Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / демократизация / права человека / «Правило Миранды» / «Хабеас Корпус» / общество / Республика Узбекистан / Constitution / democratization / human rights / «Miranda Rule» / «Habeas Corpus» / society / Republic of Uzbekistan

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Б Б. Салимов, С Ю. Чимаров

В статье представлен анализ демократических преобразований в Республике Узбекистан, целесообразность которых отражает произошедшие конституционные изменения, закрепленные соответствующим волеизъявлением населения данного государства на общенародном референдуме 30 апреля 2023 года. Выявляя степень усиления на конституционном уровне правовых институтов, связанных: во-первых, с «Правилом Миранды»; во-вторых, с институтом «Хабеас Корпус», автор апеллирует к важности отмеченных шагов для демократизации органов внутренних дел, выступающей ключевым условием для формирования отношений гармонии между указанным институтом государства и обществом, и более совершенного решения актуального вопроса относительно укрепления доверия общества к органам внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEMOCRATIC VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article presents an analysis of democratic reforms in the Republic of Uzbekistan, the feasibility of which reflects the constitutional changes that have taken place, enshrined in the corresponding expression of the will of the population of this state at the national referendum on April 30, 2023. Revealing the degree of strengthening at the constitutional level of legal institutions associated with: firstly, the «Miranda Rule»; secondly, with the institution of «Habeas Corpus», the author appeals to the importance of the noted steps for the democratization of the internal affairs bodies, which is a key condition for the formation of harmonious relations between the said institution of the state and society, and a more perfect solution to the pressing issue of strengthening public confidence in the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Б.Б. Салимов, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Республика Узбекистан

Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-182-184

Аннотация. В статье представлен анализ демократических преобразований в Республике Узбекистан, целесообразность которых отражает произошедшие конституционные изменения, закрепленные соответствующим волеизъявлением населения данного государства на общенародном референдуме 30 апреля 2023 года. Выявляя степень усиления на конституционном уровне правовых институтов, связанных: во-первых, с «Правилом Миранды»; во-вторых, с институтом «Хабеас Корпус», автор апеллирует к важности отмеченных шагов для демократизации органов внутренних дел, выступающей ключевым условием для формирования отношений гармонии между указанным институтом государства и обществом, и более совершенного решения актуального вопроса относительно укрепления доверия общества к органам внутренних дел.

Ключевые слова: Конституция, демократизация, права человека, «Правило Миранды», «Хабеас Корпус», общество, Республика Узбекистан.

Выразив свое волеизъявление на всенародном голосовании в ходе проведенного 30 апреля 2023 г. референдума Республики Узбекистан (далее - Узбекистан), народ нашего государства провозгласил свою приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, подтвердив при этом свою верность идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности [1].

Нашедшие отражение в преамбуле Основного закона Узбекистана отмеченные аспекты народной воли, распространяют свое действие на все общество и каждый институт государства, включая национальные органы внутренних дел (далее -ОВД). Данный тезис соответствует универсальным по своему значению принципам функционирования ОВД, и, в частности, полиции, что впервые наиболее обстоятельно было закреплено в содержании принципов, разработанных видным поли-цеистом Р. Пилем и вошедших в историю в качестве девяти «Пилианских принципов». Применительно к теме проведенного нами исследования, представляется целе-

сообразным обратить внимание на содержание седьмого из этих принципов, в соответствии с которым: «в отношениях с населением всегда придерживаться исторической традиции «полиция - это общество, а общество - это полиция». Полиция включает в себя полномочных и полноправных представителей населения, получающих жалование за полное посвящение своего внимания обязанностям каждого гражданина по защите интересов общественного благосостояния и направленных на выживание общества» [2, с. 34].

Сущностные положения демократизации отношений между государством и его представителями с одной стороны (включая ОВД) и личностью каждого человека с другой, - нашли свое правовое закрепление в новой редакции (2023 г.) указанной Конституции Узбекистана. Применительно к правоохранительной системе Узбекистана, особого внимания заслуживают конституционные новеллы, в части усиления правовой силы: во-первых, «правила Миранды» (ч.3 ст. 27); во-вторых, института «Хабеас Корпус» (ст. 27,29).

1. Акцентируя внимание на «правиле Миранды» (англ. «Miranda warning»), суть

юридического требования, в соответствии с которым во время задержания задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное. В данном случае необходимо указать на материалы совещания с членами Конституционной комиссии 20 июня 2022 г., во время которого Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев на основе множества обращений граждан, отметил следующее: «При задержании человека правоохранительными органами не поясняется, за что его арестовали и какими правами он обладает. В результате права подозреваемого оказываются под угрозой с самого первого момента задержания. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо применять «правило Миранды», отраженное в Конституции и законах многих стран и международных документах по правам человека. То есть при задержании человека его права и причина ареста должны быть разъяснены простым языком. Пришло время закрепить это правило в нашей Конституции» [3].

2. Второй важной гарантией, закрепленной в тексте новой редакции Конституции Узбекистана, является особое признание права каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту его чести и достоинства. Данные неотъемлемые права личности надежно защищаются при безусловном соблюдении положений международно признанного документа, которым является «Хабеас Корпус Акт» (англ. «Habeas Corpus Act»), во-первых, устанавливающий правила ареста и привлечения обвиняемого к суду; во-вторых, предоставляющий суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан. Признавая тот факт, что в Узбекистане институт «Хабеас Корпус» внедряется с 2008 г., следует обратить внимание на расширение сферы его применения с принятием новой редакции Конституции Узбекистана.

Подчеркивая проявление демократической тенденции к открытости органов исполнительной власти (п. 11 ст. 115 Конституции), существующая модель взаимодействия ОВД и общества характеризуется новыми показателями своей транспарентности. Иллюстрацией отмеченного являются данные, которые приводит отечественный юрист и профессор Академии МВД Узбекистана А. Акилов, констатирующий следующее: «с целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности ОВД в системе функционирует более 20 веб-сайтов, в социальных сетях -свыше 100 веб-страниц» [4].

Рассмотренные и ряд других конституционных установлений по демократизации узбекского общества и повышения уровня реализации данного процесса для национальных ОВД, нашли свое более детальное отражение в документе стратегического планирования, посвященном дальнейшему развития Узбекистана на период до 2030 г. [5].

Таким образом, обновленные конституционно-правовые условия для более эффективной реализации основных направлений развития страны и выведения осуществляемых широкомасштабных реформ в Узбекистане на новый этап, соответствуют надлежащему обеспечению волеизъявления нашего народа, нацеленному на строительство свободного и процветающего, сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности. В решении отмеченного комплекса перспективных задач важное значение имеет углубление демократизации национальных ОВД, что несомненно позволит укрепить доверие узбекского общества к правоохранительной системе нашего государства в целом.

Библиографический список

1. Конституция Республики Узбекистан (новая редакция: принята путем всенародного голосования на референдуме Республики Узбекистан, проведенном 30 апреля 2023 года // Сайт «LexUZ-onlme». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/6445147 (дата обращения: 15.09.2024)

2. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№ 3(75). - С. 33-34.

3. Правило Миранды и институт Хабеас Корпус являются важными конституционными гарантиями наших прав. 23.03.2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzconsulate.ru/read_konstitutsiya/369# (дата обращения: 15.09.2024).

4. Акилов А. Органы внутренних дел Узбекистана в качестве демократичной и истинно народной структуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uzembassy.uk/news/1000?language=ru (дата обращения: 16.09.2024).

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 г. № УП-158 «О Стратегии «Узбекистан-2030»» // Сайт «LexUZ-online». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/6600404 (дата обращения: 17.09.2024).

FEATURES OF THE DEMOCRATIC VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC

OF UZBEKISTAN

B.B. Salimov, Student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Republic of Uzbekistan

Scientific supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of democratic reforms in the Republic of Uzbekistan, the feasibility of which reflects the constitutional changes that have taken place, enshrined in the corresponding expression of the will of the population of this state at the national referendum on April 30, 2023. Revealing the degree of strengthening at the constitutional level of legal institutions associated with: firstly, the «Miranda Rule»; secondly, with the institution of «Habeas Corpus», the author appeals to the importance of the noted steps for the democratization of the internal affairs bodies, which is a key condition for the formation of harmonious relations between the said institution of the state and society, and a more perfect solution to the pressing issue of strengthening public confidence in the internal affairs bodies.

Keywords: Constitution, democratization, human rights, «Miranda Rule», «Habeas Corpus», society, Republic of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.