Научная статья на тему 'Франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего бизнеса'

Франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
780
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Заур Джабирович

В статье рассматривается франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего предпринимательства. Представлены основные достоинства франчайзинга, благодаря которым малые и средние предприятия могут успешно функционировать на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего бизнеса»

Франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего бизнеса.

Аннотация: В статье рассматривается франчайзинг, как инструмент развития малого и среднего предпринимательства. Представлены основные достоинства франчайзинга, благодаря которым малые и средние предприятия могут успешно функционировать на рынке.

Ключевые слова: франчайзинг, преимущества франчайзинга, предприятия малого и среднего бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса.

Magomedov Z.D. FRANCHISING AS A TOOL OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Abstract: The article considers the franchising as a tool for the development of small and medium business. Presents the main advantages of franchising, thanks to which small and medium enterprises can successfully functioning in the market.

Key words: franchise, the advantages of franchising, small and medium business, development of small and medium business.

Предприятия малого и среднего бизнеса как участники экономических отношений находятся в противоречивой ситуации. Они выполняют ряд социально-экономических функций:

-они направлены на удовлетворение запросов малых локальных групп потребителей;

-предприятия малого и среднего бизнеса - важные работодатели на региональных рынках труда;

-организации малого и среднего бизнеса выступают важным инструментом реализации предпринимательских амбиций людей [1]. По сравнению же с крупными организациями, предприятия малого и среднего бизнеса отличаются меньшей инерционностью.

Но, с другой стороны, предприятия малого и среднего бизнеса находятся в менее выгодных условиях в отличие от предприятий крупного бизнеса: -низкие активы и небольшие обороты; -небольшой объем закупок; -низкая рентабельность;

-отсутствие собственной лояльной клиентской аудитории; -сложность создания и удержания конкурентного преимущества [5].

В этих условиях малым и средним предприятиям приходится искать нетрадиционные инструменты для того, чтобы продолжать успешно функционировать на рынке. Одним из инструментов для решения данных проблем является франчайзинг.

Франчайзинг - это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель [8].

Франчайзер обычно разрешает пользоваться фирменной торговой маркой и стилем, обеспечивает стартовым капиталом, предлагает помощь в маркетинге и бухгалтерии, а также технологию производства. В свою очередь, франчайзер получает некоторую компенсацию в виде начального вознаграждения, постоянных лицензионных платежей, арендной платы за оборудование и определенную долю прибылей. В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

К примеру: владелец легкового автомобиля имеет возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и соответственно получить лицензию на право выполнения пассажирских автоперевозок, то есть оказания клиентам услуг такси. Однако вскоре он столкнется с тем, что его предприятие совершенно неизвестно потенциальным клиентам, а продвижение потребует достаточно серьезных финансовых и временных затрат. Во избежание этих рисков, предприниматель может заключить договор франчайзинга с таксопарком, который приглашает водителей со своим автомобилем [3]. Этот таксопарк будет предоставлять водителю потенциальных клиентов, и в то

150

Магомедов Заур Джабирович

Магистрант ДГУ sirhan_05@mail.ru

же время самостоятельно заниматься их привлечением. Представленная модель позволяет водителю практически с первого дня работы иметь стабильную выручку.

В итоге франчайзер получает готовый стандартизированный бизнес-план, по которому может действовать франчайзи. В этом бизнес-плане четко установлен размер требуемых инвестиций, предполагаемые объемы продаж и примерные сроки окупаемости, а также последовательность необходимых действий франчайзи при запуске своего бизнеса. Конечно же, франчайзер не может жестко гарантировать, что реальные показатели франчайзи будут не ниже указанных в бизнес-плане - успех деятельности франчайзи зависит в первую очередь от него самого. Тем не менее, наличие у франчайзера статистики по функционированию франчайзи позволяет с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать, что реальные показатели будут в целом соответствовать ожидаемым.

Благодаря этому бизнес-плану франчайзи знает, какой объем ресурсов и усилий ему потребуется для ведения бизнеса, и в целом он застрахован от непредвиденных расходов. Это также снижает риски его деятельности.

Также благодаря франчайзингу предпринимателю становится гораздо проще получить доступ к банковскому кредитованию. Использование франчайзинга снижает риски населения для малых инвестиций, благодаря чему банки готовы выдать кредиты на создание и развитие бизнеса франчайзи.

Также появились специализированные инвестиционные организации, готовые вкладывать средства в развиваемые франчайзи предприятия. Примером такой компании служит инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг», оказывающий начинающим предпринимателям содействие в софи-нансировании покупки франшизы (с обязательством франчайзи выкупить долю фонда в своем предприятии через пять лет) [9].

Говоря о недостатках франчайзинга, можно заметить следующее: какая бы эффективная модель не была, как бы не было безупречно имя франчайзера - итоговой реализацией франчайзинга занимаются люди, которые в какой-то мере могут не удовлетворять требованиям.

Основным недостатком франчайзинга является востребованность франчайзи, потому что крупные бизнес-модели (а чаще всего именно они и являются объектами франчайзинга) далеко не всегда применимы в периферийных объектах рынка, и уж тем более если применимы, то расчеты эффективности, возврата вложенных средств и ожидания персонала по зарплате будут сильно скорректированы. Это стоит учитывать, потому что бизнес-модель франчайзера прикреплена к месту с определенным экономическим климатом, а у франчайзи климат будет скорей всего иной.

Еще один из минусов внедрения подобной сети - это вопрос лояльности в отношениях между сторонами. В частности, это больше затрагивает интересы франчайзера. Насколько хорошо зарекомендовал себя франчайзи в месте внедрения точки? Насколько он будет исполнять гарантии франчайзера, которые уже хорошо известны? Насколько он укрепит уверенность конечных потребителей в качестве продукции, товаров и услуг франчайзера? Это те вопросы, которые ставятся перед франчайзером, потому что от того, как будет работать франчайзинговая сеть, будет зависеть не только доход из конкретного источника, но также и «чистота имени» брэнда.

Следующий минус как для франчайзера, так и для франчайзи - это те случаи, которые нельзя включить в классификацию, и все же они иногда происходят. Самым неожиданным для франчайзера может стать поведение успешного франчайзи, который, добившись успеха, отделился и стал серьезным конкурентом если не по всему рынку, то по определенному его сектору. То есть франчайзер должен четко выследить человека в «золотой середине», который будет успешно продвигать его модель, и достаточно лояльного, чтобы в перспективнее не нажить себе конкурента, поделившись секретами и успешным опытом.

Но, несмотря на все минусы и недостатки франчайзинга, можно сказать - франчайзи должно и будет развиваться ровно настолько, насколько будут нуждаться в этом конечные потребители, так как именно они возвращают франчайзи вложенные в развитие сети деньги и делают франчайзеру прибыль для дальнейшего усовершенствования среды.

Четкое понимание достоинств и рисков франчайзинга поможет малым и средним предприятиям выбрать оптимальную франшизу и эффективно использовать интеллектуальную собственность и управленческую поддержку франчайзера для обеспечения успеха своего бизнеса.

Экономика страны получит стабильный малый бизнес: франчайзинг мобилизует финансовые сбережения, культуру управления, а также позволяет вовлекать в активную деятельность слои населения, по разным причинам стоящие в стороне от экономики [6].

151

Говоря в целом, сегодня франчайзинг видится как один из эффективнейших инструментов развития малого бизнеса. Региональные власти должны выступать инициаторами развития франчайзинга, так как это выгодно местным потребителям, может привести к новому витку развития потребительского рынка, повышению его качества и конкурентоспособности, что, в свою очередь, создаст предпосылки для перехода к ускоренному социально-экономическому развитию регионов. Несмотря на все преимущества и недостатки франчайзинга, эта бизнес-модель актуальна для больших стран и будет развиваться, пока ее реализацией занимаются успешные компании, дорожащие качеством своих работ, услуг и репутацией.

Литература:

1. Бахарев В.В. Франчайзинг как инструмент развития малого предпринимательства // Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2013. - № 12.

2. Гаджиева К.А. Магомедов А.М. Перспективы франчайзинга в регионах // Экономика России и ее регионов: современные проблемы и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала/,: Издательство ДГУ, 2010. - С. 67-69.

3. Котляров И.Д. Управление формированием продуктивных ресурсов предприятия городского автомобильного пассажирского транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2011. - № 3. - С. 239-248.

4. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)

5. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 c.

6. Пономарева Е.В. Повышение инновационной активности малых предприятий Санкт-Петербурга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. - № 32. - С. 38-43.

7. Рождественская А. Семь факторов роста Российского франчайзинга // Бизнес-журнал, 2014. http://franshiza.ru/article/read/sem faktorov rosta/

8. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие // И. Ю. Шиповских. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 176 с.

9. Шперлик К. Франшиза в пакете // Эксперт, 2013. - № 42. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/42/franshiza-v-pakete/. Дата обращения: 04.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.