УДК 340
Гилёва Наталия Владимировна
кандидат исторических наук.
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
nataliya,gileva@mail. ru
Nataliya V. Gileva
Candidate of Historical Sciences,
Vologda Institute of Law and Economics, FSIN of Russia
gileva @ mail.ru
Особенности демографической политики Российской Федерации
на современном этапе
Features of the demographic policy in the modern period
Аннотация: В данной статье автор рассматривает особенности демографических процессов и демографической политики в Российской Федерации на современном этапе. На основе анализа статистических данных, представленных в открытых источниках, выявлены основные тенденции демографического развития государства в 2010 - 2017 гг. Автором также привлечены в исследовании нормативно-правовые акты, в той или иной степени касающиеся регулирования демографической политики. Рассмотрены несколько этапов демографического развития Российской Федерации в последнее десятилетие. Прослеживаются определенные направления по урегулированию демографической ситуации в стране. Начиная с 2007 г. правительственные структуры активно включились в разработку нового «демографического проекта». С 2012 по 2014 гг. для решения демографических проблем стали привлекаться средства регионов. Создаются региональные демографические программы. В это же время происходят существенные положительные сдвиги в демографической проблеме. С 2014 страна вступила в затяжной экономический кризис, что повлияло на существенное ухудшение демографических показателей. В настоящее время наблюдается снижение уровня рождаемости и увеличение смертности населения. В то же время увеличивается число мигрантов, прибывающих на территорию РФ.
Ключевые слова: демографическая политика, демографические процессы, экономический кризис, смертность, рождаемость, миграция, законодательные акты.
Annotation: In this article, the author considers the features of demographic processes and demographic policy in the Russian Federation at the present stage. Based on the analysis of statistical data presented in open sources, the main trends of demographic development of the state in 2010 - 2017 have been revealed. The author also involved in the study regulatory legal acts,
to some extent related to the regulation of population policies. Several stages of the demographic development of the Russian Federation in the last decade are considered. Certain trends in the settlement of the demographic situation in the country are traced. Since 2007, government structures have actively engaged in the development of a new "demographic project". From 2012 to 2014 for the solution of demographic problems Key words: demographic policy, demographic processes, economic crisis, mortality, fertility, migration, legislative acts. Regional demographic programs are being created. At the same time, there are significant positive changes in the demographic problem. Since 2014, the country has entered a protracted economic crisis, which affected a significant deterioration in the demographic indicators.At present, there is a decrease in the birth rate and an increase in the death rate of the population. At the same time, the number of migrants arriving to the territory of the Russian Federation is increasing.
Key words: demographic policy, demographic processes, economic crisis, mortality, birth rate, migration, legislative acts.
В 2010 - 2012 гг. на территории Российской Федерации продолжала, в целом, оставаться неблагоприятная демографическая ситуация. При некотором снижении смертности населения, наблюдалось несущественное увеличение рождаемости. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории РФ проживало 142 млн. чел., из них мужчин - 66 млн. чел., женщин - 76 млн. чел. По сравнению с 2002 г. численность населения страны сократилась на 2 млн. 300 тыс. чел [1].
При этом, в Российской Федерации 40,7 млн. семей (на 2010 г.) состояло из 2 и более человек. Число супружеских пар, в которых оба супруга были моложе 30 лет, насчитывалось 3,1 млн. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляли 43 процента общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми - 11,4 процента, многодетные семьи - 2,5 процента. В 2013 г. 23 процента детей были рождены вне брака. При этом, в 2013 г. по сравнению с 2006 г. более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся, повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений. В 2013 г. позитивным изменениям в демографическом положении страны способствовали следующие факторы:
-вхождение в последние годы в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 1980-е гг. [1].
- реализация принятых в рамках Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года мер, направленных на стимулирование рождаемости. - введение материнского (семейного) капитала;
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70, 8 лет. При этом, у женщин до 76,3 года, у мужчин превысила 65 лет. Сохранялся разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в 11,2 года.
Отмечалось ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. Количество абортов сокращалось, но оставалось высоким [1].
Демографическое развитие Российской Федерации в период 2010 -2017 гг. во многом продолжало определяться одним из основных документов - Концепцией демографической политики. Данная Концепция была принята в 2007 г., срок ее действия рассчитан до 2025 г. [2] По пессимистическому варианту прогноза, предположительная численность населения РФ должна была сократиться к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составить 136 млн. человек, а к 2025 году - до 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни должна была уменьшиться до 64,5 года [1].
В настоящее время очевидно, что меры демографической политики, предпринятые государством в 2007-2016 гг. оправдали себя и дали положительные результаты. На апрель 2017 г. численность населения составила около 147 млн. человек, при этом средняя продолжительность жизни - 72 года [1]. При этом надо учитывать и тот факт, что в 2014 г. в состав Российской Федерации вошли Республика Крым и г. Севастополь с численностью населения 2284 тыс. чел [4].
В изучаемый период был принят ряд Стратегий социально-экономического развития отдельных регионов страны. Стратегия развития Сибири (12 субъектов РФ) зафиксировала наличие ряда угроз для данной территории: транспортная удаленность многих населенных пунктов, возрастающая роль трудовых ресурсов, малонаселенность территории. Авторы Стратегии, отмечая наличие демографического кризиса на данной территории, не говорят о повышении рождаемости как главного фактора улучшения ситуации в целом. Предлагается увеличить внутренние миграционные потоки из центральных районов России в Сибирь, привлечение иностранных мигрантов, развитие технологической сферы [9]. Это свидетельствует о том, что «естественный» демографический рост в Сибири невозможен. Данная ситуация накладывается на определенную напряженность на границах России и Китая.
В Северо-Западном федеральном округе демографическая ситуация характеризуется более сложными процессами, чем в России. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа отмечается, что население постоянно сокращается, особенно в Мурманской области и Республике Коми [8]. В целом, с 1990 года население Северо-Западного федерального округа сократилось на 2 млн. человек, или на 12 процентов. Это самое большое снижение среди федеральных округов, за исключением Дальневосточного федерального округа. При этом авторы Стратегии считают, что к 2020 году при проведении активной демографической политики, может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения.
В мае 2012 г. вышли в свет знаменитые Указы Президента, касающиеся, в том числе, и сферы социально-экономического и демографического развития, образовании. В целях оказания
дополнительной финансовой помощи нуждающимся в поддержке семьям с 2013 года в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 была введена новая мера социальной поддержки семей (ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет) [7]. В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 принимались достаточно активные меры по ликвидации очередей в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Также была поставлена задача достижения к 2016 г. 100-процентной доступности дошкольного образования для детей данной возрастной категории [6].
Для улучшения демографической ситуации и снижения младенческой смертности в стране, начиная с 2013 г. целенаправленно стали выделяться субсидии на строительство перинатальных центров. Правительством РФ было выделено субсидий из бюджета ФОМС в общем объеме 52,66 млрд. рублей 30 субъектам Российской Федерации на софинансирование строительства 32 перинатальных центров. [5].
В 2014 году также была принята Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [3]. В Концепции сказано, что государственная семейная политика - это целостная система принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества. Особое внимание авторы Концепции уделили сохранению традиционных семейных ценностей, повышению роли семьи в жизни общества, усилению авторитета родительства в семье и обществе.
В 2016 году Правительство РФ разработало Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы. В Стратегии отмечается, что одной из основных целей является активизация участия женщин в принятии решений в политической, экономической и общественной сферах жизни общества. Также разработчики Стратегии обратили внимание на необходимость сокращения женской безработицы и снижения уровня насилия в отношении женщин [2].
В целом, демографическая ситуация в стране стала изменяться в 2000-е гг. Демографическая проблема и пути ее решения вышли на первый план. Были намечены пути выхода из демографического кризиса, прозвучали конкретные цифры материальной помощи государства семьям, где появился второй и последующий ребенок. «Материнский капитал», выплачиваемый с 2007 г по настоящее время, сыграл свою положительную роль. Но при этом надо учитывать, что данные выплаты во многом лишь сдвинули более раннее рождение вторых детей в семьях и кратковременно улучшили демографические показатели в РФ. В настоящее время и в ближайшие 20-30 лет, с большой долей вероятности, естественный прирост населения в РФ будет снижаться. Вместе с тем, темпы миграционного прироста могут существенно увеличиться.
Литература:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL:http://www.gks.ru (дата обращения:10.07.2017).
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 №410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2017. №11. Ст. 1618.
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» от 25.08.2014. №1618-р // Собрание законодательства РФ. 01.09.2014. №35. Ст. 4811.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2014 №1330-р «О получении официальной статистической информации о населении Республики Крым и г. Севастополя» //Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. N 30 (часть II). Ст. 4361; Т. Смольякова. Росстат сосчитал население Крыма // Российская газета. 16.12.2014.
5. Распоряжение Правительства РФ от 13 октября 2013 г. №1873-р «О распределении субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на строительство перинатальных центров» // Собрание законодательства РФ. 21.10.2013. №42. Ст. 5437.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. N19. Ст. 2343.
7.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» //Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2336; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. N19. Ст. 2343.
8. Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2011 №2074-р (ред.
от
26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 19.11.2011. №51. Ст. 7542.
9. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года"// Собрание законодательства РФ. 16.08.2010. N33. Ст. 4444
10. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года»// Собрание законодательства РФ. 01.10.2001. N 40. Ст. 3873.
Bibliography:
1. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http: //www.gks.ru (reference date: July 10, 2017).
2. Rasporyazhenie Government of the Russian Federation from 08.03.2017 № 410-r "On approval of the National Strategy for Women for 2017 - 2022 years "// Collection of the legislation of the Russian Federation.03/03/2017. №11. Art. 1618.
3. The order of the Government of the Russian Federation "On the approval of the concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025" of August 25, 2014. № 1618-p // Collection of the legislation of the Russian Federation.09/01/144. № 35. Art. 4811.
4. Rasporyazhenie Government of the Russian Federation of 17.07.2014 № 1330-r "On the receipt of official statistical information on the population of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol" // Collection of legislation of the Russian Federation.07/28/2014. N 30 (Part II). Art. 4361; T. Smolyakova. Rosstat counted the population of the Crimea / / Rossiyskaya Gazeta. 12/16/2014.
5. Order of the Government of the Russian Federation of October 13, 2013 No. 1873-r "On the distribution of subsidies from the budget of the Federal Fund of Mandatory Medical Insurance for the construction ofperinatal centers" // Collection of legislation of the Russian Federation. 10/21/2013. №42. Art. 5437.
6. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 606 "On measures to implement the demographic policy of the Russian Federation" // Collection of the legislation of the Russian Federation. 07.05.2012. N19. Art. 2343.
7. Presidential Decree of May 7, 2012 № 599 "On measures to implement state policy in the field of education and science" // Collection of legislation of the Russian Federation. 07.05.2012. N19. Art. 2336; Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 606 "On measures to implement the demographic policy of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation.07.05.2012. N19. Art. 2343.
8. Government of the Russian Federation Order No. 2074-r of December 19, 2011 (as amended by 12/26/2014) "On the approval of the Strategy of socioeconomic development of the North-West Federal District for the period until 2020"//Collection of the legislation of the Russian Federation. 19.11.2011. №51. Art. 7542.
9. Rasporyazhenie Government of the Russian Federation of 05.07.2010, N 1120-r (Ed. From 12/26/2014) "On the approval of the Strategy for the socioeconomic development of Siberia until 2020." // Collection of Legislation of the Russian Federation., 16.08.2010. N33. Item 4444
10. Order of the Government of the Russian Federation from September 24, 2001 № 1270-r "On the Concept of the demographic development of the Russian Federation for the period until 2015" // Collection of the legislation of the Russian Federation.01.10.2001. N40. Art. 3873.