических мероприятий среди гражданского населения. Как показывает практика, часто молодые люди не владеют даже базовыми знаниями и навыками оказания первой доврачебной помощи как лично себе, так и окружающим, что делает крайне необходимым проведение практических занятий в форме деловой игры «Оказание первой доврачебной помощи».

И наконец — вопросы внутривузовской оценки эффективности и качества преподавания дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «экология». Диагностика качества обучения — одна из сложнейших задач современного высшего образования, требующая дальнейшего исследования и совершенствования. Особенно сложно проводить такую диагностику и «самодиагностику» преподавателя в рамках одной дисциплины, в процессе «незавершенного образования» на конкретной ступени. Тем не менее в Одинцовском гуманитарном университете с успехом применяется не только оценка эффективности с помощью традиционных интегральных показателей учебно-методической и научной деятельности преподавателей, но и внутривузовское тестирование обучающихся с использованием системы дистанционного обучения. Кроме того, студенты активно вовлекаются в проведение и анализ результатов различных социологических опросов среди молодежи университета и Одинцовского района.

В качестве примера можно привести результаты пилотного студенческого исследования по выявлению общих проблем экологического образования и воспитания в молодежной среде Одинцовского района. В качестве метода исследования был выбран метод прямого индивидуального очного анкетирования. Анкетирование как метод исследования (психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать согласно намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Основные преимущества данного метода — возможность получения информации от большого количества респондентов — анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня исследования. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личность респондента.

Согласно данным [4], в Одинцовском районе проживает порядка 50000 человек в возрасте от 14 до 25 лет. В 2012/13 учебном году в муниципальных средних общеобразовательных школах обучалось 27 909 школьников [5]. В этом случае [6] расчет выборочной совокупности для генеральной совокупности

в 50000 респондентов с доверительным интервалом 10 % можно провести по формуле:

размер выборки ББ = 72 • (р) • (1 - р)/С2,

где 7 — 7 фактор (например, 1,643 для 90 % доверительного интервала);

р — процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5);

с — доверительный интервал, в десятичной форме (был выбран интервал 0,1 = ±10 %).

При этих показателях размер выборки составил 68 анкетируемых. На практике число заполненных анкет составило 86, что оказалось несколько больше запланированного. Таким образом, погрешность опроса оказалась чуть ниже 10 %.

В результате проведенного опроса выяснилось, что распределение ответов студентов университета не отличается от ответов молодежи района, не обнаружено и значимой разницы мнений мужчин и женщин. Мнения внутри выборок практически не зависели от возрастной группы. Семьдесят процентов опрошенных подтвердили, что часто слышат об экологических проблемах и почти 87 % считают их актуальными. Примерно половина опрошенных считает свои знания о современных экологических проблемах недостаточными и 70 % готовы расширить свои знания. Более 90 % опрошенных высказались за необходимость формирования у населения системы представлений о ценности природных ресурсов и безопасных способах природопользования и назвали экологическое воспитание важным компонентом образования. Однако принимать участие в такой работе согласилась только треть опрошенных, при этом 70 % полагают, что в городе проводится недостаточное количество природоохранных мероприятий, а главной проблемой является загазованность воздуха. В то же время более 60 % респондентов никогда не проявляли личной инициативы и не принимали участие в городских субботниках, что во многом характеризует мнение опрошенных как декларативное.

Результаты опроса наглядно показали действенность принятой в Одинцовском районе концепции непрерывного экологического образования и рост интереса к проблемам окружающей среды и общей экологической культуры молодежи района, однако на данном этапе это пока еще культура «пассивная», безынициативная, нуждающаяся в административной

поддержке и управлении, в более активном охвате как государственными, так и общественными экологическими природоохранными организациями.

Кроме того, проведение таких опросов в рамках исследовательской, проектной деятельности студентов, контроль динамики результатов позволяют косвенно оценить и эффективность выбранных образовательных технологий для осуществления компетент-ностного подхода при обучении в бакалавриате, да и сам опрос фактически превращается в одну из интерактивных образовательных технологий, в которой студенты становятся участниками субъект-субъектной модели обучения, расширяя границы применения полученных знаний, умений и навыков, выполняя на практике задачу общественного экологического контроля и экологического просвещения населения, выявляя наиболее социально значимые экологические проблемы района.

В конечном итоге именно компетентност-ный подход к образованию, где активные и интерактивные образовательные технологии в равной мере подходят для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, становится базовой характеристикой готовности обучающегося к профессиональной деятельности, умению на практике самостоятельно выявлять и решать возникающие проблемы.

1. Кочелаева Г. А. Концепция преподавания дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «экология» в гуманитарном вузе: проблемы, задачи, перспективы // Экология и безопасность жизнедеятельности: сб. мат-лов XIV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2014. - С. 67-71.

2. Яровова Т. В. К вопросу о концептуальных основах формирования воспитывающего потенциала образовательной среды вуза // Образование и общество. — 2015. — Т. 1, № 90. — С. 5-9.

3. Наше будущее: доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / под. ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. — М.: Прогресс 1989. — 205 с.

4. Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Одинцовского муниципального района Московской области в 2011 /2012 учебном году. Инновационному району — инновационное образование. — Одинцово: «Полиграф Плюс», 2012. — С. 6.

5. Основные итоги развития системы общего образования в Одинцовском муниципальном районе в 2012-2013 учебном году. Задачи развития общего образования в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс]. — URL: http://www.odinedu.ru/upravlenie-obrazovaniya/novosti-upravleniya-obrazovaniya/36/

6. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2009. — С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.