Научная статья на тему 'Особенности бюджетной политики Великобритании в условиях глобального финансового кризиса'

Особенности бюджетной политики Великобритании в условиях глобального финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4136
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЗА 2009 ФИНАНСОВЫЙ ГОД / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FISCAL POLICY / FISCAL SYSTEM OF GREAT BRITAIN / ANALYSIS OF UK BUDGET FOR FISCAL YEAR 2009 / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашенко О. В.

В статье рассматриваются особенности бюджетной политики Великобритании. Автор анализирует британскую бюджетную систему как результат антикризисной бюджетной политики правительства в условиях финансовой турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of fiscal policy of Great Britain in the global financial crisis

The article discusses the features of the budgetary policy of the United Kingdom. The author analyzes the British budget system as a result of anti-crisis fiscal policies of the Government in times of financial turbulence.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетной политики Великобритании в условиях глобального финансового кризиса»

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Б УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

РОМАШЕНКО О.В.,

старший преподаватель, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Краснодарский филиал, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности бюджетной политики Великобритании. Автор анализирует британскую бюджетную систему как результат антикризисной бюджетной политики правительства в условиях финансовой турбулентности.

Ключевые слова: бюджетная политика; бюджетная система Великобритании; анализ бюджета Великобритании за 2009 финансовый год; глобальный финансовый кризис.

The article discusses the features of the budgetary policy of the United Kingdom. The author analyzes the British budget system as a result of anti-crisis fiscal policies of the Government in times of financial turbulence.

Keywords: fiscal policy; fiscal system of Great Britain; analysis of UK budget for fiscal year 2009; global financial crisis.

Коды классификатора JEL: G23, G39.

В современном гражданском обществе взаимодействуют три сектора: государственный, частный и некоммерческий. Общественный сектор рыночной экономики включает государственный сектор со всем многообразием его экономических инструментов (налоги, государственная собственность, государственное предпринимательство) и сектор муниципальных образований и местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.). Для стран с социальной ориентацией экономики, а такой себя провозглашает и Великобритания, экономика общественного сектора является важной частью экономической системы.

Возрастающая экономическая роль государства в современной рыночной системе обуславливается рядом факторов:

• углубление провалов рынка и возрастающая значимость и масштабы производства общественных благ;

• приоритет общественных интересов и необходимость поддержки национального бизнеса в мирохозяйственных экономических потоках [1].

В развитых зарубежных странах одним из основных элементов государственной финансовой системы является бюджетная система страны.

Профессоры М.В. Романовский и О.В. Врублевская определили, что бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежной форме, служащей выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Термин «бюджет» одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных отношений», «как основной финансовый план», «как важнейший финансовые регулятор...» [2].

Бюджетное устройство любой страны мира представляет собой совокупность организационных принципов построения этой системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов, т. е. бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется, прежде всего, государственным устройством. Так в унитарных государствах, в том числе и в Великобритании, бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в Германии, провинции в Канаде) и местные бюджеты.

© О.В. Ромашенко, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

Британская бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает государственный бюджет и бюджеты местных уровней. В период с 1973 по 1975 гг. в стране была проведена реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной стала действовать в основном двухзвенная система управления местными органами власти (графства и округа). Произошли существенные изменения в структуре и функциях местных административных единиц. Так, территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Всего в стране 56 графств и 482 округа.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он включает четыре стадии. Проект государственного бюджета составляет казначейство. При обсуждении бюджета канцлер казначейства (министр финансов) дает оценку закончившегося финансового года, состояния платежного баланса, сообщает о перспективах развития страны, денежной политике, изменениях в налоговой политике в новом финансовом году. Проект государственного бюджета рассматривается кабинетом министров. Одобренный правительством проект бюджета поступает в парламент, сначала в Палату общин. В начале сессии Палата общин создает два финансовых комитета:

1) комитет путей и средств изыскания доходов;

2) комитет снабжения.

В Палате общин бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение выносится общее постановление, в котором указываются размеры ассигнований на соответствующие цели. Утверждение бюджета палатой лордов и подписание его королевой имеет чисто формальное значение. Кассовое исполнение бюджета возложено на банк Великобритании. Для получения отпущенных по бюджету средств расходные требования проходят через управление главного плательщика. Генеральный контролер-ревизор осуществляет не только предварительный и текущий, но и последующий контроль. Заключительная стадия бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент. Налоговые поступления являются главным источником доходов бюджетной системы страны. Великобритания первой вступила на путь налоговых реформ среди ведущих стран Запада. Существенные изменения в налоговую систему Великобритании внесла реформа 1973 г., в результате которой произведена перестройка подоходного налога и обложения прибыли корпораций, введен налог на добавленную стоимость, что приблизило структуру налоговой системы к системам других стран общего рынка.

Основным среди прямых налогов является подоходный налог, который дает 2/3 поступлений от прямых налогов. В Великобритании действует шедулярная форма построения подоходного налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.). Каждая из шести шедул облагается особым порядком:

А — доходы от имущества: собственности на землю, строений, арендной платы от сдачи в наем жилых домов;

В — доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях;

С — доходы от государственных ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты;

Д — прибыль от производственно-коммерческой деятельности в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; доходы лиц свободных профессий; доходы от ценных бумаг, не облагаемых по шедуле С; доходы, полученные в виде процентов по займам; доходы, полученные за границей и переведенные в Великобританию;

Е — трудовые доходы: заработная плата, пенсии, пособия;

Б — дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.

Ставка подоходного налога в зависимости от дохода составляет 0%, либо минимальная ставка 10% при сумме от 0 до 4300, основная — 22% при сумме от 4301 до 27100, максимальная — 40% при сумме свыше 27100 фунтов стерлингов.

В особую категорию выделены нефтедобывающие комплексы, которые вносят в бюджет 50% дохода, оставшегося после уплаты налога по обычной ставке (раньше — 75%).

Среди косвенных налогов все возрастающую роль играет налог на добавленную стоимость. Он дает около 17% бюджета страны и занимает второе место после подоходного налога. Лишь очень немногие товары освобождены от налогообложения НДС (продовольственные товары, детская одежда, обувь и некоторые другие). С июня 1979 г. основная ставка налога повышена с 8% до 15%. В зависимости от видов поставляемых товаров и услуг ставки налога существенно варьируются. В настоящее время существует три категории ставок:

1) стандартная — 17,5%;

2) пониженная в размере 5% к топливу и электроэнергии, которые используются в домашнем хозяйстве и благотворительных заведениях;

3) «нулевая ставка» к большинству продуктов питания, детской одежде и обуви, книгам и газетам, продаже новых жилых зданий и домов, используемых в благотворительных целях, услугам общественного транспорта, медикаментам и инвалидным принадлежностям.

Следует отметить, что в целях сокращения величины бюджетного дефицита Правительство Великобритании приняло решение повысить стандартную ставку НДС до 20% с 1 января 2011 года.

Крупные поступления дают акцизы на горючее, табак, пиво и спиртные напитки. Они занимают второе место среди косвенных налогов (ставка 10—30%) [3].

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ.

199

Следует отметить, что относительно стабильное функционирование британской бюджетной системы оказалось под воздействием глобального финансового кризиса, который оказал негативное влияние как на всю экономику Великобритании, так и на все звенья ее финансовой системы.

Мировая экономика столкнулась с новыми проблемами за период с 2007 по 2008 гг., что связано с глобальным финансовым кризисом, который спровоцировал рецессию мировой экономики. Экономика Великобритании, как одна из наиболее развитых экономик мира, оказалась под негативным влиянием глобального финансового кризиса в наибольшей степени, что выразилось в снижении ВВП на 1,6% в четвертом квартале 2008 г. и снижении объемов промышленного производства более чем на 4,5%. В зоне евро аналогичные показатели составили 1,6% и более 18% соответственно. В США, снижение ВВП также составило 1,6%, а объем промышленного производства уменьшился на 4,5% в первом квартале 2009 г. В Японии аналогичные показатели снизились на 3,2% и 45,5% соответственно.

Для преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса, Британское правительство, как председатель «большой двадцатки» в 2009 году, выступило с инициативой подписания Глобального плана восстановления и реформирования мировой экономики на Саммите в Лондоне в апреле 2009 г. Однако подписание межправительственных соглашений между Великобританией и ведущими экономиками мира, не отменили, а, наоборот, усилили актуальность реформирования параметров и механизмов формирования британского бюджета.

Главными целями, которые были поставлены Правительством Великобритании при формировании бюджета 2009 года можно назвать:

♦ Обеспечение макроэкономической стабильности британской экономики через поддержку отечественного производства и построение сильной экономики в будущем;

♦ Усиление финансовой стабильности национальной финансовой системы через более активное вмешательство государства в функционирование финансовых рынков;

♦ Поддержка британского бизнеса через долгосрочные инвестиции в приоритетные отрасли британской экономики и усиление конкуренции на товарных рынках;

♦ Справедливое распределение финансовой помощи между домашними хозяйствами через приоритетную поддержку нетрудоспособных граждан и стимулирование занятости трудоспособного населения;

♦ Повышение качества государственных услуг через инвестиции в сектор социальных услуг;

♦ Построение экологически безопасной экономики через систему адресной поддержки товаропроизводителей, внедряющих новые технологии по защите окружающей среды.

В финансовом выражении приоритетность целей и задач бюджетной политики британского правительства нашла отражение в структуре доходов и расходов бюджета Великобритании, которые представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Состав и структура основных доходов бюджета Великобритании в 2009 финансовом году [4]

№ п/п Наименование статьи доходов По состоянию на 01.04.2010

Млрд.ф.ст. % к итогу

1 Налог на прибыль предприятий 141 28,32

2 Социальное страхование 98 19,68

3 НДС 64 12,85

4 Прочие налоги с предприятий 35 7,03

5 Государственные пошлины 44 8,84

6 Городские налоги 25 5,02

7 Процентные доходы 24 4,82

8 Прочие доходы 67 13,44

ИТОГО 498 100,00

Данные таблицы 1 наглядно иллюстрируют классическую структуру доходов британского бюджета, основу которого составляют корпоративные налоги, т.е. британское правительство осознанно смещает «финансовое бремя» на корпоративный сектор экономики, при этом значительное внимание уделяется поддержанию экономической активности в стране. Характеризуя британскую экономическую модель, следует отметить, что она в меньше степени идентична с экономическими моделями других стран Европейского Союза, и в большей степени с экономической моделью США, что обусловлено историческими и социально-экономическими причинами. В этой связи, последствия глобального финансового кризиса отразились на британской экономике в большей степени, чем на экономиках стран еврозоны. Однако, британская социально-экономическая модель развития характеризуется меньшим, нежели в континентальной Европе, уровнем государственного вмешательства в экономику и значительным удельным весом социальных расходов в структуре британского бюджета, что подтверждают данные таблицы 2.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

Таблица 2

Состав и структура основных расходов бюджета Великобритании в 2009 финансовом году [4]

№ п/п Наименование статьи расхода По состоянию на 01.04.2010

Млрд. ф. ст. % к итогу

1 Социальная защита населения 189 28,14

2 Здравоохранение 119 17,72

3 Образование 88 13,10

4 Оборона 38 5,66

4 Общественная безопасность 35 5,22

5 Персональные социальные услуги 31 4,62

6 Охрана окружающей среды 29 4,33

7 Погашение государственного долга 28 4,17

8 Транспорт 23 3,42

9 Поддержка отраслей экономики 20 2,98

10 Прочее 72 10,81

ИТОГО 672 100,00

Как видно из данных таблицы 2, британское правительство в условиях глобального финансового кризиса сохранило социальную ориентацию национального бюджета, что нашло подтверждение в следующих дополнительных финансовых мероприятиях в 2009 году:

• Дополнительные ассигнования в сумме 1,7 млрд ф. ст. были выделены Министерству труда с целью финансовой поддержки временно безработных граждан для стимулирования их занятости в качестве индивидуальных предпринимателей;

• Бесплатное обучение и профориентация молодежи в возрасте 18-24 лет, которые были безработными в течение 12 и более месяцев с целью предотвращения потери ими профессиональных навыков по основной специальности;

• Дополнительные дотации домашним хозяйствам в сумме 100 фунтов на каждую семью, где есть один из членов в возрасте 80 лет и старше;

• Повышение необлагаемой подоходным налогом величины финансовых сбережений в денежной форме в суммах с 5 100 фунтов до 10 200 фунтов для стимулирования притока свободных денежных средств в банковский сектор Британии;

• Дополнительные расходы британского бюджета в сумме 125 млн ф. ст. в 2009 году для финансовой поддержки семей, арендная плата которых за жилье превышает 380 фунтов в неделю;

• Более 600 млн фунтов было потрачено на финансовую поддержку семей, которые вынуждены были приостановить индивидуальное жилищное строительство по финансовым причинам вследствие глобального финансового кризиса;

• Повышена необлагаемая налогом на покупку недвижимости сумма стоимости домов до 175000 фунтов;

• Другие дополнительные бюджетные расходы социально-экономического характера.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что, на наш взгляд, бюджетная политика британского правительства в кризисный и посткризисный период развития экономики страны является традиционно социально ориентированной, — с одной стороны, а с другой либерально-стимулирующей для бизнеса, что позволило в 2010 году обеспечить восстановление экономического роста Соединенного Королевства в размере 1,2% ВВП и стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране.

Разумеется, социальная ориентация британского бюджета предполагает взвешенный подход к пересмотру состава и структуры его расходной части, поскольку некоторые шаги нового правительства Великобритании в настоящее время неоднозначно воспринимаются частью британского общества, что подтвердили студенческие волнения в ноябре 2010 года в Лондоне, произошедшие в знак протеста против планов правительства по повышению платы за обучение в вузах. Однако, на наш взгляд, выбранный вектор бюджетной политики Британии является принципиально правильным и позволит не только сохранить большинство социальных гарантий для населения, но и обеспечить экономический рост британской экономики в долгосрочной перспективе, что особенно важно в условиях проведения Олимпийский игр в стране в 2012 году.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2001. С. 8.

2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт. 1999. С. 12-13.

3. www.boe.org./english/taxesuk.html.

4. http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20100407010852/http://www.hm-treasury.gov.uk/bud_bud09_re-pindex.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.