Пристатейный библиографический список
1. Даллакян К.С. Этничность этнонации: дифференциация концептуальных определений // Научный вестник МГТУ ГА. М., 2013. №191.
2. Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе (на материалах социологического исследования в Москве) // Социол. исслед. 2007. № 7.
3. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии// Социологические исследования. 2007. № 1;
4. Дмитриев A.B., Слепцов Н.С. Конфликты миграции. М., 2004.
5. Дмитриев A.B., Мукомель В.И. Этническая иммиграция: конфликтное измерение // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Отв. ред. член-корреспондент РАН М.К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН, 2008.
6. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков A.B. Эмиграция и репатриация в России. М., /
П К/1\ \Г1\\П "П I i Т/Г K/[r-iJl~li I Т ГТ-fiM TI НКГ ТТГ\ТТТ/ГГТ/ГЬ-Я РГ\ГГТ/ГТ/Г' I ri\i "I i VMIi "'[ (' 1.Т-П1 I.VM ГП '!.•( "IIT K/I ~> f Ii I л i ^^ *
а
9
15
16
17
18
19
20
7. Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М., 2005.
8. Мукомель В.И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты // Россия реформирую^а^^^иьш. 11: Ежегодник/отв. ред. М.К. Горшков.-М.: Новый хронограф, 2012. (г Мукомель В.И. Политика интеграции. - М.: Фонд «Новая Евразия», 2012; (L^*
10. Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // СоцВс\00|. № 10.
11. Россия реформирующаяся. Вып. 11: Ежегодник/ отв. ред. М.К. Горшков. -М.: Новый }£трнотоггф, 2012.
12. Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. М., 1994.
13. Барбашина Э.Р. Миграционные процессы и этнические проблемы в Сибири // Этнос£да^п>ные процессы в Сибири. Вып. 2. ¿С^ Новосибирск, 1998 yA^Vl
14. Панарин С. Центральная Азия: этническая миграция и полютническиуС^Лк^ТГ воздействия на миграционную ситуацию // Современные этнополитические процессы и миграционной^ в Центральной Азии. М.,1998. Романов А.А. Моделирование иммиграции: политико-правовой анализ// 1^1вовое государство: теория и практика (общественно-политический и научно-правовой журнал. 2014.
Топилин А.В. Этнические миграции в России: современньк^ге^^гии // Современные проблемы миграции в России. М., 2003 XVV
Батшцева Г.А. Миграционные процессы в России как фд^щэ уо^ейчивого развития экономики регионов: Автореф дисс. ... д.э.н.-Ростов-на-Дону, 2011 jK
Савва M. Миграция в Южном федеральном окр^^^ОТ^ческая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад, 2004 / Под ред. В. 'Т^УгЫг Филипповой. М., 2005 Левада Ю.А. От мнений к пониманию: социологиие^л.' очерки. 1993-2000. М., 2000.
Дмитриев А.В., Мукомель В.И. Этническ^1^и\мн1 рация: конфликтное измерение // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Отв. P^L1'^^корреспондент РАН М.К. Горшков,- М.: Институт социологии РАН, 2008. ^^V
21. Савва М.В., Савва Е.В. Пресса, вла^чл]у1 нический конфликт (взаимосвязь на примере Краснодарского края). Краснодар, 2002. \ у
22. Маликова Н. Этосоциальньмчнрт^^яы конфликтогенности миграции в современной России. Научный доклад. М., 2004.
23. ЗомбартВ. Буржуа. ЭтвдфшжЛтерии духовного развития современного человека. М., 1924.
Примечания
1. Стоит особо^рдче^кивать, что в числе этноиммиграции имеются и те, кто осознанно стремятся интегрироваться в позитивные социаЦ^^ отношения и дистанцируются от обособленной этнофоры.
2. AftBeH^ajH^VITaeT5 что этническими являются те ресурсы, которые основаны на идентификации человека с определеншт*эт^^еским сообществом. См.: Light I., Karageorgis S. The Ethnie Economy // Smelser N., Swedberg R. (Eds.). Т1ц^На1тЩ»вок of Economie Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994.
С
ериова
'ОСОБЕННОСТИ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматриваются формы деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел, обусловленные особенностями их профессиональной деятельности. Автор отмечает, что профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел теоретически является правосознанием высокого уровня, тем не менее правосознание нынешних сотрудников зачастую деформировано ещё до поступления на службу, а также деформируется в процессе правоприменительной деятельности. Деформация правосознания создает серьёзные проблемы в реализации профессиональных функций сотрудников органов внутренних дел. Обосновывается вывод о том, что деформированное правосознание сочетает в себе несколько различных деформаций, поэтому подход к решению проблемы деформаций правосознания должен быть комплексным.
Ключевые слова: деформация правосознания, профессиональное правосознание, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой идеализм.
№ t
w w
E.R. Chernova
FEATURES OF DEFORMATION OF SENSE OF JUSTICE AT THE STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
The article discusses forms of deformation of justice police officers due to the peculiarities of their professional activities. The author notes that professional legal awareness of police officers is theoretically a high level of justice, nevertheless justice of current employees are often deformed before enlistment, and deformed in the process of law enforcement. Deformation of justice creates serious problems in the implementation of the professional functions of law enforcement officers. The conclusion is that the strain of justice combines several different strains, so the approach to solving the problem of deformation of justice must be complex.
Key words: deformation of justice, professional conscience, legal nihilism, infantilism legal, legal idealism.
Одним из важнейших условий профессионализма сотрудников органов внутренних дел является уровень правового сознания, которое качественно отличается от правосознания рядовых граждан по уровню понимания правовой действительности, знанию действующего законодательства, умениям и навыкам его применения и решения правовых проблем. Теоретически профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел является правосознанием высокого уровня и предполагает устойчивость к возможным деформациям. Тем не менее действительность далека от идеала: правосознание нынешних сотрудников не только не отличается высоким уровнем, оно зачастую деформировано ещё до поступления на службу, а также деформируется в процессе правоприменительной деятельности. Приходится констатировать, что недостаточно высокий уровень профессионального правосознания и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел является серьёзной проблемой нашего времени.
Анализ литературы, посвященный изучению деформации правосознания, позволяет сделать вывод, что в науке не сложилось единого мнения относительно данного феномена и отсутствует четкая дефиниция данного понятия. Авторы энциклопедии современной юридической психологии определяют деформацию правосознания, во-первых, как процесс неблагоприятного изменения правосознания индивидов, социальных групп, общества под воздействием конкретных обстоятельств и, во-вторых, как совокупность дефектов правосознания [1]. Деформации не только влияют на качественное состояние правосознания индивида, но и во многом определяют его правовое поведение. Они могут затрагивать различные элементы в содержании правосознания: правовые знания, идеи, представления, убеждения, эмоции, чувства и т. д. Деформации могут различаться по степени и характеру искажённо-сти тех или иных составляющих правосознания, а также в зависимости от принадлежности тому или иному виду правосознания (обыденному, профессиональному, научному). Рассмотрим наиболее рас-
пространённые формы деформаций правосознания, отмечаемые в научной литературе, а также отметим обусловленность деформаций особенностями профессиональной деятельности их носителя.
Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, который представляет собой такой дефект правосознания, при котором у индивида недостаточно сформированы правовые установки, отмечается пробельность в правовых знаниях, неумение действовать в определенных правовых ситуациях. Современные реалии таковы, что инфантилизм, к сожалению, присущ не только рядовым гражданам, носителям обыденного правосознания, но и представителям юридических профессий. В частности, сегодня много говорится о правовом невежестве сотрудников органов внутренних дел, лиц, чья работа непосредственно связана с применением права. Анкетирование лиц, имеющих юридическое образование и работающих по специальности, показало, что 23% опрошенных не имеют навыков работы со справочно-правовыми системами, такими как Консультант Плюс, Гарант, а 8 % не умеют пользоваться Интернетом. Такое положение негативно сказывается на профессиональной компетентности юристов-практиков. Правовой инфантилизм, будучи дефектом правосознания, может стать одной из причин появления таких деформаций, как правовой нигилизм, правовой идеализм и других.
Правовой нигилизм, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его социальной полезности и ценности, имеет множество различных источников возникновения: от слабых правовых и моральных установок до неблагоприятных проявлений в правовой сфере. Неспособность права защищать интересы людей в силу юридико-технических, смысловых недостатков и распространенной декларативности нормативных установлений зачастую вырабатывает отрицание, неверие в существующие правовые институты и их состоятельность даже у законопослушных граждан, для которых несовершенство правовой системы представляется в достаточно четкой, не прикрытой незнанием или
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
Г *
w *
слепой верой в право форме, заставляющей их признавать жизненеобходимость права, отрицая при этом его жизнеспособность, выстраивая собственную линию правомерного поведения с насыщением его элементами юридического нигилизма как защитного от правовых искривлений пласта вынужденных установок [2, с. 107].
Профессиональное правосознание в принципе должно исключать нигилистические проявления, однако во многих жизненных ситуациях и профессионалы склонны к игнорированию нормативно-правовых предписаний. В современных общественных отношениях такие проявления достаточно очевидны.
Правовой нигилизм, в отличие от правового инфантилизма, основан, как правило, на знаниях о праве, и представляет собой, как отмечает П.П. Баранов, осознанное игнорирование закона, исключающее, однако, преступный умысел. Игнорирование закона с преступной целью, по мнению автора, представляет собой самостоятельную форму деформации правосознания (перерождённое правосознание). При этом речь идёт о профессиональном правосознании сотрудников органов внутренних дел, когда перерожденцами выступают не просто правовые нигилисты, преступающие закон ситуативно, а те, чьё преступное поведение тесно связано с принадлежностью к правоохранительной организации [3, с. 84]. Действительно, указанная деформация носит именно профессиональный характер, она связана со злоупотреблениями служебными полномочиями и основана на знании закона и возможностей его «обойти».
Правовой нигилизм в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел может иметь место и тогда, когда положения законодательства неукоснительно соблюдаются, но при этом реализуется не выраженная в правовых нормах государственная воля, а требование результативности, базирующейся на показателях выявления, доставления, задержания и измеряемой в количестве привлеченных к ответственности, доставленных в полицию за отчетный период в сравнении с прошедшими периодами и т. д.
Описывая подобные проявления, А.Г. Пынзарь отмечает, что искажённая правокультурная психология, превращенная в концепцию полицейской деятельности, не даёт возможности полиционерам в большей степени проявлять творческую самостоятельность, человечность, гуманизм, шире использовать ненасильственные методы в решении социально-правовых вопросов. Должностные лица, руководящие подразделениями, в функции которых входит охрана общественного порядка, видят право-культурность подчиненных лишь в их механическом, точном исполнении существующей правовой нормы [4, с. 79]. Недостаточное понимание сути правовых процессов и механизма действия права
может привести к абсолютизации его роли. Правовой идеализм - это слепая вера во всесилие закона, переоценка, идеализация права. Носители данной деформации считают, что достаточно принимать «хорошие» законы, чтобы решать все проблемы, возникающие в обществе. Думается, что проявления правового идеализма у лиц, которые в силу профессии должны обладать профессиональным правосознанием - это результат недостаточности знаний о праве, недопонимания его функциональных проявлений и, как следствие, преувеличения его способности определять поведение людей и возможностей в регулировании общественных отношений. Правовой нигилизм является следствием правового идеализма, поскольку питание иллюзий по поводу возможностей права неизбежно приводит к разочарованию. Вообще, рассмотренные деформации правосознания взаимообусловлены: правовой идеализм зачастую является следствием правового инфантилизма, который не позволяет в полной мере представить и понять механизм реализации и действия права, а идеализм, приводя к разочарованию, предопределяет появление нигилизма.
В научной литературе рассматриваются также другие деформации правосознания, при этом обосновывается их самостоятельность и отличие от традиционно выделяемых и проанализированных выше. Так, A.A. Малиновский определяет такую деформацию как правовой эгоцентризм, при наличии которого лицо, считая себя «центром» правовой системы, склонен злоупотреблять своими субъективными правами, то есть осуществлять право в противоречии с его назначением [5, с. 175].
Исследователи правосознания сотрудников правоохранительных органов рассматривают деформации, обусловленные особенностями осуществляемой деятельности. Например, выделяют спекулятивно-правовой популизм, характеризующийся карьеристскими устремлениями, направленными на оценку внешней стороны собственного труда, путем преувеличения и чрезмерной демонстрации его значимости, а также нравственно-правовой конформизм, заключающийся в пассивном принятии существующего порядка, отсутствии адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали.
М.А. Шерменёв, занимающийся исследованием профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рассматривает такие деформации как аномия правосознания, атрофия правовых чувств, а также выделяет аберрацию - перерождение профессионального правосознания [6, с. 17]. Аномия правосознания определяется автором как состояние дезорганизации, кризиса ценностно -ориентационной составляющей правосознания, когда при разрушении прежней системы новая ещё не сформирована.
Атрофия правовых чувств - это разрушение
чувственно-эмоциональной сферы правосознания, когда при принятии юридически значимого решения сотрудник руководствуется не чувством законности, а прагматической целесообразности, утрата чувства ответственности и служебного долга обусловливает пассивно-созерцательную позицию личности. При аберрации профессиональные правовые знания используются в целях, противоположных правовым; правовые установки трансформируются в противоправные, а стереотипы правомерного поведения заменяются стереотипами преступного поведения [6, с. 18].
Следует предположить, что такие деформации правосозния распространены достаточно широко среди сотрудников органов внутренних дел. Так атрофия правовых чувств сопровождает описанное П.П. Барановым правоохранительное бездействие, которое настолько очевидно в современной практике органов внутренних дел, что его выявление не требует специального исследования.
Таким образом, деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел отражаются на качестве осуществляемой ими деятельности, когда правоприменитель переходит к шаблонным действиям, принятию формальных решений, ориентируясь в своей работе больше на отчетные и карьерные показатели, а не на идею воплощения в жизнь подлинной воли законодателя и духа закона. Добиваясь нужной результативности, дознаватели, следователи инспекторы ГИБДД и другие сотрудники органов внутренних дел перестают видеть людей в субъектах, попадающих под подозрение; перед ними - потенциальные правонарушители, за счёт которых можно выполнить план по раскрытию преступлений и правонарушений по тем или иным статьям УК РФ. При этом сотрудники активно пользуются правовой безграмотностью населения, незнанием своих прав и юридических возможностей подозреваемыми, задержанными, свидетелями и т. д. Граждане подчас даже не подозревают, что могут подавать жалобы, ходатайства, обращаться в прокуратуру - отсюда и правовая пассивность, и негативное отношение ко всей правовой системе.
Рассмотрение проблем профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел часто сводится к анализу деформаций и поиску путей их преодоления, при этом обычно профессио-
нальная деятельность рассматривается как деформирующий фактор, и для этого действительно есть основания. Однако, следует отметить, что деформирующее воздействие профессиональной деятельности на правосознание сотрудника происходит, как правило, в том случае, если до поступления на службу в органы внутренних дел правосознание индивида было недостаточно развито, деформировано. По мнению П.П. Баранова, существующее в обществе требование иметь высокий уровень правосознания профессионалов правоохранительной деятельности утопично, поскольку уровень правосознания населения в целом очень низкий. Достигшая больших размеров правовая безграмотность и особенно правовой нигилизм, негативное отношение к правопорядку не может не приводить к искажению правовых взглядов, установок и представлений личного состава [3, с. 80].
На основании изложенного стоит отметить, что деформации профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел как субъектов, реализующих государственно-властные полномочия, независимо от того, какие факторы послужили источниками формирования этих деформаций - крайне опасное общественное явление. Они отрицательно влияют не только на личность их носителя, но и на осуществляемую сотрудником деятельность, снижая её эффективность и способствуя различным нарушениям прав человека.
Как правило, деформированное правосознание сочетает в себе несколько различных деформаций, причём одна может стать причиной появления другой: правовой инфантилизм, некомпетентность в правовых вопросах может повлечь за собой правовой нигилизм; правовой нигилизм может привести к перерождению правосознания в преступную форму. Поэтому подход к решению проблемы деформаций правосознания должен быть комплексным, воспитательное воздействие должно осуществляться в разных направлениях, от обычной ликвидации правовой безграмотности до формирования глубокого понимания и внутреннего согласия с ролью права в качестве важнейшего регулятора общественной жизни. Данные установки должны быть настолько прочными, чтобы возможные проблемы в правовом регулировании не смогли привести к появлению новых деформаций.
Пристатейный библиографический список
1. Энциклопедия современной юридической психологии / Под общей редакцией профессора A.M. Столяренко, 2002 г. Электронная версия // <http://detemmier.ni/dictionary/993/word/defonnacija-pravosoznanija> (Дата обращения 08.10.2013).
2. Матевосова Е.К. Борьба с юридическим нигилизмом как условие построения правового государства // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы: материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М., 2009.
3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). Учебное пособие. -М.: ВЮЗШМВД СССР, 1991.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
№ w &
Пьшзарь А.Г. Правовая культура работников милиции и эффективность производства по делам об административных правонарушениях. Органы внутренних дел на пути к правовому государству (с трудов адъюнктов и соискателей). Выпуск 1 / Под общ. ред. В.II. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1993. Малиновский A.A. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания // Правоведение. 2008. № 6.
Шерменев М.А. Деформации профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (общеправовой анализ): Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Владимир, 2006.
4
5
6
А.А. Габов
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ОБЩЕСТВА
В статье оспаривается мнение некоторых ученых (в частности, Г. Еллинека и Г. Кельзена) относительно того, что большинство политически организованных обществ в истории были децентрализованными. Приведено определение централизованного политически организованного общества. Автор обращает внимание относительно того, что оспариваемое мнение верно для государственных политически организованных обществ. Но для догосударственных политически организованных обществ, а именно локальных группах кочующих охотников-собирателей и независимых деревнях оседлых охотников и собирателей, независимых деревнях примитивных земледельцев и скотоводов была свойственна полная централизация. В статье показана зависимость эффективного осуществления суверенной властью своих функций от территории государства. К другим факторам, влияющим на централизацию или децентрализацию относятся численность населения, форма политического устройства, форма правления, политический режим, сферы деятельности суверенной власти (социально-культурная, административно-политическая), действующее законодательство, политико-правовые традиции, личность главы политически организованного общества. Необходимость эффективного осуществления суверенной властью своих функций, как главный фактор, связывается с целями самосохранения и прогресса политически организованного общества.
Ключевые слова: централизация, децентрализация, политически организованное общество, эффективность правового регулирования, факторы централизации и децентрализации, самосохранение и прогресс.
А.А. Gabov
CENTRALISED AND DECENTRALISED POLITICALLY ORGANISED SOCIETIES
In this paper we argue the point of view of some scholars (particularly, G. Jellinek and H. Kelzen) who believe that most politically organized societies throughout the history were decentralized. We provide the definition of a centralized politically organized society. We draw attention to the fact that the contested opinion is true only for the state politically organized societies. But pre-state politically organized societies, such as local groups of nomadic hunter-gatherers and independent villages of sedentary hunter-gatherers, as well as primitive farmer and herdsmen independent villages were typically fully centralized. Moreover, we show the dependence between effective implementation of the sovereign authority of its functions and the correspondent state territory. Other factors affecting the centralization or decentralization are population, political system, form of government, political regime, scope of sovereign authority (socio-cultural, administrative and political), current legislation, political and legal tradition, personality of the head of a politically organized society. We further associate the correlation between the need for effective implementation of the sovereign authority of its functions (main factor) with the politically organized society's goals of self-preservation and development.
Key words: centralization, decentralization, politically organized society, effectiveness of legal regulation, factors of centralization and decentralization, self-preservation and progress.
Всякое политически организованное общество есть жизнь людей без каких-либо исключений в пространстве, где функционирует определенная суверенная власть [1, с. 55; 7, р. 56]. Например, политически организованным обществом можно назвать современные США, равно как и независимую деревню Танайна оседлых охотников-собирателей алеутов в XVII в. на Лисьих островах в Беринговом море [8, р. 143]. Среди специалистов распространена точка зрения, согласно которой в ходе человеческой исто-
рии в количественном отношении преобладают децентрализованные политически организованные общества. Централизованных же указанных структур история знала очень немного [2, с. 598; 5, с. 148]. При этом под централизованным политически организованным обществом понимается такое, где его органы управления как целостности распространяют свою компетенцию на всю территорию указанного социального организма. Всякое иное политически организованное общество рассматривается отчасти