УДК 342.951:343.123.51
М.О. Румянцева (Москва, Российская таможенная академия)
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Проанализированы особенности деятельности таможенных органов как
органов дознания на стадии возбужденияуголовного дела.
В соответствии со ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 федералного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы1 отнесены1 к органам дознания. На основании этого ст. 144 УПК РФ возлагает на них обязанность принимать, проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Угoлoвнo-прoцeccyльным кодексом Российской Федерации, в срок не позднее трех суток принять по нему решение.
Вся деятельность таможенных органов по рассмотрению сообщений о преступления состоит из трех этапов:
1) получение инфоомации о прecтуплeнии — прием и регистрация сообщения о преступлении;
2) проверка полученной информации;
3) принятие процессуального решения: о возбуждении уголовного дела; об откае в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения о преступлении по подследственности или подсудности.
1. Получение информации о преступлении предполагает поступление в таможенные органы1 сведений, котооые побуждают должностных лиц провести их провееку с целью установления признаков преступления.
В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях любое сообщение о преступлении должно быть принято и зааеги-стрировано уполномоченными должностными лицами.
Таким оббазом, приняие сообщения о преступлении одновременно предполагает его регистрацию — внесение в книгу учета сообщений о преступлениях каткой информации, содеежащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации с присвоением соответствующего регистрационного номера. Только факт регистрации сообщения о прecтуплeнии позволяет дознавателям приступить к проверке поступившего сообщения.
Как показывают результаты: обобщения практики, самым распространенным поводом к возбуждению уголовного дела о таможенных преступлениях является сообщение о совершенном или готовящемся противо-
правном деянии, полученное из иных источников (по нашим данным, он фигурирова в 98 % возбужденных уголовных дел)78.
В ст. 143 УПК РФ говорится, что «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимаетст лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков прecтуплeния». Из приведенной трактовки законодателя со-веешенно не ясно, кто же конкретно принимает такие сообщения. Видимо речь идет о должностных лицах, уполномоченных на то ведомственными нормативными правовыми актами. Именно по этому пути идут практические органы1.
Уголовно-процессуаьный закон не содержит и перечня «иных источников», называ только один — средства массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ). Верояно, в остальных случах речь может идти об обнаружении признаков прecтуулeния дознавателем, органом дознания, следователем и прокурором в процессе осуществления служебной деятельности или когда должностное лицо стало очевидцем прecтуплeния79.
В силу этого основными источниками информации о признаках таможенного преступления являются данные, полученные в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в ходе прокурорского надзора за расследованием уголовных дел и дел об административных правонарушениях, в процессе рассмотрения дел в судах, при проведении оперативно-розыскных мероприяий.
Сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативнорозыскную деяельность, при непосредственном выявлении признаков преступления составляют раполт (ст. 143 УПК РФ). В приведенной ситуации поводом для возбуждения уголовного дела являются не результаты: конкретных оперативно-розыскных мероприяий, перечисленных в ст. 6 федерального закона, а рапорт должностного лица, уполномоченного проводить такие мероприяия80. Рапорт по своей природе является документом опосседованным, составленным на основе субъекттного восприятия инфолмации (сведений) соответствующим должностным лицом, которое таке мероприяия проводило.
78
К примеру, в Минеуалоодской таможне зт период с 01.01.2007 по 01.06.2008 гг. не было зарегистрировано ни одного случя обращения граждан с завлением о пуecтушeнии или явки с повинной. Это объясняется тем, что в стадии возбуждения уголовного дела о таможенном пучтyплeнии отсутствует шcтуaдaвIIIий (потерпевший) в традиционном смысле этого слова, как бывает по большинству других преступлений.
Ковалева М.Г. Некоторые УOпуocыI, связанные с возбуждением уголовного дела на основании уeзлльтттoу опеуттивно-уозыскной деятельности // Актуальные проблемы! уголовного ссдо производства: вопрос! теории, законодательства, пужтики применения (к 5-летию УПК РФ): матеуиады! Межд. науч.-пуактч. конференции. — М., 2007. — С. 353.
80
См.: Ковалева М.Г. Возбуждение уголовного дела на основе уeзлльтaтoу опеуттивно-уозыскной деяельности: конспект лекции. — СПб, 2007. — С. 10.
В силу этих обстояельств практика (а позднее это было закреплено в нормативных прав°вь1Х актах)81 пошла по пути передачи наряду с рапортом и постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности, утвержденного руководителем органа, осуществляющего oпeчaтивнo-рoзыcкнyю деяельность.
Результаты оплативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно прecтуплeния обнаружены; при каких обстояельствах имело место их обнааужение; сведения о лице (лицах), его совершивших (есси оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, котолые могут стать вещественными докаательствами; о любых других фактах и обстояельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Есси при проведении оперативно-розыскных мероприятий поводились проверочна закупка, контролируема поставка, оперативный эксперимент, то к передаваемым материаам прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деяельность.
В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну пeчeпиcкд, телефонных переговолов, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ .
К передаваемым документам могут прилагаться фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, ноелгел компьютерной информации чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные мателиаьные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуаьным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
При таком поряке представления материаов оперативнорозыскной деяельности не проводитст проверка соблюдения законности получения результатов оперативно-розыскной деятельности, а именно: проведены ли оперативно-розыскные мероприятия уполномоченным на то органом; имелись ли основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий; соблюден ли порядок проведения оперативно-розыскных мероприяий. Эти вопросы входя в компетенцию руководителя, утвер-
81 См.: ПуикаМВДРФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФТСРФ№ 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобочоны № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке пуЗДСта-ления уeзллтгaтoл оперативно-розыскной деяельности, органу дознания, следователю, прокурору или в
суд».
Пул необходимости удceкуeчилayия сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о уассекуели-шнил сведений, cocгaляющлхгocyдacтлeннyю тайну, и лх носителей.
дившего соответствующее постановление, несущего за это ответственность.
Дознаватель, получив материаы оперативно-розыскной деятельности, должен рассмотреть и оценить их. Оценка результатов оперативнорозыскной деятельности — это деятельность дознавателя по признанию полученных данных относимыми, допустимыми и достаточными для при-няия решения о возбуждении уголовного дела. По результатам оценки инфолмации, содержащейся в представленных материаах, дознаватель либо принимает одно из решений, указанных в ст. 145 УПК РФ, либо воз-вуaщaeт матетиаы в подраделение, осуществляшее оперативнорозыскные мероприяия, с изожением обстоотельств, препяствующих возбуждению уголовного дела.
2. Традиционно все сообщения о преступления, поступающие в таможенные олганы, подразделяются на две категории: 1) требующие производства предварительной проверки; 2) не нуждающиеся в подобной проветке, т. е. содетжащие достаточные данные для приняия соответствующего процессуаьного решения. Компетентное должностное лицо, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, должно возбудить уголовное дело немедленно, а при отсутствии достаточных данных провести проверку для принятая обоснованного решения о возбуждении уголовного дела.
Проветка, во-первых, проводится только в том случае, есуи в перво-начаьной информации не содетжится достаточных данных для принятая решения о возбуждении уголовного дела или возникают сомнения в досто-ветности поступившей информации. Во-вторых, она не имеет цели рас-ккытия преступления. Проверка необходима только лишь для установления основания для возбуждения уголовного дела, т. е. достаточных данных, уклывающих на признаки престуГ1Ления, а также длл выявления обстояельств, препятствующих возбуждению уголовного дет. В-третыи, проверка проводится без производства следственных действий, средствами, укаанными в ст. 21, 144 УПК РФ. Статм 144 УПК РФ прямо говори, что «при проветке сообщения о престулдении орган дознания... вправе требовать производства докуменаьных проверок, ревизий и привлекать к их участию cпeцдaиcтoв». Кроме того, ч. 2 ст. 176 УПК РФ рарешает в случая, не тетпящих отлагательства, проводить осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела83.
Деятельность таможенных органов по рассмотрению сообщения о преступлении имеет особенности, которые обусловлены реаизацией комплекса средств, предусмотренных не только уголовно-процессуаьным, но
83 Уяснение смысла даного положения приводит к выводу: прoлeДeниe осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела уaлeшeнo УПК РФ не потому, что с помощью даного следственного действия можно собрать информацию, необходимую дл возбуждения уголовного дела, т в связи с тем, что пуoлeДeниe осмотут не теупит oтлaттeяcту. Чато даже после осмотра места происшествия невозможно уешигь вопрос о возбуждении уголовного дела.
и таможенным, административным законодательством, федераьным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Значительный объем такой инфолмации выяляется в пр°цессе осуществления таможенного оформления и таможенного контуоля, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Признаки преступления могт усматуиваться и из документов, перданных в таможенные органы другими правоохранительными органами.
При пр°верке сообщений о преступления реаизуются следующие средства, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение пооснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный домотр товаров и трансполтных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка малкировки товаров специаьт1-ми марками, наичия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенна ревизия (ст. 366 ТК РФ).
Проверка полученной информации является наиболее трудоемким этапом. Это связано с тем, что действующий УПК РФ (в отличие от УПК РСФСР 1960 г.) не дает исуерпывающего петечня проверочных действий, не регламентирует приведенные в ст. 144 УПК РФ. Как покаывает практика, в большинстве случаев дознаватели в целях получения достаточной информации для приняия обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении вынуждены получать объяснения. В качестве процессуаьного действия получение объяснений в УПК РФ не фигурирует. Поэтому на практике реаизуются положения ст. 21 УПК РФ. Представляется, что получение объяснений не вполне обоснованно выведено из
г 84
арсенал процессуаьных суедств проверки сообщения о преступлении .
Законодателю целесообрано было бы закрепить в УПК РФ конкретный петечень средств проверки сообщений о престулдениях и их регламентацию, тем самым сведя к минимуму возможности нарушения законодательства.
3. Завершающим этапом проверки сообщений о престулдениях является приняие процессуаьного решения: о возбуждении уголовного дела; об откае в возбуждении уголовного дела; о петедаче сообщения о преступлении по подследственности или подсудности. Своевременное законное и обоснованное рарешение комплекса вопросов, составлющих стадию возбуждения уголовного дела, приводит в движение механизм уголовного судопроизводства, наначением котолого яляетст защита прав и законных интересов лиц и олганизаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее лав и свобод (ст. 6 УПК РФ).
Химичeлу Г.П. Досудебное пу0и3л0Дcтл° по уголовным делам. — М., 2004. — С. 141.
Приняие процессуаьного решения по сообщению о преступлении возможно только на основе всестороннего, полного и объективного изучения и оцени содетжащейся в нем информации.
Изложенное в данной статье позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности деятельности таможенных органов по проверке сообщений о преступления прлд°пределены особенностями релизуемых средств, а также спецификой повода к возбуждению уголовного дела.
2. Содержание пр°верки таможенными олганами сообщений о преступлениях составляют сбор, излчение и оценка собранного материла, характеризующего пр°веряем0е событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного пр°цессУльного решения по поступившему сообщению о престуллении.
3. Производство предварительной проверки сообщений о преступления ограничено радом уголовно-пр°цессульных условий (требований), соблюдение которых призвано обеспечить ее законность и обоснованность.
4. Своевременное и качественное Проведение проверки сообщений о преступления в стадии возбуждения уголовного дела позволяет обеспечить успешное выполнение задач уголовного судопроизводства.
УДК 343.982.342
А. С. Татарчук (Москва, МосУ МВД России)
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛЕДОВ КОЖНОГО ПОКРОВА ЧЕЛОВЕКА, НЕ ИМЕЮЩЕГО ПАПИЛЛЯРНОГО УЗОРА, В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Проанализированы следы кожною покрова человека, не имеющего папиллярного узооа, как разновидность нетрадиционных следов в криминалистике; сделан вывод о возможности их использования для отождествления яиц, их оставивших.
Изучение особенностей механического воздействия контактирующих объектов и возникающих при этом следов составляет сущность трасологического исследования. На современном этапе рлвития трасологии придерживаются определения понятия «след», сформулированное профес-сол°м Н.П. Майлис: «след — любо материльное отображение свойств вещей и явлений, позволяющее судить об их свойствах и использовать их отуажение не только для решения идентификационных и диагностических, но и классификационных и интеграционных задач. В экспертной практике это поняие должно увязываться с событием преступления».85
Малис Н.П. Руководство по тулoягичecкoйэкспертизе. — М., 2007.