Научная статья на тему 'Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе'

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7678
943
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УЧЕНИК / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Покаместова Ольга Владимировна

дети с диагнозом ЗПР имеют ряд особенностей в развитии различных процессов психики и поведения и составляют неоднородную группу из-за разнородности причин и степени выраженности отставания в их развитии. Учителю необходимо учитывать особенности таких обучающихся в своей работе, чтобы корригировать проблемы в обучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Покаместова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе»

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе Покаместова О.В.

Покаместова Ольга Владимировна / Pokamestova Olga Vladimirovna - учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 27», г. Череповец

Аннотация: дети с диагнозом ЗПР имеют ряд особенностей в развитии различных процессов психики и поведения и составляют неоднородную группу из-за разнородности причин и степени выраженности отставания в их развитии. Учителю необходимо учитывать особенности таких обучающихся в своей работе, чтобы корригировать проблемы в обучении.

Abstract: children with a diagnosis of mental retardation have a number of features in the development of the various processes of the psyche and behavior constitute a heterogeneous group because of the heterogeneity of the causes and severity of the lag in their development. The teacher needs to take into account the peculiarities of the students in their work to correct the problems in education.

Ключевые слова: задержка психического развития, ученик, особенности развития, психические функции, специальные классы.

Keywords: mental retardation, pupil, especially development, mental functions, special classes.

В современном значении под термином "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). ЗПР может быть обусловлена следующими причинами:

• социально-педагогическими

• физиологическими

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.

Наиболее ярким признаком ЗПР у младших школьников исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря. У таких детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Речь детей с ЗПР развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Степень проявления недостатков развития речи может быть разной. В зависимости от этого по-разному будут проявляться проблемы обучения.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Дети, имеющие диагноз ЗПР, не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

Внимание характеризуется неустойчивостью, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания и повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу), не позволяют младшему школьнику полноценно осуществлять напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми. Другие дети, наоборот, скованы, заторможены.

Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Чаще всего такие дети способны работать на уроке всего 15-20

минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой.

Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними. Для обучения детей с ЗПР в школах организованы классы VII вида, или согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года их называют классы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Цель их организации - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья.

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС, 2003

2. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Электронный ресурс. ourbaby.ru - наш ребенок. Что такое ЗПР;

5. Электронный ресурс. ru.wikipedia.org - статья «Задержка психического развития» в Википедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.