Научная статья на тему 'Особенности биологической адаптации и состояния иммунного статуса у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности'

Особенности биологической адаптации и состояния иммунного статуса у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / BIOLOGICAL ADAPTATION / HUMORAL IMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Банникова Л. П., Кокшаров Александр Викторович

Для осуществления комплексного подхода при разработке профилактических и коррекционных мероприятий у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций (ДОО) компенсирующей направленности были изучены адаптационные резервы их организма, а также показатели, характеризующие иммунный статус. Биологическая адаптация изучалась с помощью кардиоинтервалографии у 111 детей в возрасте 6-7 лет. Методом иммуноферментного анализа обследовано 88 детей по показателям IgA, IgM, IgG, sIgA в слюне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Банникова Л. П., Кокшаров Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of biological adaptation and immune status of children with visual function disorders in conditions of preschool educational institutions of compensating type

For implementation of a comprehensive approach in the elaboration of preventive and corrective measures in children with impaired visual function in conditions of preschool educational institutions of compensating type there were studied adaptation reserves of their organism, as well as indices of immune status. Biological adaptation was studied with the help of cardiointervalography in 111 children aged 6-7years. With the use of ELISA 88 children were examined in terms of IgA, IgM, IgG, sIgA in saliva.

Текст научной работы на тему «Особенности биологической адаптации и состояния иммунного статуса у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности»

10. Fudin N.A., Tarakanov O.P., Klassina S.Ya. Music as a method of improving the functional status of students before the exam . Fiziologiya cheloveka. 1996; 22 (3): 99-107 (in Russian).

11. Shushardzhan S.V. Music Therapy: History and Perspectives. Klinicheskaya meditsina. 2000; 3: 15-8 (in Russian).

12. ShutovaN.V Structural and dynamic system of musical influence as a method for integrated mental development of children. In: Psychological science and practice: Problems and perspectives: Proc.of the international conference. N. Novgorod; 2010 (in Russian) .

13. Malyarenko T.N. Prolonged information influence as a non-pharmacological technology for optimizing the functions of the heart and brain. Dr. med. sci. diss. Pyatigorsk; 2005 (in Russian).

14. Pulyaevskaya O.V. The problem of the influence of music on human health. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2004; 6: 98 (in Russian) .

15. Zilov V.G., KudaevaL.M., Mikhaylova A.A. A systematic approach to the methods of non-drug therapy. Zhurnal vosstanovitel’noy terapii. 1994; 1: 48-9 (in Russian).

Поступила 02.03.12

© л.п. Банникова, а.в. кокшаров, 2013

УДК 613.954.617.7-053.4-092:612.014.49

Л.П. Банникова, А.В. Кокшаров

ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СОСТОЯНИЯ ИММУННОГО

статуса у детей дошкольного возраста с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности

ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, 454092, Челябинск

Для осуществления комплексного подхода при разработке профилактических и коррекционных мероприятий у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций (ДОО) компенсирующей направленности были изучены адаптационные резервы их организма, а также показатели, характеризующие иммунный статус. Биологическая адаптация изучалась с помощью кардиоинтервалографии у 111 детей в возрасте 6-7 лет. Методом иммуноферментного анализа обследовано 88 детей по показателям IgA, IgM, IgG, sIgA в слюне.

Ключевые слова: биологическая адаптация; гуморальный иммунитет

L. P. Bannikova, A. V Koksharov - FEATURES OF BIOLOGICAL ADAPTATION AND IMMUNE STATUS OF CHILDREN WITH VISUAL FUNCTION DISORDERS IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF COMpENSATING TYpE

South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092

For implementation of a comprehensive approach in the elaboration of preventive and corrective measures in children with impaired visual function in conditions of preschool educational institutions of compensating type there were studied adaptation reserves of their organism, as well as indices of immune status. Biological adaptation was studied with the help of cardiointervalography in 111 children aged 6-7years. With the use of ELISA 88 children were examined in terms of IgA, IgM, IgG, sIgA in saliva.

Keywords: biological adaptation; humoral immunity

Введение

Проблема адаптации в детском возрасте является актуальной. Выбор данного направления не случаен, так как динамизм окружающей среды, расширение сети коллективного воспитания предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма, а следовательно, к углубленному изучению физиологических механизмов его биологической адаптации. Именно адаптационные возможности организма определяют меру индивидуального здоровья и особенности его реагирования на средовые факторы [5]. Все большее число ученых приходит к выводу, что адаптационные возможности являются надежным показателем прогнозирования здоровья ребенка [2, 8].

В качестве возможных индикаторов оценки динамики адаптационных реакций могут быть использованы показатели вегетативной регуляции работы сердца в

Для корреспонденции: Кошкарев Александр Викторович, е-mail: [email protected].

условиях психофизиологической пробы, а также параметры гуморального иммунитета.

Согласно А. П. Спицину (2011), анализ вариабельности сердечного ритма позволяет объективизировать выраженность ментального стресса и оценить соотношение симпатических и парасимпатических влияний на организм при информационной нагрузке [12].

Цель исследования - изучить особенности биологической адаптации и состояние иммунного статуса у детей 6-7 лет с патологией зрения в условиях ДОО компенсирующей направленности.

Материалы и методы

Известно, что возрастной интервал 6-7 лет в силу анатомо-физиологических особенностей детей данного возраста характеризуется повышенной чувствительностью их организма к воздействию факторов внешней среды. В этот период организм ребенка не способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные воздействия, что может привести сначала к функциональным расстройствам, а затем и к патологическим

89

[гиена и санитария 3/2013

процессам. В этой связи первостепенная роль должна отводиться диагностике донозологичееких состояний, основа которой заключается в измерении адаптационных резервов организма.

Под наблюдением находилось 111 детей в возрасте 6-7 лет, из них 77 детей - основная группа (дети с патологией зрения) и 34 ребенка - группа контроля (практически здоровые дети).

Изучение биологической адаптации проводилось с помощью кардиоинтервалографии как наиболее простого и удобного для практического применения метода оценки состояния вегетативной нервной системы, обеспечивающей адаптационные процессы [1]. Изучались такие показатели, как SDNN (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов), CV (коэффициент вариации полного массива кардиоинтервалов), ТР (суммарная мощность спектра, мс2), 1C (индекс централизации), HF (мощность спектра высокочастотного компонента, %), LF (мощность спектра низкочастотного компонента, %), VLF (мощность спектра очень низкочастотного компонента, %), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), мода (Мо, с), амплитуда моды (АМо, %), вариационный размах (АХ, с); индекс напряжения (ИН, уел. ед.).

В качестве нагрузочной пробы использовали дозированные задания (фигурные таблицы). Ребенку предлагалось в течение 2 мин в каждой из 100 предъявленных на бланке теста фигур (кружок, квадрат, ромб, треугольник) в быстром темпе проставить знак, указанный в образце (галочка, минус, точка, плюс). Цель нагрузочной пробы - вызвать ментальный стресс, характеризующий степень адаптации организма ребенка к внешней среде.

Для мониторинга состояния иммунного статуса предпочтение отдавали неинвазивным методам исследования. В условиях Центральной научно-исследовательской лаборатории определяли содержание IgA, IgM, IgG и секреторного slgA в слюне методом иммуноферментного анализа (ИФА), который, согласно Р. М. Хаитову (2009), признан наиболее чувствительным среди существующих методов [15].

Методом ИфА было обследовано 88 детей, из них 58 (31 мальчик, 27 девочек) - дети е офтальмопатологией -основная группа и 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) е I-II группой здоровья - группа контроля. В качестве возрастной "нормы" были приняты значения показателей гуморального иммунитета детей контрольной группы.

Для статистической обработки материала использовали пакет прикладных программ SPSS 7,0. Данные обработаны параметрическим методом (/-критерий Стью-дента), где достоверным считался уровень р < 0,05.

Результаты и обсуждение

Фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма ребенка, является сердечно-сосудистая система [14]. Степень отклонения от исходного уровня любого из ее показателей может служить ориентиром в суждении о функциональных резервах и фактических возможностях детского организма

[4, 6].

Полученные в ходе исследования показатели кардиоинтервалографии представлены в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя была выше у детей е патологией зрительного анализатора (100,7 ± 1,2 и 96,7 ± 1,8 уд/мин; р < 0,05). Это дает основание предположить

Таблица 1

Показатели кардиоинтервалографии у детей 6-7 лет основной и контрольной групп, посещающих доо компенсирующей направленности (М ± т)

Этап Группа обследованных (n = 111)

Показатель исследования основная (П = 77) контрольная (n = 34)

ЧСС, уд/мин Состояние покоя 100,7 ± 1,2 96,7 ± 1,8*

Нагрузка 109,4 ± 1,4 103,3 ± 2,1

Период восстановления 100,7 ± 1,3 95,5 ± 1,5*

Мода, е Состояние покоя 583,4 ± 7,01 601,9 ± 9,03

Нагрузка 540,9 ± 6,9 548,7 ± 9,4

Период восстановления 588,6 ± 7,8 611,6 ± 9,6*

Амплитуда моды, % Состояние покоя 38,5 ± 0,6 38,8 ± 0,9

Нагрузка 38,8 ± 0,6 40,5 ± 1,2

Период восстановления 38,6 ± 0,8 38,6 ± 0,7

Вариационный размах, е Состояние покоя 212,7 ± 8,5 247,9 ± 14,02*

Нагрузка 171,4 ± 8,3 183,6 ± 11,7

Период восстановления 206,9 ± 7,9 248,8 ± 11,8*

Индекс напряжения, уел. ед. Состояние покоя 306,2 ± 33,9 205,2 ± 28,5*

Нагрузка 517,9 ± 43,5 431,8 ± 54,9

Период восстановления 300,3 ± 27,8 188,5 ± 25,7*

*Доетоверноеть различий (р < 0,05) по показателям кардиоинтервалографии у детей основной и контрольной групп.

некоторое изначальное функциональное напряжение со стороны сердечно-сосудистой системы у этих детей.

В активной части пробы, когда детям необходимо было выполнить дозированное задание, ЧСС увеличилась в основной группе на 8,6%, у детей контрольной группы на 6,8 % и составила 109,4 ± 1,4 и 1о3,3 ± 2,1 уД/мин соответственно (р > 0,05). Прирост ЧСС в активной части пробы, возможно, был обусловлен психоэмоциональным перенапряжением, которое, как известно, возникает в условиях дефицита времени, когда требуется быстро, точно и с высокой скоростью выполнить дозированное задание.

Исходных величин ЧСС достигла в период восстановления (100,7 ± 1,3 и 95,5 ± 1,5 уд/мин; р < 0,05). В работах В.И. Медведева (1982) было показано, что величина реакции первичного ответа зависит как от характеристики раздражителя, так и от параметров, связанных е состоянием организма, а реакция платы в свою очередь - от выраженности реакции первичного ответа и от состояния регулирующих структур [7].

Разницу между максимальным и минимальным интервалами R-R, характеризовал вариационный размах (АХ, с). У детей контрольной группы он составил 247,9 ± 14,02 с, что в 1,2 раза выше в сравнении е детьми основной группы (212,7 ± 8,5 с). В активной части пробы отмечалось некоторое снижение этого показателя у

90

Таблица 2

Показатели гуморального иммунитета у детей основной и контрольной групп, посещающих ДОО компенсирующей направленности (M ± т)

№ п/п Показатель Группа обследованных р

основная (п = 58) контрольная (п = 30)

1 IgA, г/л 0,586 ± 0,053 0,748 ± 0,083 < 0,05

2 IgM, г/л 0,022 ± 0,00098 0,023 ± 0,00173 > 0,05

3 IgG, г/л 0,018 ± 0,00285 0,014 ± 0,0033 > 0,05

4 sIgA, мг/л 710,6 ± 39,9 766,5 ± 55,01 > 0,05

наблюдаемых детей, однако по окончании пробы он составил 206,9 ± 7,9 и 248,8 ± 11,8 с (р < 0,05).

Мода (Мо, с) характеризовалась существенным сдвигом влево и находилась в пределах от 583,4 ± 7,01 до 601,9 ± 9,03 с.

Таким образом, анализ показателей кардиоинтерва-лографии свидетельствует о преобладании тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы у детей 6-7 лет.

На смещение баланса вегетативной нервной системы в сторону симпатикотонии указывал индекс напряжения (ИН), который был в 1,5 раза выше у детей с нарушением зрительной функции (3о6,2 ± 33,9 и 205,2 ± 28,5 уел. ед. соответственно; р < 0,05). При этом величина ИН выходила за условные границы нормы, что свидетельствовало о высокой активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и механизмов центральной регуляции у детей обеих сравниваемых групп, однако у детей е офтальмопатологией она имела более выраженный характер.

Из данных литературы известно, что ответ на действие специфической составляющей стресса индивидуален, поэтому один и тот же раздражитель действует неодинаково на разных людей, в зависимости от их реактивности и пола [3]. Вместе е тем изучение основных характеристик сердечного ритма е учетом гендерных различий показало высокую степень напряжения систем вегетативного обеспечения как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков е патологией зрительной функции ИН в состоянии покоя, в период нагрузки и по ее окончании был выше, чем у мальчиков контрольной группы, и составил 316,3 ± 45,8, 516,6 ± 58,7, 294,8 ± 36,6 и 148,6 ± 23,8, 330,1 ± 7о,5, 130,0 ± 16,7 уел. ед. соответственно (р < 0,05). Это свидетельствовало о сохраняющемся и более выраженном преобладании симпатического контура регуляции. У девочек основной и контрольной групп достоверных различий в оцениваемых показателях (ТСС, АХ, Мо, АМо, ИН) установлено не было, так же как не было установлено достоверных различий по таким по-

казателям, как SDNN, CV, TP, IC, HF, LF, VLF.

В выработке адаптационной реакции на воздействие комплекса факторов внешней среды, е которыми организм человека сталкивается в различные периоды онтогенеза, центральное место занимает иммунная система

[9]. Проявлением этого воздействия могут быть функциональные изменения в этой системе.

Результаты изучения гуморального иммунитета позволили установить достоверные различия у детей основной и контрольной групп по содержанию в слюне IgA (0,586 ± 0,053 и 0,748 ± 0,083; р<0,05). Содержание IgA у детей основной группы было ниже в 1,2 раза, чем у детей контрольной группы (табл. 2).

Содержание IgM, IgG, slgA в слюне детей обеих сравниваемых групп достоверных различий не имело.

Б.И. Ткаченко (2001) установлено, что дети 6-7-летнего возраста находятся в четвертом критическом периоде развития иммунной системы, который характеризуется низким содержанием в крови IgA, что обусловливает слабую местную защиту слизистых, на поверхность которых IgA попадает транссудативно из кровотока [13]. В связи е этим чувствительность детей этого возраста к факторам внешней среды остается высокой.

Согласно Д.В. Стефани и Ю.Е. Вельтищеву (1996), IgA входит в состав различных секретов организма и играет важную роль в формировании местного иммунитета [11]. Будучи одним из основных секреторных иммуноглобулинов, он обеспечивает интенсивный, но непродолжительный иммунный ответ, не формируя клеток иммунологической памяти.

Изучение показателей гуморального иммунитета е учетом гендерных различий представлено в табл. 3.

Данные таблицы свидетельствуют, что содержание IgA в слюне у девочек основной группы было в 1,4 раза ниже, чем у девочек контрольной группы (0,523 ± 0,072, 0,732 ± 0,105; р < 0,05).

Полученные результаты, возможно, обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей изучаемого возраста. Согласно М.Р. Сапину и Д.Б. Ни-китюк (2000), такие органы, как глоточная и трубная миндалины, трахея и главные бронхи, испытывают на себе существенное влияние внешней среды, включая и антигенные воздействия [10]. Кроме того, авторами установлена большая индивидуальная вариабельность количества лимфоидной ткани в органах. Вероятно, это связано е неодинаковостью качества жизни, антигенного влияния среды, различной реактивностью организма. В пределах каждой возрастной группы у детей всегда имеются значительные колебания между максимальным и минимальным числом, размерами и другими параметрами лимфоидных образований любого органа. Несомненно, такие различия служат проявле-

Показатели гуморального иммунитета у детей основной и контрольной групп с учетом пола (M ± т)

Таблица 3

№ п/п Показатель Мальчики Девочки

основная группа(п = 31) контрольная группа (п = 15) основная группа(п = 27) контрольная группа (п = 15)

1 IgA (г/л) 0,642 ± 0,077 0,763 ± 0,133 0,523 ± 0,072 0,732 ± 0,105*

2 IgM (г/л) 0,02 ± 0,00136 0,023 ± 0,00264 0,024 ± 0,00136 0,022 ± 0,00233

3 IgG (г/л) 0,019 ± 0,00434 0,019 ± 0,00532 0,017 ± 0,00362 0,0087 ± 0,0035

4 SIgA (мг/л) 735,1 ± 47,5 722,5 ± 76,1 682,2 ± 66,9 810,4 ± 80,4

*Доетоверноеть различий (р < 0,05) по содержанию IgA в слюне у девочек основной и контрольной групп.

91

[гиена и санитария 3/2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нием определенной степени иммунной защищенности организма.

Выводы. 1. По данным кардиоинтервалографии установлено, что у детей с нарушением функции зрения имеется изначальное функциональное напряжение со стороны сердечно-сосудистой системы.

2. Установлено выраженное преобладание симпатического контура регуляции. На симпатикотонию указывал высокий ИН, который был в 1,5 раза больше у детей с нарушением зрительной функции.

3. В показателях, характеризующих состояние гуморального иммунитета у детей с офтальмопатологией, отмечалось достоверное снижение содержания IgA в слюне - в 1,2 раза в сравнении с детьми контрольной группы.

4. У девочек основной группы содержание IgA в слюне было в 1,4 раза ниже, чем у девочек контрольной группы.

Литер атур а

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина; 1997.

2. Беренштейн Г.Ф., НурбаеваМ.Н., ВасиленкоН.И., Караваев А.Г., Полевой Д.А., Василенко С.Г. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения. Гигиена и санитария. 1993; 4: 35-6.

3. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина; 1998.

4. Казин Э.М., Рифтин А.Д., Федоров А.И. и др. Использование автоматизированных систем для оценки здоровья работников. Сообщение I. Исследование показателей функционального состояния работников различных профессиональных групп. Физиология человека. 1991; 17 (1): 126.

5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск; 1980.

6. Калюжный Е.А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения. В кн.: Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 20о2: 128-9.

5. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука; 1982.

8. Потупчик Т.В., Макарова М.В., Прахин Е.И., Эверт Л.С., Бакшеева С.С. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам. Гигиена и санитария. 2011; 6: 41-4.

9. Румянцева Е.Г., Дмитриева Д.А. Загрязнение окружающей среды и состояние иммунной системы у детей. Гигиена и санитария. 1999; 2: 24-6.

10. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. М.: АПП "Джангар"; 2000.

11. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология и иммунопатология детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина; 1996.

12. Спицин А.П., Спицина Т.А. Вариабельность ритма сердца в условиях нервно-психического напряжения. Гигиена и санитария. 2011; 4: 65-8.

13. ТкаченкоБ.И., ред. Физиологические основы здоровья человека. СПб.; Архангельск: Издательский центр Северного гос. мед. ун-та; 2001.

14. Тупицин О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.; 1985.

15. Хаитов Р.М., Ильина Н.И., ред. Аллергология и иммунология: Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

Reference s

1. Baevskiy R.M., BersenevaA.P. Evaluation of adaptive capacity of the organism and the risk of disease. Moscow: Meditsina; 1997 (in Russian) .

2. Berenshteyn G.F., Nurbaeva M.N., Vasilenko N.I., Karavaev A.G., Polevoy D.A., Vasilenko S.G. Heart rate dynamics in high school students in the process of studying . Gigiena i sanitariya . 1993; 4: 35-6 (in Russian).

3. Volozhin A.I., Subbotin Yu.K. Disease and health: two sides of adaptation. Moscow: Meditsina; 1998 (in Russian).

4. Kazin E.M., Riftin A.D., Fedorov A.I. et al . The use of automated systems to assess the health of workers . Report I . Study of the functional state indices of workers in different occupational groups. Fiziologiya cheloveka. 1991; 17 (1): 126 (in Russian).

5. Kaznacheev V.P. Modern aspects of adaptation. Novosibirsk, 1980 (in Russian).

6. Kalyuzhnyy E.A. Evaluation of the functional status of schoolchildren by the method of Cardiointervalography in different pedagogical training systems. In: Education of the children and adolescents: the hygienic problems: Proceedings of the All-Russian conference with international participation. Moscow; 2002: 128-9 (in Russian).

7. Medvedev VI. Stability of physiological and psychological functions of a person under the influence of extreme factors. Leningrad: Nauka; 1982 (in Russian).

8. Potupchik T.V., Makarova M.V., Prakhin E.I., Evert L.S., Bak-sheeva S.S. Estimation criteria of adaptation of children to high workload. Gigiena i sanitariya. 2011; 6: 41-4 (in Russian).

9. Rumyantseva E.G., Dmitrieva D.A. Environmental pollution and the immune system condition in children Gigiena i sanitariya 1999; 2: 24-26 (in Russian).

10. Sapin M.R., Nikityuk D.B. The immune system, stress, and immune deficiency. Moscow: APP Dzhangar; 2000 (in Russian).

11. Stefani D.V., Vel’tishchev Yu.E. Clinical immunology and im-munopathology of childhood: A Guide for Physicians. Moscow: Meditsina; 1996 (in Russian).

12. Spitsin, A.P., Spitsina T.A. Heart rate variability in mental stress . Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 65-68 (in Russian).

13. Tkachenko B.I., ed. Physiological basis of human health . Sankt-Peterburg; Arkhangel’sk: Publishing Center of the Northern State Medical University; 2001 (in Russian).

14. Tupitsin O.I. Age dynamics and adaptation changes of the cardiovascular system students. Moscow, 1985 (in Russian).

15. Khaitov R.M., Il’ina N.I., ed. Allergology and Immunology: National guide. Moscow: GEOTAR-Media; 2009 (in Russian).

Поступила 09.07.12

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.