TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ТРАНСФОРМАЦИИ БРИТАНСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
СОЛОНИНА С.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Краснодарский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, e-mail: [email protected];
РОМАШЕНКО О.В.
старший преподаватель, Краснодарский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности финансовой системы Великобритании. Авторы предприняли попытку на основе институциональной парадигмы отразить современное состояние британской финансовой системы.
Ключевые слова: бюджетная политика; бюджетная система Великобритании; анализ бюджета Великобритании за 2010 финансовый год; глобальный финансовый кризис.
The article discusses the features of the UK financial system. The authors attempted through institutional paradigm reflect the current state of the British financial system.
Keywords: fiscal policy; fiscal system of Great Britain; analysis of UK budget for fiscal year 2010; global financial crisis.
Коды классификатора JEL: G23, G39.
Финансовая система государства характеризуется устойчивой структурой, т. е. прочной, относительно устойчивой связью и взаимодействием ее секторов, подразделений и институтов-организаций как составных элементов единого целого. Данная структура не является постоянной, а меняется под воздействием перемены числа и состава элементов, характера их отношений друг с другом и самой финансовой системой, изменений как во внутренней, так и во внешней среде.
Вся сложная иерархия действий элементов финансовой системы должна быть организована так, чтобы на всех уровнях в качестве главного выступал один и тот же, единый критерий оценки эффективности, конечный эффект. Цель функционирования финансовой системы государства — финансовое обеспечение расширенного вопроизводства экономики открытого типа и формирование эффективной системы финансово-кредитных услуг с целью обеспечения самостоятельного функционирования звеньев финансовой системы в структуре национальной экономики. На основе этого, результатом эффективного функционирования финансовой системы государства является обеспечение финансовых потребностей экономики в максимальном объеме, что выражается в сохранении устойчивых темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Однако, кроме этого результата, для финансовых систем экономически развитых стран характерно создание самостоятельной отрасли финансовых услуг, которая вносит в ВВП не меньший вклад, нежели сектор реального производства.
Одним из таких государств является Великобритания, экономическая модель которой значительно отличается от экономик большинства стран континентальной Европы и, по сути, намного ближе к экономике США. В этой связи, в различных научных источниках можно увидеть термин «англо-американская экономическая модель». Однако, на наш взгляд, американская экономическая модель является более либеральной, чем английская, и уж тем более, чем экономики социально ориентированных стран континентальной Европы.
Либерализм британской экономической модели берет свое начало с экономической политики тэтчеризма, которая наиболее активно проводилась в 1979-1994 гг. через массовую приватизацию государственных предприятий, сокращение государственного аппарата и снижение налогов.
© С.В. Солонина, О.В. Ромашенко, 2011
Экономическая политика М.Тэтчер была настолько эффективной для британской экономики, что в дальнейшем как ее сторонник Дж. Мэйджер, так и ее противник лейборист Т. Блейер оставались приверженцами созданной в результате «неоконсервативной революции» либеральной английской экономической модели, характерными чертами которой являются:
♦ низкий уровень бюрократизма в сфере регулирования бизнеса и налогообложения, и, как следствие, благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому в стране действует свыше 22 тыс. иностранных компаний;
♦ невысокий удельный вес государства в экономике, дающего около 13% ВВП, в то же время государство является крупнейшим инвестором в инновационный комплекс и образование, на него приходится 32% всех затрат на науку;
♦ низкий уровень безработицы, составляющий 3,5% экономически активного населения, однако под влиянием глобального финансового кризиса данный уровень вырос за период с 2007 по 2010 гг. с 3,5% до 4,1%;
♦ низкая инфляция, которую удалось снизить, даже несмотря на глобальный финансовый кризис с 3,3% в 2000 г. до 2,4% в 2010 г. [3];
В настоящее время Лондон является одним из крупнейших мировых финансовых центров. По величине капитализации фондовый рынок Великобритании занимает третье место в мире после США и Японии, а по объему операций с акциями — первое место. Отличительной особенностью британского рынка акций является высокий удельный вес физических лиц в структуре покупателей данных ценных бумаг, в частности в 2010 году он составлял примерно 27% от взрослого населения страны.
В целом, структура финансовой системы Великобритании является классической с точки зрения финансовой науки и включает в себя:
♦ централизованный сектор британской финансовой системы;
♦ децентрализованный сектор британской финансовой системы.
Централизованный сектор британской финансовой системы называют сектором публичных финансов, который влияет, в первую очередь, на механизм перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государства в виде органов власти различных уровней (национальных, региональных и муниципальных).
Отличительной особенностью централизованных финансов Великобритании является то, что в условиях унитарного государства британское Правительство применяет для регулирования социальноэкономического развития бюджетно-налоговые инструменты федеративных государств, в частности при бюджетном планировании используется программно-целевой метод, обеспечивающий планирование комплексных долгосрочных расходов независимо от их ведомственной принадлежности
Централизованный сектор финансовой системы Великобритании включает в себя следующие элементы:
1) бюджетную систему;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) финансы государственных предприятий.
Поскольку Великобритания является унитарным государством, то его бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и бюджеты местных органов власти (графств). До 1975 г. в стране была трехуровневая система управления местными органами власти, которая в дальнейшем была реформирована в двухзвенную: графства и округа. До реформы 1975 г. в стране было около 1400 округов, а после нее территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов, остальные 6 графств и 113 округов приходятся на Шотландию и Северную Ирландию. В системе централизованных финансов особое место занимает Лондон , в который входят 32 муниципальных района и особый район Сити (финансовый центр страны).
Второй подсистемой централизованных финансов Великобритании являются внебюджетные фонды, в составе которых выделяют:
♦ фонд национального страхования;
♦ пенсионные фонды государственных предприятий;
♦ уравнительный валютный фонд (для поддержания курса фунта стерлингов);
♦ фонд департамента гарантий экспортных кредитов;
♦ фонд национальной корпорации по развитию научных исследований;
♦ фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью поддержки равновесия во всех фондах и др. [3].
Финансовая роль внебюджетных фондов Британии является весьма значительной, поскольку в настоящее время за счет поступающих в них взносов и платежей финансируется около 40% всех социальных расходов. Наиболее крупным из вышеперечисленных фондов является Фонд национального страхования. Финансовой основой данного фонда являются взносы работников, предпринимателей и государственные дотации.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
146
С.В. СОЛОНИНА, О.В. РОМАНЕНКО
Взносы на нужды социального страхования дифференцируются в зависимости от четырех классов:
• первый класс — лица наемного труда и их работодатели;
• второй класс — «самозанятые», ненаемные работники (фермеры, торговцы, лица свободных профессий);
• третий класс — взносы, которые добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть отнесены к первым двум классам;
• четвертый класс — лица, уплачивающие взносы по второму классу, если их доход превышает определенную сумму.
Третьей подсистемой централизованных финансов в Великобритании являются финансы государственных предприятий, к числу которых относятся:
• государственные корпорации;
• смешанные предприятия;
• ведомственные предприятия.
Наибольшее развитие в Британии получили государственные корпорации, которые находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. Большая часть данных государственных корпораций оказывают социально значимые и инфраструктурные услуги и финансируются из центрального бюджета, а с местными бюджетами они связаны только по линии уплаты местных налогов, от которых они не освобождены. Как и в большинстве стран, деятельность британских государственных предприятий, как правило, убыточна, поэтому она дотируется из государственного бюджета. Кроме общенациональных государственных корпораций в стране функционирует большое число предприятий общественного пользования, финансируемых из бюджетов округов или графств.
Деятельность смешанных предприятий и ведомственных компаний в Великобритании с точки зрения финансового механизма практически идентична деятельности государственных корпораций. Принципиальное отличие заключается в том, что последние финансируются за счет смешанных источников, а именно, с одной стороны — из бюджетов различных уровней (в первую очередь местных), с другой стороны за счет доходов от своей экономической деятельности.
Децентрализованные финансы представляют собой форму организации финансовых отношений, которая определяет финансовые потоки между хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами (населением). Децентрализованные финансы являются самой большой по объему частью финансов государства, поскольку именно в этом секторе формируется большая часть ВВП, который в дальнейшем перераспределяется через сферу централизованных финансов посредством системы налогообложения и других фискально-распределительных отношений.
В институциональной структуре децентрализованного сектора Британии принято выделять следующие звенья:
• корпоративные финансы (финансы предприятий);
• финансы домашних хозяйств (финансы населения).
В финансовой системе любого государства финансы хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) являются своеобразным ресурсным базисом, который служит главным источником финансовых ресурсов для бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов, а также населения. Именно здесь создается большая часть ВВП любого государства, что позволяет использовать его как ключевой элемент децентрализованных финансов [2].
В составе корпоративных финансов выделяют следующие структурные элементы:
• Финансы предприятий нефинансового сектора экономики;
• Финансы предприятий финансово-кредитной сферы.
Предприятия реального (нефинансового) сектора экономики включают в себя хозяйствующих субъектов сферы материального производства и сферы услуг.
Преобладание финансовых поступлений от предприятий сферы материального производства или сферы услуг зависит, прежде всего, от структуры самой экономики того или иного государства. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой, более высокий уровень развития национальной экономики предопределяет более высокий удельный вес сферы услуг и наоборот. Для Великобритании характерно традиционное преобладание сферы услуг, что подтверждает ранее сделанный вывод, поскольку экономика Великобритании относится к категории высокоразвитых.
Однако, если рассматривать сферу услуг Великобритании, то можно отметить тот факт, что ее структура, в свою очередь, также специфична и высокий удельный вес в ней занимают финансово-кредитные услуги, что обусловлено следующими объективными причинами:
• Лондон является одним из ведущих мировых финансовых центров, который по объему совокупной капитализации занимает 3-е место после Нью-Йорка и Токио, и первое место в мире по объему операций с ценными бумагами;
• В Великобританиии создана и функционирует достаточно эффективная финансовая и информационная инфраструктура, которая позволяет осуществлять финансово-кредитные операции и соответствующие финансовые услуги с минимальными трансакционными издержками;
• В Великобритании созданы благоприятные условия для деятельности иностранных компаний, в том числе и в системе налогообложения, поэтому сейчас на территории данной страны зарегистрировано более 15 000 филиалов иностранных компаний.
К последнему рассматриваемому элементу децентрализованного сектора финансовой системы Британии относятся финансы населения (домашних хозяйств), которые являются базовыми элементами социально-экономической системы государства. Финансы домашних хозяйств тесно связаны финансовыми отношениями как с сектором корпоративных финансов, так и с сектором централизованных финансов.
С сектором корпоративных финансов их связывают финансовые потоки в области выплаты заработной платы, а с централизованными финансами, с одной стороны — финансовые потоки в виде уплачиваемых физическими лицами налогов и сборов, и с другой стороны — в виде получаемых ими социальных и других выплат из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Однако следует отметить, что в структуре централизованного сектора британской финансовой системы ведущую роль играет сфера финансово-кредитных услуг, которые оказывают многочисленные банковские и небанковские институты Великобритании, среди которых несомненно, значение имеют британские банки, в своей совокупности, составляющих одну из наиболее стабильных и эффективныхбанковских систем-британскую банковскую систему [1].
Британская банковская система, несмотря на сложившуюся структуру, представляет собой динамично развивающуюся организационно-экономическую единицу, которая нуждается в постоянном регулятивном воздействии государства в условиях посткризисного развития британской экономики. Несмотря на то, что в сфере глобальных финансовых отношений последствия мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. практически устранены в экономически развитых странах, вероятность повторения подобных кризисов, к сожалению, достаточна высока, поскольку экономики развитых стран достаточно взаимосвязаны, в первую очередь, посредством трансграничных финансовых потоков и деятельности транснациональных корпораций, поэтому кризис в одной из данных стран может спровоцировать цепную реакцию в других странах.
ЛИТЕРАТУРА
1. ПоддубныйЕ.М. Особенности формирования маркетинговой среды банковских финансовых институтов Вели-обритании в условиях глобального финансового кризиса // TERRA ECONOMICUS. 2010. Том 8. № 4.
2. Financial System in uk // Интернет ресурс: http://www.mortgageguideuk.co.uk/finance/financial_system_ uk.html.
3. Publication Hub Gateway to UK National Statistics // Интернет ресурс: http://www.statistics.gov.uk/hub/ economy/index.html.
4. Publication Hub Gateway to UK National Statistics // Интернет ресурс: http://www.statistics.gov.uk/hub/ economy/govemment-receipts-and-expenditure/public-spending/index.html.
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3