Научная статья на тему 'Особенности деятельности учителя при реализации воспитательного аспекта в процессе обучения иностранному языку старших школьников на основе использования информационных и коммуникационных технологий'

Особенности деятельности учителя при реализации воспитательного аспекта в процессе обучения иностранному языку старших школьников на основе использования информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / UPBRINGING ASPECT OF CROSS CULTURAL EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина О. С.

В предлагаемой статье рассматриваются особенности деятельности учителя при реализации воспитательного аспекта на старшей ступени обучения в школе на основе ИКТ. Статья затрагивает проблему активизации теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств педагога при использовании ИКТ в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зацепина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING ASPECT OF CROSS-CULTURAL EDUCATION OF SENIOR STUDENTS ON THE BASIS OF COMPUTER TECHNOLOGIES: THE MAIN PECULIARITIES IN METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The following article reviews the peculiarities of teachers activities while implementing the educational aspect of Foreign Language Education with the help of Information Technologies in middle school. The article dwells upon the activation of teachers theoretical knowledge, practical skills and inner traits when implementing Information Technologies in the foreign language learning

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности учителя при реализации воспитательного аспекта в процессе обучения иностранному языку старших школьников на основе использования информационных и коммуникационных технологий»

• выполнение задания на занятии, построенном в интерактивном режиме, учит действовать с учетом позиции другого, согласовывать позиции другого, что является коммуникативным универсальным учебным действием;

• происходит формирование личностных универсальных учебных действий через освоение общекультурного наследия (литература, музыка, кино, живопись), используемого в медиатексте для визуальной трактовки художественного текста;

• медиаинтерпретация вызывает заметный интерес у учащихся к такому сложному виду текстовой деятельности, как филологический анализ текста, не только в рамках уроков филологического цикла, но и во внеурочной деятельности. Последняя осуществлялась школьниками представлением медиатекстов, выполненных на поэтическом текстовом материале стихов В. С. Высоцкого, на олимпиаде по литературе, посвященной юбилею В. Высоцкого, ежегодно проводимой на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева; кроме того, учащиеся МОУ СОШ № 22 г. Саранска проявили инициативу проведения общешкольного меди-афестиваля, на котором были представлены творческие работы по мотивам литературных текстов1.

Включение элементов медиатехнологии в модель филологического анализа текста с целью его интерпретации дает возможность осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления текстового материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001. 224 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

3. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Электронные учебники МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

UPBRINGING ASPECT OF CROSS-CULTURAL EDUCATION OF SENIOR STUDENTS ON THE BASIS OF COMPUTER TECHNOLOGIES: THE MAIN PECULIARITIES IN METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

О.С.Зацепина

В предлагаемой статье рассматриваются особенности деятельности учителя при реализации воспитательного аспекта на старшей ступени обучения в школе на основе ИКТ. Статья затрагивает проблему активизации теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств педагога при использовании ИКТ в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования.

Ключевые слова: воспитательный аспект иноязычного образования, сотрудничество, ценности, информационные и коммуникационные технологии, обучение иностранным языкам.

O. S. Zatsepina

The following article reviews the peculiarities of teacher's activities while implementing the educational aspect of Foreign Language Education with the help of Information Technologies in middle school. The article dwells upon the activation of teacher's theoretical knowledge, practical skills and inner traits when implementing Information Technologies in the foreign language learning.

Keywords: upbringing aspect of Cross Cultural education, cooperation, values, Computer Technologies, methods of Foreign Language teaching.

1 Элементы технологии филологического анализа текста с использованием ИКТ-технологий, результаты работы школьников можно посмотреть на сайте одного из авторов статьи - В. Н. Ивашкиной: http://www.proshkolu.ru/user/ ivashkina1966/folder/275311/.

Во все времена первостепенной целью воспитания выступало гармоничное, всестороннее развитие личности, формирование нравственных, моральных, этических качеств обучающихся с активной гражданской позицией, способных почитать и сохранять традиции своего народа и принимать, с уважением относиться к культурно-историческому наследию других народов. И именно на учителя, педагога, возложена эта ответственная миссия - формирование граждан сознательных, интеллектуально, духовно и морально развитых. Особую природу воспитательной деятельности подчеркивает И. А. Колесникова, считающая, что «воспитание не существует отдельно, встраиваясь в другие виды активности и педагогические процессы и будучи тесно связанным с ними, воспитание отличается ярко выраженной спецификой» [1, с. 4-5]. Посредством воспитания личность приобщается к культуре, приобретает духовные ценности, формируется ее направленность и развивается творческая активность.

Сегодня образование, как и другие области, претерпевает информатизацию, старшие школьники уже обладают обширными знаниями в области интернет-технологий, однако чаще всего их работа и общение в сетях принимают форму развлечения, при этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят чуть ли не на последнем месте. Поэтому педагоги должны сделать информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) инструментом, средством не только обучения, но и воспитания старших школьников.

Очевидно, что при выборе стратегий воспитания в образовательном процессе учитель сталкивается с определенными трудностями. Если речь идет о реализации воспитательного аспекта в иноязычном образовании на основе применения ресурсов сети Интернет, то педагогу приходится не только содействовать развитию обучающегося как интеллектуальной, духовной и нравственной личности, но и быть компетентным в области ИКТ, посредством которых сейчас представляется возможным формирование творческой, социально активной личности. Как замечает О. В. Завалишина, «современное образование уже немыслимо без внедрения инновационных приемов в учебный процесс, сетевые технологии становятся его естественной частью, а неумение работать с ИКТ скоро будет приравниваться к неграмотности» [2, с. 5]. Этот факт выдвигает неотъемлемым условием для учителей привлечение и активное использование современных ИКТ на уроках. При этом меняется не только организация и структура урока иностранного языка, но и особенности педагогической деятельности учителя. Не стоит забывать и о том, что перед педагогом встает самая главная задача - воспитание.

Для того чтобы определить содержание воспитательного аспекта, обратимся к Е. И. Пассову, который дает перечень воспитательных целей и задач иноязычного образования. Это общенациональные ценности, жизнь как ценность, мировая культура, свободы и права личности, общение и сотрудничество [3, с. 267-268]. Формирование общенациональных ценностей у воспитанников является первостепенной целью для педагога. Безусловно, при достиже-

нии этой цели каждый педагог должен изменить педагогическую практику, подразумевающую теперь включение и использование ресурсов сети Интернет и цифровых образовательных ресурсов при организации индивидуальной, парной и групповой работы обучающихся. Учителю важно знать, где и когда применять ИКТ для работы в классе, для управления учебным процессом, не только для развития воспитанников, но и для своего личностного развития и роста как профессионала. Также от учителей требуется умение не только применять ИКТ для организации работы, но и для ее оценивания, для составления тематических планов и ведения тематической отчетности.

Так, для решения жизненных проблем, которые могут быть связаны с природой, жизнью человека, охраной здоровья, с разрешением конфликтов, учитель может привлечь в свою педагогическую практику социальные мультимедийные сервисы, позволяющие просматривать фотографии по необходимой теме, видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий, учебные аудиозаписи и видеофильмы. Используя материалы мультимедийных сервисов, учитель отбирает, разрабатывает и совместно с обучающимися проводит учебные мероприятия, направленные на формирования гуманистического мировоззрения, бережного отношения к природе, рационального отношения к жизни. Педагогу приходится менять учебный план таким образом, чтобы обеспечить глубокое усвоение знаний, которые все участники образовательного процесса могли бы применить на практике, для решения конкретно поставленных задач, а также адекватно оценивать способности школьников. При этом обучение становится личностно ориентированным, а задействование сетевых ресурсов предоставляет доступ к обширному объему информации. Однако обязательным условием должно стать переработка найденной информации по теме, «пропускание» ее сквозь призму собственного сознания, а не слепое верование в ее точность и истинность. Педагогу крайне необходимо мастерски пользоваться современными технологиями, чтобы разрабатывать планы, оценивать работу на уроке и внеурочную деятельность в сети Интернет, контактировать с экспертами по выбранной проблематике, общаться с другими педагогами и использовать сеть для обмена опытом с коллегами, а вследствие чего расти личностно и профессионально.

На уроке иностранного языка очень важно дать школьникам представления не только о стране изучаемого языка, но и о мировой культуре в целом. На помощь приходят аутентичные видеофильмы и аудиозаписи, общение в социальных сетях и по Бкуре с носителями изучаемого языка, совместно выполняемые проекты, направленные на изучение мировой литературы, науки, памятников культуры и искусства. При этом ценностью выступает мировая культура, а совместная работа педагога и обучающихся выходит за рамки привычного урока и внеклассных мероприятий. Теперь учитель получает прекрасную возможность не только осуществлять процесс воспитания и обучения в классной комнате, но и широко используя виртуальную коммуникацию. Это обеспечивает интеграцию собственно-

го знания с новым, полученным путем самостоятельного поиска, мини-исследования. Педагог на протяжении всей работы не отходит на второй план, а активно выступает наставником, помогающим всем участникам образовательного процесса овладеть навыками, наиболее востребованными в современном обществе.

Одновременно со школьниками приходится совершенствоваться и самому педагогу, поэтому можно сказать, что процесс обучения становится взаимным. При этом проявляются такие ценности, как общение и сотрудничество, ведь теперь все участники коммуникативного процесса равны, сотрудничество учителя со школьниками способствует уважительному отношению к мнениям других людей, их взглядам, способу деятельности, учит достигать общего согласия при различии взглядов на ту или иную проблему. Вместе с тем затрагиваются и такие ценности, как свобода и право личности, право каждого иметь свою позицию и собственное видение той или иной проблемы, ведь при проявлении уважительного отношения к мнениям других, принятии точек зрения, кардинально отличающихся от собственных, школьники учатся уважать и достоинство других людей.

Итак, очевидно, что залогом успешной работы учителя иностранного языка в современном информационном обществе становится не только постоянное самообразование, знание и владение различными методами и формами преподавания, но и умение жить в информационном мире.

Поэтому каждый современный учитель должен понимать роль ИКТ в образовании, уметь оценивать результаты деятельности, выходящей за рамки классического урока, уметь планировать урок с учетом особенностей применения информационных технологий. Теперь важным аспектом является интеграция традиционных педагогиче-

ских практик и методов работы с ИКТ. Неотъемлемой частью работы учителя становится организация и управление учебно-воспитательным процессом в различных условиях с применением ресурсов сети Интернет, а также использование инновационных технологий для повышения своего профессионализма и производительности труда. Очень важно для педагогов знать и уметь соблюдать требования безопасной работы в Интернете.

Однако не стоит забывать и о системе ценностей, которые определяют содержание воспитательного аспекта иноязычного образования, и которые, по мнению Е. И. Пассова, позволяют вырастить человека духовного. Поэтому применение ИКТ должно в большей степени ориентироваться на реализацию воспитательного аспекта, ведь именно воспитание делает из каждого школьника Человека с большой буквы, настоящую личность со сложившейся системой ценностей, убеждений, достойного представителя своей страны, уважающего и принимающего при этом достояние и особенности других культур.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сла-стенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.

2. Завалишина О. В. Как помочь подростку, увлеченному Интернетом: метод. рекомендации педагогам и родителям. Курск: Из-во ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО», 2012. 140 с.

3. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ

К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

PRACTICE AS A MANDATORY PART OF THE PREPARATION FOR INTERCULTURAL BUSINESS-INTERACTION

В. В. Кисуркин

Статья подчеркивает важность проведения производственной практики для успешного обучения межкультурному бизнес-взаимодействию. Основное внимание в работе автор акцентирует на педагогических условиях, которые должны быть созданы во время обучения. При этом приведены статистические данные исследования, в котором отражены результаты проведенной работы по формированию новой образовательной среды.

V. V. Kisurkin

The article emphasizes the importance of practice for successful preparation for intercultural business- interaction. The author focuses on the pedagogical conditions that are to be created during the training. Besides, the statistical data of the research is given that reflects the results of the work on the formation of a new educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.