Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГЛАСНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Алексеев А.А.

В статье представлен анализ основных нормативных положений, определяющих область правового регулирования органов внутренних дел Республики Узбекистан с позиций принципа открытости и прозрачности. Выявляя сущностные аспекты реализации данного принципа, авторы акцентируют внимание на ареале нормативно-правовых источников, закрепляющих концептуальные особенности функционирования узбекской правоохранительной институции, доминантным трендом деятельности которой выступает укрепление доверия общества к органам внутренних дел в условиях дальнейшего упрочнения демократии в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF OPENNESS AND TRANSPARENCY IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article presents an analysis of the main regulatory provisions that determine the area of legal regulation of the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan from the standpoint of the principle of openness and transparency. Revealing the essential aspects of the implementation of this principle, the authors focus on the area of regulatory and legal sources that consolidate the conceptual features of the functioning of the Uzbek law enforcement institution, the dominant trend of which is the strengthening of public confidence in the internal affairs bodies in the context of further strengthening of democracy in the state.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор А.А. Алексеев, канд. соц. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-264-266

Аннотация. В статье представлен анализ основных нормативных положений, определяющих область правового регулирования органов внутренних дел Республики Узбекистан с позиций принципа открытости и прозрачности. Выявляя сущностные аспекты реализации данного принципа, авторы акцентируют внимание на ареале нормативно-правовых источников, закрепляющих концептуальные особенности функционирования узбекской правоохранительной институции, доминантным трендом деятельности которой выступает укрепление доверия общества к органам внутренних дел в условиях дальнейшего упрочнения демократии в государстве.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, органы внутренних дел, гласность, открытость, прозрачность, демократия, доверие общества.

Определяющим условием эффективности деятельности органов внутренних дел и признания обществом их социальной миссии, квинтэссенцию которой составляет правоохранительная деятельность, является открытость и прозрачность функционирования указанной институции. Данный тезис имеет прочное сопряжение с универсальными положениями, закрепленными английским реформатором полицейского дела Р. Пилем в его знаменитых 9 принципах, определяющих особенности правоприменения в сфере полицейской деятельности. В соответствии с положением второго принципа: «способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [1, с. 33]. Отмеченное имеет прямое отношение к деятельности ОВД Республики Узбекистан (далее-ОВД Узбекистана), отдельные из сотрудников которых проходят обучение в качестве слушателей в образовательных организациях МВД России. Апеллирование к отдельным сторонам деятельности ОВД Узбекистана, включая вопросы обеспечения открытости и прозрачности, позволяет более предметно акцентировать внимание на выявлении общего, особенно-

го и единичного в процессе организации педагогического процесса с данной категорией слушателей. Согласно ст. 2 Закона Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 г. № 400-Ю «О гарантиях и свободе доступа к информации», законодательство о гарантиях и свободе доступа к информации состоит из Конституции Республики Узбекистан, данного Закона и других актов законодательства [2].

В Законе Республики Узбекистан от 16 сентября 2016 г. № ЗРУ-407 «Об органах внутренних дел» действие принципа открытости и прозрачности деятельности ОВД закреплено в ст. 9 [3]. Исходя из нормативных положений данной статьи:

1. Деятельность ОВД осуществляется открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами, а также со СМИ.

2. Физические и юридические лица имеют право в порядке, установленном законодательством, получать достоверную информацию о деятельности ОВД, а также непосредственно затрагивающую права и законные интересы физических и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

3. ОВД обеспечивают доступ к информации о своей деятельности в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан от 5 мая 2014 г. № ЗРУ-З69 «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» [4]. В соответствии со ст. 4 указанного Закона, основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:

а) общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации;

б)гласность и прозрачность их деятельности;

в) свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления;

г) соблюдение прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в их частную жизнь, а также прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов государственной власти и управления.

Исходя из нормативных положений ст. 9, источниками информации о деятельности органов государственной власти и управления являются:

а) официальные издания органов государственной власти и управления;

б) выступления и заявления руководителей органов государственной власти и управления, а также уполномоченных ими должностных лиц;

в) сообщения информационных служб органов государственной власти и управления;

г) материалы официальных веб-сайтов органов государственной власти и управления;

д) материалы СМИ.

Наряду с отмеченным, источниками информации о деятельности органов госу-

дарственной власти и управления могут быть и иные источники в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. В целях обеспечения исполнения отмеченного Закона Республики Узбекистан от 5 мая 2014 г. № ЗРУ-З69, а также повышения открытости и прозрачности деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, Кабинет Министров страны утвердил «Перечень сведений в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, подлежащих рассекречиванию» [5]. Сущностные аспекты реализации принципа открытости и публичности в деятельности ОВД иллюстративным образом представлены на официальном сайте МВД Республики Узбекистан, в разделе «Пресс-служба» (новости, медиатека, открытые данные и др.) [6].

Резюмируя изложенное, мы считаем необходимым сформулировать следующие выводы. Во-первых, утверждение в деятельности узбекских ОВД принципа открытости и прозрачности корреспондирует положениям международных стандартов, предписывающих учреждениям полиции укреплять свои функциональные связи с обществом и обеспечивать необходимый уровень доверия населения к национальной системе правоохранения. Во-вторых, рассмотренная правовая парадигма нормативного регулирования области открытости и прозрачности в деятельности ОВД Узбекистана свидетельствует о качественной «проработке» отмеченного вопроса, что создает необходимые правовые предпосылки к обеспечению в стране должного уровня развития демократии, и как следствие, повышению эффективности деятельности ОВД по направлениям защиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также борьбы с преступностью и терроризмом.

Библиографический список

1. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2017. - №3 (75). - С. 33-34.

2. Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 г. № 400-1В «О гарантиях и свободе доступа к информации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/acts/2118 (дата обращения: 16.07.2021)

3. Закон Республики Узбекистан от 16 сентября 2016 г. № ЗРУ-407 «Об органах внутренних дел». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/3027845 (дата обращения: 16.07.2021)

4. Закон Республики Узбекистан от 5 мая 2014 г. № ЗРУ-369 «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lex.uz/docs/2381138(дата обращения: 17.07.2021)

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 г. № 316 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.spmform.m/show_doc.fwx?rgn=126846#A5UE0FQ7J2 (дата обращения: 19.07.2021)

6. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан / Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iiv.uz/ru/pages/iiv-birlashgan-tahririyati (дата обращения: 20.07.2021)

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF OPENNESS AND TRANSPARENCY IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor

A.A. Alekseev, Candidate of Social Sciences, Associate Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of the main regulatory provisions that determine the area of legal regulation of the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan from the standpoint of the principle of openness and transparency. Revealing the essential aspects of the implementation of this principle, the authors focus on the area of regulatory and legal sources that consolidate the conceptual features of the functioning of the Uzbek law enforcement institution, the dominant trend of which is the strengthening ofpublic confidence in the internal affairs bodies in the context offurther strengthening of democracy in the state.

Keywords: legal regulation, internal affairs bodies, publicity, openness, transparency, democracy, public confidence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.