Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СПЕЦИФИКА ЛАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуванская Е.В., Бессмертная Т.Ю.

В статье рассмотрены особенности малых предприятий, выделен качественный подход в классификации предприятий, показаны определенные сложности, возникающие в сфере малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

должен соответствовать продукт. Они вводятся как по инициативе государственных регулирующих органов, так и в рамках специальных инициатив союза потребителей, промышленников и т.д.

Сертификация предполагает собой определение того, что продукция обязана соответствовать стандарту. Она тоже может реализовываться по инициативе промышленников, но по определённой продукции государственными органами сертификация может быть предусмотрена в обязательном порядке. Такими видами товаров являются лекарственные препараты и рынки продуктов питания [1].

Еще одним методом борьбы с информационной асимметрией можно назвать франчайзинг. Можно отметить, что экономика и все рынки подчиняются определённым законам. Нужно повышать уровень реальных гарантий, которые производители средств защиты дают на свои продукты. Производство, которое дает гарантию на качество своего товара в последствие обязательно окажется в выигрышном положение, так как это оценится покупателем.

Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Это проблема, которая присутствует на многих рынках и это одна из причин несостоятельности рынка. Однако существуют методы борьбы с ней: гарантия и репутация, стандартизация, вмешательство государства, франчайзинг.

Использованные источники: 1. Zhidkov V.E., Hramtsov A.G., Gornostaeva Z.V., Alekhina E.S., Kushnareva

1.V. need for government regulation of organic foods Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 23. С. 135-143.

2. Pakhomova A.I., Buriakov S.A., Vasenev S.L., Gornostaeva Z.V., Kornienko M.V. localization of the urban workforce reproduction of the modern city Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 15. С. 255-260.

Дуванская Е.В., к.т.н.

доцент Бессмертная Т.Ю.

студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Россия, г. Шахты ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО

БИЗНЕСА

В статье рассмотрены особенности малых предприятий, выделен качественный подход в классификации предприятий, показаны определенные сложности, возникающие в сфере малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, специфика лалых предприятий

В современный период развития рыночного хозяйства в России особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных начальных инвестиций и обеспечивающие высокую оборачиваемость ресурсов, оказались способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях развивающейся российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Оперативно реагируя на изменение потребительского спроса, малое предпринимательство придает экономике необходимую гибкость, обеспечивая необходимое равновесие на потребительском рынке[1].

В настоящее время не существует единого научного подхода к определению малого предприятия. Это объясняется многообразием задач, для которых используется формальное определение малого предприятия, в том числе в налогообложении, государственной поддержке малого бизнеса, а также в исследованиях различных аспектов управленческой деятельности [2].

В России отнесение предприятия к малому связывается в основном с вопросами налогообложения и государственной поддержки малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов

деятельности - 50 человек;

- индивидуальные предприниматели.

Однако, в зависимости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, как, например, рекламная фирма с крупным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» в другом контексте. К тому же, никакое универсальное определение малого предприятия не может быть достаточным для всех задач.

Качественный подход рассматривает малое предприятие не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию со специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций; постоянным развитием и адаптацией к изменениям. Поэтому в целях исследования специфики деятельности предприятий малого бизнеса целесообразно использовать комбинированный подход к определению малого предприятия, который рассматривает малое предприятие не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию со специфическими чертами:

- предприятие является независимым и не представляет собой часть крупного предприятия;

- экономическая среда, в которой функционирует малое предприятие, характеризуется высокой степенью неопределенности;

- предприятие владеет относительно небольшой долей рынка, производит оказывает небольшое число услуг;

- имеет сравнительно ограниченные ресурсы (капитала, человеческих ресурсов, мощности и т.д.);

- управление предприятием в большинстве случаев осуществляется самим предпринимателем [3].

Особенностями ведения малого бизнеса также являются:

- экономическая свобода;

- инновационный характер;

- реализация товаров и услуг на рынке;

- гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям работы;

- специфика производственного процесса;

- совмещение функций собственности и управления чаще всего в одном лице;

- отсутствие у субъектов малого предпринимательства возможностей использовать некоторые методы привлечения внешних инвесторов (например, выпуск большинства видов ценных бумаг);

- относительно быстрая окупаемость вложений;

- менее консервативная, как правило, структура бизнеса;

- малочисленность занятых, использование труда на началах вторичной занятости.

Кроме того, небольшое предприятие обладает рядом управленческих преимуществ:

- возможность гибкой корректировки целей ведения бизнеса и оперативного перераспределения сфер ответственности;

- неразвитость иерархических структур, и, следовательно, отсутствие множества бюрократических процедур, свойственных крупному предприятию;

- отсутствие дублирования управленческих функций;

- более тесной связь каждого работника с конечными результатами своего труда.

Вместе с тем необходимо отметить определенные сложности, возникающие в сфере малого предпринимательства:

1. Экономический риск в малом бизнесе, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем у крупных компаний.

2. Малым предприятиям труднее получить кредит, и обычно ссуды дают под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции (услуг) и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств.

3. Малые предприятия чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе.

4. Малые предприятия более чувствительны к состоянию экономической среды, к инфляции.

5. Серьезную проблему для малых предприятий представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше - стратегическое.

Кроме того, в стране сложилась ситуация, когда малый бизнес еще недостаточно интегрирован в общие экономические связи и отношения

Использованные источники:

1. Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Крутик А.Б. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы: Учебное пособие для ВУЗов. - СПб: Бизнес - Пресса, 2009.- 608 с.

2. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика. // Вопросы экономики, 2010 - №7.- С.39-45

3. Калашникова, Е.А. Особенности функционирования предприятий сервиса в системе рыночных отношений / Е.А.Калашникова, Е.В.Дуванская // Проблемы развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции Уфа, 2015. С. 99-100

Дуванская Е.В., к.тн.

доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.