Научная статья на тему 'Производственная практика как обязательная часть подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию'

Производственная практика как обязательная часть подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING BUSINESS WRITING / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERCULTURAL BUSINESSINTERACTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / GOOGLE DOCS / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисуркин В.В.

Статья подчеркивает важность проведения производственной практики для успешного обучения межкультурному бизнес-взаимодействию. Основное внимание в работе автор акцентирует на педагогических условиях, которые должны быть созданы во время обучения. При этом приведены статистические данные исследования, в котором отражены результаты проведенной работы по формированию новой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисуркин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS A MANDATORY PART OF THE PREPARATION FOR INTERCULTURAL BUSINESS-INTERACTION

The article emphasizes the importance of practice for successful preparation for intercultural businessinteraction. The author focuses on the pedagogical conditions that are to be created during the training. Besides, the statistical data of the research is given that reflects the results of the work on the formation of a new educational environment.

Текст научной работы на тему «Производственная практика как обязательная часть подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию»

го знания с новым, полученным путем самостоятельного поиска, мини-исследования. Педагог на протяжении всей работы не отходит на второй план, а активно выступает наставником, помогающим всем участникам образовательного процесса овладеть навыками, наиболее востребованными в современном обществе.

Одновременно со школьниками приходится совершенствоваться и самому педагогу, поэтому можно сказать, что процесс обучения становится взаимным. При этом проявляются такие ценности, как общение и сотрудничество, ведь теперь все участники коммуникативного процесса равны, сотрудничество учителя со школьниками способствует уважительному отношению к мнениям других людей, их взглядам, способу деятельности, учит достигать общего согласия при различии взглядов на ту или иную проблему. Вместе с тем затрагиваются и такие ценности, как свобода и право личности, право каждого иметь свою позицию и собственное видение той или иной проблемы, ведь при проявлении уважительного отношения к мнениям других, принятии точек зрения, кардинально отличающихся от собственных, школьники учатся уважать и достоинство других людей.

Итак, очевидно, что залогом успешной работы учителя иностранного языка в современном информационном обществе становится не только постоянное самообразование, знание и владение различными методами и формами преподавания, но и умение жить в информационном мире.

Поэтому каждый современный учитель должен понимать роль ИКТ в образовании, уметь оценивать результаты деятельности, выходящей за рамки классического урока, уметь планировать урок с учетом особенностей применения информационных технологий. Теперь важным аспектом является интеграция традиционных педагогиче-

ских практик и методов работы с ИКТ. Неотъемлемой частью работы учителя становится организация и управление учебно-воспитательным процессом в различных условиях с применением ресурсов сети Интернет, а также использование инновационных технологий для повышения своего профессионализма и производительности труда. Очень важно для педагогов знать и уметь соблюдать требования безопасной работы в Интернете.

Однако не стоит забывать и о системе ценностей, которые определяют содержание воспитательного аспекта иноязычного образования, и которые, по мнению Е. И. Пассова, позволяют вырастить человека духовного. Поэтому применение ИКТ должно в большей степени ориентироваться на реализацию воспитательного аспекта, ведь именно воспитание делает из каждого школьника Человека с большой буквы, настоящую личность со сложившейся системой ценностей, убеждений, достойного представителя своей страны, уважающего и принимающего при этом достояние и особенности других культур.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сла-стенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.

2. Завалишина О. В. Как помочь подростку, увлеченному Интернетом: метод. рекомендации педагогам и родителям. Курск: Из-во ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО», 2012. 140 с.

3. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ

К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

PRACTICE AS A MANDATORY PART OF THE PREPARATION FOR INTERCULTURAL BUSINESS-INTERACTION

В. В. Кисуркин

Статья подчеркивает важность проведения производственной практики для успешного обучения межкультурному бизнес-взаимодействию. Основное внимание в работе автор акцентирует на педагогических условиях, которые должны быть созданы во время обучения. При этом приведены статистические данные исследования, в котором отражены результаты проведенной работы по формированию новой образовательной среды.

V. V. Kisurkin

The article emphasizes the importance of practice for successful preparation for intercultural business- interaction. The author focuses on the pedagogical conditions that are to be created during the training. Besides, the statistical data of the research is given that reflects the results of the work on the formation of a new educational environment.

Ключевые слова: педагогические условия обучения деловому письму, производственная практика, межкультурное бизнес-взаимодействие, профессиональная деятельность, Google docs.

Key words: pedagogical conditions of teaching business writing, practice, intercultural business- interaction, professional activity, Google docs.

Вусловиях обновления языкового образования технология подготовки обучающихся к межкультурному бизнес-взаимодействию, в частности, обучение официально-деловой письменной речи на английском языке, как нам видится, должно быть организовано с учетом потребностей студентов, а также с созданием психолого-педагогических условий, ориентированных на развитие умений обучающихся анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, причем в оптимальные сроки. Все это можно решить путем усиления контекстной связи образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает как формирование профессиональной компетентности, так и развитие необходимых профессиональных качеств у обучающихся в вопросах:

• заполнения аутентичных официальных бланков, анкет, формуляров (включая СУ-данные, сопроводительные письма, бланки заказов);

• написания официальных и неофициальных писем;

• следования социокультурным нормативам письменного вежливого общения на английском языке в условиях формального и неформального общения;

• нахождения адекватных языковых средств для выражения в письменной речи различных коммуникативных функций;

• выбора лексико-грамматического оформления коммуникативных намерений, которое уместно с коммуникативной точки зрения и правильно в языковом плане.

Усилению контекстной связи образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности способствует широкое использование в учебном процессе дидактического материала (типовых профессиональных задач, заданий ситуационного и проблемного характера). При обучении письму следует использовать в учебном процессе комплексные задачи и задания, имитирующие профессиональную деятельность, которые включают элементы разрешения конкретных производственных ситуаций. Помимо этого необходимо провести интеграцию очного и дистанционного обучения. Под моделью интеграции мы должны понимать целостный учебный процесс, при котором часть учебного процесса проводится на уроке под непосредственным руководством преподавателя, а часть выносится на дистанционную форму, где будут преобладать самостоятельные виды работ (согласно индивидуальному плану) или коллективные формы сотрудничества [1].

Применение дистанционных технологий благотворно влияет на процесс [2-3]:

• освоения нового учебного материла за счет самостоятельного поиска;

• развития умений самообразования;

• усвоения способов самостоятельной деятельности в процессе обучения;

• активизации учащихся;

• экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала;

• развития познавательных, профессиональных, творческих способностей в ходе производственного (практического) обучения.

Апробация технологии подготовки студентов к межкультурному бизнес-взаимодействию показала, что:

• активность студентов повышается в процессе обучения, приближенного к условиям будущей профессиональной деятельности;

• основными направлениями повышения активности студентов в процессе обучения при использовании дистанционных образовательных технологий являются: усиление учебной мотивации; интенсификация умственной работы студента за счет рационального использования времени; учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей студентов.

При этом полагаем, что важнейшее значение должно отводиться организации производственной практики студентов.

Успешность профессионального становления будущего специалиста зависит от многих факторов, в том числе от умения применять знания на практике, ориентироваться в сложных ситуациях, от мировоззренческой зрелости молодого специалиста, его эмоционально-волевой готовности принять на себя в полной мере профессиональную ответственность, что определяет особую роль производственной практики, служащей связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой и являющейся важнейшим организационно-технологическим педагогическим условием формирования молодого специалиста.

Мы полагаем, что производственная практика является обязательной составной частью учебного процесса подготовки высококвалифицированного специалиста и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых знаний, навыков и опыта практической работы по изучению специальности. Для ее проведения особую эффективность, как и ожидалось, показали интерактивные методы обучения:

• деловые и имитационные игры;

• производственные ситуации;

• круглые столы (с участием действующих работников) и др.

Успешному проведению производственной практики способствовало то, что в ходе занятий широко применялись практические задачи, максимально приближенные к реальным ситуациям.

Производственная практика имеет своей целью:

• закрепление, расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний;

• приобретение первоначального практического опыта на основе изучения деятельности конкретной организации;

• формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств;

• развитие профессионального мышления;

• развитие базовых профессиональных компетенций.

Было выявлено, что большое значение для профессионального становления и развития будущих специалистов имеет выполнение ими индивидуальных заданий, которые предполагают углубленное изучение отдельных вопросов, касающихся профессиональной деятельности. На период производственной практики студенты получали индивидуальные задания, дифференцированные по степени сложности, с учетом способностей студентов, проявленных ими склонностей, знаний и навыков, что учитывало требование индивидуализированного подхода.

Важным фактором повышения результативности производственной практики явилась вмененное студентам в обязанность ведение дневника-отчета практиканта. По окончании практики студент представляет заключение-характеристику от общего руководителя, что с самого начала повышает уровень ответственности студента за результаты практики.

Руководителями практики особо выделяются следующие позиции: лучшее знание теоретического материала; ориентированность на работу, стремление и способность к освоению новых профессиональных знаний, навыков; умение применять знания на практике; чувство ответственности. В числе дополнительных деловых качеств, характеризующих молодого специалиста, указываются: продуктивность, работоспособность, хорошая обучаемость, готовность к изменению направленности деятельности, стремление выполнять задания и поручения самостоятельно, качественно и в установленные сроки. С точки зрения личностных качеств можно выделить: целеустремленность, добросовестность, аккуратность, часто отмечаются эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Таким образом, для того, чтобы практика была успешной, необходимо, чтобы:

• комплексные индивидуальные задания на производственную практику предполагали углубленное изучение отдельных вопросов, касающихся профессиональной деятельности;

• широкое применение практических задач, максимально приближенные к реальным ситуациям;

• ведение дневника-отчета практиканта носило обязательный характер.

Во время обучения произошло снижение количества студентов с недопустимым и минимальным уровнем готовности, что обусловлено акцентированием

внимания на возможности работы с разными источниками информации (использование методических материалов, размещенных в Google docs), а также умением четко и рационально использовать накопленный материал. Студенты демонстрировали хорошее представление о материале, освоенном в режиме интегрированного обучения (очного и дистанционного). При проведении эксперимента наблюдалось более активное развитие логического и аналитического мышления у студентов, необходимого для формирования готовности к практической деятельности.

Результаты исследования подтвердили, что студенты мобильны, характеризуются нестандартным мышлением, способностью реализовывать новые подходы при решении поставленных задач. При этом видна большая заинтересованность в обучении.

Данные исследования показывают, что в результате проведенной работы по формированию новой образовательной среды значительно выросли показатели сформи-рованности профессиональной готовности будущих специалистов. Резко уменьшилась доля студентов, имеющих недопустимый и минимальный уровень, на 11,9% и 25,25% соответственно. Выросло количество студентов со средним уровнем сформированности профессиональной готовности: на 20,45%.

Сравнительный анализ материалов экспериментов выявил прогрессивную динамику по основным показателям, что подтвердило эффективность предложенной системы подготовки студентов на основе применения совокупности педагогических условий, ориентированных на формирование готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, вышеуказанные данные подтверждают, что проведение профессиональной (производственной) практики, направленной на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе их подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию является обязательным условием проверки эффективности технологии обучения деловому письму, а также актуализации личности будущего специалиста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.

2. Горев П. М., Кузьмина Н. Н. Модульный принцип построения элективного курса по обобщающему повторению планиметрии в 10-11-х классах // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. Киров, 2012. № 2 (февр.). ART 1207.

3. Балашов Ю. К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высш. шк., 1987. 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.