Научная статья на тему 'Особенности детской одежды и требования к ее изготовлению'

Особенности детской одежды и требования к ее изготовлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7306
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА / ДИЗАЙН / DESIGN / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОСТЮМ / COSTUME / ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ / REQUIREMENTS TO THE CLOTHING / CHILD''S CLOTHING / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина С.А.

Развитие детской одежды происходит в русле общих тенденций моды. Однако в современной промышленности при проектировании детской одежды большое внимание уделяется психологическим и физиологическим особенностям ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детской одежды и требования к ее изготовлению»

УДК 687.13 С. А. Муртазина

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЮ

Ключевые слова: детская одежда, дизайн, проектирование, костюм, требования к одежде.

Развитие детской одежды происходит в русле общих тенденций моды. Однако в современной промышленности при проектировании детской одежды большое внимание уделяется психологическим и физиологическим особенностям ребенка.

Keywords: child's clothing, design, planning, costume, requirements to the clothing.

The development of children's clothing comes in line with the general trends offashion. However, in modern industry in the design of children's clothes a lot of attention is paid to the psychological and physiological characteristics of the child.

История развития детской моды насчитывает всего 200 с лишним лет. До конца XVIII века одежда ребенка являлась уменьшенной копией костюма взрослого. Маленькие девочки носили такие же прически, кринолины и корсеты, как и их мамы. В одежде не учитывались физические особенности детской фигуры, она была перегружена декоративными элементами и не приспособлена к темпераменту ребенка.

Лишь с рубежа XVIII - XIX веков платья девочек начинают укорачиваться, появляются кружевные панталоны, а мальчики носят короткие штанишки. С тех пор детская мода выбирает свой самостоятельный путь, где, по сравнению со взрослой не так часто и резко наблюдаются смены форм, силуэтов и объемов.

В начале XIX столетия появилась детская одежда, которая разделилась по цветовой гамме. Девочек одевали в одежду розового цвета, а мальчиков - голубого. У девочек появились платьица с легкими поясами, а для мальчиков были разработаны пиджаки. С проникновением в моду стиля ампир, девочки носили платья до колен с выглядывающими панталончиками из-под платья, а мальчики носили штаны с воланами и короткие туники. В середине XIX века модным становится матросский костюмчик, пользующийся

популярностью до сих пор [1].

Серьезные изменения во внешнем виде ребенка начинаются после Второй мировой войны -стиль детского костюма становится более свободным и раскованным. Появляются целые индустрии детской моды, занимающиеся от подбора тканей до анализа психофизиологических особенностей ребенка.

Современная отрасль детской одежды является серьезной составляющей общемировой модной индустрии. При этом огромно и ее воспитательное значение. Удобная и красивая одежда позволяет создать хорошее настроение, развивает художественно-эстетический вкус ребенка с ранних лет жизни, приучает его к чистоплотности и аккуратности. Это помогает ребёнку в будущем выработать уверенность в себе, правильную самооценку и умение лучше понимать других людей [2].

Детская мода сегодня процветает и причиной этому является желание родителей, которые следуют основным тенденциям в моде, чтобы их дети соответствовали новым направлениям в модной индустрии. В модной индустрии можно выделить несколько направлений. Это и ультрамодный, так полюбившийся стиль casual. Он очень практичен, удобен и актуален, особенно для детей, которые необыкновенно активны. Это гламур - одежда для торжественных случаев. Это классика - традиционное решение в выборе одежды. Также остается актуальным стиль, который можно назвать эклектикой. Это смешение основных направлений в модных линиях, сочетание одежды разных стилевых решений. В зависимости от особенностей образа жизни в одежде детей получили развитие преимущественно два стиля -романтический и спортивный.

Спортивный стиль отличается удобством, практичностью, простыми формами,

функциональностью. Одежда спортивного стиля для детей комфортна и неприхотлива в носке, поэтому из спортивного назначения она постепенно перешла в повседневную. Основу такого костюма составляют длинные или короткие брюки спортивного стиля из высококачественных материалов с преобладанием натуральных волокон и хлопчатобумажные футболки.

Если для мальчиков данная форма одежды оправдана, то к гардеробу девочек надо подходить более осторожно. Привыкнув в детстве к такой одежде и обуви, им очень сложно будет приучаться к женственности и элегантности. В целях разрешения этой проблемы дизайнерами предлагаются различные варианты одежды в стиле сasuel. Они могут быть выполнены так же практично и удобно, но несколько оригинально и даже женственно. При этом допускается использование красивых принтов, вышивок и других видов декора. Но сохраняются и «спортивные» элементы: шнурки, замки, кнопки.

Детская одежда романтического стиля предполагает праздничное и торжественное настроение, а также подходит для спокойного отдыха. Она часто схожа с одеждой для взрослых. В данном стиле для мальчиков выполняются классические брючные костюмы, сорочки. Для

девочек - платья, юбки и блузки, плащи и пальто, в крое которых акцентируются контуры фигуры, линии талии. Линии силуэта мягкие, легкие, плавные.

В отделке нарядов романтического стиля могут присутствовать разнообразные декоративные элементы: драпировки, рюши, оборки, воланы, банты, кружева, вышивки. Уместны разнообразные застежки и накладные украшения в виде декоративных пуговиц, подвесок.

Современное производство детской одежды учитывает множество нюансов - от психологического восприятия цвета до особенностей возрастной анатомии. Одежда должна быть не столько модной, сколько комфортной, так как модно не всегда означает удобно. Она не должна препятствовать физическому развитию ребенка и должна соответствовать требованиям эргономики. Поэтому, проектируя детскую одежду, целесообразно соизмерять расположение функциональных элементов с пропорциями фигур и особенностями телосложения детей [3].

В моделировании любых видов детской одежды учитывается его основное правило: взаимосвязь силуэта, формы одежды и возрастных особенностей телосложения. Достаточно важным фактором в определении длины, формы и силуэта одежды является соотношение длины торса, рук и ног и степень выявленности естественного положения линии талии. Для современного промышленного проектирования важным является детальный анализ пропорций по возрастным группам, т. е., поиск критериев соразмерности частей тела ребенка [4].

Пропорциональные особенности детской фигуры необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения ее антропометрических данных, учитывая при этом и удобство, и художественно-эстетические факторы костюма. Важное внимание уделяется также анализу особенности формы, цвета и декора в детской одежде.

Одно из главных мест в процессе проектирования одежды занимает понятие формы. Устанавливая критерии и признаки формы, нужно рассматривать ее в трех аспектах: форма, характеризующая определенный образ человека (индивидуальный стиль); форма, выражающая основную идею изделий; форма как базовая основа, характеризующая обобщенную идею времени (универсальный стиль, мода) [5].

Костюм представляет собой систему с определенными связями между элементами, и в нем всегда должен поддерживаться порядок, направленный на изменение состояния этой системы. Поэтому непрерывно идет процесс взаимодействия между составными частями внутри формы одежды, между формой костюма и фигурой ребенка в движении, между одеждой и средой. При этом форма характеризуется и своим геометрическим видом, и материалом, и пропорциями.

Одной из самых знаковых характеристик костюма является цвет. Он определяет образ костюма и способствует восприятию его формы. Гармония цветовой композиции костюма заключается в организации цвета соответственно логике проектируемой формы, ее смысловому содержанию. Цвет одежды проектируется в соответствии с нормативами и стандартами, учитывая явление зрительного напряжения и усталости глаз, читаемости и различаемости цветов и оттенков [6].

Для того, чтобы образ получил гармоничный и законченный вид необходимо правильно сочетать цвета. Давно обнаружено, что детей больше привлекает яркое, красочное, поэтому взрослые стремятся дать ребенку ощущение радости. Это объясняет то, что в детской одежде цвет зачастую доминирует над покроем.

Придать детской одежде художественную выразительность позволяет ее декоративное оформление. Декоративная направленность в проектировании костюма решается посредством различных приемов, таких как непосредственный декор материала костюма (крашение, набойка, различные техники росписи ткани, художественное ткачество) и накладной декор костюма (вышивка, аппликация, печворк, перфорация, напыление, тиснение, плетение, инкрустация, фурнитура, различные виды отделки, объемные композиции, накладные украшения и др.) [6].

Сами ткани для детской одежды необходимо выбрать с интересными тематическими рисунками. Уместно выбирать знакомые ребенку мотивы, например, из сказок или мультиков. Они позволяют детям развивать творчество, фантазию и любознательность.

К орнаментированным тканям

предъявляются следующие требования:

• композиция должна быть простой и понятной;

• рисунок должен легко читаться на общем

фоне;

• формы орнаментов должны иметь четкий и понятный контур и интересную внутреннюю разработку [2].

Используя тот или иной метод декорирования в одежде как взрослого, так и ребенка, необходимо следовать ряду общих требований:

• декор должен быть умеренным и уместным, подчеркивать форму и соответствовать ей;

• рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать лаконичность и благородство

узору;

• декор должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда;

• декор должен являться композиционным центром костюма, привлекать к себе внимание и придавать изделию образную выразительность;

• декор не должен перегружать костюм и сковывать движение ребенка [7].

При этом любые виды детской одежды должны отвечать определенному комплексу современных требований художественного, утилитарно-практического и гигиенического характера [4].

Утилитарно-практические требования к одежде для детей заключаются в том, что она должна быть полезной, удобной, практичной. Экономическая сторона детской одежды важна в связи с тем, что дети быстро изнашивают одежду и быстро из нее вырастают. Поэтому целесообразно использовать недорогие ткани и отделочные материалы.

Гигиенические свойства детской одежды могут быть обеспечены применением теплопроводных, гигроскопичных,

воздухопроницаемых, легких материалов, а также совершенной ее конструкцией. Теплопроводность одежды достигается благодаря воздушной прослойке, находящейся между волокнами ткани. От объема этой прослойки зависит теплозащитные свойства одежды. Также важно, чтобы слой воздуха, соприкасающийся с телом, равномерно вентилировался, иначе тело ребенка будет влажным, что способен вызвать заболевание. Поэтому воздухопроницаемость и гигроскопичность -обязательные свойства ткани, предназначенной для детской одежды. Также необходимо, чтобы ткани, из которых шьют детскую одежду, были мягкими и приятными для кожи ребенка.

Не менее важны покрой одежды и ее форма. В конструкции не должно мыть элементов, мешающих ребенку, раздражать его, сковывать свободу движений, дыхания, кровообращения. Не рекомендуются разного рода тугие пояса и резинки, стягивающие тело, высокие тугие воротники, подпирающие шею и мешающие нормальному кровообращению. Одежда должна быть легкой и держаться главным образом на плечах.

Важным требованием гигиены является также чистота одежды; поэтому необходимо, чтобы она легко стиралась и гладилась [4].

Эстетические требования, предъявляемые к детской одежде, определяются совершенством композиционного и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого,

пластичной выразительностью формы,

стилистической связью с предметным миром, новизной модели и конструкции, товарным видом [2].

Таким образом, развитие одежды для детей всегда проходило в русле общих эстетических требований к костюму. Общие изменения в костюме, происшедшие к XX в. отразились и на формировании детской одежды. Она все больше стала соответствовать фазам роста ребенка, приобретать свое художественно-образное выражение. Перед современной швейной промышленностью, занимающейся производством детской одежды стоит двоякая задача. С одной стороны, современные дети хотят выглядеть красиво и модно, с другой стороны, модное и красивое должно быть еще и удобно и безопасно для растущего и развивающегося организма. Поэтому к производству детской одежды предъявляется ряд специфических требований, которые необходимо учитывать уже на стадии проектирования.

Литература

1. История одежды, история костюма [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://petrovna-td.ru/istoriya-о(1е7Ь(1у^опуа-ко81уита/, свободный.

2. Файзрахманова, А, Л. Конструирование и моделирование детской одежды: Учебно-методическое пособие / А.Л.Файзрахманова, И.М.Файзрахманов. -Елабуга: Изд-во филиала КФУ, 2012. - 92 с.

3. Бескоровайная, Г.П. Проектирование детской одежды / Г.П.Бескоровайная, С.В.Куренова. - М.: Академия, Мастерство, 2002. - 96 с.

4. Моделирование и художественное оформление детской одежды [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.piknad.ru/teormod14_1.php, свободный.

5. Кернеш, В.П. Формообразование и колористика изделий / В.П.Кернеш - К.: КНУТД, 2006. - 30 с.

6. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие / Э.М.Андросова. - Челябинск: Медиа-Принт, 2004. - 184 с.

7. Муртазина, С.А. Полимерный текстиль как основа для декора современной одежды / С.А.Муртазина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - Т.17. - № 3 - С. 50 - 52.

© С. А. Муртазина - канд. пед. наук, ст. преподаватель каф. «Дизайн» КНИТУ, sweta_albertovna@mail.ru

© S. A. Murtazina - candidate of pedagogical sciences, sweta_albertovna@mail.ru

senior lecturer of the department «Design» of KNRTU,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.