ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Небавская Татьяна Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет
Статья посвящена особенностям организации бухгалтерского учета на предприятии, имеющего статус малого и являющегося микропредприятием.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, малое предприятие, микропредприятие, формы бухгалтерского учета.
Правильный выбор формы бухгалтерского учета - это одно из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Важным моментом для организации учета является наличие у предприятия статуса малого.
Малое предприятие имеет право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства, управления и численности работников. Выбирать можно из трех форм учета: единая журнально-ордерная форма; упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с использованием регистров бухгалтерского учета или простая форма учета. Две последние формы предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н.
Регистры, предусмотренные журнально-ордерной формой счетоводства, рекомендовано использовать малым предприятиям, занятым производством.
Малые предприятия, которые заняты торговлей или другой посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета. При необходимости они могут применять отдельные регистры из единой журнально-ордерной формы счетоводства для учета ценностей, которые преобладают в их деятельности.
В случае применения единой журнально-ордерной формы важно учитывать отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Но журнально-ордерная форма достаточно сложна, и ее следует применять средним и крупным предприятиям.
Кроме того п. 6.1 ПБУ 1/2008_«Учетная политика организации» в 2013 г. дал возможность микропредприятиям вести бухгалтерский учет без применения принципа двойной записи.
К микропредприятиям может быть отнесено малое предприятие, удовлетворяющее следующим критериям:
- средняя численность работников за предыдущий год не должна пре-
вышать 15 человек;
- доля компаний, которые не являются малыми, а также государства, муниципалитета, иностранных предприятий в уставном капитале составляет не более 25 %;
- выручка без НДС за предыдущий год составляет не более 120 млн. руб.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не содержит конкретных
пояснений и рекомендаций по организации работы без двойной записи.
Решение вести бухгалтерский учет без двойной записи необходимо обязательно предусмотреть в учетной политике организации. Причем даже если бухгалтерский учет ведется по кассовому методу, можно его сменить на способ начисления без двойной записи.
Микропредприятия могут вести бухгалтерский учет без двойной записи уже с 8 марта 2013 г. Изменения в учетную политику микропредприятия в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 были вправе внести даже посреди 2013 года.
Новые формулировки, которыми следует дополнить учетную политику, могут иметь вид:
«2.1. Бухгалтерский учет вести по методу начисления без применения двойной записи.
2.2. Все операции отражать в бухгалтерских регистрах, утвержденных руководителем организации. Образцы форм регистров приведены в приложении к настоящему Положению».
Кроме того в учетной политике следует предусмотреть формы регистров, в которых будут отражаться операции. Бланки форм можно назвать: карточки, книги, тетради, журналы. Формы регистров должен утвердить руководитель организации. В них должны быть все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ: название документа, дата начала и окончания ведения или период, за который составлен регистр.
Для заполнения годовой бухгалтерской отчетности необходимы данные из этих регистров. Поэтому в них надо получить остатки запасов, внеоборотных активов, кредиторской задолженности, обороты по выручке, расходам на конец отчетного периода.
Можно ориентироваться на упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий, бланки которых утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. В упрощенных формах в отличие от обычных меньше строк. Например, в упрощенном балансе многие активы можно показать в одной строке, не уточняя отдельно сумму дебиторской задолженности, входного НДС.
Новые формы первичных документов в связи с тем, что принято решение отказаться от двойной записи, разрабатывать нет необходимости. Бланки первичных документов утверждает руководитель организации - такой общий порядок действует с 2013 г. Применять унифицированные формы необязательно. Типовые бланки надо оставлять, только если этого пря-
мо требует закон.
Проще разработать регистры с учетом того, что сведения из них позже будут перенесены в баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом можно ориентироваться на упрощенные формы бухгалтерской отчетности.
Для работы понадобятся как минимум регистры по учету заработной платы, амортизации, товаров, доходов и расходов по основной деятельности. Все регистры заполняются по методу начисления - то есть тем способом, по которому признаются в организации доходы и расходы. Следовательно, стоимость товаров придется включить в доходы по мере отгрузки покупателям. Расходы, соответственно, надо также признавать по методу начисления, не дожидаясь оплаты.
Без некоторых регистров можно обойтись. Например, чтобы в конце года определиться с остатками по банку или кассе, своих регистров составлять не нужно. Данные о средствах на счетах можно найти в банковских выписках. Об остатках наличных средств можно узнать из кассовой книги. Кроме того, отдельные регистры по учету начисленных страховых взносов в фонды разрабатывать не придется. Такие карточки по каждому работнику требует составлять п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 г. № 212-ФЗ. Форма документа рекомендована ПФР и ФСС в совместном письме (от 26.01.2010 г. № АД-30-24/691 и от 14.01.2010 г. № 02-03-08/08-56П). Именно эти бланки будет удобно применять.
С 2013 г. обязательные реквизиты появились и у бухгалтерских регистров. Их перечень приведен в п. 4 ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ. Это данные, которые должны быть в любом регистре бухгалтерского учета. Причем эти реквизиты обязательны для любого бухгалтерского регистра: наименование регистра; наименование компании; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименование должностей работников, ответственных за ведение регистра, а также их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Эти реквизиты и ранее присутствовали в бухгалтерских регистрах. Но таких строгих требований не было. То есть прежде можно было не следить за тем, чтобы, например, ответственный за ведение документа работник обязательно поставил не только свою фамилию, но и инициалы, а также должность. Теперь лучше сразу предусмотреть в бланке графы для этих данных.
Изменились требования по правилам исправления регистров, если обнаружена ошибка в регистре. Если всю информацию из первичной документации обобщает компьютерная программа, то необходимо ввести новые правильные данные в специальную форму, и они автоматически отразятся в итоге там, где надо. Но если по какой-то причине ведомость или журнал
учета ведется на бумаге, то исправления в документ необходимо вносить по действующим правилам, закрепленным в п. 8 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ.
Следует неверные данные зачеркнуть и написать правильные, кроме того, обязательно поставить дату исправления. Заверить внесенные правки должны именно те сотрудники организации, которые отвечают за ведение бухгалтерского регистра. Также должны быть указаны их подписи и фамилии с инициалами.
Исправить ошибку в регистре бухгалтерского учета лучше все же на основании бухгалтерской справки, в которой следует указать причину корректировки старых записей в учете. Например, неверно был рассчитан налог и эту ошибочную сумму показали в регистрах. Тогда следует привести и проводку, которая исправила эту неточность.
Список литературы
1. Небавская Т.В. Бухгалтерский учет в малых предприятиях // В сборнике: Стратегия развития современной экономической науки в условиях глобализации и трансформации экономики. Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 99-103.
2. Кругляк З.И., Калинская М.В. Влияние отдельных элементов учетной политики на статьи отчетности и показатели финансового состояния // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. - № 101. - С. 1078-1098.
3. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
УДК 330.34
ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ИННОВАЦИОННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, БАЗИРУЮЩЕГОСЯ НА ИНВЕСТИЦИЯХ Остапенко Алина Сергеевна, студентка (e-mail:[email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью (e-mail:[email protected]) Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
В статье рассматриваются актуальные вопросы оценки процесса инновационного воспроизводства основных средств, базирующихся на инвестициях. Приведен алгоритм определения рейтинга инвестиций в воспроизводство инновационных проектов.
Ключевые слова: инновации, воспроизводство, оценка, инвестиции.