Т.20, № 2 (75), 2016 Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Академический Проект; Де-
ловая книга, 2006.- 800 с.
2. Психиатрия. Национальное руководство. (под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнано-
ва, В. Я. Семке, А. С. Тиганова).- М.: Гэотар-Медиа, 2009.- 1022 с.
3. Павлов И. С. «Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса». М.: Акаде-
мический Проект; Культура, 2012.- 512 с.
4. Тукаев Р. Д. «Психотерапия теории, структуры, механизмы» - 2-е изд.- М.: ООО «Медицинское ин-
формационное агентство», 2007.- 392 с.
5. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.. Пер. с лит М.: Академи-
ческий проект, 0ППЛ,2002, 464 с.
6. Руководство по психотерапии» (под редакцией В. Е. Рожнова). Ташкент, 1985 (3 издание).
УДК:616-036.82/86:615.834/851:616.72-002.77
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ЮВЕНИЛЬНЫМ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ
Гуменюк Л. Н.1, Пиддубная А. Г.2 1 Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 294006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия. 2Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 294006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия.
Для корреспонденции: Гуменюк Леся Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», E-mail: [email protected]
For correspondence: Lesya Gumenyuk, Dr. Sci. Medicine, Professor of the Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy with a course of general and medical psychology at the Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia, E-mail: [email protected]
Information about authors:
Gymenyuk L. N. http://orcid.org/0000-0002-0944-3591 Piddubnaya A. G. http://orcid.org/0000-0001-7695-444X
Резюме
В исследовании приняли участие 110 родителей (матерей) детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих ювенильным ревматоидным артритом и 50 матерей практически здоровых сверстников. Методологической основой исследования являлся психодиагностический метод, в рамках которого использовали тест «parental attitude research instrument». Установлено, что в группе матерей, воспитывающих ребенка с ювенильным ревматоидным артритом, преобладали снисходительный (39,6 %) и авторитарный стили 35,7 %). На формирование снисходительного типа воспитания в наибольшей степени влияли: доминирование матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, ощущение самопожерт-
вования в роли матери; авторитарного - сверхавторитет родителей, семейные конфликты, неудовлетворенность матери ролью хозяйки и безучастность мужа. Предложена система психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ювенильным ревматоидным артритом, направленная на преодоление эмоциональной напряженности и коррекцию нарушений в сфере детско-родительских отношений.
Ключевые слова: психокоррекция, детско-родительские отношения, ювенильный ревматоидный артрит.
Summary
THE FEATURES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES RAISING A CHILD WITH JUVENILE RHEUMATOID ARTHRITIS
Gumenyuk L. N.1, Piddubnaya A. G.2 Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia 2Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
The study involved 110 parents (mothers) of children aged 7 to 15 years old suffering from juvenile rheumatoid arthritis and 50 mothers of healthy peers. Methodological basis of the study was the psychodiagnostic method, and the test of "Parental Attitude Research Instrument" within its framework. It was established that in the group of mothers raising a child with juvenile rheumatoid arthritis, prevailed condescending (39.6 %) and authoritarian styles (35,7 %). The following factors showed greatest degree of influence on the formation of a condescending type of raring: dominance of the mother, limitation of women's interests within the family, sense of motherhood as self-sacrifice, authoritarian or super authoritarian parents, family conflict, dissatisfaction with mother's role of housewife, indifference of husband. A system of psychological support of families raising a child with juvenile rheumatoid arthritis aimed at alleviating emotional tension and correction of dysfunctions in the sphere of parent-child relationships is proposed.
Key words: psycho-correction, parent-child relationships, juvenile rheumatoid arthritis.
Актуальность. Установление у ребенка диагноза «ювенильный ревматоидный артрит», характеризующегося хроническим течением, системностью поражения и ранней инвалиди-зацией, для родителей являетсяситуацией максимального дистресса [1-4]. Недостаточная информированность родителей и непонимание сущности заболевания, дисгармоничные отношения в диаде «мать-ребенок», напряженный психологический климат в семье способствуют развитию коморбидных тревожных и депрессивных расстройств, затрудняют психологическую адаптацию и формирование социальных навыков у детей, создают предпосылки для стигматизации и аутостигматизации. Таким образом, не менее важным аспектом, помимо данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований, которому клиницисты должны уделять внимание, является характер отношения родителей к больному ребенку, оказывающие существенное влияние на характер течения заболевания, эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий [5-10].
Цель исследования. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ювенильным ревматоидным артритом с целью обоснования направлений психокоррекционных мероприятий.
Материал и методы.
На основании информированного согласия в соответствии со стандартами Этического комитета Российской Федерации в исследовании приняли участие 110 родителей (матерей) детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих ювенильным ревматоидным артритом (основная группа, ОГ) и 50 матерей практически здоровых сверстников (контрольная группа, КГ). На момент обследования у большинства детей с ЮРА (39,0 %) длительность заболевания составила более 6 лет; у 37,4 %.- 3-х лет и у 23,6 % пациентов - от 3-х до 6 лет. Суставная форма заболевания наблюдалась у 88,61 % больных, суставно-висцеральная - у 11,38 %. Полиартрит диагностирован у 69,18 %, олигоартрит - у 21,05 %, моноартрит - у 7,52 % детей. Контингент обследованных по социально-демографическим показателям был относительно однородным, что позволило изучить проблему, а результаты исследования считать репрезентативными, отражающие генеральную совокупность.
Методологической основой исследования являлся психодиагностический метод, в рамках которого использовали тест «parental attitude research instrument» (PARI) (Е. С. Ше-фер, Р. К. Белл в адаптации Т. В. Нещерет), который позволил выявить стили межличностных отношений и представлений родителей о различных сферах семейной жизни. Тест представляет собой опросник и состоит из 115 утверждений, которые объединяются в 23 шкалы (признаки). Из них 8 касаются отношения к семейной роли, 15-родительско-детских отношений. Уровень показателей, согласно инструкции, определялся в зависимости от выбранного ответа с учетом количественной оценки баллах: абсолютно согласен (А) - 4 балла; скорее согласен, чем не согласен(а) - 3 балла; скорее не согласен, чем согласен(б) - 2 балла; абсолютно не согласен - 1 балл. Общее количество баллов рассчитывалось по 20-балльной шкале: высокие показатели - 18-20 баллов; низкие - 6-8 баллов; минимальные - 5 баллов;
Социально-демографический метод применяли с целью анализа социально-демографических показателей, как факторов, влияющих на особенности родительского воспитания. Изучали возрастные особенности, состав семьи, материально-бытовые условия, уровень образования, трудовую деятельность. Полученные результаты обработаны с помощью математических и статистических методов. Статистический анализ включал сравнение статистических характеристик в разных группах с использованием критерия Стьюдента (t), корреляционный анализ взаимосвязи между признаками с определением коэффициентов ранговой корреляции Спирмена^).
Результаты. Анализ социально-демографических характеристик родителей (матерей) позволил установить следующие особенности: средний возраст исследованных в основной группе составил 36,8±1,2 года, в контрольной - 37,2±1,5 лет. Изучение распределения по возрастным группам показало преобладание матерей в возрастном диапазоне от 32 до 36 лет -34,8±4,7 % в основной и 36,1±4,1 % в контрольной группе. В свою очередь лица в возрасте от 27 до 31 года составили 8,7±3,3 % и 10,2±4,2 %, соответственно, от 37 до 41-30,3±4,0 % в основной и 35,4±4,3 % в контрольной группе, от 42 до 46-26,2±3,4 % и 18,3±3,6 %, соответственно. В супружеских отношениях находились 74,7±3,5 % в основной и 86,7±3,8 % в контрольной группе, были разведены - 12,7±3,3 % и 6,7±0,8 %, соответственно, состояли в незарегистрированном браке - 12,6±0,8 % в основной и 6,6±0,5 % в контрольной группе. Одного ребенка имели 45,7±2,2 % и 31,4±2,1 %, соответственно, двоих - 44,7±2,3 % в основной и 50,8±3,1 % в контрольной, троих 9,6±0,6 % и 17,8±1,1 %, соответственно. Большинство (45,3±5,0 %) исследованных основной группы свои отношения с членами семьи охарактеризовали как «хорошие» (в КГ - 52,2±2,4 %), 39,9 % как «удовлетворительные (в КГ -43,3±5,0 %), 14,8±2,1 % - как «неудовлетворительные» (в КГ - 4,5±0,4 %). По уровню образования обследованные распределились следующим образом: среднее специальное - 49,3±5,0 % наблюдений (в КГ - 44,2±2,4 %); высшее - 30,7±4,6 % (в КГ - 48,4±2,4 %), среднее - 20,0±3,3 % (в КГ - 7,4±2,4 %). Показателем социального функционирования, характеризующим социальную среду, круг общения, интересы, является профессиональная категория. Отражая профессиональную деятельность, данный показатель позволил определить социальную принадлежность и значимое окружение, в котором находятся матери: большинство (45,3±4,3 %) исследованных основной группы были «квалифицированный персонал» (в К Г- 58,1±2,2 %), 33,7±3,0 % - «профессионалы средней категории» (в КГ - 39,4±1,2 %), 21,0±4,0 % - «полуквалифицированный персонал» (в КГ - 2,5±0,2 %).
В ходе сравнительного анализа данных по шкале PARI выявлено достоверное преобладание следующих признаков в отношении матерей к родительскому воспитанию: в семьях, воспитывающих ребенка, страдающего ЮРА -«несамостоятельность матери» (89,5±0,4 %), «безучастность мужа» (88,0±0,5 %), «сверхавторитет родителей» (87,7±0,9 %), «ограниченность интересов женщины рамками семьи» (85,8±0,8 %); в контрольной группе - «уравненные отношения» (89,8±0,5 %), «развитие активности ребенка» (86,5±0,5 %), «доминирование матери» (81,9±0,8 %) (рис. 1).
Наименьший удельный вес в основной группе составили показатели «излишней строгости» (52,7±0,8 %), «стремления ускорить развитие ребенка» (57,6±0,1 %); в контрольной группе - «зависимость от семьи» (57,2±0,6 %), «семейные конфликты» (51,4±0,6 %), (рис. 2).
Для семей, воспитывающих ребенка с ЮРА, характерным являлась чрезмерная концентрация на ребенке, проявляющаяся в неадекватном вмешательстве в мир ребенка, особой осторожности, в исключении внесемейных влияний, гиперпротективности. При этом, родители основной группы достоверно чаще побуждали детей к вербализации (88,6±0,7 %) в сравнении с семьями здоровых детей (72,4±0,5 %, p<0,05). В обеих исследованных группах регистрировалась склонность родителей к подавлению у детей агрессивности (84,0±0,4 % в
Рис. 1. Распределение исследованных по особенностям семейной роли
(методика PARI)
Рис. 2. Распределение исследованных по особенностям детско-родительских отношений(методика PARI)
основной и 83,1±0,6 % в контрольной группе), сексуальности (79,6±0,8 % и 77,4±0,8 %, соответственно), воли (77,0±0,6 % в основной и 73,0±0,5 % в контрольной группе).
Наиболее высокие значения (>18,0 баллов) у матерей, воспитывающих ребенка с ЮРА, фиксировались по следующим аспектам семейных отношений (в порядке убывания): «сверхавторитет родителей» (19,8±0,59) (в КГ - 13,9±0,46, р<0,001), «доминирование матери» (19,6±0,36) (в КГ - 13,6±0,52, р<0,001), «зависимость от семьи» (19,2±0,36) (в КГ - 14,0±0,34, р<0,01), «ощущение самопожертвования» (19,0±0,38) (в КГ - 15,6±0,56, р<0,01) «безучастность мужа» (18,0±0,44) (в КГ - 11,3±0,46, р<0,01).По показателю «неудовлетворенность ролью хозяйки» и «несамостоятельность матери» статистически значимых различий в исследованных группах не установлено: средний балл в основной группе составил 13,4±0,46 и 14,9±0,36, в контрольной - 15,6±0,51, 15,7±0,46, соответственно.
В ходе анализа стилевых особенностей отношения родителей к ребенку выявлено следующее: по показателям «оптимальный эмоциональный контакт» у матерей, воспитывающих ребенка с ЮРА, достоверно чаще (р< 0,05-0,001) регистрировались низкие значения по признаку «партнерские отношения» (7,8±0,56 баллов) (в КГ - 16,9±0,55 баллов), «уравненные отношения» (7,4±0,44 баллов) (в КГ- 15,9±0,36 баллов), средние по «развитие активности у ребенка» (11,1±0,58 баллов) (в КГ - 18,2±0,67 баллов) и «побуждение словесных проявлений,
вербализация» (13,4±0,47 баллов) (в КГ - 17,2±0,44 баллов); по группе показателей «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» у матерей основной группы установлен высокий уровень «раздражительности» (18,8±0,46 баллов) (в КГ - 14,4±0,36 баллов), средний по «уклонению от конфликтов» (15,8±0,58 баллов) (в КГ - 12,2±0,36 баллов) и «излишней строгости» (13,2±0,61 баллов) (в КГ - 13,5±0,36 баллов). По признакам «излишняя концентрация на ребенке» у матерей, воспитывающих ребенка с ЮРА достоверно чаще (р< 0,05-0,001) отмечались высокие значения «чрезмерной заботы» (19,2±0,42 баллов) (в КГ - 14,9±0,36 баллов), «созданию безопасности, опасения обидеть» (19,1±0,41 баллов) (в КГ - 16,0±0,36 баллов), «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» (19,1±0,46 баллов) (в КГ - 15,8±0,36 баллов), «исключение внесемейных влияний» (18,7±0,53 баллов) (в КГ - 15,4±0,36 баллов), «подавление агрессивности» (18,0±0,45 баллов) (в КГ - 13,5±0,36 баллов).
Обсуждение. В ходе изучения особенностей основных типов воспитания (по Д. Баум-ринд) выявлено, что в группе матерей, воспитывающих ребенка с ЮРА, преобладали снисходительный (39,6 %) и авторитарный стили (35,7 %) (в КГ - 21,3 % и 29,9 %, соответственно, р<0,05); авторитетный встречался в 24,7 % случаев (в КГ - 48,8 %, р<0,001).
Кроме описанных выше соотношений были исследованы корреляционные связи между представлениями матерей о семейной роли и стилем воспитания. Обнаружены сильные прямые (р<0,001) корреляционные связи между снисходительным типом воспитания и доминированием матери (г =0,74), ограниченностью интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (г = 0,71), ощущением самопожертвования в роли матери (г = 0,72); слабая, но значимая (р<0,05) корреляция выявлена с безучастностью мужа (г = 0,29). Определена также тенденция (р<0,1) к преобладанию снисходительного типа воспитания при наличии семейных конфликтов (г = 0,22). Проявления «безусловной любви» в диаде мать-ребенок и доминирование направленности коммуникации от ребенка к родителям, отсутствие запретов и низкий контроль действий ребенка способствуют дисгармоничному отношению детей к своему заболеванию в целом, снижают их адаптационные возможности и затрудняют интеграцию в социум.
На формирование авторитарного (излишняя эмоциональная дистанция) стиля воспитания в наибольшей степени влияли (р<0,001): сверхавторитет родителей семейные конфликты (г = 0,66), неудовлетворенность матери ролью хозяйки (г = 0,63) и безучастность мужа (г = 0,66); слабая вероятная (р<0,05-0,01) связь установлена с показателем доминирования матери (г = 0,29). Эмоциональное отвержение матерью, высокий уровень контроля поведения ребенка, не учитывающий его потребности, навязывание четкой дисциплины и требование безоговорочного послущания, нарушает эмоционально-личностное развитие детей, способствует формированию негативного, искаженного взгляда на себя и окружающих, увеличивает риск прогрессирования заболевания.
Таким образом, в ходе проведенного психодиагностического изучения отношения родителей к детям с ЮРА, у значительного числа матерей установлены признаки, не способствующие формированию необходимого эмоционального контакта с ребенком и выявлены негативные тенденции в родительских установках.
Эмпирические данные исследования позволяют выделить отправные точки приложения психообразовательных и коррекционных мероприятий для изменения стиля родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ювенильным ревматоидным артритом, налаживания конструктивных отношений внутри семьи, преодоление неадекватного отношения к ребенку и воспитательному процессу в целом.
Стратегии психокоррекционных мероприятий включают: позитивную трансформацию детско-родительских отношений; формирование навыков объективной оценки психофизических кондиций ребенка, повышение эмпатических способностей понимания, сочувствия, сопереживания и адекватной экспрессии выражения материнской любви; стабилизацию эмоционального состояния матери, обучение стресс-менеджменту для со-владания с негативными аффектациями и соматовегетативными эквивалентами эмоционального напряжения; освоение психолого-педагогических подходов для организации кор-регирующих методов на дому в привычных семейных условиях. Эффективная организация психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ЮРА, должна способствовать: - коррекции межсупружеских отношений, влияющих на психологический климат семьи: активное включение мужа в дела семьи, снижение авторитарности со стороны жены; преодоление зависимости и несамостоятельности женщины, расширение круга ее интересов, ограниченных проблемами больного ребенка;
- нивелированию деструктивных материнских стратегий эскапизма, ухода от трудностей,
незрелых поведенческих паттернов самоустранения по типу «заученной беспомощности», коррекции механизмов психологических защит, возникающих на фоне сниженной самооценки и ведущих к переадресованной агрессии на ребенка, искаженной оценки поведения ребенка с последующими негативными эмоциональными реакциями;
- коррекции незрелых психологических механизмов защит отрицания проблем у ребенка, у
матери и в семье, переходу к конструктивным формам компенсации в виде продуктивного поиска комплексных решений; формирование адекватной оптимистической позиции относительно перспектив дальнейшего развития ребенка;
- использованию достижений в развитии ребенка как рейтингового фактора успешности
матери для роста ее личностной самооценки;
- коррекции интрапсихического статуса матери с переходом от стратегий эмоционального
реагирования на дефекты развития ребенка к сосредоточению на выполнение задач, компенсирующих и устраняющих признаки заболевания, формирующих позитивное чувство сопричастности матери с достижениями ребенка;
- стимулирование креативности матери, способствующей выходу из руинирующей фру-
страции в поле активной созидательности, от пассивных переживаний по поводу «личной трагедии наличия неполноценного ребенка» к активному поиску реализации его скрытого потенциала успешной адаптации, приобретаемой в результате совместных действий. Для преодоления основных трудностей семьи, выработки эффективных стратегий разрешения конфликтов, возникающих в семейной паре, воспитывающей ребенка с юве-нильным ревматоидным артритом, целесообразным является формирование супружеской коалиции.
Заключение.
В ходе изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ювенильным ревматоидным артритом, в 75,3 % случаев установлены дисгармоничные отношения в диаде «мать-ребенок»: снисходительный стиль отмечался у 39,6 %, авторитарный - у 35,7 %. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки системы медико-психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ювенильным ревматоидным артритом. Основные усилия должны быть направлены на формирование осознанного и эффективного родительства, стимулирование семьи к использованию собственных ресурсов в повышении качества жизни как больного ребенка, так и членов семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буслаева А. С. Родительские воспитательные установки при хроническом соматическом заболевании ребенка (на материале юношеского ревматоидного артрита). Клиническая и специальная психология 2016; 5(4):61-75.
2. Лисицына Т.А., Вельтищев Д. Ю., Насонов Е. Л. Стрессовые факторы и депрессивные расстройства при ревматических заболеваниях. Научно-практическая ревматология. 2013; 51 (2):98-103
3. Лисицына Т.А., Вельтищев Д. Ю. Психические расстройства у больных ревматическими заболеваниями: диагностика и лечение. Научно-практическая ревматология. 2015; 53(5):512-521.
4. Тюрина Н. Ш. Формирование компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. Детский сад от А до Я. 2007;2:122-128.
5. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2007; 1:64. 2
6. Грехов Р. А., Александров А. В., Алехина И. Ю. Влияние методов восстановительной терапии на нор-
мализацию психоэмоционального статуса больных с воспалительными и дегенеративными заболеваниями суставов. Вестник РАМН. 2010; 3:29-33.
7. Дрождина Е. Н., Ковалевская О. Б., Серавина О. Ф. Роль психотравмирующих факторов в дезадап-
тации детей и подростков, страдающих ювенильным артритом. Социальная и клиническая психиатрия. 2012;1:44-50.
8. Шелепина Т. А., Кузьмина Н. Н.. Психологическая реабилитация детей и подростков с ювенильным
артритом на этапе стационарного лечения. Педиатрия. 2011; 90(5):39-45.
9. Шац И. К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. СПб.: Речь; 2010.
10. Ювенильный артрит: клинические рекомендации для педиатров. Детская ревматология. Под ред. Баранова А. А., Алексеевой Е. И. М.: ПедиатрЪ; 2013.
REFERENSES
1. Buslaeva A. S. Parental Attitude to Upbringing the Child with Chronic Somatic Disease (Based on Juvenile Rheumatoid Arthritis). Clinical Psychology and Special Education 2016; 5 (4):61-75. (In Russ.).
2. Lisitsyna T.A., Vel'tishchev D. Yu., Nasonov EL. Stress factors and depressive disorders in rheumatic diseases. Rheumatology Science and Practice. 2013;51 (2):98-103 (In Russ.).
3. Lisitsyna T.A., Vel'tishchev D. Yu. Mental disorders in patients with rheumatic diseases: Diagnosis and treatment. Rheumatology Science and Practice. 2015; 53(5):512-521. (In Russ.).
4. Tiurina N. Sh. Formation of competence of parents of young children with developmental disabilities. Kindergarten from A to Z. 2007; 2:122-128. (In Russ.).
5. Ananieva T. V. Psycho-pedagogical support of families raising a "special" child. The education and training of children with disabilities. 2007; 1:64. (In Russ.).
6. Grekhov R.A., Aleksandrov A. V., Al'okhina I. Yu. Influence of methods of rehabilitation therapy on the normalization of the psychoemotional status of patients with inflammatory and degenerative joint diseases. Vestnik RAMN. 2010; 3: 29-33. (In Russ.).
7. Drozhdina E.N., Kovalevskaya O. B., Seravina O. F. The role of stressful factors of maladjustment in children and adolescents with juvenile arthritis. Social and Clinical Psychiatry. 2012; 1:44-50 (In Russ.).
8. Shelepina, T.A., Kuzmina N. N. Psychological rehabilitation of children and adolescents with juvenile arthritis at the stage of inpatient treatment. Pediatrics. 2011; 90(5): 39-45. (In Russ.).
9. Schatz I. K. Psychological support critically ill child. SPb.: Rech'; 2010. (In Russ.).
10. Juvenile arthritis: clinical recommendations for pediatricians. Children's rheumatology. Edited by Baranov A. A., Alekseeva E. I. M: Pediatrician;2013. (In Russ.).
УДК:616.89:615.851:618.145
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕНЩИН С ГЕНИТАЛЬНЫМ ЭНДОМЕТРИОЗОМ
Гуменюк Л. Н.
Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина5/7, Симферополь, Россия.
Для корреспонденции: Гуменюк Леся Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», E-mail: lesya [email protected]
For correspondence: LesyaGumenyuk, Dr. Sci. Medicine, Professor of the Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy with a course of general and medical psychology, Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: lesya [email protected]
Information about authors:
Gymenyuk L. N. http://orcid.org/0000-0002-0944-3591