Научная статья на тему 'Анализ тенденций демографической ситуации в Воронежской области на современном этапе'

Анализ тенденций демографической ситуации в Воронежской области на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3084
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / DEMOGRAPHIC POLICY / DEMOGRAPHY / DEMOGRAPHIC PROCESSES / THE ANALYSIS OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены основные демографические показатели Воронежской области, проведен анализ тенденций демографического развития региона. Особое внимание уделено изучению демографической ситуации в Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабалина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the demographic situation in the Voronezh region

The article describes the main demographic indicators of the Voronezh region, the analysis of trends in the demographic development of the region. Special attention is paid to the study of the demographic situation in the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций демографической ситуации в Воронежской области на современном этапе»

государственный СоВет-ник, 2014

№°4

Юлия Николаевна ШАБАЛИНА

Магистр 2 курса кафедры государственной и муниципальной службы и кадровой политики

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: [email protected]

УДК УДК 314.18

Ю.Н.Шабалина

Анализ тенденций демографической ситуации в Воронежской области на современном этапе

В статье рассмотрены основные демографические показатели Воронежской области, проведен анализ тенденций демографического развития региона. Особое внимание уделено изучению демографической ситуации в Воронежской области.

Ключевые слова: демографическая политика, демография, демографические процессы, анализ демографической ситуации в Воронежской области

Iu.N. Shabalina

Features of the demographic situation in the Voronezh region

The article describes the main demographic indicators of the Voronezh region, the analysis of trends in the demographic development of the region. Special attention is paid to the study of the demographic situation in the Voronezh region.

Keywords: demographic policy, demography, demographic processes, the analysis of the demographic situation in the Voronezh region

Введение

емографическую ситуацию как в стране в целом, так и в Воронежской области формируют внешние и внутренние факторы, такие как: снижение уровня жизни населения, недостаточная обеспеченность репродуктивных прав женщин и семьи, недостаточный контроль государства над управляемыми факторами демографической ситуации сформировали особенности причин депопуляции.

В настоящее время для многих регионов России, в том числе и для Воронежской области наиболее актуальной является реализация эффективной демографической политики на территории субъекта Федерации.

Воронежская область как крупный регион России испытывает в настоящее время высокие значения естественной убыли населения: смертность превышает рождаемость.

При этом почти треть от общего числа умерших - это граждане трудоспособного возраста, 80% из них - мужчины. Основными факторами повышенной смертности населения являются болезни системы кровообращения, а также несчастные случаи, травмы и отравления. С одной стороны, это указывает на тенденцию быстрой убыли населения, с другой - показывает, что есть значительный ресурс для сокращения смертности [4].

Прежде всего, таким ресурсом является улучшение качества медицинского обслуживания. Не менее важное направление - борьба

(№.4

The State Counsellor, 2014

с курением и алкоголизацией населения, так как почти каждая пятая смерть в РФ связана со злоупотреблением алкоголем или табакокурением. Необходимо и возможно сокращать и детскую, в том числе младенческую, смертность.

Для ускорения реализации демографической политики по понижению естественной убыли населения осуществляется очень мощная, стимулирующая рождаемость, мера

- выплата значительной денежной суммы, «материнского капитала», семьям, в которых рождается как минимум второй ребенок. Выплата материнского капитала реализуется уже с 2010 года.

Органами законодательной и исполнительной власти поддерживаются другие меры, направленные на увеличение рождаемости. Это и приоритетное развитие секторов медицины, связанных с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей и отцов, и ликвидация беспризорности путем развития сети семейных интернатов, и создание благоприятного «жизненного пространства» для рождения и воспитания детей. На стыке решения жилищной и демографической проблемы - инициатива по малоэтажному строительству одно-семейных домов в пригородах и на селе, что позволит комплексно решать как жилищную, так и демографическую проблему.

Очевидно, что демографическая политика

- система мер, которые не могут дать одномоментного результата. Но анализ существующих тенденций показывает, что реализация и проведение демографической политики в

области радикально меняет ситуацию к лучшему и превосходит самые оптимистические ожидания.

Основная часть Направления и особенности формирования демографических процессов в Воронежской области

Основные демографические процессы -естественное и механическое движение населения - определяют изменения его численности и структуры, а также сдвиги в величине и составе трудовых ресурсов.

По оценке, численность постоянного населения области по состоянию на 1 января 2014 года составила 2328,9 тыс.человек, что на 2,2 тыс.человек (или на 0,07 %) ниже численности на начало 2013 года (см. табл. 1).

Городское население области составило 1552,9 тыс.человек (66,7%), а сельское - 776,1 тыс.человек (33,3%).

В Российской Федерации наблюдается увеличение численности населения в 2013 году на 297,1 тыс.человек (0,2%) по сравнению с 2012 годом. В Центральном федеральном округе также отмечается увеличение численности населения в 2013 году на 136,0 тыс.человек (0,3%) по сравнению с 2012 годом.

Таким образом, из приведенных данных можно сделать выводы, что в Воронежской области в 2013 году наблюдается снижение численности населения, вместе с тем в целом по РФ и ЦФО данный показатель увеличился соответственно на 0,2 % и 0,3 %.

Таблица 1

Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 г. и на 1 января 2013 г (человек)

Территория На 1 января 2014 года На 1 января 2013 года

Все население Городское население Сельское население Все население Городское население Сельское население

Российская Федерация 143666,9 106548,7 37118,2 143369,8 106140,6 37229,2

Центральный федеральный округ 38819,9 31749,2 7070,7 38683,9 31610,9 7073,0

Воронежская область 2328,9 1552,9 776,1 2331,1 1545,6 785,5

В целом по области сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли, которая в 2013 году составила 11,3 тыс.человек, что на 1,8 % больше, чем в 2012 году (см. табл. 2).

Рождаемость является одним из основных факторов воспроизводства населения, оказывающих существенное влияние на численность и возрастно-половой состав.

Всего в 2013 году в области появились на свет 24394 ребенка, что на 1,7 % меньше, чем в предыдущем году. В РФ коэффициент рождаемости в 2013 году составил 13,2 промилле, в ЦФО 11,3, в Воронежской области

10,7 промилле. Таким образом, коэффициент рождаемости по Воронежской области гораздо ниже, чем в РФ и ЦФО, это объясняется низким числом браков, а также увеличением числа разводов

Одной из важных причин в этом процессе является также большой коэффициент смертности в Воронежской области составил 15,5, по РФ 13,0, по ЦФО 13,6.

Если анализировать динамику демографических процессов по Воронежской области по данным Воронежстата за 2012 год наблюдается улучшение демографической ситуации по основным показателям. Например, коэф-

Государственный Советник, 2014

Таблица 2

Естественное движение населения по областям ЦФО в 2013 году

Естеств. прирост. убыль (+,-) На 1000 человек населения

Территория Число родившихся Число умерших Число браков Число разводов Число родившихся Число умерших Естеств. прирост. убыль (+,-) Число браков Число разводов

РФ 1895822 1871809 24013 1225501 667971 13,2 13,0 0,2 8,5 4,7

ЦФО 438654 528754 -90100 318209 175840 11,3 13,6 -2,3 8,2 4,5

Вор.обл 24934 36209 -11275 18830 11701 10,7 15,5 -4,8 8,1 5,0

Таблица 3

Основные демографические показатели Воронежской области

№ Показатели Годы

п/п 2008 2009 2010 2011 2012

1 Численность постоянного населения на начало года (тыс. человек) 2280,4 2270,0 2261,6 2334,8 2334,5

Коэффициенты естественного движения населения

-рождаемости 9,8 10,4 10,2 10,2 10,9

-смертности 17,7 17,0 17,0 15,9 15,6

2 В том числе:

-городское 1436,3 1436,7 1437,1 1529,9 1536,9

-сельское 844,1 833,3 824,5 804,9 794,6

-естественного прироста (убыли) -7,9 -6,6 -6,8 -5,7 -4,7

3 Миграционный прирост (+), снижение (-), чел. +5504 +6619 +5346 +9863 +9952

фициент естественной убыли населения в 2012 году понизился на 15,8 % по сравнению с 2011 годом, а также увеличилось число родившихся на 6,2 % (см. табл. 3).

Положительным являются изменения в Воронежской области коэффициента рождаемости (вырос с 10,2 до 10,9 промилле) и коэффициента смертности (снижение с 15,9 до 15,6 промилле).

В тоже время по итогам 2012 года в целом демографическая ситуация имеет тенденцию к снижению численности населения на 1,1 тыс. человек, что составляет 0,05 % от общей численности населения. В соответствии с данными Воронежстата в период с 2008 по 2012 годы прослеживается тенденция увеличения городского населения с 1436,3 до 1536,9 и снижение количества сельских жителей на территории Воронежской области с 844,1 до 794,6 [1].

В 2012 году миграционный прирост в области составил 9952 человек по сравнению с 2008 годом увеличился на 4448 человек (80,8%). Наблюдается тенденция интенсивности миграционных процессов. Лишь в 2010 году наблюдался спад миграционных потоков на 158 человек (2,8 %) по сравнению с 2008 годом.

В целях улучшения демографической ситуации в Воронежской области необходимо проводить комплексные мероприятия по снижению смертности за счет организации ранней диагностики и профилактики основных заболеваний; увеличение рождаемости и популяризации традиционных ценностей, повышение уровня жизни, развитие социальной инфраструктуры.

В соответствии с вышеизложенным следует выделить следующие направления развития демографической политики в Воронежской области:

1) совершенствование перинатальной помощи населению области, в том числе особое внимание уделить сельским районам области;

2) пропаганда здорового образа жизни населения как основного фактора в улучшении качества жизни населения и повышения уровня общественного здоровья;

3) решение проблемных задач социально-экономического характера оказывающих влияние на демографическую ситуацию в области.

Для реализации эффективной демографической политики на территории Воронежской области необходимо формировать до-

я№4

The State Counsellor, 2014

стойные условия для роста числа жителей региона не только с социально-экономической точки зрения, но и путем формирования пропаганды здорового образа жизни, а также повышения доступности и качества медицинской помощи.

Реализация предложенных мер позволит активизировать участие населения в профилактических мероприятиях по формированию здорового образа жизни. В результате осуществления комплекса мер по направлениям формирования здорового образа жизни, повышения эффективности здравоохранения, улучшения экологии и повышения качества продуктов питания внешняя среда будет стимулировать ориентацию на здоровый образ жизни. Реализация комплекса профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни населения Воронежской области позволит существенно улучшить показатели общественного здоровья и средней продолжительности жизни, что значительно повысит рейтинг Воронежской области в экономической составляющей Российской Федерации [5].

Заключение

В результате анализа социально-экономического развития области и его сравнения с демографическими показателями были выявлены достаточно четкие зависимости, проанализированы различные тенденции, которые описывают состояние демографической ситуации в Воронежской области в последние годы. Они проявились в значительном улучшении демографической ситуации за последние два года, что соответствует периоду наиболее активного социально-экономического развития области. По основным проблемам, главным образом, связанным с заболеваемостью населения приняты программы, которые имеет целью снижение распространенности таких заболеваний как алкоголизм, злокачественные новообразования и другие.

Положительные моменты заключаются в том, что показатели, смертности и рождаемости стали немного лучше по сравнению с предыдущими годами. Ключевые проблемы состоят в повышенном уровне смертности в трудоспособном возрасте, достаточно высоком уровне заболеваемости населения.

Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографической политики Воронежской области на период до 2020 года является создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической струк-

туры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов [2].

Анализ демографической ситуации в Воронежской области показал, что такие показатели, как динамика численности населения, анализ рождаемости и смертности, брачности и разводимости, миграции населения находятся на более низком уровне, чем в среднем по России и ЦФО.

Таким образом, для решения демографической проблемы, ставшей фактически политической, актуализируется необходимость осуществления комплекса государственных мер по улучшению демографической ситуации: снижения уровня заболеваемости, сокращения смертности и повышения рождаемости населения, эффективного регулирования миграционными потоками.

Очевидно, что решить проблему убыли населения в регионе невозможно без действенного участия государства, его научно-обоснованной демографической политики. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. В частности, они выразились в принятии «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года» [3].

Одним из важных направлений в улучшении демографической обстановке в регионе является развитие и совершенствование системы профилактических мероприятий основных классов заболеваний и улучшения качества методов раннего выявления заболеваний. Также необходимо уделять особое внимание санитарной культуре населения, уровню осведомленности и образованности в области здравоохранения, пропаганде здорового образа жизни.

Для улучшения демографической ситуации в Воронежской области необходимо проведение комплекса мер, способствующих благоприятному развитию демографической политики в регионе:

- снижение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста;

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, повышение уровня рождаемости;

- улучшение репродуктивного здоровья населения;

- создание условий для самореализации молодежи;

- обеспечение межведомственного взаимодействия в вопросах улучшения демографической ситуации, качества жизни населения, формирования здорового образа жизни и повышения престижа института семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронежская область в цифрах. 2013: статистический сборник / Ред.кол.: Н.А. Ткаличева, С.В. Гриценко, И.Г. Киреева, Е.В. Киселева, Н.А. Куршина, Н.Ю. Нецепляева, И.В. Соловьева, Е.Б. Цицилина. Воронеж.: Воронежстат, 2013. 84 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ (в ред. законов Воронежской области от 23.12.2011 N 207-ОЗ, от 25.06.2012 N 85-ОЗ) «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу»: принят Областной Думой от 23.06.2010. 2010. 440 с.

3. Постановление правительства Воронежской области от 16.12.2010 №1097 «Об утверждении концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года» (в ред. Постановления Правительства Воронежской области от 28.12.2011 №1137). 2010. 11 с.

4. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями).

5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

1. Voronezh region in numbers. 2013: statistical collection / Ed.Col.: N. A. Tkaliceva, S. C. Gritsenko, I. G.. Kireeva, E. V. Kiseleva, N. A. Kurchina, N.Yu. Netseplyaeva, I.V. Solov'eva, E.B. Tsitsilina. Voronezh.: Voronezhstal Publ., 2013. 84 p.

2. The law of Voronezh oblast dated 30.06.2010 No. 65-OZ (as amended laws of the Voronezh region from 23.12.2011 No 207-OZ, from 25.06.2012 No 85-OZ) "About the strategy for socio-economic development of the Voronezh region in the long term": adopted by the Regional Duma on 23.06.2010. 2010. 440 p.

3. Resolution of the government of the Voronezh region from 16.12.2010 No. 1097 "On approval of the concept of demographic policy of the Voronezh region for the period up to 2025" (as amended by Decrees of the government of Voronezh region dated 28.12.2011 No. 1137). 2010. 11 p.

4. The decree of the President of the Russian Federation of 9 October 2007 1351 No "On approval of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025" (with changes and additions).

5. The decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2012 No 606 "On measures on implementation of demographic policy of the Russian Federation".

REFERENCES

Информация об авторе:

Шабалина Юлия Николаевна

(Россия, Воронеж) Магистр 2 курса Кафедра государственной и муниципальной службы и кадровой политики Факультет государственного и муниципального управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации (Воронежский филиал) E-mail: [email protected]

Information about the author:

Shabalina Iuliia Nikolaevna

(Russia, Voronezh) Master degree 2 course The Department of State and Municipal Service and Personnel Policy The Faculty of State and Municipal Management The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh branch) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.