\ ÄÜSSSSiä ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
А.В. Фролкин, аспирант, кафедра финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, [email protected]
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены особенности форм бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. На основе сравнения с отчетностью коммерческих организаций выявлены основные характеристики, на которые, по мнению автора, следует обращать внимание при анализе финансовой деятельности учреждений. Раскрыты особенности содержания и структуры баланса и отчета о финансовых результатах бюджетных и автономных учреждений как основных форм, выступающих в качестве информационной базы для целей финансового анализа деятельности компаний. Автор в виде простейшей факторной модели предлагает пример использования этих отчетов при оценке оборачиваемости и расходоемкости учреждений. Сделан вывод о том, что подобного рода анализ станет возможен в будущем, когда отчетность бюджетных и автономных учреждений изменится в связи с утверждением проектов стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора и соответствующими поправками в правилах составления и представления отчетности. Результаты исследования могут быть полезны аналитикам и руководителям, имея в виду оценку финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, призванную стать обоснованием принятия целевых управленческих решений. При дальнейшем изучении данной темы возможно усовершенствование методики оценки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.
Ключевые слова: мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс, бюджетные средства, доходы от внебюджетной деятельности, стандарты бухгалтерской отчетности.
Финансовый анализ является актуальным механизмом обнаружения имеющихся у организации проблем, поиска их решений, прогнозирования дальнейшей деятельности и т. д. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, по мнению автора, необходим как коммерческим, так и некоммерческим организациям (НКО), так как без него повышается риск прекращения деятельности в связи с нерациональным использованием ресурсов, принятием неверных управленческих решений и т. п.
В данной статье автор постарается раскрыть некоторые особенности финансового анализа таких НКО, как бюджетные и автономные учреждения. Речь пойдет о рассмотрении особенностей составления форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах как основном источнике представления исходного аналитического материала для целей финансового анализа. Соответственно, объектом исследования является бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных
№ 1(64) ЯНВАРЬ 2016
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
учреждений, предметом - использование Соответственно, отчетность бюджетно-
баланса и отчета о финансовых результатах го и автономного учреждения призвана, во-
для целей проведения финансового анали- первых, показать, насколько распоряжение
за организаций. Цель исследования - рас- выделенными на выполнение государствен-
смотрение особенностей бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений как информационной основы финансового анализа их деятельности.
С введением финансового механизма предоставления бюджетных средств бюджетным и автономным учреждениям в 2010 году видоизменились формы их бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина №33н регламентирует порядок представления, состав и структуру форм отчетов.
При этом учитываются следующие особенности деятельности учреждений:
1. Право распоряжения имуществом. Согласно Гражданскому кодексу, не все имущество может принадлежать бюджетному (автономному) учреждению (ст. 123.22)1. Этот факт должен быть отражен в отчетности, так как на недвижимое и особо ценное движимое имущество (такое, без которого учреждение не может нормально функционировать) накладываются разного рода ограничения.
2. Обязательное выполнение государственного (муниципального) задания. Закон № 83-ФЗ сменил тип финансирования бюджетных и автономных учреждений со сметного на субсидирование государственных заданий, что дало право учреждениям самостоятельно извлекать доход от уставной деятельности для покрытия расходов2. Как следствие, денежные потоки разделились на две части: бюджетные средства и доходы от внебюджетной
Отчетность бюджетного и автономного учреждения призвана, во-первых, показать, насколько распоряжение выделенными на выполнение государственного задания из бюджета средствами соответствует бюджетному законодательству, во-вторых, увеличить степень финансовой самостоятельности учреждения.
ного задания из бюджета средствами соответствует бюджетному законодательству, во-вторых, увеличить степень финансовой самостоятельности учреждения, выражаемой в увеличении доли доходов от внебюджетной деятельности. Если сравнивать состав, структуру и экономический смысл показателей с отчетностью коммерческих организаций, регламентированной приказом Минфина № 66н, можно выделить следующее:
1. В отчетности бюджетных и автономных учреждений отсутствуют отчеты об изменении капитала и о движении денежных средств. Это связано с тем, что у учреждений отсутствует понятие уставного капитала и связанных с ним показателей, а отчет о движении денежных средств на момент написания данной статьи только вводится в виде правок в текущую отчетность (приказ Минфина от 17.12.2015 года № 199н)3, а позднее будет введен в качестве отдельного бухгалтерского стандарта (приказ Минфина № 64н)4.
2. В балансе бюджетных и автономных учреждений в составе активов может отражаться кредиторская задолженность (например, имущество, предоставляемое учреждению учредителем на правах оперативного управления, которое, соответственно, не может признаваться основным средством), а обязательства представляются без разделения на долго- и краткосрочные. В отчете о финансо-
деятельности. Это отражается в отчете о фи- вых результатах доходы и расходы класси-нансовых результатах и в специально фор- фицируются более подробно, а результиру-мируемом плане финансово-хозяйственной ющим показателям (прибыли или убытку)
Многие традиционные показатели оказываются либо неприменимыми, либо ненужными. Наличие же уникальных отчетов и измененная структура дают возможность создания новых показателей, характеризующих финансовое состояние учреждения.
деятельности и отчете о его исполнении.
уделено меньше внимания5.
®
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Данные различия ставят проблему корректного анализа отчетности бюджетных и автономных учреждений. Многие традиционные показатели оказываются либо неприменимыми, либо ненужными (вроде коэффициентов рентабельности, так как бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями). Наличие же уникальных отчетов и измененная структура дают возможность создания новых показателей, характеризующих финансовое состояние учреждения.
Как было сказано выше, автор исследует баланс и отчет о финансовых результатах. Баланс бюджетных и автономных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов, обязательств (без разделения на кратко- и долгосрочные) и финансового результата (чистых активов). Последний характеризует сумму собственных средств, вкладываемых учреждением в дальнейшее развитие. Иными словами, данный раздел баланса характеризует финансовую самостоятельность учреждения, т. е. способность извлекать доход от своей деятельности.
Обязательства в структуре бухгалтерского баланса выполняют ту же функцию, что и в отчетности коммерческих организаций - показывают суммы привлеченных ресурсов. Что касается активов, то учреждения
обязаны подробно раскрывать их характер (отдельно выделять особо ценное движимое имущество, предметы лизинга и т. д.), при этом указывая как первоначальную, так и остаточную стоимость активов, а также их амортизацию (в отличие от коммерческих организаций, у которых суммы амортизации отражаются в пояснительной записке). В целом баланс бюджетных и автономных учреждений выполняет ту же функцию (отражает имущество и средства его обеспечения), однако в силу того, что не все имущество принадлежит учреждению, оно классифицируется более подробно, в том числе в части износа.
Отчет о финансовых результатах, как было сказано выше, отличается от аналогичного у коммерческих организаций. Учреждение обязано подробно классифицировать доходы и расходы, в том числе отдельно выделять бюджетные средства. После этого следуют два результирующих показателя: операционный результат до налогообложения и чистый операционный результат. Таким образом, отчет о финансовых результатах бюджетных и автономных учреждений по строению напоминает бюджет.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при прочих равных условиях бухгалтерский баланс и отчет о финан-
№ 1(64) ЯНВАРЬ 2016
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
совых результатах бюджетных и автономных учреждений подробнее по сравнению с отчетностью коммерческих организаций раскрывают основные моменты финансово-хозяйственной деятельности организации. В этой связи возникают дополнительные возможности, если иметь в виду проведение финансового анализа.
Так, структура отчетов позволяет проводить более детализированный факторный анализ. Подробные классификации активов, доходов и расходов дают возможность строить смешанные модели оценки показателей оборачиваемости и расходоемкости активов. Например, если аналитик хочет оценить рас-ходоемкость особо ценного движимого имущества, он может выстроить следующую модель:
Р З РиУ ОДО ПР
= + + +
ОЦДИ ОЦДИ ОЦДИ ОЦДИ ОЦДИ
где Р - совокупные расходы учреждения;
ОЦДИ - средневзвешенная сумма особо ценного движимого имущества учреждения;
З - затраты на заработную плату;
РиУ- расходы на приобретение работ
и услуг;
ОДО - обслуживание долговых обязательств;
ПР - прочие расходы.
При необходимости можно провести дальнейшую разбивку расходов (например, расходы на приобретение работы и услуг можно разделить на транспортные, коммунальные услуги, аренду и т. д.). Аналогично рассчитывается расходоемкость иных активов.
Оборачиваемость, соответственно, считается с использованием доходов.
Построив подобные модели, аналитик может с помощью метода цепных подстановок и иных инструментов факторного анализа найти влияние того или иного вида дохода, расхода или актива на показатель, характеризующий необходимое направление финансово-хозяйственной деятельности организации, имея в виду в дальнейшем формулирование целевого управленческого решения.
В среднесрочной перспективе (20172020 годы) планируются к введению стандарты бухгалтерской отчетности для госу-
дарственного сектора, распространяющие свое регламентирующее влияние в том числе на бюджетные и автономные учреждения. Будут внесены соответствующие поправки в приказ Минфина №33н, изменятся состав и структура отчетности.
Проект стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» уже составлен. Исходя из его содержания, можно сделать вывод, что баланс учреждений примет вид баланса коммерческих организаций: активы и обязательства станут разделяться на долго- и краткосрочные, разница между ними будет составлять сумму чистых акти-вов6.
Что касается отчета о финансовых результатах, он не претерпит значительных изменений и сохранит свою структуру. Это значит, что при анализе данных форм отчетности частично сохранится возможность составления факторных моделей, о которых шла речь выше, а разделение обязательств по срокам исполнения облегчит анализ задолженности учреждения.
Таким образом, автором рассмотрены особенности бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений как информационной основы финансового анализа их деятельности. Кратко представлены отличия от отчетности коммерческих организаций и связанные с этим особенности финансового анализа. Сделано заключение, что структура бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах позволяет применять методы факторного анализа при оценке оборачиваемости и расходоемкости активов. Более того, по мнению автора, дальнейшее изучение данного вопроса позволит усовершенствовать существующую методику анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, что даст возможность их руководству формулировать объективные целевые управленческие решения. ^
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года).
2. Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
m
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Приказ Минфина России от 17 декабря 2015 года № 199н.
4. Приказ Минфина России от 10 апреля 2015 года № 64н.
5. Шубина Т.В., Фролкин А.В. Возможность применения традиционных методов финансового анализа при оценке эффективности деятельности
бюджетных и автономных учреждений // Микроэкономика. 2015. № 4. С. 46-52. 6. Проект Приказа Минфина России об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (б/н).
THE FEATURES OF ACCOUNTING REPORTS OF BUDGETARY AND AUTONOMOUS INSTITUTIONS AS INFORMATION BASE FOR FINANCIAL ANALYSIS OF ACTIVITY
A.V. Frolkin, postgraduate.
The department of financial management.
Plekhanov Russian University of Economics.
Moscow, Russia, [email protected]
This article reveals information about budgetary and autonomous institutions' financial statements features. The author compares their financial statements with commercial organizations' ones and explains main structure and content differences. Since balance sheet and income statement are forms that are analyzed first when overall financial performance estimating is needed, the author focuses his attention to them and explains their main features and how it should be read. Simple factor model is suggested to describe institutions turnover using sums from balance sheet and income statement. There is a conclusion that this sort of analysis will be possible in future, when reports of budgetary and autonomous institutions will be changed because of adoption of accounting report standards projects for state sector and corresponding amendments in laws offorming and reporting. The results of the research will be useful for analytics and financial managers for planning and control purposes. Further study of this problem would help to improve the methods of budgetary and autonomous institutions activities performance estimating.
Key words: monitoring financial activities, income statement, balance sheet, budget, income from extra-budgetary activities, financial reporting standards.
References
1. Civil Code of the Russian Federation (part 1) from November 30, 1994, №51-FZ (ed. from July 13, 2015) (in Russian).
2. Federal law from May 8, 2010, №83-FZ (in Russian).
3. Ministry of Finance of the Russian Federation decree from December 17, 2015, № 199n (in Russian).
4. Ministry of Finance of the Russian Federation decree from April 10, 2015, № 64n (in Russian).
5. Shubina T.V., Frolkin A.V. Vozmozhnost' primeneniia traditsionnykh metodov finansovogo
analiza pri otsenke effektivnosti deiatel'nosti biudzhetnykh i avtonomnykh [The possibility of applying traditional methods of financial analysis when assessing the effectiveness of budgetary].
Mikroekonomika - Microeconomics, 2015, no. 4, pp. 46-52.
6. Ministry of Finance of the Russian Federation decree project about accounting standard "Financial statement representation" validation (without number) (in Russian).