Научная статья на тему 'Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе'

Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Л.Ф.

В статье обоснована необходимость развития франчайзинга как перспективной формы стимулирования малого предпринимательства в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising as a Form of Infrastructure Provision for Small Business in a Region

The paper provides rationales for the necessity to develop franchising as a promising form of encouragement of small business in the RF regions.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе»

> Л.Ф. Ковалева,

доцент Смоленского института экономики — филиала Санкт-Петербургской академии управления и экономики

предпринимательства является неотъемлемой чертой современной рыночной экономики.

Развитие малых предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, повышается экспортный потенциал.

Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе

УДК 338.486.4

Во всех имеющих эффективную рыночную экономику странах малые предприятия создают примерно 50% валового внутреннего продукта и обеспечивают более половины рабочих мест (в России — 12% ВВП и около 10% занятости соответственно [1]). Поэтому проблемы развития малого предпринимательства должны постоянно находиться в фокусе внимания правительства России.

По прогнозам многих отечественных промышленников, экономистов, политиков, доля крупных предприятий в будущем будет снижаться, а малые и средние предприятия превратятся в следующую «точку роста» российской экономики. Например, как считает один из руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Е. Гонтмахер, время крупных предприятий проходит как в России, так и на Западе. Экономически более выгодно иметь небольшое головное предприятие, вокруг которого самостоятельно работают десятки, сотни мелких компаний, обеспечивающих технологический процесс [2].

В настоящее время перед органами власти стоит задача по созданию на местном уровне хозяйственного климата, благоприятствующего развитию малых предприятий. От ее решения зависит будущее страны в целом и ее регионов. Для успешного функционирования малых предприятий, на наш взгляд, необходимо создать в каждом регионе систему инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности (см. рисунок). Она должна включать в себя специализированные институты, участвующие в разработке и реализации общенациональной политики в сфере малого предпринимательства. Такие институты должны создаваться и функционировать при государственном участии или по инициативе самих малых предприятий. Как показывает анализ практики западных инвестиционных компаний, особую значимость при прогнозировании капиталовложений имеет система инфраструктурного обеспечения экономики страны, конкретного региона и, в частности, малого бизнеса.

Малое предпринимательство использует в своей деятельности существующую систему инфраструктуры экономики страны, конкретного региона и предпринимательства в целом (транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные системы обеспечения предпринимательской деятельности). В то же время большое значение имеет наличие собственной, эффективной инфраструктурной системы обеспечения малых предприятий. Она должна действовать самостоятельно, но во взаимосвязи с другими секторами экономики.

Система инфраструктурного обеспечения малых предприятий может создаваться путем обеспечения комплексной и адресной поддержки предпринимательской деятельности в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании иных деловых услуг Элементы предлагаемой системы инфраструктурного обеспечения представлены на рисунке. Таким образом, элементы системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности малых предприятий могут быть объединены на федеральном и региональном уровнях в пять агрегированных направлений. Предлагаемая система носит типовой характер, но в каждом регионе, исходя из его специфики, могут применяться свои, несколько отличные формы поддержки малого бизнеса. В частности, проведенное нами исследование показало, что эффективным экономическим механизмом инфраструктур-

Повышение эффективности инфраструктуры и информационных систем

анализ законодательных актов РФ, разработка проектов федеральных законов,

подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства субъектов РФ

разработка и применение современных форм сотрудничества с отечественными и зарубежными банками и инвестиционными фондами в области финансирования малого предпринимательства (МП), создание системы финансирования МП на основе предоставления гарантий, осуществление технического перевооружения МП на основе лизинга, развитие механизмов и структур микрокредитования, взаимного финансирования и страхования МП, развитие франчайзинга

рационализация инфраструктуры поддержки МП на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях,

унифицирование систем поддержки МП в регионах, распространение прогрессивных технологий, вовлечение МП в интегрированную систему информационных услуг для МП,

формирование информационно-ста тистических массивов, проведение мотиторинга МП

научно-методическое и аналитическое обеспечение разработки нормативных правовых актов,

организация обучения молодежи, женщин, военнослужащих, переселенцев основам предпринимательства, повышение квалификации руководителей и персонала, занимающихся вопросами поддержки и правой помощи

разработка и реализация программ сотрудничества с государствами-участниками СНГ, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в сферу МП, расширение технической помощи международных организаций, изучение и использование передового зарубежного опыта поддержки МП, продвижение продукции и услуг МП на зарубежные рынки.

экспертиза действующих нормативных правовых актов региона, формирование нормативной правовой базы малого предпринимательства

ш <

развитие системы финансовой поддержки МП на основе предоставления гарантий, финансирование на конкурсной основе инновационных проектов субъектов МП,

развитие нетрадиционных источников финансирования малого бизнеса, привлечение в регион и содействие реализации зарубежных грантов, развитие системы лизинга оборудования посредством расширения деятельности лизинговых компаний, развитие франчайзинга на региональном уровне

<

а

с

>

создание и развитие агентства интеллектуальной собственности, расширение информационной поддержки субъектов МП посредством доступа к информационным ресурсам Ресурсного центра МП России, оказание информационной и методологической помощи субъектам МП,

выявление проблем и выработка рекомендаций по устранению административных барьеров.

повышение уровня профессионального образования муниципальных служащих и специалистов МП, научно-методическое обеспечение выработки мер государственной поддержки МП в различных отраслях экономики и права, организация и проведение семинаров и конференций для специалистов, занимающихся вопросами МП,

организация и проведение учебных семинаров по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации продукции,

содействие продвижению производимых товаров и услуг, развитие внешнеэкономических связей субъектов малого и среднего бизнеса,

организация сотрудничества объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей региона с зарубежными деловыми ассоциациями и объединениями,

обеспечение охраны труда и техники безопасности работающих.

Рис. 1. Элементы системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности малых предприятий

н ^ ного обеспечения предпринимательской деятельности ш ^ малых предприятий Смоленской области может быть X ^ франчайзинг

Система франчайзинга широко используется в щ2 странах с развитой экономикой. Она представляет 2 собой инструмент, позволяющий повыситьэффектив-ш ность малого бизнеса. Это смешанная форма круп-I ного и мелкого предпринимательства, система вза-^ имовыгодных партнерских отношений. Франчайзинг < наиболее эффективен в тех видах деятельности, где с территориально удаленные друг от друга предприятия > обслуживают небольшие локальные рынки [3]. Без поддержки крупной компании малому предприятию трудно завоевать достойное место на рынке. Источники его капитала обычно ограничены, прогрессивные экономические технологии недоступны. Завоевание доверия потребителя — трудная задача, решение которой требует длительного времени, а риск разорения очень велик. Привычка потребителя к знакомой торговой марке позволяет использующим франчайзинг малым предприятиям утверждаться на рынках.

По данным администрации малого бизнеса США, в течение пяти лет более 65% малых предприятий по тем или иным причинам прекращают существование, в то время как для франчайзинговых предприятий аналогичный показатель составляет всего 14%. Вследствие этой особенности франчайзинг приобрел огромную популярность в экономически развитых странах. О перспективах применения франчайзинга в российском малом бизнесе рассказал на семинаре-конференции «Франчайзинг в малом бизнесе» А. Е. Леонов, директор московского филиала ЗАО «КС-Авто». По его мнению, в настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. В данном контексте наиболее перспективными видами бизнеса являются производство и реализация технически сложной потребительской продукции, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничная торговля и др. Одним из препятствий на пути широкого использования франчайзинга является нерешенность проблемы образования (слабая подготовка представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга, отсутствие возможности получения консультаций, отсутствие в учебных программах вузов самостоятельных блоков и учебных предметов по франчайзингу).

Для того чтобы оценить развитие франчайзинга в регионе, необходимо учитывать следующие показатели:

1) численность занятых, работающих на франчайзинговых предприятиях;

2)условия вхождения во франчайзинговую сеть;

3) доля франчайзинговых предприятий в регионе;

4) доля убыточных франчайзинговых предприятий в каждой отрасли региона;

5) рост франчайзинговых предприятий в каждой отрасли региона;

6) уровень рентабельности франчайзинговых предприятий по отраслям региона и другие показатели.

В ходе анализа должны быть также определены формы и виды франчайзинга, развивающиеся в ре-

гионе, приоритетные направления развития малых предприятий по системе франчайзинга в зависимости от наличия в регионе благоприятных условий. Например, может выполняться оценка эффективности организации франчайзинговой сети для конкретной фирмы.

Затраты франчайзи (рассмотрим их на примере малого предприятия по продвижению программного обеспечения для бизнеса) могут осуществляться по следующим направлениям:

1) подготовка юридических документов, регистрация торговой марки;

2) реклама франчайзинга;

3) подготовка учебных программ;

4) текущие консультации;

5) прочие затраты.

Правильный расчет франчайзинговых платежей позволяет получить максимальный эффект от организации бизнеса по соответствующей системе. Рассмотрим данное положение на примере условного малого предприятия. Пусть фирма «Стройкомплект» приобретает оборудование стоимостью 700 тыс. руб. на условиях оплаты полностью или по лизинговому соглашению. Первоначальный взнос по лизингу составляет 12%. Остаток выплачивается в течение года ежемесячно, что составляет около 51 333 руб. в месяц. Понятно, что начинающей фирме трудно выплачивать такие суммы (не говоря уже о 700 тыс. руб. при покупке оборудования). Подписываемый одновременно с лизинговым, пятилетний франчайзинговый договор позволяет снизить лизинговые платежи до 15 тыс. руб. в месяц. Кроме того, относительно небольшие взносы на рекламу (20 тыс. руб. ежемесячно) позволят получить значительно больший эффект от широкомасштабной рекламной компании, чем те же средства, потраченные на местном уровне. Результаты сравнительного анализа финансовых показателей организации малого бизнеса по франчайзингу и без него приведены в таблице.

Согласно представленным в таблице данным, реальная выгода при покупке франшизы составляет 330тыс.руб. в год. Единовременный взнос за передачу прав по лицензии в 56 тыс. руб. окупается с учетом выгоды покупки франчайзинга уже на втором месяце работы фирмы. В этом и состоит главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, подобно начинающему бизнес «с нуля» предпринимателю. За фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную помощь по следующим направлениям:

• стратегия маркетинга с акцентом на отработанные ранее приемы;

• первоначальное обучение работников и специальная подготовка в сфере конкретного бизнеса;

• дизайн магазина или салона, оснащение и закупка оборудования;

• унифицированная коммерческая политика и отработанные рекламные и маркетинговые процедуры;

• централизованные поставки товаров по стабильным и низким ценам;

• постоянное консультирование по вопросам ведения бизнеса, коммерческой стратегии и тактики; наставления и рекомендации по ведению бизнеса;

• предоставление конфиденциальных технологических и рекламных материалов;

• частичное финансирование или товарный кредит.

Таблица 1 н-^

Сравнительные расчеты выгодности франшизы ш

№ п/п Наименование затрат Самостоятельная организация дела, руб. Покупка франшизы, руб. Выгодность покупки франшизы, руб.

1 2 3 Единовременные платежи: Первый взнос за оборудование Передача по исключительной лицензии Подготовка помещения 84 000 20 000 84 000 56 000 20 000 - 56 000

Всего единовременных платежей 104 000 160 000 - 56 000

4 5 6 Ежемесячные платежи, в год: Лизинговые взносы Реклама Материальные затраты 616 000 120 000 700 000 180 000 240 000 630 000 436 000 - 120 000 70 000

Всего ежемесячных платежей в год 1 436 000 1 050 000 386 000

Всего затрат в год 1 540 000 1 210 000 330 000

По данным экспертов, залогом процветания франчайзинга является совмещение стимулов к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса [5]. Несомненно, от франчайзинга выигрывает не только франчайзи, но и франчайзер, рост которого происходит на основе использования денежных средств других малых предприятий.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, по прогнозам некоторых экономистов, губительно скажется на развитии и поддержке малого бизнеса. Организованный же по системе франчайзинга малый бизнес изначально занимает более выгодные позиции. В системе франчайзинга вероятность выживания каждого отдельного предпринимателя существенно возрастает (помощь более опытных партнеров по бизнесу, возможность использования системы обучения и постоянная поддержка со стороны франчайзера). Малый предприниматель в большинстве случаев не может прогнозировать, насколько он будет успешным через год, полтора, два года. В системе франчайзинга долгосрочное прогнозирование вполне возможно.

С учетом этих преимуществ, правительство Москвы разработало специальную программу по поддержке малого бизнеса «Создание новых малых предприятий с использованием механизма франчайзинга». Данный положительный опыт можно рекомендовать правительству Смоленской области и других регионов страны. Подготовка и реализация таких программ создает благоприятные возможности для организации собственного дела начинающими бизнесменами.

Литература

1. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Малые предприятия. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.

2. Гонтмахер Е. Надо договариваться... // «Известия», 21.11.2005.

3. Путеводитель по франчайзингу. М.: РАРФ, 2004.

4. Свиткова М. Национально-правовые и кросс-культурные проблемы глобализации франчайзинга // Инновации. 2006. № 5.

5. Довгань В. В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса (организационный, технологический, методический аспекты). Тольятти: Дока-пресс, 1999.

Актуальная статистика

Макроэкономические показатели роста экономики РФ

В 2007 г. российский ВВП составил 1,25 трлн долл. Наша страна стала восьмой экономикой мира, обогнав Италию, Францию. Ныне Россия производит 3% мирового ВВП, Япония — 7%, Китай — 10%, США — 23%.

Средняя заработная плата в 2007 г. перевалила за 500 долл. в месяц. В Китае и Индии — 100200 долл.

Однако в США среднестатистический доход наемных работников — 4 тыс. долл. в месяц, в ЕС — 2,5 тыс. евро.

В нашей стране по-прежнему много бедных. По данным Росстата, доход 22,3 млн россиян — ниже прожиточного минимума. Это значит, что за чертой бедности находится каждый седьмой житель страны, половина из них — работающие люди с низкой зарплатой.

В 2007 г. в России начался бум инвестиций из-за рубежа. Чистый приток иностранного капитала в прошлом году достиг 75 млрд долл. Зарубежные компании уже контролируют 90% российского рынка пива, «сетевую» торговлю, кондитерское производство (компания «Нестле»).

По прогнозам экспертов, через два-три года выпуск в стране автоиномарок вырастет до 1 млн машин в год.

Одновременно растет объем зарубежных инвестиций отечественных компаний. За последние пять лет их объем возрос в 7 раз — до 140 млрд долл.

Российский бизнес — самый активный игрок на глобальном экономическом поле.

Источник: Росстат, www.argumenti.ru №52. 2007. Составитель: к.э.н. Л.А.Добрынин, корреспондент К. Гур-дин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.