должен соответствовать продукт. Они вводятся как по инициативе государственных регулирующих органов, так и в рамках специальных инициатив союза потребителей, промышленников и т.д.
Сертификация предполагает собой определение того, что продукция обязана соответствовать стандарту. Она тоже может реализовываться по инициативе промышленников, но по определённой продукции государственными органами сертификация может быть предусмотрена в обязательном порядке. Такими видами товаров являются лекарственные препараты и рынки продуктов питания [1].
Еще одним методом борьбы с информационной асимметрией можно назвать франчайзинг. Можно отметить, что экономика и все рынки подчиняются определённым законам. Нужно повышать уровень реальных гарантий, которые производители средств защиты дают на свои продукты. Производство, которое дает гарантию на качество своего товара в последствие обязательно окажется в выигрышном положение, так как это оценится покупателем.
Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Это проблема, которая присутствует на многих рынках и это одна из причин несостоятельности рынка. Однако существуют методы борьбы с ней: гарантия и репутация, стандартизация, вмешательство государства, франчайзинг.
Использованные источники: 1. Zhidkov V.E., Hramtsov A.G., Gornostaeva Z.V., Alekhina E.S., Kushnareva
1.V. need for government regulation of organic foods Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 23. С. 135-143.
2. Pakhomova A.I., Buriakov S.A., Vasenev S.L., Gornostaeva Z.V., Kornienko M.V. localization of the urban workforce reproduction of the modern city Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 15. С. 255-260.
Дуванская Е.В., к.т.н.
доцент Бессмертная Т.Ю.
студент
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Россия, г. Шахты ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО
БИЗНЕСА
В статье рассмотрены особенности малых предприятий, выделен качественный подход в классификации предприятий, показаны определенные сложности, возникающие в сфере малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, специфика лалых предприятий
В современный период развития рыночного хозяйства в России особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Малые предприятия, не требующие крупных начальных инвестиций и обеспечивающие высокую оборачиваемость ресурсов, оказались способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях развивающейся российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Оперативно реагируя на изменение потребительского спроса, малое предпринимательство придает экономике необходимую гибкость, обеспечивая необходимое равновесие на потребительском рынке[1].
В настоящее время не существует единого научного подхода к определению малого предприятия. Это объясняется многообразием задач, для которых используется формальное определение малого предприятия, в том числе в налогообложении, государственной поддержке малого бизнеса, а также в исследованиях различных аспектов управленческой деятельности [2].
В России отнесение предприятия к малому связывается в основном с вопросами налогообложения и государственной поддержки малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 человек;
- индивидуальные предприниматели.
Однако, в зависимости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, как, например, рекламная фирма с крупным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» в другом контексте. К тому же, никакое универсальное определение малого предприятия не может быть достаточным для всех задач.
Качественный подход рассматривает малое предприятие не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию со специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций; постоянным развитием и адаптацией к изменениям. Поэтому в целях исследования специфики деятельности предприятий малого бизнеса целесообразно использовать комбинированный подход к определению малого предприятия, который рассматривает малое предприятие не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию со специфическими чертами:
- предприятие является независимым и не представляет собой часть крупного предприятия;
- экономическая среда, в которой функционирует малое предприятие, характеризуется высокой степенью неопределенности;
- предприятие владеет относительно небольшой долей рынка, производит оказывает небольшое число услуг;
- имеет сравнительно ограниченные ресурсы (капитала, человеческих ресурсов, мощности и т.д.);
- управление предприятием в большинстве случаев осуществляется самим предпринимателем [3].
Особенностями ведения малого бизнеса также являются:
- экономическая свобода;
- инновационный характер;
- реализация товаров и услуг на рынке;
- гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям работы;
- специфика производственного процесса;
- совмещение функций собственности и управления чаще всего в одном лице;
- отсутствие у субъектов малого предпринимательства возможностей использовать некоторые методы привлечения внешних инвесторов (например, выпуск большинства видов ценных бумаг);
- относительно быстрая окупаемость вложений;
- менее консервативная, как правило, структура бизнеса;
- малочисленность занятых, использование труда на началах вторичной занятости.
Кроме того, небольшое предприятие обладает рядом управленческих преимуществ:
- возможность гибкой корректировки целей ведения бизнеса и оперативного перераспределения сфер ответственности;
- неразвитость иерархических структур, и, следовательно, отсутствие множества бюрократических процедур, свойственных крупному предприятию;
- отсутствие дублирования управленческих функций;
- более тесной связь каждого работника с конечными результатами своего труда.
Вместе с тем необходимо отметить определенные сложности, возникающие в сфере малого предпринимательства:
1. Экономический риск в малом бизнесе, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем у крупных компаний.
2. Малым предприятиям труднее получить кредит, и обычно ссуды дают под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции (услуг) и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств.
3. Малые предприятия чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе.
4. Малые предприятия более чувствительны к состоянию экономической среды, к инфляции.
5. Серьезную проблему для малых предприятий представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше - стратегическое.
Кроме того, в стране сложилась ситуация, когда малый бизнес еще недостаточно интегрирован в общие экономические связи и отношения
Использованные источники:
1. Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Крутик А.Б. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы: Учебное пособие для ВУЗов. - СПб: Бизнес - Пресса, 2009.- 608 с.
2. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика. // Вопросы экономики, 2010 - №7.- С.39-45
3. Калашникова, Е.А. Особенности функционирования предприятий сервиса в системе рыночных отношений / Е.А.Калашникова, Е.В.Дуванская // Проблемы развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции Уфа, 2015. С. 99-100
Дуванская Е.В., к.тн.
доцент